2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Адаптивный круиз-контроль (ACC)

Адаптивный круиз-контроль (ACC)

Что же меня побудило начать это повествование? А вот что! АСС

Что же это такое и с чем его едят?

Введение.
Адаптивный круиз-контроль (ACC) может поддерживать заданную скорость движения и одновременно дистанцию до следующих впереди транспортных средств, освобождая водителя от необходимости нажимать на педали акселератора и тормоза.

Пространство перед автомобилем, а также дистанция до следующего впереди автомобиля контролируются радарным датчиком.

Состояние, при котором ACC поддерживает заданную скорость или дистанцию, ниже называется регулированием.

Вспомогательные системы.
Общие правила:

■ Вспомогательные системы выполняют только вспомогательную функцию и не освобождают водителя от ответственности за управление автомобилем.
■ Повышенный уровень безопасности и дополнительная защита пассажиров, обеспечиваемые вспомогательными системами, не могут служить основанием для рискованного стиля вождения — опасность аварии!
■ Скорость и стиль езды выбирайте с учётом видимости, погодных условий, состояния дороги и дорожной ситуации.
■ Вспомогательные системы подчиняются законам физики, поэтому их возможности не безграничны. По этой же причине реакция системы может восприниматься водителем как нежелательная или запоздалая.
Поэтому водитель должен быть всегда собранным и готовым взять управление на себя!
■ Вспомогательные системы следует включать, выключать и настраивать только так, чтобы в любой дорожной ситуации полностью контролировать автомобиль — опасность ДТП!

Внимание.
■ Водитель должен быть всегда готов взять управление педалями акселератора и тормоза на себя.
■ Адаптивный круиз-контроль не реагирует на неподвижные препятствия, например автомобили в хвосте затора, перед светофором или обездвиженные из-за неисправности или ДТП.
■ Адаптивный круиз-контроль не реагирует на встречные и пересекающие дорогу автомобили.
■ Если адаптивный круиз-контроль замедляет автомобиль недостаточно эффективно, немедленно затормозите автомобиль, нажав педаль тормоза.

Из соображений безопасности запрещается использовать ACC в следующих случаях.
■ На развязках и выездах с автомагистрали, на ремонтируемых дорогах (во избежание нежелательного разгона до записанной в память скорости).
■ Плохая видимость (туман, ливень, сильный снегопад и т. п.).
■ Плохое состояние дорожного покрытия (гололёд, скользкая дорога, гравий, рыхлый грунт).
■ Движение в «крутых» поворотах или на крутых спусках/подъёмах.
■ При проезде через места, где находятся металлические объекты (металлические цеха, железнодорожные рельсы и т. п.).
■ При проезде через замкнутые помещения с множеством перегородок (большие гаражи, паромы, тоннели и т. п.).

Примечание:
■ Система ACC предназначена для использования, главным образом, на автомагистралях.
■ ACC уменьшает скорость посредством автоматического сброса газа или торможения. Если ACC задействует тормоз, загораются стоп-сигналы.
■ При выходе из строя более одного стоп-сигнала на самом автомобиле или на его прицепе адаптивный круиз-контроль перестаёт работать.
■ Регулирование автоматически прерывается при срабатывании систем управления динамикой, использующих тормозные механизмы (например ESC), в случае превышения максимально допустимых оборотов двигателя.

Настройки в системе Infotainment.
› В системе Infotainment в меню CAR нажмите экранную кнопку (шестеренки) → Ассистенты водителя.
■ Адаптивный круиз-контроль (ACC) — настройки адаптивного круиз-контроля
■ Режим движения — регулировка ускорения автомобиля при включённом адаптивном круиз-контроле (в автомобилях с выбором режима движения эта настройка выполнена)
■ Выбранная в последний раз дистанция — включение/выключение выбранной
в последний раз дистанции
■ Расстояние – настройка контроля дистанции до автомобиля впереди

Примечание:
С помощью функции выбора режима движения можно изменить динамические характеристики в соответствии с желаемым стилем вождения.
Для выбора доступны следующие режимы: Эко, Комфорт, Обычный, Спорт, Индивидуальный и Бездорожье.
Режим Комфорт доступен только для автомобилей с адаптивной ходовой частью (DCC), а режим Offroad – только для автомобилей Octavia Scout.

ACC позволяет поддерживать скорость в диапазоне 30-160 или 30-210 км/ч (в зависимости от комплектации) и дистанцию до следующих впереди автомобилей.
С помощью радарного датчика ACC может распознать следующий впереди автомобиль с расстояния до 120 м.

Индикация ACC
1. Распознан автомобиль (регулирование поддерживается)
2. Линия, отмечающая сдвиг дистанции при настройке, Настройка дистанции
3. Настроенное расстояние до едущего впереди автомобиля
4. Распознан автомобиль (регулирование не поддерживается)

Индикация состояния адаптивного круиз-контроля
A. Регулирование не выполняется (на цветном дисплее заданная скорость отображается серыми цифрами).
B. Регулирование выполняется — автомобиль не распознаётся (на цветном дисплее заданная скорость отображается жирными цифрами).
C. Регулирование не выполняется — скорость не введена в память.
D. Регулирование выполняется — автомобиль распознаётся (на цветном дисплее заданная скорость отображается жирными цифрами).

Указание снизить скорость
Если ACC не в состоянии замедлить автомобиль в достаточной для поддержания нужной дистанции мере, в комбинации приборов загорается контрольная лампа (Нажатие на педаль тормоза), а на дисплее появляется указание нажать педаль тормоза.

Регулирование по автомобилю на соседней полосе
Во время регулирования для вашего автомобиля можно задать параметры, аналогичные автомобилю на соседней полосе.
Это может потребоваться при скорости выше 80 км/ч, если ваш автомобиль движется быстрее автомобиля на соседней полосе со стороны водителя. На дисплее отображается распознанный автомобиль на соседней полосе.

Примечание:
Индикация ACC на дисплее в комбинации приборов может быть перекрыта информацией других функций. Индикация ACC автоматически высвечивается на короткое время при изменении состояния системы.

Автоматическая остановка и трогание с места
Автомобили с автоматической коробкой передач ACC может замедлять до полной остановки, а затем снова приводить в движение.

Замедление до полной остановки
Когда впереди идущее транспортное средство затормозило до полной остановки, адаптивный круиз-контроль затормаживает автомобиль тоже до полной остановки.

Трогание с места после полной остановки
Как только находящееся впереди транспортное средство возобновит движение, ваш автомобиль тоже тронется с места и разгонится до введённой в память скорости. При долгой остановке регулирование автоматически
прерывается.

Описание процесса управления

Функции ACC, управляемые с помощью подрулевого переключателя
1. ON — Включение ACC (скорость и дистанция не поддерживаются).
2. RESUME — Запуск (возобновление) регулирования/увеличение скорости с шагом 1 км/ч (подпружиненное положение)
3. CANCEL — Прерывание регулирования (положение без фиксации)
4. OFF — Выключение ACC
5. SPEED + — Увеличение скорости с шагом 10 км/ч
6. SPEED — — Уменьшение скорости с шагом 10 км/ч
A. — DISTANCE + — Выбор дистанции
B. SET — Запуск регулирования/уменьшение скорости с шагом 1 км/ч

Когда подрулевой переключатель переводится из положения OFF сразу в подпружиненное положение RESUME, принимается текущее значение скорости и запускается регулирование.

Запуск регулирования
Условия для запуска регулирования
— Адаптивный круиз-контроль включён.
— На автомобилях с механической коробкой передач включена вторая или более высокая передача, и текущая скорость выше 30 км/ч.
— В автомобилях с автоматической коробкой передач селектор находится в положении D/S или в пазе Tiptronic, а текущая скорость превышает 2 км/ч.

Включение управляющей функции круиз-контроля
› Нажмите клавишу SET.
› Или: Переведите рычаг в положение без фиксации RESUME.

ACC принимает текущую скорость движения и поддерживает её, в комбинации приборов загорается контрольная лампа (спидометр со стрелкой).
Если регулирование запускается переводом подрулевого переключателя в положение RESUME и скорость уже введена в память, ACC принимает эту скорость и поддерживает её.

Примечание:
Если при автоматической КП регулирование запускается при скорости ниже 30 км/ч, то в память всё равно заносится скорость 30 км/ч. Скорость автоматически возрастает до 30 км/ч или до значения, учитывающего скорость движущегося вперёд транспортного средства.

Прерывание/возобновление регулирования
Временное прекращение управляющей функции круиз-контроля
› Переведите рычаг в подпружиненное положение CANCEL.
› Или: нажмите педаль тормоза.
Регулирование прерывается, значение скорости из памяти не стирается.

Возобновление регулирования.
› Запустите регулирование, Запуск регулирования.

Примечание
Регулирование также прерывается при удерживании педали сцепления нажатой дольше 30 секунд или при отключении ASR.

Установка/изменение значения скорости
Значение поддерживаемой скорости можно настроить или изменить с помощью подрулевого переключателя

Установка/изменение скорости с шагом 10 км/ч (SPEED) — необходимые условия
-Адаптивный круиз-контроль включён.

Повышение/снижение скорости шагами по 1 км/ч (RESUME/SET): условия
-Адаптивный круиз-контроль включён.
-Система находится в состоянии регулирования.

Изменение значения скорости путём принятия текущей скорости (SET) — необходимые условия
-Адаптивный круиз-контроль включён.
-Скорость автомобиля отличается от записанного в память значения.

Примечание
■ Когда во время регулирования водитель увеличивает скорость нажатием на педаль акселератора, регулирование временно прерывается. После отпускания педали акселератора регулирование автоматически возобновляется.
■ Когда во время регулирования водитель уменьшает скорость нажатием на педаль тормоза, регулирование прерывается. Чтобы возобновить регулирование, его необходимо запустить заново.
■ Если круиз-контроль должен поддерживать скорость меньше заданной, тогда первым нажатием клавиши SET сохраняется текущая скорость, а повторным нажатием клавиши SET скорость уменьшается с шагом 1 км/ч.

Настройка дистанции
Адаптивный круиз-контроль позволяет устанавливать пять уровней дистанции до следующих впереди автомобилей.
Дистанция настраивается в диапазоне от 1 до 3,6 сек.

Настройка дистанции в системе Infotainment
› В системе Infotainment в меню ACC выберите пункт Расстояние и настройте дистанцию, Настройки в системе Infotainment.

Настройка дистанции с помощью подрулевого рычага
› Переведите переключатель DISTANCE в положение без фиксации — или +.
На дисплее в комбинации приборов высвечивается линия 2 (3 рисунок) на, которая отмечает сдвиг дистанции.
› С помощью клавиши DISTANCE на подрулевом переключателе сдвиньте линию 2 на желаемое расстояние.

Примечание
■ Если дистанция была изменена в системе Infotainment, это изменение можно увидеть только после последующего включения ACC.
■ Настройка дистанции сохраняется (в зависимости от модели системы Infotainment) в активной учётной записи персональных настроек.

Особые условия движения
Следующие (и подобные) дорожные ситуации требуют особого внимания и при необходимости вмешательства водителя (торможение, разгон и т. п.).

При движении в повороте
В начале или в конце затяжных поворотов может случиться, что едущее по соседней полосе транспортное средство попадёт в зону действия радара » илл. А. Тогда скорость вашего автомобиля будет регулироваться
по этому транспортному средству.

Малогабаритные ТС и ТС в межрядном пространстве
Малогабаритное или едущее в межрядном пространстве транспортное средство может распознаваться системой ACC только в том случае, если оно находится в зоне действия радара » илл. В.

Перестроение других автомобилей
Система ACC может не сразу распознать «подрезающие» транспортные средства » илл. С.

Неподвижные автомобили;
Адаптивный круиз-контроль не реагирует на неподвижные объекты! Если распознанное адаптивным круиз-контролем транспортное средство, закрывающее неподвижный автомобиль, сворачивает или неожиданно пере
страивается, то адаптивный круиз-контроль не в состоянии среагировать на неожиданно появившийся в зоне действия датчика неподвижный автомобиль » илл. D.

Автомобили с нестандартным грузом или с особенными навесными деталями
Адаптивный круиз-контроль может не распознать имеющиеся на других автомобилях груз или навесные детали, выступающие за их габариты.

Обгон и движение с прицепом
При обгоне
Если во время регулирования скорость автомобиля ниже записанной в память и водитель включает указатели поворота, ACC расценивает это как подготовку к обгону. Адаптивный круиз-контроль автоматически разгоняет автомобиль и уменьшает тем самым дистанцию до впереди идущего автомобиля.
После перестроения на полосу обгона, когда впереди нет транспортных средств, ACC разгоняет автомобиль до записанной в память скорости и поддерживает эту скорость постоянной.
Разгон можно в любой момент прервать нажатием на педаль тормоза или на клавишу CANCEL на рычаге.

Буксировка прицепа
При движении с прицепом или другим дополнительным оборудованием, подключённым к розетке для прицепа, регулирование ACC происходит со сниженной динамикой. Это необходимо учитывать при выборе стиля
вождения.

Неисправности
Если система ACC недоступна, на дисплее комбинации приборов загорается контрольная лампа (спидометр со стрелкой и восклицательным знаком) и появляется соответствующее сообщение.

Датчик перекрыт/загрязнён
Если накладка датчика или датчик загрязнены или перекрыты, появляется сообщение о том, что видимость датчика нарушена. Очистите накладку датчика или уберите мешающее препятствие .
Если датчик перестал видеть зимой, причиной может быть снег на датчике или под его накладкой. ACC полностью работоспособен после того, как растает снег на датчике.
ACC недоступен
Если система ACC недоступна, появляется сообщение о недоступности. Остановите автомобиль, выключите и снова заведите двигатель. Если ACC по-прежнему недоступен, обратитесь за помощью на сервисное предприятие.

Неисправность ACC
В случае неисправности ACC появляется сообщение об ошибке. Обратитесь за помощью на ближайшее сервисное предприятие.

На этом закончим с теорией. Продолжение следует.
Нравиться мой бред? Поставь нравиться и подпишись!

Адаптивный круиз-контроль, принцип работы

Адаптивный круиз-контроль стал куда более удобней, обычной аналогичной системы. Расскажем о принципе работы, основных составных системы и факторах для работы. Адаптивный круиз-контроль стал куда более удобней, обычной аналогичной системы. Расскажем о принципе работы, основных составных системы и факторах для работы.

Поездки на длинные дистанции или куда хуже монотонная езда в длинных пробках очень утомляют, прежде чем водитель доедет до пункта назначения. Для длинных дистанций издавна производители начали устанавливать систему под название круиз-контроль. Благодаря этой системе, водителю не нужно было следить за скоростью или оборотами двигателя. Независимо машина ехала под гору, с горы или по ровной дороге система автоматически решает сколько стоит выжать лошадок с двигателя автомобиля.

Такая система работала только на длинные дистанции, но никак не в пробках или при движении в колоне. Появление разных датчиков, операционных систем бортового компьютера и прочих «прибамбасов» дало возможность инженерам научить систему круиз-контроля управлять автомобилем так, как хочет того водитель, а не как заложено заводом производителем.

Разновидность адаптивного круиз-контроля

Не зависимо от производителя автомобиля или как бы его не называли, принцип работы системы будет одинаковая. Так же в основание системы адаптивного круиз-контроля (ACC, Adaptive Cruise Control) входят похожие составные.

Производители и их адаптивный круиз-контроль:

    Volkswagen, Honda и Audi — Adaptive Cruise Control;

У компании BMW — Active Cruise Control;

Toyota называла — Radar Cruise Control;

Mitsubishi — Preview Distance Control;

  • Mercedes-Benz именуют — Distronic или Distronic Plus.
  • В зависимости от производителя могут быть детали улучшенные или стандартного качества. Стоит отметить, что адаптивный круиз-контроль относят к системам активной безопасности.

    С чего состоит система контроля

    Основными составляющими можно считать датчик расстояния, исполнительные устройства и блок управления.

    Датчик расстояния измеряет скорость и расстояние относительно автомобиля идущего впереди. Если посмотреть более детально, то в качестве датчика расстояния используют лидары или радары.

    В основе лидара используется лазерный инфракрасный луч. Лазерный датчик намного дешевле радарных датчиков, но и по качеству выполнения функций хуже. Из-за погодных условий показатели с лидара могут быть недостоверными, поэтому на машинах премиум-класса в системах ACC используют радарные датчики.

    Радар датчик в отличии от лидара излучает электромагнитные волны на идущий спереди объект, в обратную получая аналогичный сигнал, по принципу эха. Скорость впереди едущей машины оценивается по частоте отражения волн, а расстояние по времени за которое возвращается сигнал к датчику. В результате данные преобразуются в электронные данные и передаются на блок управления.

    Как правило датчик расстояния устанавливают на самой передней точке, зачастую это бампер или решетка радиатора. Обычно максимальный радиус действия такого датчика около 200 метров прямой видимости.

    В последних разработках адаптивного-круиз-контроля используют два датчика, первый для длинных дистанций, второй для коротких дистанций. Короткий диапазон обеспечивает движение автомобиля вплоть до полной его остановки. Длинный диапазон работает до 30 км/час. Это значительно расширяет возможности системы и дает возможность использовать систему на разных скоростях движения, даже в городском цикле.При небольшой скорости, а часто это бывает в пробках, водителю остается только крутить рулем, а педалями тормоза и газа система будет управлять самостоятельно, тем самым поможет избежать неожиданного столкновения.

    Блок управления рассчитан на прием и обработку данных с датчиков и других дополнительных систем, которые помогают определить:

    угол поворота руля;

    скорость вашего автомобиля;

  • дистанцию и скорость впереди идущей машины.
  • Благодаря программному обеспечению в блоке управления сравниваются полученные данные с заданными. На основе полученного результата формируются данные для управления и сигналы бортовому компьютеру, который сменит скорость или притормозит автомобиль.

    Одним словом, адаптивный круиз-контроль это не определенный механизм, а совокупность датчиков и других механизмов, взаимодействие которых между собой приводит к ожидаемому результату.

    Как работает адаптивный круиз-контроль

    Обычный адаптивный круиз-контроль способен работать при скорости от 30 до 180 км/час, а более продвинутый от 0 до 210 км/час. Выделяют особый режим Stop and Go, который позволяет в городском цикле или плотном движении ехать притормаживая или ускоряясь.

    Главной целью адаптивного круиз-контроля является поддержание постоянной скорости, замедления движения автомобиля или его ускорение. В случае, когда спереди отсутствует автомобиль, система поддерживает заданную водителем скорость. Если же автомобиль перестраивается или притормаживает, при ускорении система доведет до ранее заданной скорости.

    Для лучшей работы адаптивного круиз-контроля могут дополнительно установить систему навигации GPS, систему экстренного торможения и другие вспомогательные системы. По сути ACC это основная система для автономного управления автомобилем.

    Стоимость комплекса оборудования

    Если говорить о стоимости адаптивного круиз-контроля, то многое будет зависеть от марки и модели автомобиля. Как пример для автомобилей марки BMW стоимость ACC обойдется порядка 130-150 тыс. рублей (без учета проводки и монитора в салоне).

    Бывший в употреблении комплект, в среднем обойдется 1200 евро, но уже с полным набором, но и то нет гарантий, что данный вариант будет на 100% работать как родной. Ведь для его настройки нужно немало сил и знаний. Сам же радар стоит не дорого, пару тысяч рублей, а самым дорогим можно считать блок управления.

    Удовольствие не с дешевых, но при покупке нового автомобиля не будет лишним доукомплектовать его такой системой, так как простояв несколько раз в пробке или проехав длинный путь поймете насколько удобным и полезным является адаптивный круиз-контроль.

    Видео принципа работы адаптивного круиз-контроля:


    Адаптивный круиз контроль: что это и как работает

    Подбирая авто в салоне или просматривая перечень серийно устанавливаемых и опциональных систем на сайте производителя, вы могли заметить такой термин как «адаптивный круиз-контроль». Данная функция начала появляться на автомобилях недавно, поэтому ее значения знают далеко не все автолюбители. Поэтому, в данной статье мы расскажем о том, что такое адаптивный круиз-контроль в машине, как он работает, зачем вообще он нужен?

    Что такое адаптивный круиз контроль?

    Круиз-контроль – дополнительная система автомобиля, основная задача которой – поддержание установленной скорости движения. Она бывает полезной при продолжительных поездках по загородным трассам, но в городе использовать ее трудно, так как нужно постоянно сбавлять скорость, останавливаться и потом снова разгоняться. Для решения этой проблемы был разработан адаптивный круиз-контроль (или ACC — adaptive cruise control).

    Адаптивный круиз-контроль — это улучшенная система круиз-контроля, которая не только автоматически поддерживает скорость движения, но и соблюдает безопасную дистанцию до впереди идущего автомобиля, адаптируясь под текущую ситуацию на дороге.

    Первые, ещё неактивные системы круиз-контроля начали устанавливаться в 70-е годы прошлого века, а исследования в данной области стартовали 30-ю годами ранее. Конечно, родоначальником ещё механических систем, где обычный стальной тросик был напрямую связан с карбюратором, стала Северная Америка. Изначально круиз-контроль позиционировался как предмет роскоши: даже для топовых комплектаций самых дорогих, роскошных моделей предлагался исключительно как опция. Или – как главная «фишка» при анонсе новинки. Но с прогрессом данная система быстро стала электронной, а во многом благодаря компании Bosch перебралась через океан, где начала внедряться на любые, не только легковые авто.

    Адаптивный круиз-контроль появился гораздо позже, на рубеже веков. В отличие от неактивной системы, которая только поддерживает заданную скорость движения, система адаптивного круиз-контроля:

    • ускоряет автомобиль до заданного значения;
    • замедляет его, вплоть до полной остановки;
    • наконец, удерживает заданную скорость, обеспечивая не только комфорт в длительных поездках, но и значительно, на 10% и более сокращая расход топлива.

    Хотя до полностью автономного от водителя движения, когда автомобиль сам не только тормозит/ускоряется, но и поворачивает, перестраивается из ряда в ряд, ему далеко.

    Как устроен адаптивный круиз-контроль

    Сама система – простая, понятная, состоит из всего трёх узлов:

    • Фронтальные датчики, расположенные в переднем бампере, реже – за фальшрешёткой радиатора. Это – «глаза» круиз-контроля, поэтому должны быть чистыми от грязи и снега. В противном случае эффективность системы будет стремиться к нулю.
    • Дополнительные датчики, отслеживающие едет ли автомобиль по прямой, в горку или с неё, на какой угол отклонено рулевое колесо, контролирующие включенную в КПП передачу, даже информацию с дорожной разметки и придорожных знаков.
    • Электронный блок управления, «мозг» адаптивного круиз-контроля. Это – основа системы, от которой зависит не только качество функционирования, но и работа вообще. Он анализирует поступающую информацию, давая команды:
      • системе подачи топлива изменить угол наклона дроссельной заслонки;
      • тормозному контуру увеличить или, наоборот, ослабить силу прижатия тормозных колодок к дискам.

    Важно: смежные системы, например, ABS или ESP должны быть исправными, в противном случае круиз-контроль просто не включится.

    Как работает адаптивный круиз-контроль

    Опять же, ничего сложного:

    • собирается вся информация с основных и второстепенных датчиков;
    • блок управления в режиме реального времени непрерывно её анализирует;
    • в зависимости от заданной водителем скорости и ситуации на дороге – пустая, прямая трасса или, наоборот, впереди идущее авто притормаживает/перестраивается, даёт команду на ускорение или, наоборот, замедление. При этом «продвинутые» системы могут тормозить двигателем или уменьшать его мощность путём кратковременного обеднения воздушно-топливной смеси.

    Адаптивный круиз-контроль прежних поколений работает диапазоне от 30 до 160 км/час. Тогда как новые версии имеют расширенную «вилку» от 0 до 200 километров в час. Она будет одинаково удобна как в городской «тянучке» – нет необходимости постоянно подгазовывать/притормаживать, так и на автобане. Выставьте желаемую скорость, и можно убрать ногу с педали газа.

    Читайте также: Что такое климат контроль в автомобиле и чем он отличается от кондиционера и печки.

    Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

    Исполнение управлением адаптивным круиз-контролем может отличаться от модели к модели. Но сам принцип остаётся неизменным: это могут быть как отдельный блок на рулевом колесе, так дополнительный подрулевой многофункциональный рычажок. Обычно это:

    • Включение/выключение системы: нередко это одна и та же клавиша. Хотя отключить адаптивный круиз-контроль можно прикосновением к педали тормоза или, напротив, резким ускорением.
    • Кнопка SET, переводящая в режим настройки: ею будете пользоваться редко.
    • Ползунок, лепестки, качелька вверх/вниз, позволяющие задать желаемую скорость.
    • Клавиша RESUME, восстанавливающая прежние значения.

    Это лишь базовые настройки – возможности управления, набора скорости/торможения могут быть гораздо шире.

    Читайте также: Что такое центральный замок и как он работает.

    Адаптивный круиз-контроль (ACC): устройство, принцип работы и правила пользования в дороге

    Повышение комфорта автомобилей включает в себя также избавление водителя от тех однообразных функций, которые может взять на себя автоматика. В том числе и поддержание скорости. Подобные устройства известны давно, они получили название круиз-контролей.

    Развитие подобных систем идёт от простого к сложному, на данный момент они уже способны выполнять адаптацию к внешним обстоятельствам, получив такие возможности, как техническое зрение и анализ окружающей обстановки.

    Что такое адаптивный круиз-контроль и чем отличается от обычного

    Простейшая система круиз-контроля появилась, как дальнейшее развитие ограничителя скорости, не позволявшего водителю превышать разрешённые или разумные её пределы.

    Логичным изменением лимитатора стало внесение регулирующей функции, когда возможным не просто сбрасывать газ при наборе порога скорости, но и поддерживать её значение на выбранном уровне. Именно такой набор оборудования и стал называться первым круиз-контролем.

    Появился он ещё в конце 50-х годов 20 века на американских автомобилях, известных своими высокими требованиями к комфорту водителей.

    Аппаратура совершенствовалась, дешевела, в результате стало возможным оснастить системы контроля за скоростью функциями наблюдения за препятствиями впереди автомобиля.

    Для этого можно использовать локаторы, работающие в разных диапазонах частот электромагнитного излучения. Датчики делились на работающие на очень высоких частотах инфракрасного диапазона, для чего использовались ИК лазеры (лидары), а также более низкочастотные традиционные радары.

    С их помощью система могла захватить впереди идущий автомобиль подобно тому, как это делают головки самонаведения авиационных ракет, и отслеживать его скорость, а также дистанцию до цели.

    Таким образом, круиз-контроль стал обладать свойством адаптации к положению транспортных средств на дороге, устанавливая скорость в зависимости от полученных данных и заданных водителем начальных установок.

    Опцию называли адаптивным или активным круиз-контролем (ACC), подчёркивая во втором случае наличие собственного излучателя радиоволн или ИК лазерного луча.

    Принцип работы

    Датчик расстояния до лидирующего автомобиля непрерывно выдаёт информацию о дистанции на бортовой компьютер, который вычисляет также его скорость, параметры замедления и сокращения или увеличения расстояния.

    Данные анализируются и сравниваются с заложенной в память моделью ситуации, включая параметры установленного водителем скоростного режима.

    По результату работы отдаются команды на привод педали акселератора или непосредственно на электромеханическую дроссельную заслонку.

    Автомобиль отслеживает заданную дистанцию увеличивая или уменьшая скорость движения, в необходимом случае задействуя тормозную систему через приборы и механизмы систем ABS и связанных с ней модулей стабилизации, экстренного торможения и прочих помощников водителя.

    Наиболее продвинутые системы способны воздействовать и на рулевое управление, хотя непосредственно к круиз-контролю это не относится.

    Диапазон регулирования скорости имеет ряд ограничений:

    • активация рабочего режима начиная с определённого нижнего порога скорости, что подразумевает ориентацию на автомагистрали;
    • иногда применяются датчики короткого радиуса действия, более эффективно работающие в городских условиях, вплоть до движения в пробках с кратковременными остановками;
    • верхний предел скорости устанавливается водителем или ограничивается возможностями транспортного средства по соображениям безопасности;
    • при попадании в поле зрения неподвижного препятствия, например остановившегося транспортного средства, которое ранее не отслеживалось, система на него никак не отреагирует;
    • предельная дистанция, на которой радар захватывает лидера, составляет в среднем 120-200 метров.

    При фиксации отказа в любой из задействованных систем автомобиля круиз-контроль автоматически отключается.

    Устройство

    Система ACC содержит собственные узлы и приборы, а также использует уже имеющиеся на автомобиле:

    • радары или лидары обнаружения препятствий с разными радиусами действия, при этом датчики радиочастотного диапазона лучше работают в условиях затруднённой видимости, атмосферных осадков или тумана;
    • активатор педали акселератора или электронной дроссельной заслонки;
    • микрокомпьютерный модуль управления системой;
    • звуковые и световые индикаторы, информационное табло и кнопочный пульт управления;
    • интерфейсы связи с системами ABS и ESP;
    • датчики тормозной и акселераторной педалей.

    Основой устройства является программа управления, содержащая все сложные алгоритмы действия ACC в самых различных условиях.

    На какие автомобили устанавливается ACC

    В настоящее время система ACC может быть установлена практически на любой автомобиль в качестве опции, хотя чаще всего она встречается всё же на премиум-сегменте.

    Это связано с достаточно высокой её стоимостью. Хороший набор обойдётся в 100-150 тысяч рублей.

    У каждой автомобильной компании имеются собственные маркетинговые наименования для фактически одной и той же системы с незначительными изменениями в органах управления.

    ACC могут называться, как традиционно Adaptive Cruise Control или Active Cruise Control, так и более индивидуализированно, с употреблением слов Radar, Distance или даже Preview.

    Впервые система была применена на автомобилях Mercedes под торговой маркой Distronic.

    Как пользоваться адаптивным круиз-контролем

    Обычно все органы управления ACC выводятся на рукоятку подрулевого переключателя, которой и осуществляется активация системы, выбор скорости, дистанции, перезапуск режима круиза после автоматического отключения и корректировки параметров.

    Возможно использование клавиш на мультируле.

    Примерный порядок работы:

    • предварительная настройка исходных параметров через меню информационной системы автомобиля, таких как регулировка интенсивности ускорений, режимов контроля дистанции, диапазонов скоростей;
    • включение адаптивного круиз-контроля;
    • после входа в режим регулирования можно подстроить нужную дистанцию или предельную скорость движения;
    • при выходе из режима регулирования можно возобновить работу ACC.

    Система может отключиться при возникновении некоторых событий:

    • нажатие кнопки отмены;
    • водитель выбрал нейтральную передачу или нажал на педаль тормоза;
    • сработала одна из систем помощи водителю в экстремальных ситуациях;
    • временно – если водитель нажал на акселератор, работа возобновится после отпускания педали;
    • достигнута максимальная скорость или максимальные обороты двигателя;
    • в системе обнаружены неисправности.

    При пользовании ACC возможно возникновение ситуаций, когда круиз-контроль не сможет адекватно сработать. Самое распространённое – это отсутствие реакции на внезапно появившееся в полосе неподвижное препятствие.

    Система не обращает внимание на подобные объекты, даже если они движутся со скоростью не более 10 км/ч. За экстренное принятие мер в таких случаях отвечает водитель или системы аварийного торможения, если они имеются.

    ACC может допустить сбой в работе при неожиданном появлении в его поле зрения перестраивающихся автомобилей. Также не будут замечены выезжающие сбоку транспортные средства. Малогабаритные препятствия могут находиться в полосе, но не попадать в луч захвата радара.

    При выходе на обгон машина начнёт набирать скорость, но довольно медленно, в этом случае надо нажать на акселератор. По завершении обгона регулирование возобновится.

    В пробке отслеживание дистанции автоматически выключится, если автомобили достаточно долго стоят на месте.

    Конкретное время индивидуально для каждого автомобиля, но после нажатия на газ система вернётся к работе.

    Преимущества и недостатки

    Главное преимущество – частичная разгрузка водителя от управления при долгих поездках по автомагистралям, в том числе и ночью, а также при движении в медленно ползущих пробках.

    Но пока системы ACC не отличаются совершенством, поэтому недостатков довольно много:

    • датчик радарного типа, а особенно лазерного часто загрязняется и отказывает до очистки;
    • система плохо реагирует на внезапно появляющиеся препятствия;
    • концентрация водителя на управлении неизбежно снижается со временем, проведённым в автоматическом режиме, что может привести к замедленной реакции на внезапную ситуацию;
    • возникают опасные случаи при неожиданных перестроениях в регулируемую дистанцию автомобилей из соседних рядов;
    • имеются ограничения при движении по закруглениям дороги, начиная с определённого радиуса поворота;
    • иногда машина может из-за сбоев радара внезапно сбросить скорость, что опасно, если водители сзади не соблюдают безопасную дистанцию.

    В целом система достаточно удобна, и водители быстро к ней привыкают, после чего уже пересаживаясь на другую машину начинают испытывать дискомфорт от её отсутствия.

    Наверное, так будет происходить по мере внедрения всех прочих помощников автономного управления автомобилями, после чего вмешательство водителя станет определяться скорее спортивными, а не транспортными потребностями.

    Что такое адаптивный круиз контроль и что он дает?

    Добрый день. В этой статье я расскажу, что такое адаптивный круиз контроль, чем он отличается от классического круиз контроля и зачем он вообще нужен.

    Системы адаптивного круиз контроля (АСС) – новый ориентир в безопасности современных автомобилей. В сравнении со стандартным круиз контролем, обеспечивающим возможность настройки водителем только скорости движения, адаптивный круиз-контроль может производить независимое изменение скорости автомобиля при помощи активации тормозных механизмов и/или управления дроссельной заслонкой. По сути это круизконтроль с дополнительной функцией – контроль дистанции до впередиидущего автомобиля. Различные концерны-разработчики дают свое имя освещаемой системе. Так круиз-контроль называют:

    • AdaptiveCruiseControl – у авто Honda, Audi и Volkswagen;
    • ActiveCruiseControl – у BMW;
    • Distronic – у Mercedes;
    • PreviewDistanceControl – у Mitsubishi;
    • RadarCruiseControl – у Toyota.

    Договорились – адаптивный круиз контроль служит для упрощения управления, он позволяет ехать в плотном потоке транспорта со средней скоростью потока в заданном диапазоне скоростей. При правильном использовании последних поколений адаптивного круиз контроля (система StopNGo), можно даже в пробках ездить, не касаясь педалей!

    Посмотрите вот это видео:

    Как устроен адаптивный круиз контроль?

    Разберем составляющие и методику работы этой системы. Основа ACC — сенсоры расстояний (радары или лидары), процессор обработки информации, подсистемы, управления дросселем и торможением.

    Сенсоры позволяют круиз контролю вычислить скорость движущегося впереди автомобиля и расстояние до него.

    Радары функционируют по принципу отражения радиоволн от идущего впереди авто. За счет измерения разности частот, переданной и принятой, (эффект Доплера) вычисляется скорость впередиидущего автомобиля. Расстояние до него вычисляется как разность между временем отправки и приема сигнала.

    Для обработки сигналов с датчиков требуется очень дорогой, быстродействующий процессор.

    Лидары функционируют иначе — в них применяются инфракрасные волны, дающие возможность рассчитывать показатели идущей впереди машины. Лидары работают хуже (склонны к погрешностям при загрязнении датчиков, да и максимальное расстояние, на котором уверенно детектируется впереди едущий автомобиль едва превышает 50 метров), но они дешевле, по сравнению с радарами. Главный недостаток лидаров – при дожде, снеге или тумане лазер работает не стабильно. Соответственно в дешевых автомобилях используют лидар, а в более дорогих автомобилях люкс и бизнес классов ставят радар.

    Стандартно приемо-передающие сенсоры располагают в бамперах и радиаторных решетках. Дистанция, на которой обнаруживается впереди едущий автомобиль, и определяется его скорость, варьируется от 40 до 200 м, в зависимости от решений разработчика устройства.

    Мозг системы – процессор.

    Управляющий узел круиз-контроля – системные «мозги». В его задачу входит прием и обработка всей информации с сенсоров и выдача сигналов управления.

    • определение расстояния до впередиидущего автомобиля
    • определение его скорости
    • сравнение скорости вашего автомобиля со скоростью впередиидущего
    • расчет – приближается к нам или удаляется от нас впереди идущий автомобиль
    • сравнение скорости вашего автомобиля с разрешенной водителем скоростью
    • расчет управляющего действия (разогнаться или затормозить)

    Получилось довольно мудрено, если проще, система адаптивного круиз контроля проверяет 2 вещи – расстояние до автомобиля, едущего впереди и его скорость. Если автомобиль впереди разгоняется до скорости выше, чем задана водителем – он просто уедет, если он тормозит – круиз контроль снизит скорость вплоть до полной остановки. Так же он снизит скорость в случае если вас обгонят. По сути адаптивный круиз контроль это система автоматического поддержания дистанции до впередиидущего автомобиля, а если дорога пустая просто система позволяющая двигаться с заданной скоростью.

    Зачастую диапазон скоростей действия круиз контроля — 20-180 км/ч. Новейшие блоки могут поддерживать диапазон 0-200 км/ч, причем они оснащены механизмами StopNGo, функционирующими в пробках.

    Заключение.

    Все авто производители совершенствуют безопасность выпускаемых автомобилей, оснащая их системами экстренного торможения, навигации GPS и т. п. Стоит отметить, что системы адаптивного круиз контроля – первый шаг к роботизированному управлению автомобилем. Еще 5-10 лет и роботизированные автомобили будут колесить по дорогам во всем мире.

    Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос что такое адаптивный круиз контроль, чем он отличается от обычного круиз контроля и в чем его главное преимущество.

    Если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью – пишите комментарии.

    Устройство и принцип работы адаптивного круиз-контроля

    Постоянно держать ногу на педали газа довольно неудобно во время длительных поездок. И если раньше поддерживать скорость движения без нажатия на педаль было невозможно, то по мере развития технологий удалось решить и эту проблему. Адаптивный круиз-контроль (АСС), устанавливаемый во многих современных автомобилях, способен поддерживать постоянную скорость даже в то время, когда нога водителя убрана с акселератора.

    1. Что такое адаптивный круиз-контроль
    2. Элементы системы
    3. Принцип управления системой
    4. В каких автомобилях устанавливается ACC
    5. Плюсы и минусы

    Что такое адаптивный круиз-контроль

    В автомобильной промышленности система круиз-контроля была применена в середине ХХ века, когда в 1958 году концерн Chrysler представил миру первый круиз-контроль, созданный для транспортных средств. Спустя еще несколько лет – в 1965 году – принцип действия системы был пересмотрен компанией American Motors, которая создала механизм, наиболее близкий к современному.

    Принцип действия адаптивного круиз-контроля

    Adaptive Cruise Control (АСС) стал улучшенной версией классического круиз-контроля. Если обычная система может только автоматически поддерживать заданную скорость транспортного средства, то адаптивный круиз-контроль способен принимать решения, основываясь на данных дорожной обстановки. Например, система может снизить скорость движения машины, если возникает гипотетическая опасность столкновения с автомобилем, который едет впереди.

    Создание АСС многие считают первым шагом на пути к полной автоматизации транспортных средств, которые в дальнейшем смогут обходиться без вмешательства водителя.

    Элементы системы

    Современная система АСС включает в себя три основных составляющих:

    1. Сенсорные датчики, определяющие расстояние до автомобиля, идущего впереди, а также его скорость. Радиус действия датчиков составляет от 40 до 200 метров, однако возможно применение устройств, имеющих иные диапазоны. Сенсоры крепятся на передней части транспортного средства (например, на бампере или решетке радиатора) и могут работать по принципу:
      • радара, излучающего ультразвуковые или электромагнитные волны;
      • лидара, основанного на инфракрасном излучении.
    2. Блок управления (процессор), считывающий информацию с датчиков и иных систем автомобиля. Полученные данные сверяются с параметрами, заданными водителем. В задачи процессора входит:
      • определение расстояния до едущего впереди автомобиля;
      • вычисление его скорости;
      • анализ полученной информации и сравнение показателей со скоростью движения вашего транспортного средства;
      • сравнение скорости движения с параметрами, заданными водителем;
      • расчет дальнейших действий (разгона или торможения).
    3. Оборудование, которое подает сигнал другим системам транспортного средства – системе курсовой устойчивости, АКПП, тормозным механизмам и т.д. Все они связаны с управляющим модулем.

    Расположение датчика в системе Distronic Plus

    Принцип управления системой

    Включение и выключение адаптивного круиз-контроля регулируется водителем и осуществляется при помощи панели управления, которая чаще всего устанавливается на рулевом колесе.

    • Включить и выключить систему можно при помощи кнопок On и Off соответственно. Если же они отсутствуют, в качестве замены применяется кнопка Set, позволяющая ввести в действие круиз-контроль. Выключение системы происходит при нажатии педали тормоза или сцепления.
    • Задать параметры можно с помощью кнопки Set. После нажатия система фиксирует фактическую скорость и продолжает поддерживать ее во время движения. Воспользовавшись клавишами «+» или «-», водитель может увеличивать или снижать скорость на заданное значение при каждом нажатии.

    Переключатель управления работой ACC

    Адаптивный круиз-контроль начинает действовать на скорости не менее 30 км/ч. Бесперебойная работа возможно при движении не более 180 км/ч. Впрочем, отдельные модели премиум-сегмента способны работать с момента начала движения и до скорости 200 км/ч.

    В каких автомобилях устанавливается ACC

    Автопроизводители заботятся о максимальном комфорте водителя и пассажиров. Поэтому большинство автомобильных марок разработали свои собственные вариации системы АСС. Так, например, в машинах марки Mercedes система адаптивного круиз-контроля носит название Distronic Plus, у Toyota – Radar Cruise Control. Volkswagen, Honda и Audi используют название Adaptive Cruise Control. Однако, вне зависимости от вариантов наименования механизма, принцип его работы во всех случаях остается одинаковым.

    Сегодня систему АСС можно встретить не только в машинах премиум-сегмента, но и в улучшенной комплектации автомобилей средней и бюджетной ценовой категории, таких как Ford Focus, Huyndai Solaris, Renault Duster, Mazda3, Opel Astra и других.

    Индикация работы ACC на приборной панели BMW

    Плюсы и минусы

    Использование системы адаптивного круиз-контроля имеет не только очевидные плюсы, но и некоторые минусы. К преимуществам АСС относятся:

    • увеличение уровня безопасности водителя и пассажиров (система помогает избежать возникновения аварийных ситуаций и столкновения с впереди идущим автомобилем);
    • снижение нагрузки для водителя (автомобилист, уставший во время длительной поездки, сможет доверить регулировку скорости автоматической системе);
    • экономия топлива (автоматическое регулирование скорости не требует лишних нажатий на педаль тормоза).

    К числу минусов адаптивного круиз-контроля относятся:

    • психологический фактор (работа автоматической системы может расслабить водителя, в результате чего снизится объективный контроль за дорожной ситуацией);
    • возможность технических неисправностей (ни один механизм не может быть полностью защищен от неполадок в работе, поэтому полностью доверять автоматике все же не стоит).

    Автомобилисту важно учесть, что в условиях дождя или снегопада датчики на некоторых устройствах могут работать со сбоями. Поэтому водитель должен следить за дорожной обстановкой, чтобы вовремя отреагировать на возможное возникновение нештатной ситуации.

    Адаптивный круиз-контроль станет отличным помощником в дальней дороге и позволит водителю немного отдохнуть, доверив управление скоростью автомобилю. Однако необходимо понимать, что в полной мере терять контроль за дорожной обстановкой недопустимо: даже самая надежная техника может дать сбой, поэтому водителю важно быть готовым в любой момент взять управление транспортным средством полностью в свои руки.

    Функция круиз контроль, пассивный, активный, адаптивный, динамический

    Многим водителям известно то, несколько неопределенное состояние, когда приходится долгое время ехать с одной скоростью на пустой или почти пустой дороге. Постепенно наступает какое-то чувство внутренней заторможенности и отупения, и при возникновении на дороге в этот момент неожиданного препятствия или помехи зачастую водитель не успевает правильно отреагировать на изменение условий движения. В такой ситуации очень полезным может оказаться адаптивный круиз-контроль.

    1. Немного истории
    2. А о чем вообще идет речь, для чего нужен круиз-контроль
    3. Новые поколения, новые возможности и новые требования
    4. Что он ещё может
    5. Как пользоваться круиз контролем

    Немного истории

    Первая система, признанная в качестве круиз-контроля, появилась в Америке в середине прошлого столетия, что и не мудрено. Там попадаются достаточно протяженные, свободные от других автомашин участки дороги, на которых требуется двигаться с заданной скоростью. Фактически подобные условия надо признать идеальными для работы такого устройства как круиз-контроль.

    Со временем оно совершенствовалось, принцип контроля скорости и поддержания, используемый на первых системах, получил дальнейшее развитие, в результате чего появился адаптивный круиз-контроль, установленный впервые на Mersedes-Benz в 1999 году.

    А о чем вообще идет речь, для чего нужен круиз-контроль

    О системе так называемого круиз-контроля. Его задача – в самом простом варианте, используемом еще на первых образцах подобной техники, – поддержание заданной водителем скорости движения. Как работает круиз контроль, понять достаточно просто. Для него характерным является то, что принцип работы совпадает с действиями водителя – устройство изменяет положение, в котором находится дроссельная заслонка при возникновении отклонений от установленного водителем режима движения.

    Например, на подъеме, когда скорость замедляется, круиз-контроль дополнительно откроет дроссельную заслонку, а при спуске, наоборот, прикроет заслонку, снижая скорость. Положение дроссельной заслонки меняется по сигналам от электронного блока благодаря специальной механике системы привода.

    Вопрос, а нужен ли круиз-контроль, если не считать провокационным, то он достаточно близок к этому. Конечно, подобное устройство не относится к категории обязательных и необходимых устройств автомобиля, таких как КПП или сцепление, вполне можно обойтись и без него, но он значительно облегчает труд водителя. Особенно это касается водителей грузовиков, которым приходится долго двигаться с одной и той же, порой достаточно невысокой, скоростью. В таких случаях задумываться о том, как пользоваться круиз-контролем, не стоит – водители задают требуемую скорость движения, а система ее поддерживает, тем самым облегчая труд водителя.

    А вот задаться вопросом, нужен ли круиз-контроль в такой несколько примитивной, как описано выше, форме, будет вполне уместным. И на него уже получен своеобразный ответ – сейчас созданы новые системы, в том числе и адаптивный круиз-контроль, позволяющие реализовывать значительно больше функций при управлении автомашиной. Механике при этом приходится уступать свое место электронике.

    Новые поколения, новые возможности и новые требования

    Описанный ранее круиз- контроль, так называемый пассивный, предоставляет водителю ограниченный перечень дополнительных возможностей. Занимаясь усовершенствованием этой системы, различные автопроизводители создали свои варианты их реализации.
    Из них можно отметить такие:

    1. Radar Cruise Control – производства Toyota;
    2. Preview Distance Control – производства Mitsubishi;
    3. Distronic – Mercedes-Benz;
    4. Adaptive Cruise Control – Volksvagen, Audi, Honda.

    Эти системы уже представляют следующее поколение – адаптивный круиз-контроль. Его характерной особенностью является то, что это не пассивный, а активный круиз-контроль. С его помощью можно не только поддерживать и контролировать заданную скорость – под его управлением автомобиль самостоятельно тормозит и разгоняется.
    Для выполнения таких функций адаптивный круиз-контроль включает в свой состав:

    • датчик, используемый для контроля скорости и расстояния;
    • электронный контроллер управления;
    • устройства, исполняющие требуемые команды, поступающие от контроллера.

    Чтобы понять, для чего нужен и как работает интеллектуальный круиз-контроль, достаточно посмотреть на приведенный ниже рисунок:

    В данном случае контролируется не только скорость, но и расстояние между движущимися автомобилями, для чего активный круиз-контроль идущей сзади машины облучает передний автомобиль и по отраженному сигналу устанавливает, какое между ними расстояние. Если оно уменьшается, то второй автомобиль начинает сбрасывать свою скорость, если увеличивается, то он разгоняется, оставаясь в пределах установленной водителем скорости.
    Активный круиз-контроль может оснащаться двумя типами датчиков:

    1. лазерным;
    2. радаром.

    Лазерный датчик является более дешевым, но его эффективность зависит от внешних условий, туман или дождь отрицательно сказываются на его работе. Таким влияниям не подвержен радарный, но его цена выше.

    Что он ещё может

    Стоит коснуться дополнительных возможностей, которые обеспечивает круиз-контроль. Кроме определения дистанции между автомобилями, рассчитываемой по времени запаздывания отраженного сигнала, система способна определить скорость автомобиля, идущего впереди, для чего используется изменение частоты отраженного сигнала согласно эффекту Доплера.

    Динамический контроль – отслеживание параметров движения идущего впереди автомобиля, дополняется еще контролем его положения на дороге, т.е. расположением передней машины относительно задней на дороге.

    Как пользоваться круиз контролем

    Общепринято, что управление круиз-контролем осуществляется с помощью подрулевого переключателя.
    В качестве примера ниже на рисунках показаны эти органы управления:

    При организации такой системы управления становится интуитивно понятным, как пользоваться круиз-контролем. Первоначально необходимо включить систему. Затем, по мере начала движения, когда достигнута желаемая скорость (в диапазоне от тридцати до двухсот км), она вводится в память системы и будет поддерживаться. Необходимая дистанция задается перемещением соответствующего ползунка. Все установленные параметры движения для контроля водителем отображаются на панели приборов, а также дополнительных индикаторах в виде светящихся светодиодов и специальных пиктограмм.

    Значение установленной скорости можно увеличивать/уменьшать переключателем. Приведенных данных о том, как пользоваться круиз-контролем, достаточно для задания безопасных условий движения автомобиля благодаря прекрасно продуманной системе управления.
    » alt=»»>
    Хотя круиз-контроль к обязательным элементам оснащения автомобиля и не относится, он вносит свой вклад в повышение уровня безопасности движения и обеспечение дополнительного комфорта при управлении автомашиной.

    Система адаптивного круиз-контроля в автомобиле

    Система адаптивного круиз-контроля ACC – следующая веха в развитии комплекса безопасности современных авто. В отличии от обычного круизконтроля, способного лишь поддерживать заданную водителем скорость движения, адаптивный круиз-контроль дополнительно способен самостоятельно снижать скорость, активируя тормозную систему, и давать команду на увеличение скорости до заданного ограничения.
    У разных производителей свое название для данной системы. Так, адаптивный круиз-контроль на автомобилях Фольксваген, Ауди и Хонда называется Adaptive Cruise Control (ACC), на машинах БМВ Active Cruise Control (АСС), на авто марки Мерседес – Distronic, Митсубиси – Preview Distance Control, на автомобилях Тойота адаптивный круиз-контроль носит имя Radar Cruise Control.

    Как работает адаптивный круиз-контроль

    Рассмотрим вопрос, как устроен и как работает адаптивный круиз-контроль. Составными элементами АСС являются, прежде всего, радар или лидар (датчик расстояния), процессор, обрабатывающий данные, а также элементы, отвечающие за исполнение функций. Датчик позволяет системе просчитать скорость движения впередиидущего авто и, конечно же, расстояние до него. Радары работают по стандартному принципу: происходит излучение волн, которые отражаясь от машины, возвращаются «эхом» назад. Частота отражающихся волн позволяет прибору судить о скорости, а время возвращения – о расстоянии. Электромагнитные волны преобразуются в специальный сигнал, который позже обрабатывается и распознается на головном процессоре.
    Лидары имеют некоторые отличия от своих «собратьев». В данном случае используется инфракрасный луч, который по тем же самым характеристикам позволяет судить о параметрах впередиидущей машины. Лидар по своей себестоимости дешевле, чем радар, однако у него есть один существенный минус – во время дождя, снега или даже тумана лазерные датчики работают значительно хуже и являются менее надежными. Поэтому в автомобилях бизнес-класса практически всегда устанавливаются именно радары.

    Стандартным местом установки датчика можно назвать бампер или фальшрадиаторную решетку. Зона действия составит порядка 140-150 м в зависимости от производителя прибора. Среди самых современных вариантов нельзя не отметить датчики короткого и длинного диапазона. Первый способен самостоятельно замедлить и полностью остановить машину при возникновении опасного сближения, а другой – снизит скорость до 25-30 кмч. Все это значительно упрощает передвижение в пробках или других «плотных» условиях.

    Блок управления адаптивным круиз-контролем АСС является, так сказать «мозгом» всей системы. Именно он принимает всю информацию и данные с датчиков и выдает решение. Управляющее воздействие производится после сравнения ряда параметров с запрограммированными в памяти блока значениями. Это касается не только скорости движения обоих автомобилей и расстояния между ними, но и бокового ускорения, наряду с углом поворота руля.
    В качестве исполнительных устройств в АСС используются исключительно «органы» других схожих систем, т.к. свои не предусмотрены. Это может быть как дроссельная заслонка в двигателе, так и автоматическая коробка передач, тормозные клапаны и т.п.

    Адаптивный круиз-контроль, чаще всего, работает на скоростях от 30 кмч до 170-180 кмч. Самые современные варианты способны функционировать и в более широком диапазоне – от 0 до 200 кмч, а также дополнены системой Stop’n’Go для пробок.

    У системы АСС существует несколько стандартных режимов ограничения и контроля скорости: постоянная скорость, замедление или же ускорение. Они включаются автоматически. Например, если авто впереди постепенно увеличивает скорость, блок управления принимает решение ускорить машину. И наоборот, подтормаживает, когда нужно. Причем скорость, до которой автомобиль разгоняется, задает сам водитель. Замедление происходит также, если участники движения перестраиваются из ряда в ряд. Если скорость большая, то ее регулирование происходит за счет изменения положения дроссельной заслонки двигателя (уменьшение мощности). При малых скоростях задействуются тормозные контура.
    Многие производители для повышения безопасности машины дополняют АСС средствами экстренного торможения, GPS-навигаторами и т.п.
    Хочется отметить, что адаптивный круиз-контроль – это действительно основа для автоматических систем вождения автомобиля будущего, которую постоянно развивают, улучшают и дополняют разнообразными полезными функциями.

    Как работает адаптивный круиз-контроль

    Уже с появлением первых автомобилей инженеры начали разрабатывать способы сделать процесс вождения максимально простым и автоматизированным. Так, на свет пришел круиз-контроль. Простым языком, это система, которая позволяет сохранять скорость, убрав давление с педали газа.

    • Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы
    • Комплектующие
    • Возможности адаптивного круиза
    • Принцип работы и разновидности
    • Преимущества и недостатки АСС
    • Как использовать адаптивный круиз-контроль

    Что такое адаптивный круиз-контроль? Назначение, особенности работы

    Первые системы круиза были созданы далеко не для автомобилей, а для паровых машин, на грани 17 и 18 века. К автомобилям они начали применяться только в начале 20-го столетия, а относительно современный вид приобрели только после начала Второй мировой войны.

    Компания Chrysler показала миру первый автомобиль с круиз-контролем в 1958 году, однако, уже в 1965 году American Motors обновили систему под современный лад. Тем не менее из-за нефтяного кризиса 1973 года произошел спад экономики, и интерес к новым технологиям упал. Только с приходом 80-х автолюбители начали проявлять заинтересованность к «автопилоту». Таким образом, в 1990-х в Японии разработали adaptive cruise control, который не только поддерживает скорость ТС, но и реагирует на динамику дорожного движения в потоке.

    ACC (adaptive cruise control) создан, чтобы упростить автомобилисту жизнь. Система, анализируя происходящее, может реагировать и влиять не только на работу двигателя, но и на работу заслонки дросселя и тормозов. Разные модели адаптивного круиза можно встретить практически на любом типе авто: от универсала до спорт-кара.

    Несмотря на то что многие водители по-прежнему не могут полностью довериться электронике, в темпе современной жизни adaptive cruise control является достаточно полезной функцией. При помощи специальных настроек АКК может самостоятельно контролировать безопасную дистанцию с другими участниками дорожного движения.

    Комплектующие

    Система состоит из трех комплектующих:

    • Датчик расстояния. Обычно используется два типа устройств: радары или лидары. Первые являются более дорогостоящими и применяются для ТС бизнес-класса. Действуют благодаря электромагнитным или ультразвуковым волнам. Замеряя длину волны, датчик реагирует на окружающие объекты. Лидары работают на основе инфракрасного лазерного излучения, но из-за этого больше подвержены влиянию погоды. Обычно предусмотрено сразу несколько подобных датчиков, для исключения ошибок. Радиус действия достигает 150 метров, однако есть устройства ориентированные на узкий круг действия или на более дальний.
    • Блок управления. К ЭБУ поступают замеры с датчиков и устройств транспортного средства. Благодаря этому ЭБУ исчисляет и анализирует дистанцию до ближайших препятствий, боковое ускорение, скорость ТС, величину кривой.
    • Дополнительное ПО. Отдельных систем контроля адаптивный круиз не имеет, но для подобных целей ACC использует некоторые системы автомобиля, например: АКПП, электронный привод дросселя, систему курсовой стойкости.

    Возможности адаптивного круиза

    По сравнению с обычным круизом, ACC имеет более широкий функционал. Если первые модели могли лишь поддерживать заданную скорость, то новые системы способны самостоятельно регулировать динамику ТС. К примеру, при движении под гору, adaptive cruise control меняет диапазон открытия дроссельной заслонки, для более безопасного и оптимального движения, регулирует при этом обороты и нагрузку на двигатель. Соответственно, при движении вниз происходит обратная реакция.

    Главной возможностью нового круиза, что собственно и отразилось в названии, стала способность приспосабливаться к условиям на дороге. На переднем бампере автомобиля установлены сканеры, которые в режиме реального времени анализируют действия ближайших попутных или впередистоящих объектов.

    Если владелец заранее настроил ACC на определенный режим, то система будет подстраивать работу автомобиля под указанные параметры. Если автомобиль, который движется впереди, увеличит скорость, то ТС с адаптивным круиз-контролем автоматически ускорится, чтобы сохранить указанную дистанцию. Механизм работает и в обратную сторону.

    Первыми стали использовать ACC компания Mercedes, на автомобилях S-class.

    Принцип работы и разновидности

    Функционирование адаптивного круиза начинается примерно со скорости 30 км/час и бесперебойно поддерживается до 180 км/час. Более дорогие модели способны работать сразу после запуска и до порога 200 км/час. Отдельно в условиях жесткого трафика работает опция StopandGo.

    Во время замедления или движения из ряда в ряд происходит снижение скорости ТС для сохранения дистанции. На низкой скорости обеспечивается при помощи работы тормозов (уменьшение давления ТЖ), а на высокой – за счет уменьшения нагрузки на двигатель (регулировка количества подаваемого воздуха на заслонку дросселя).

    Приятным бонусом станет экономия топлива, благодаря системе адаптивного круиза. Согласно отзывам, экономия составляет от 1% до 5%.

    Поскольку система подключается к общей электронике, для увеличения безопасности, ACC использует данные превентивной безопасности, GPS-системы, торможения. Чтобы получить данные скорости автомобилей, радар излучает электромагнитные волны. Скорость определяется в зависимости от частоты отраженной волны. Расстояние можно определить относительно времени возвращения эхо. После получения радаром данных, информация преобразуется в электрические сигналы для передачи к ЭБУ. После блок управления передает «указания» тормозам, ABS, EBD, ESP и двигателю.

    Разделяют несколько разновидностей круиз-контроля:

    1. Классический круиз-контроль. Поддерживает исключительно заданную скорость, но не контролирует безопасную дистанцию.
    2. Адаптивный CC (cruise control). Реагирует на изменение плотности трафика, величину дистанции, скорость и работу узлов ТС.
    3. Полуавтономный. Считается вторым поколением адаптивного круиза. В отличие от первого, полуавтономный СС, может вмешиваться в рулевое управление. Однако, считать полуавтономную систему совершенной – нельзя, поскольку система все равно не способна увидеть все объекты вокруг.
    4. Ограничитель скорости. Несмотря на небольшой функционал (ограничитель максимальной скорости), считается подвидом круиз-контроля.

    Преимущества и недостатки АСС

    Круиз-контроль в целом новая и достаточно удобная электронная система. Тем не менее, как и любая другая автомобильная электроника, она обладает рядом недостатков и преимуществ.

    • Во-первых, adaptive cruise control позволяет экономить топливо.
    • Также система позволяет снять с водителя нагрузку в постоянной необходимости регулировать скорость ТС.
    • В-третьих, система обеспечивает хороший уровень безопасности и быстрое реагирование в случае аварийной ситуации.

    Среди недостатков можно выделить две группы:

    1. Чисто технологические. Заключаются в поломках работы датчиков, окислении контактов. При неисправной работе радаров, система может по умолчанию считать, что впереди ТС находится препятствие и снизить скорость автомобиля практически до остановки.
    2. Недоверие со стороны водителей. Поскольку высокий уровень автоматизированности расслабляет водителей, следовательно снижается уровень внимания к восприятию изменений во время движения. В результате, автомобилист не может отреагировать с должной скоростью на аварийную ситуацию.

    Как использовать адаптивный круиз-контроль

    Водитель контролирует работу круиз-контроля при помощи манипулятора на руле или приборной панели. Существует два типа круиз-контроля: с ограничителем максимальной скорости и без него.

    Чтобы включить систему, достаточно зажать на соответствующую клавишу при достижении максимальной скорости. Текущая скорость сохраняется в памяти устройства. В момент, когда на дисплее загорается индикатор впереди идущего автомобиля, водитель может выбрать значение дистанции между транспортными средствами. Менять показатели можно соответствующими кнопками «+» и «-». Отслеживать работу можно при помощи цветных индикаторов на приборной панели.

    Оценить все преимущества и недостатки работы ACC, можно ознакомившись с некоторыми видеороликами в сети, к примеру:

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector