Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 на автомобилях УАЗ Патриот и УАЗ Хантер жидкостная, закрытая. С принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система включает в себя: полости и каналы (водяные рубашки) в блоке цилиндров и в головке цилиндров, водяной насос, термостат, жидкостно-масляный теплообменник, охладитель рециркулируемых газов, пробки слива охлаждающей жидкости из радиатора и блока цилиндров, соединительные шланги.
Система охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 на автомобилях УАЗ Патриот и УАЗ Хантер, устройство, принцип действия, схемы, детали, узлы и агрегаты системы охлаждения.
Емкость системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 на автомобиле УАЗ Патриот — 14 литров. На УАЗ Хантер — 12,5 литров. Рабочая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 на автомобилях УАЗ Патриот и УАЗ Хантер должна находиться в пределах от плюс 60 до 110 градусов. Указанная температура поддерживается при помощи термостата ТА108-01, действующего автоматически.
Температурный режим двигателя, обеспечиваемый системой охлаждения, оказывает решающее влияние на износ рабочих поверхностей его деталей и топливную экономичность. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов автомобиля имеется указатель температуры. Датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов автомобиля имеется сигнализатор (контрольная лампа) перегрева охлаждающей жидкости.
Схемы системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 на автомобилях УАЗ-315148 Хантер и УАЗ-31638 Патриот.
Детали, узлы и агрегаты системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4, устанавливаемые на автомобилях УАЗ.
Водяной насос 51432.1307010 системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.
Водяной насос центробежного типа. Установлен на крышке цепи. Подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров двумя потоками. Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением. Оно запрессовывается в корпус водяного насоса и на валик подшипника. При потере герметичности уплотнения просачивающаяся охлаждающая жидкость попадает в кольцевую проточку корпуса. Откуда вытекает наружу через дренажное отверстие в испаритель. Паровая фаза отводится через пароотводящий канал.
При полном засорении дренажного отверстия просочившаяся охлаждающая жидкость будет попадать в подшипник, уменьшая его ресурс. Для предотвращения преждевременного выхода из строя подшипника и водяного насоса, дренажное и пароотводящее отверстия при проведении сезонного обслуживания необходимо очищать от загрязнения. Наличие постоянной течи из дренажного и пароотводящего отверстий говорит о неисправности уплотнения и необходимости замены или ремонта водяного насоса.
Подшипник водяного насоса выполнен в едином исполнении с валиком. Имеет защитные уплотнения и заполнен смазкой на предприятии-изготовителе. В процессе эксплуатации смазки не требует. Непосредственно на валик подшипника напрессованы крыльчатка и ступица шкива вентилятора. Имеющая поверхности для установки и крепления шкива.
Привод водяного насоса, генератора и ТНВД.
Привод водяного насоса 51432.1307010 осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем 51432.1308020 6РК1600 (эффективная длина ремня 1600±5 мм) совместно с генератором и ТНВД. Передаточное отношение привода – 1,11. Натяжение ремня производится автоматически. Ролик опорный 3413-1006135, ЗАО ВПЗ. Ролик автоматического натяжителя ремня 40624.1029010, LITENS.
Завод УАЗ комплектует двигатели ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 ремнями производства ОАО БРТ изготовленными из материала EPDM «этилен пропилен диен мономер» – этилен пропиленового каучука. Ремни, изготовленные из материала EPDM, обладают большей долговечностью, износостойкостью тепло- и морозостойкостью.
Ролик опорный 3413-1006135 служит для увеличения угла обхвата ремнем шкивов водяного насоса, генератора и обеспечения заданного (безопасного) расположения ветвей ремня в приводе агрегатов и рабочего усилия натяжения ремня. Ролик на двигатель установлен с помощью шпильки ввернутой в крышку цепи.
Внешний вид и основные геометрические размеры опорного ролика 3413-1006135 (830700АЕ3Р52Q5/W47 — обозначение ЗАО ВПЗ).
Механизм автоматического натяжения ремня 40624.1012010 обеспечивает оптимальную величину натяжение ремня для длительной и надежной работы навесных агрегатов и деталей их привода. При установке механизма автоматического натяжения ремня на двигатель необходимо извлечь монтажный штифт.
Внешний вид механизма автоматического натяжения ремня 40624.1029010, обозначение ООО УАЗ (0386 — обозначение Litens, Германия).
В процессе эксплуатации рабочие поверхности ремня привода агрегатов изнашиваются (ремень удлиняется) и усилие натяжения в ветвях ремня снижается. При этом возможно проскальзывание ремня в ручьях шкивов. Появление во время работы двигателя характерного свиста. В этом случае ремень необходимо заменить на новый. Кроме ремней 51432.1308020 производства ОАО БРТ разрешается использовать ремни 6РК1600 Gates серии Micro-V XF, ремни 6РК1600 DAYCO и 6РК1600 OPTIBELT.
Последовательность операций снятия и установки ремня привода агрегатов 51432.1308020.
Привод вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.
Привод вентилятора осуществляется поликлиновыми ремнями 6РК Gates серии Micro-V XF или Micro-V HORIZON от шкива коленчатого вала. Совместно с насосом ГУР и компрессором кондиционера. Длины ремней выбираются в зависимости от наличия в приводе вентилятора дополнительных автомобильных агрегатов и их конструктивных особенностей (насосов ГУР и компрессора кондиционера). Передаточное отношение привода – 1,0.
Натяжение ремня производится поворотом эксцентриков двух натяжных роликов относительно осей (крепежных болтов) специальным ключем. В качестве натяжного, используется ролик 2112-1006120 с эксцентриситетом 6 мм. Это обеспечивает при повороте ролика перемещение его образующей на величину до 12 мм. Для крепления натяжного ролика применяется самоконтрящийся болт повышенной прочности (болт маховика 406.1005127). Для удобства замены ремня верхний натяжной ролик необходимо снять.
Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 для автомобилей на платформе УАЗ-3163 Патриот с компрессором кондиционера.
Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 для автомобилей на платформе УАЗ-3163 Патриот. Без компрессора кондиционера.
Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 для автомобилей на платформе УАЗ-315148 Хантер.
Опора вентилятора системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.
Опора вентилятора расположена на передней крышке головки цилиндров. Служит для крепления вязкостной муфты с вентилятором и шкива. В чугунном корпусе опоры вентилятора располагается два подшипника. На валике напрессована ступица, имеющая посадочные поверхности для установки шкива и вязкостной муфты с вентилятором. Резьба на ступице для установки вязкостной муфты вентилятора – левая.
Подшипники от перемещений на вале удерживаются с помощью стопорных колец. В корпусе с помощью стопорного кольца. Подшипники выполнены в защищенном (не обслуживаемом) исполнении. Заполняются смазкой на заводе — изготовителе. В процессе эксплуатации смазки не требуют.
Термостат ТC108-01М системы охлаждения двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4.
Термостат типа ТC108-01М, с твердым наполнителем, одноклапанный. Температура начала открытия клапана термостата — 80±2 градуса. Термостат расположен на головке цилиндров, и соединен шлангом с радиатором.
Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры и автоматически поддерживает рабочую температуру охлаждающей жидкости в двигателе. Отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор. На холодном двигателе пружина клапана прижимает клапан к седлу, и циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу через жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) и охладитель рециркулируемых газов (ОРГ).
На автомобилях семейства УАЗ Патриот охлаждающая жидкость из ОРГ подается в радиатор отопителя салона и из него через трубку отопителя во всасывающую полость водяного насоса. А затем в двигатель, минуя радиатор. На автомобилях УАЗ Хантер охлаждающая жидкость из ОРГ подается через трубку отопителя во всасывающую полость водяного насоса, а затем в двигатель, минуя радиатор. Для подачи охлаждающей жидкости в радиатор отопителя салона необходимо открыть кран отопителя и включить дополнительный электрический водяной насос.
Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 80±2 градуса. При температуре 95±2 градуса, клапан полностью открыт. Величина открытия должна быть не менее 8,5 мм. При этом большая часть охлаждающей жидкости проходит через патрубок крышки термостата в радиатор.
Во фланце термостата выполнено дренажное отверстие диаметром 2 мм. Служащее для выхода воздуха при заправке системы охлаждения и для предотвращения разморозки радиатора при использовании в зимний период в качестве охлаждающей жидкости — воды.
Конструктивно корпус термостата двигателя ЗМЗ-51432 CRS Евро-4 унифицирован с корпусом термостата бензинового двигателя ЗМЗ-40904. За исключением того, что у дизельного корпуса, патрубок соединяемый с патрубком водяного насоса выполнен без отверстия. На двигателе ЗМЗ-40904 в патрубке термостата выполняется отверстие диаметром 18 мм.
Уазостроение: охлаждение ДВС, отопление салона ч.2
В предыдущей части статьи мы рассмотрели некоторые теоретические выкладки относительно системы охлаждения патриота и пришли к выводу что в некоторых случаях она может нуждаться в доработке.
Ну а теперь от теории смело переходим к практике. Начинаем разбирать самые распространенные случаи колхоза системы охлаждения с указанием на их достоинства и недостатки. Начнем с самого простого и очевидного.
1. Замена вискомуфты на что-то еще. Встречается часто, полезность данной доработки зависит от того на что менять.
1а. Если виска меняется на
между шкивом и крыльчаткой или тупо заклинивается, то такая доработка из разряда не очень грамотных. Т.е. в данном случае обороты крыльчатки жестко привязаны к оборотам мотора и она будет молотить всегда. И даже когда это не нужно. Расходуя лишнее топливо и выстужая зимой подкапотное. Обычно применяется как дешевый способ чтоб хоть как-то ездить по жаре при нерабочей вискомуфте.
1б. Просто удаление крыльчатки и вискомуфты в надежде что доп. ЭВ, установленые заводом перед радиатором справятся. Способ очень часто практикуемый в среде дизелистов, ога.
Не справятся они. 🙂 По крайней мере, не во всех ситуациях. Но зиму можно так отъездить. 🙂 Зато летом по жаре, на трассе при движении с высокой скоростью или в горку с прицепом мотор наверняка будет греться .
1в. Замена крыльчатки с виской на один мощный электровентилятор типо
. При этом штатные ЭВ перед радиатором (у кого один, у кого два) остаются. Способ на мой взгляд скорее плох чем хорош. Обосную. Во-первых штатные ЭВ, находящиеся перед радиатором «затеняют» его, то есть перекрывают собою часть сот — и при движении по трассе, когда набегающего потока воздуха, в принципе, вполне достаточно для того чтобы охладить ОЖ без дополнительной продувки эта самая продувка начинает требоваться. Во-вторых, один мощный электровентилятор — это большая нагрузка на бортсеть при включении, при работе двигателя на ХХ (в пробках). В третьих, расположив его по центру радиатора мы добиваемся того, что он дует горячим воздухом на переднюю крышку мотора, как и крыльчатка в исходной конструкции, что само по-себе не очень правильно. В четвертых, в случае выхода одного мощного электровентилятора из строя мы останемся практически без охлаждения, так как штатное недоразумение спереди не справится в тяжелых условиях.
Почему многие так делают — потому что так якобы проще. Т.е. обрезать штатный диффузор и приклепать по центру обод от волговского вентилятора. Особенно заманчиво для владельцев уазов со старой системой охлаждения с узким радиатором. На этот радиатор спарку и влепить то проблематично. Но лично я бы все-таки порекомендовал рассмотреть вопрос о замене такого радиатора хотя бы на
1г. Учитывая вышесказанное, наиболее грамотной мне видится переделка системы охлаждения под т.н. «спарку» — два электровентилятора на диффузоре, которые могут работать как по отдельности, так и совместно — когда в этом есть необходимость, и размещенные _позади_ радиатора, причем по возможности на некотором расстоянии от него (сантиметров 5-10), так чтобы воздух, который они гоняют продувал всю поверхность сот.
Немаловажным фактором в этом случае является правильная конструкция
так как она должна обеспечивать возможность работы каждого вентилятора по отдельности(например, один из моторов вышел из строя). Т.е. весь объем диффузора должен быть
— в этом случае, при работе только одного из моторов воздух не будет гоняться по кругу под капотом. Он будет забираться снаружи.
Кроме того, такая конструкция и расположение вентиляторов не создают помех продвижению набегающего потока воздуха через радиатор при езде по трассе. И летом, до определенной температуры воздуха на улице при движении по трассе вентиляторы вообще не будут включаться. Кроме того, расположенные по бокам радиатора вентиляторы обдувают сам мотор с боков, что хорошо.
Простую и технологичную конструкцию диффузора под распространенные в нашем регионе вентиляторы (шнивокалино) я предложил тут: www.drive2.ru/l/8163027/
2.Замена штатного радиатора на более крупный. Очень грамотная и правильная доработка, особенно для первых версий патриотов, типа до евро 3. Если машина кипит при исправном термостате и помпе и есть возможность заменить радиатор на более крупный, увеличив объем ОЖ в системе охлаждения, не задумываясь меняйте 🙂 Чем больше ОЖ в системе, тем она будет более стойкой к перегреву. К тому же, если брать иномарочные радиаторы, то к ним скорее всего уже есть иномарочные же готовые решения по спаркам электровентиляторов, причем не факт что они будут дороже нашемарочных. И при этом, возможно, в них будет реализована возможность включения вентиляторов на разной скорости без особых телодвижений, что в принципе ценно.
Но фишка в том, что патриоту радиатора евро3 уже вполне достаточно при условии, если применить комплекс правильных мер, частично описанных в предыдущем пункте. Зуб даю 🙂
И если у вас уже радиатор от евро3 и выше, то смело читайте дальше 🙂
3. Внедрение «дизельной» схемы охлаждения на змз 409. Метод был предложен мною тут: uazpatriot.ru/forum/viewt…c891ed141dacca704367a8f0e
Многие уже сделали такую или подобную переделки — отчеты проскакивали и проскакивают в том числе и на драйвтуру. В основном все довольны. Суть переделки в том, что резко сокращается количество малых кругов. Печки и вся прочая требуха типа предпусковых подогревателей, обогревов редукторов ГБО, жмт и прочая мутотень помещаются в основной малый круг путем глушения штатного малого круга между корпусом термостата и помпой и выводом оного шлангом наружу из корпуса термостата, глушения штатного штуцера отбора ОЖ на отопление в районе 4 цилиндра, чем достигается безальтернативность в плане движения ОЖ по мотору. Т.е. у нее не остается вариантов по какому из малых кругов преимущественно двигаться 🙂 и вся она потечет через печки, жмт, бинар доппомпу и т.д. с той интенсивностью, которую ей придадут помпа и доппомпа :). Переделка также может быть интересна тем, кто испытывает проблемы с обогревом салона зимою ну и просто перфекционистам. Конструкция подсмотрена на дизеле змз 51432. В процессе переделки владельцам машин со старой торпедой потребуется осуществить замену штатного краника печки на краник печки со встроенным байпассом, например
Ну или как-то иначе обеспечить возможность циркуляции ОЖ по «длинному» малому кругу при выставленной на «холодно» крутилке печки.
Скептики могут начать сумлеваться на тему того, что малый круг никогда не перекрывается, даже если термостат полностью открыл проходное сечение в радиатор, но как оказалось это не проблема. Гидравлическое сопротивление «длинного» малого круга гораздо выше чем у огроменной дырки в радиатор и горячая ОЖ из мотора при первой же возможности стремится ринуться в него. Так что такой проблемы, как перегрев при незакрытом малом круге в штатной системе здесь не может возникнуть и не возникает. Испытано. Мин нет.
4. Внедрение ЖМТ — жидкостно/масляного теплообменника вместо маслорадиатора на 409 мотор. С тем чтобы сохранить давление масла на горячем моторе и не потерять возможность остужать/подогревать масло в зависимости от погоды. Способ предложен мною тут: uazpatriot.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=23022 и тоже уже многими реализован, отзывы тоже в массе своей положительный. Наибольший эффект дает совместно с пунктом 3, хотя я и на классической схеме охлаждения его сначала тестировал — все нормально вполне работало. ЖМТ помимо того что успешно охлаждает масло летом еще и довольно успешно подогревает его зимой, пока мотор не прогрет. Связано это с тем, что ОЖ в двигателе почему-то прогревается быстрее, чем масло. ЖМТ необязательно брать от отечественных дизелей. Можно взять любой, например ваговский. Я лично свой вообще
5. Внедрение разных хитрых приблуд для точного управления скоростью вращения электровентилятора и недопущения т.н. «тепловых ударов» после глушения мотора, работавшего с большой нагрузкой на сильной жаре. Реализаций есть много, я лично у себя пришел в итоге к конструкции, в которой на два вентилятора в спарке применяются два блока управления «силыч». Но об этом я лучше расскажу в посте про то как реализовано охлаждение конкретно на епамобиле. А пока что просто фотка.
Вообще, подобный внедрежь можно и не делать, особенно если машина летом в основном эксплуатируется с кондиционером. Потому что для кондиционера один фик можно один из вентиляторов гонять на 100% мощности с управлением от штатных мозгов и как показывает практика этого при правильном диффузоре вполне достаточно и для кондиционера, и для охлаждения ДВС как в пробках, так и по трассе. Даже оборудованный мозгами второй вентилятор включается очень редко. Но если делать по уму, то я бы посоветовал все ж таки один из вентиляторов дооснастить блоком плавной регулировки оборотов, а второй вентилятор сделать с управлением от мозгов или например от контактного датчика, если в мозгах прошивка не очень подходящие температуры срабатывания вентиляторов обеспечивает. У меня на
именно такая схема реализована. Посмотреть можно тут: www.drive2.ru/l/9540703/
Одним из дополнительных приятных бонусов при использовании подобного рода устройств является возможность управлять циркуляцией ОЖ и ее охлаждением на заглушенном моторе. Действительно, если у нас установлен «горячий» термостат и удалена виска то по сильной жаре работавший под нагрузкой мотор накапливает значительное количество тепла. И если его опять завести минут через 5 после остановки то высока вероятность, что придется пронаблюдать стрелку указателя температуры в красной зоне и услышать писк приборки. Спустя буквально десяток секунд это проходит, но осадочек, как говорится, остается. Не сказать что это прям большая проблема, но и полезного тут мало. Так вот для того чтобы предотвратить указанное явление умные люди придумали гонять ОЖ некоторое время по мотору на заглушенном пихле — с помощью электропомпы, которая по счастливому стечению обстоятельств есть на многих уазиках уже в стоке и одновременно с этим продувать радиатор при помощи электровентилятора. И прям заложили этот функционал в свои электронные примочки. Так что бери и пользуйся 🙂
6. Замена помпы на более производительную, например
Просится при выполнении работ по пункту 3, но я у себя пока не делал. К сожалению(или к счастью), в дизельной помпе нет малого круга и тем кто решит ее вкорячить на штатную систему охлаждения придется немножко обломаться. Ну или чота мутить со штуцерами, трубками и т.д. Как вариант можно рассмотреть вопрос переделки шкива помпы на меньший диаметр, но как я уже писал в предыдущей части статьи подобный тюнинг чреват созданием условий для ускоренного кавитационного износа крыльчатки. Так что если это будет сделано, надо обязательно спустя какое-то время проверить как она себя чувствует. Я собирался, но так и не собрался, потом переделал на дизельную схему с прицелом на замену помпы на дизельную в будущем по мере износа текущей. Поэтому и акцентирую внимание на этом моменте. Технология не опробована 🙂
7. Замена маслонасоса на более производительный. Правильно, от дизеля змз 51432 :). Просится при выполнении работ по пункту 4. Но я, опять же, у себя не делал еще 🙂 Проблем при этой операции вроде бы никаких не существует. Хотя я досконально не вникал еще. Но рассказать об этом надо. Вообще при выборе маслонасоса нужно очень ответственно подходить к этому делу. Многие при покупке ограничиваются потряхиванием и выяснением вопроса сильно ли люфтит, а некоторые прям испытания устраивают, например за сколько выкачает ведро при раскручивании вала дрелью 🙂 Если не уверены хороший ли насос, покажите его грамотному мотористу — он подскажет 🙂
8. Обмазывание коллектора выпускного,
и прочего горячего трубопроводного хозяйства пастой для каминов, армированной асбестовой нитью. Помогает снизить температуру под капотом на 20 градусов.
Прорезание
9. Внедрение дополнительного жидкость/жидкость теплообменника в малом круге, например на базе
. Правильно, от дизеля змз 51432 🙂 . У меня это в планах на ближайшее будущее, ибо хочется уже сделать в машине и горячий душ и вообще водопровод, для чего нужна емкость с водой под днищем и эта приблуда. Ну и плюс доппомпа для прокачки воды через теплообменник. Фактически, это самогонный аппарат 🙂
По моим прикидкам это позволит довести систему охлаждения до уровня пригодности к длительному автономному перемещению по пустыне Сахара 🙂
Фашисты, кстати, делали что-то такого плана во время второй мировой на своих машинах, воевавших в Африке. Т.е. тупо увеличивали в разы объем системы охлаждения. И все работало и ничего не кипело при тех же самых радиаторах 🙂 Короче говоря, будем посмотреть.
На этот раз вроде бы все, если что еще интересно — спрашивайте, дополним. В последней части статьи я подробно распишу как устроена система охлаждения епамобиля и как и почему я дошел до такой жизни 🙂
Конструкция системы охлаждения ЗМЗ-409
Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости
Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водяного насоса, термостата, расширительного бачка, вязкостной муфты привода вентилятора, электровентилятора, соединительных шлангов и трубок.
К системе охлаждения также подсоединены радиаторы отопителей и электронасос дополнительного отопителя салона.
Давление в системе создается водяным насосом, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, а из рубашки поступает в термостат.
В зависимости от температуры жидкость проходит затем в водяной насос (при низкой температуре) или в радиатор (при высокой температуре), откуда, охладившись, поступает в водяной насос.
Радиатор системы охлаждения трубчато-ленточный, алюминиевый, по бокам с кронштейнами для крепления радиатора к облицовке радиатора кузова.
Расширительный бачок пластмассовый, соединен патрубками радиатора с термостатом и закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим избыточное давление в системе.
Кран слива охлаждающей жидкости расположен с левой стороны блока цилиндров двигателя.
Система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью Тосол-А40М. При температуре окружающего воздуха ниже –40°С необходимо применять низкозамерзающую жидкость Тосол-А65М.
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
В случае загорания сигнализатора перегрева двигателя необходимо немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева.
Периодически проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости должен быть на 3-4 см выше метки «мин».
Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения, и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, то проверку уровня производите при температуре в системе плюс 15-20 °С.
В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий промежуток времени или после небольших пробегов (до 500 км), проверьте герметичность системы охлаждения и, устранив негерметичность, долейте в радиатор или в расширительный бачок охлаждающую жидкость.
Через каждые три года или каждые 60 000 км (в зависимости от того, что раньше наступит) промойте систему охлаждения и охлаждающую жидкость замените новой.
Промывайте систему охлаждения следующим образом:
— заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева, заглушите двигатель и слейте воду;
— повторите указанную выше операцию.
Из-за наличия воздуха в отопителя салона и соединительных шлангах всю норму заправки жидкости залить без пуска двигателя невозможно. Заправку системы производите в следующем порядке:
— заверните сливную пробку радиатора и закройте сливной краник блока цилиндров;
— рукоятку и рычаг управления кранами отопителя салона и дополнительного отопителя установите в положение «открыто»;
— заполните охлаждающей жидкостью радиатор на 10-15 мм ниже горловины и расширительный бачок на 3-4 см выше метки «мин»;
— пустите двигатель, после уменьшения уровня жидкости в верхнем бачке радиатора долейте в него охлаждающую жидкость и закройте пробку радиатора;
— заглушите двигатель, дайте ему остыть, доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закройте пробку расширительного бачка;
— выполните 2-3 цикла прогрева – охлаждения двигателя и снова доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы.
Устройство и принцип работы системы охлаждения УАЗ Патриот
Для того чтобы двигатель в автомобиле нормально функционировал, а температура в нем находилась в оптимальном диапазоне, в нем предусмотрена система охлаждения. В случае если эта система выходит из строя в цилиндрах начинает ухудшатся смесеобразование, а также происходит расширение металла, что приводит к тому что узловые элементы начинает заклинивать, и как результат нужно проводить капитальный ремонт двигателя. Чтобы этого не происходило следует отводить тепло от наиболее нагреваемых элементов.
Устройство и особенности
Система охлаждения УАЗа Патриот представляет собой отдельную конструкцию состоящую из основных узловых деталей:
- Радиатора;
- Термостата;
- Водяного насоса;
- Охлаждающей жидкости;
- Расширительного бачка;
- Трубок, шлангов, патрубков;
- Вентилятора.
На этих внедорожниках система охлаждения представляет собой систему закрытого типа, которая функционирует благодаря тому что в ней происходит циркуляция тосола и антифриза. За счет этой жидкости от двигателя происходит отвод тепла. Подача охлаждайки к необходимым деталям осуществляется при помощи двух дополнительных элементов:
- Радиатора отопителя;
- Электронасоса.
УАЗ Патриот первых модификаций Евро-3 имеет один отопитель, а версии Евро-4 помимо основного имеет и дополнительный отопитель. Ниже представлена картинка где изображены все рабочие элементы, а так же как протекает жидкость:
Принцип работы агрегата заключается в следующем:
- Благодаря тому что система имеет закрытый тип, в ней образуется высокое давление, которое создается при помощи водяного насоса;
- Насос приводится в движения за счет вала силового агрегата, который образует крутящий момент;
- Жидкость с помощью насоса направляется в специальное место, где от двигателя охлаждающая жидкость забирает тепло;
- Жидкость перетекает в термостат, который распределяет горячий и холодный поток. В результате жидкость с высокой температурой попадает в радиатор для дальнейшего охлаждения, а холодная ОЖ направляется к водяному насосу.
Таким образом функционирует система охлаждения силового агрегата УАЗА. Водитель если необходимо повысить температуру в салоне автомобиля прибегает к помощи специальных переключателей, которые открывают доступ охлаждающей жидкости к радиатору. В результате переключения происходит нагнетания давления и салон начинает обогреваться, а циркуляция жидкости начинает ускорятся.
Вентилятор
Охлаждения жидкости без вентилятора было бы невозможным, поэтому его наличие в этой системе является обязательным.
За счет него в радиаторе повышается интенсивность снижения температуры ОЖ. В действие он приводится за счет ременной передачи которая идет от вязкостной муфты. Так как этот привод управляется при помощи жидкости в гидромуфте, такой привод считается гидравлическим. У такой системы есть ряд недостатков, таких как:
- Большая нагрузка на двигатель;
- Вентилятор работает не стабильно;
- Нет возможности ручного включения.
Именно по этим причинам некоторые автовладельцы вискомуфту меняют на электрический вентилятор.
Полезное видео
Подводя итог можно сделать вывод что система охлаждения внедорожника УАЗ Патриот является очень важным элементом, как в работе бензинового так и в работе дизельного двигателя. Каждый из силовых агрегатов нуждается в том чтобы высокая температура которая в них образуется в процессе работы отводилась, иначе произойдет заклинивание. Поэтому нужно внимательно следить за исправностью этой системы.
Система охлаждения Уаз Патриот
Каждый автомобиль имеет систему охлаждения, которая крайне важна. Чтобы температура двигателя не поднялась выше дозволенного уровня, система охлаждения, отводит ее. Каждый автовладелец знает, что значительное повышение температуры непременно приведут к поломке двигателя, которому нужен уже будет капитальный ремонт. Предлагаем вам разобраться в том, что именно собой представляет, собственно из чего состоит и какие имеет особенности так называемая система охлаждения на отечественном популярном у нас УАЗ Патриот, как известно, на который устанавливается хороший 409 двигатель.
- Как устроено и работает на Патриоте охлаждение
- Вентилятор в UAZ Patriot в системе охлаждения
- Подведем итоги
Как устроено и работает на Патриоте охлаждение
В любом современном автомобиле, стоит полноценный отдельный агрегат, состоящий из узлов. Это и есть система охлаждения. На внедорожном УАЗ Патриот в обозначенной системе присутствуют такие элементы, перечислим их:
- Радиатор (главный элемент);
- Обязательно наличие расширительного бачка;
- Несколько шлангов;
- Водный насос;
- Трубки;
- Термостат;
- Вентилятор;
- Специальная охлаждающая жидкость.
Современные УАЗы, разработанные с учетом экологического стандарта общепринятого в большинстве стран мира, ЕВРО 3 и 4, оснащены охлаждающими моторными системами, так называемого закрытого типа. Работают они непосредственно за счет постоянной циркуляции тосола или же антифриза. Как раз жидкость в системе и есть главный реагент, с помощью остальных элементов обеспечивающий отвод высокого тепла от силового агрегата UAZ Patriot.
Кроме обозначенного, система охлаждения включает в себя электрический насос, который подает жидкость к отопителям. УАЗ Патриот с 3-им евростандартом, оснащается одним радиатором, а авто с 4-ым евростандартом, присутствует уже 2 радиатора.
Предлагаем вам ознакомиться со схемой полной конструкции охлаждающей системы. Ниже на схеме приведен весь перечень элементов, задействованных в работе системы.
Схема наглядно показывает не только все работающие элементы в системе, но также и то, как проходит жидкость во всей системе. Благодаря приведенной схеме вы сможете представить себе, как устроена система, и как она функционирует. Далее рассмотрим, как все-таки функционирует система:
- В системе существует определенное давление, поскольку она закрытого типа. Насос принимает главное участие в создании необходимого давления.
- Насос работает за счет крутящего момента, исходящего от вала силового агрегата.
- В специально предназначенный отсек направляет жидкость, конечно же, насос. Именно там происходит передача тепла, которую отдает 409 двигатель непосредственно самой охлаждающей специализированной жидкости.
- Из отсека передачи тепла, жидкость направляется прямо в термостат, принимающий участие в полном распределении потоков специально предназначенной жидкости – соответственно горячих и холодных. Когда жидкость имеет очень высокую температуру, устройство направляет ее для своевременного охлаждения к радиатору. А вот уже к водяному насосу жидкость направляется исключительно холодная.
Именно так и происходит работа системы охлаждения силового агрегата УАЗа, да и в большинстве других современных авто. Приведенная схема уместна и в отношении ряда других машин.
Когда требуется повысить температуру воздуха в салоне УАЗ Патриот, то водитель самостоятельно задействует переключатель отопителя. В этот момент открывается доступ жидкости к радиаторам отопителя. Тут же насос начинает активно нагнетать давление, ускоряется циркуляция жидкости для охлаждения по всем системным радиаторам. В целом, разобраться в схеме не сложно и вы сможете самостоятельно понять, как и что задействовано в процессе.
УАЗ Патриот с 3-им евростандартом заправляется тосолом А60М или немного отличающимся А40М. Более новые машины могут заправляться не только тосолом, но и антифризом. В процессе так сказать, отвода тепла принципиальной разницы в этих жидкостях нет вообще.
Вентилятор в UAZ Patriot в системе охлаждения
Такое устройство, как радиатор, как вы все знаете, является специализированной емкостью, в которой происходит охлаждение жидкости. Однако вряд ли жидкость могла бы охладиться, если бы отсутствовал такой обязательный элемент, как вентилятор. Любая, в том числе и рассматриваемая нами система охлаждения не обходится без вентилятора, который повышает интенсивность понижения температуры непосредственно самой жидкости внутри радиатора. Кто-то может, не знает, но в Патриотах, установлен зачастую на которых 409 двигатель, имеющийся вентилятор в обозначенной системе запускается от вязкостной муфты при помощи обычной ременной передачи. Данный тип устройства – классический гидравлический, ведь управляется жидкостью в специализированной гидромуфте. Владельцы авто знаю, что такой вентилятор наделен множеством недостатков, и зачастую они переоборудуют движок, а в частности, осуществляется замена вискомуфты на более хороший электрический вентилятор. Какие факторы мы можем отнести к минусам гидравлического вентилятора в устройстве системы:
- При необходимости, вы не сможете вентилятор включить.
- Вентилятор работает нестабильно, ведь скорость вращения его лопастей в целом зависит от числа оборотов, исходящих от коленвала.
- На силовой агрегат автомобиля увеличивается нагрузка, поскольку, как уже говорилось, муфта работать за счет коленвала.
Следовательно, довольно часто, автовладельцы ставят на свой UAZ Patriot электрические вентиляторы, которые пользуются сейчас большой популярностью.
Как ни печально, но современные внедорожники отечественно производства оснащены вентиляторами охлаждающей системы, работающими от вязкомуфты. Эта самая вязкомуфта имеет свои недостатки, среди которых и высокая стоимость изделия, ведь она представляет собой полноценный узел.
Подведем итоги
В конце хочется отметить, что система охлаждения каждого без исключения автомобиля, для него крайне важна, причем, никакой нет разницы, бензиновый это, как 409 двигатель, или дизельный агрегат. Каждый мотор всегда будет нуждаться в отводе высокой температуры, дабы не заклинило «сердце» машины. Именно по этой причине все владельцы автомашин, в том числе и UAZ Patriot, активно должны следить за исправностью работы агрегата, чтобы не было допущено никаких сбоев. Иначе же, при возрастании температуры более 100-градусов, происходит несвоевременная остановка движка, и для него это фатально, и для водителя тоже.
Система охлаждения уаз патриот 409 двигатель с кондиционером схема
Жидкостная система охлаждения на УАЗ Патриот предназначена для поддержания заданного температурного режима двигателя вне зависимости от внешних условий. Циркулирующий по магистралям антифриз используется для отопления салона. Для непрерывной подачи жидкости применяется насос с принудительным приводом от коленчатого вала.
Конструкция системы охлаждения
На внедорожниках УАЗ Патриот с бензиновым мотором ЗМЗ-409 используется замкнутый контур охлаждения с радиатором, расположенным в передней части кузова. Для подачи воздуха через соты теплообменника установлен вентилятор с вязкостной муфтой, позволяющей регулировать производительность в зависимости от степени нагрева антифриза. Для заправки применяется жидкость типа Тосол-А40М или аналоги, имеющие температуру кристаллизации не выше -40°С. Для арктических условий предназначены антифризы с температурой застывания от -65°С (например, Тосол-А65М).
Для соединения рубашки двигателя с радиатором и теплообменником отопителя салона используются армированные эластичные шланги, закрепленные хомутами.
На машинах Патриот ранних серий устанавливались теплообменники из меди, но после цикла испытаний конструкция стала алюминиевой. В радиаторе и расширительном бачке УАЗ Патриот
предусмотрены пробки с паровыми клапанами, которые срабатывают при перегреве силового агрегата. Пары антифриза выбрасываются в атмосферу, предотвращая разрыв шлангов или теплообменников под воздействием избыточного давления.
Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110, ВАЗ 2112
Схема и принцип работы
После запуска холодного двигателя начинает работать помпа, установленная на блоке цилиндров. Для передачи крутящего момента используется ременной привод, вентилятор радиатора (расположен в моторном отсеке) не работает.
Поскольку клапан термостата находится в закрытом состоянии, то антифриз из насоса направляется в рубашку мотора по “малому кругу”. Часть охлаждающей жидкости отводится в контуры отопителя салона электрическим насосом, ускоряющим теплообмен и повышающим эффективность работы климатической установки.
По мере повышения температуры антифриза начинает открываться клапан термостата, расположенного на головке блока. Часть нагретой жидкости уходит в радиатор, что позволяет начать циркуляцию по “большому кругу”.
С ростом температуры клапан открывается полностью, при достижении критического значения происходит включение вязкостной муфты и вентилятора. Созданный поток воздуха проходит через соты теплообменника, снижая температуру жидкости.
На фронтальной части радиатора есть дополнительный вентилятор с электрическим приводом, который включается по сигналу от датчика температуры. Информация от сенсора считывается контроллером управления двигателем, который подает команды на включение и отключение электрического вентилятора и корректирует состав топливной смеси в зависимости от температуры жидкости.
Дополнительная крыльчатка предназначена для охлаждения мотора при движении по бездорожью или при повышенной температуре окружающей среды.
Поскольку антифриз при нагреве расширяется, то в конструкции контура охлаждения предусмотрен компенсационный бачок. На боковине резервуара имеются насечки минимального и максимального уровней, позволяющие контролировать количество жидкости в системе охлаждения УАЗ Патриот. Не допускается эксплуатация автомобиля с повышенным или сниженным уровнем антифриза в системе охлаждения. Рекомендуемый уровень должен находиться на 30-40 мм выше отсечки минимума (проверяется при холодном силовом агрегате).
Как устроено и работает на Патриоте охлаждение
В любом современном автомобиле, стоит полноценный отдельный агрегат, состоящий из узлов. Это и есть система охлаждения. На внедорожном УАЗ Патриот в обозначенной системе присутствуют такие элементы, перечислим их:
- Радиатор (главный элемент);
- Обязательно наличие расширительного бачка;
- Несколько шлангов;
- Водный насос;
- Трубки;
- Термостат;
- Вентилятор;
- Специальная охлаждающая жидкость.
Современные УАЗы, разработанные с учетом экологического стандарта общепринятого в большинстве стран мира, ЕВРО 3 и 4, оснащены охлаждающими моторными системами, так называемого закрытого типа. Работают они непосредственно за счет постоянной циркуляции тосола или же антифриза. Как раз жидкость в системе и есть главный реагент, с помощью остальных элементов обеспечивающий отвод высокого тепла от силового агрегата UAZ Patriot.
Кроме обозначенного, система охлаждения включает в себя электрический насос, который подает жидкость к отопителям. УАЗ Патриот с 3-им евростандартом, оснащается одним радиатором, а авто с 4-ым евростандартом, присутствует уже 2 радиатора.
Предлагаем вам ознакомиться со схемой полной конструкции охлаждающей системы. Ниже на схеме приведен весь перечень элементов, задействованных в работе системы.
Схема наглядно показывает не только все работающие элементы в системе, но также и то, как проходит жидкость во всей системе. Благодаря приведенной схеме вы сможете представить себе, как устроена система, и как она функционирует. Далее рассмотрим, как все-таки функционирует система:
- В системе существует определенное давление, поскольку она закрытого типа. Насос принимает главное участие в создании необходимого давления.
- Насос работает за счет крутящего момента, исходящего от вала силового агрегата.
- В специально предназначенный отсек направляет жидкость, конечно же, насос. Именно там происходит передача тепла, которую отдает 409 двигатель непосредственно самой охлаждающей специализированной жидкости.
- Из отсека передачи тепла, жидкость направляется прямо в термостат, принимающий участие в полном распределении потоков специально предназначенной жидкости – соответственно горячих и холодных. Когда жидкость имеет очень высокую температуру, устройство направляет ее для своевременного охлаждения к радиатору. А вот уже к водяному насосу жидкость направляется исключительно холодная.
Именно так и происходит работа системы охлаждения силового агрегата УАЗа, да и в большинстве других современных авто. Приведенная схема уместна и в отношении ряда других машин.
Когда требуется повысить температуру воздуха в салоне УАЗ Патриот, то водитель самостоятельно задействует переключатель отопителя. В этот момент открывается доступ жидкости к радиаторам отопителя. Тут же насос начинает активно нагнетать давление, ускоряется циркуляция жидкости для охлаждения по всем системным радиаторам. В целом, разобраться в схеме не сложно и вы сможете самостоятельно понять, как и что задействовано в процессе.
Объем системы охлаждения и прочие характеристики
Объем системы зависит от конструкции основного теплообменника. При использовании устройства трубчато-ленточного типа необходимо 12 л антифриза, в случае применения радиатора горизонтального типа емкость увеличивается на 2 л. Слив жидкости при обслуживании осуществляется через краны на основном радиаторе и блоке цилиндров, но при замене часть антифриза остается в рубашке, в подставленные резервуары выливается до 8 л раствора.
Основные параметры системы:
- температура начала открытия клапана термостата – 70°С;
- температура полного открытия канала “большого круга” – +80…+84°С;
- срок службы антифриза – 60 тыс. км пробега или 3 года;
- допустимая температура двигателя – +87…+103°С.
Замена силиконовых патрубков в системе охлаждения на Патриоте
Замена рассматриваемого нами сегодня устройства не является сложной и не требует от вас специфичных навыков или профессиональных инструментов.
- Первоначально следует слить из системы весь антифриз.
- Демонтировать старые изношенные шланги и патрубки.
- Места соединений зачастую выполнены из алюминия, поэтому их перед установкой очистить от образовавшегося налета.
- Установить новые силиконовые шланги и патрубки.
Предварительно силиконовые патрубки требуется смазать тосолом, чтобы надеть их на место. Еще один нюанс, замену лучше всего осуществлять в теплое время года или в отапливаемом помещении.
UAZ Patriot Черный джин))))) › Logbook › Доработка системы охлаждения ЗМЗ-51432 CRS
Добрый день, уважаемые читатели и посетители моего бортового журнала. Уже долгое время я боролся с недогревом двигателя ЗМЗ-514 и холодом в салоне своего УАЗки зимой. Благо у нас не -30 зимой, но тем не менее. Начало истории и мои непередаваемые ощущения от езды с прохладой в салоне по пробкам описаны здесь, но столкнулся с одной небольшой проблемой, да Бинар в пробках хорош, но проблема в том, что автомобиль при разгонах категорически отказывается прогреваться, поэтому почитав форум и бортовые журналы грамотных людей, решено было собраться с духом и поехать к уже проверенным людям в УАЗ Профи Сервис. Чтобы вас не утруждать прочтением 29 страниц форума, посвященных этому вопросу, то просто приведу краткие выжимки оттуда. «Штатная система использует термостат с отверстием и постоянно при работе двигателя часть потока перепускается в радиатор. В результате теряется ценное тепло, двигатель долго прогревается и очень быстро остывает на холостых и малых нагрузках.»
Пару слов о самом сервисе. Грамотные, вежливые люди, делают все быстро, четко, претензий к ним нет. Сервис переехал на новое место дислокации, на Рябиновую улицу. Помещение стало больше, машин влезает больше, пока правда ремонт, т.к. въехали только в понедельник, а старое здание сегодня должны сносить. Но по сравнению со старым стало лучше, будет добавлена клиентская зона. В общем люди думают про клиентов, что уже приятно. Но вернемся к теме поста. Для осуществления доработки нам понадобится: — штуцер от Газели 53-11-1104215, либо 4216.1014072 (я ставил прямой, все влезло);
— 0,7-0,8м 8мм шланга (берите метр, потом отрежете, ибо много — не мало); — хомутов с запасом; — прокладка термостата 40624-1306043;
— сам термостат Т117 — 1306100-04
— кольцо уплотнительное 402.1306155;
— шланг VULCO-FLEX II 38х559мм (GATES 4274-00041);
— расширительный бачок от Газели 2705-1311010; — шланг на нижний штуцер бачка (каталожный номер не знаю) — кронштейн для крепления бачка (брал готовый в сервисе); — резьбовой и прокладочный герметики; — винт с гайкой для заглушки перепускного отверстия в термостате; — 10 литров антифриза. По деньгам запчасти и расходники вышли около 3000 рублей. Итак, процесс начали со слива ОЖ в тазик, сливали через шланг, надетый на кран на радиаторе, слили в тазик и вылили. После демонтировали вискомуфту и ролики с ремнем, после чего сняли компрессор кондиционера, откинув фишку с проводами и отвернув крепежные болты и подвесили на цепи, кронштейн ГУРа для лучшего доступа к корпусу термостата. Отсоединили патрубки с коленом (кто его туда только придумал поставить), отвернули кронштейн расширительного бачка. После сняли корпус термостата, разобрали и вынули термостат.
Подведем итоги
В конце хочется отметить, что система охлаждения каждого без исключения автомобиля, для него крайне важна, причем, никакой нет разницы, бензиновый это, как 409 двигатель, или дизельный агрегат. Каждый мотор всегда будет нуждаться в отводе высокой температуры, дабы не заклинило «сердце» машины. Именно по этой причине все владельцы автомашин, в том числе и UAZ Patriot, активно должны следить за исправностью работы агрегата, чтобы не было допущено никаких сбоев. Иначе же, при возрастании температуры более 100-градусов, происходит несвоевременная остановка движка, и для него это фатально, и для водителя тоже.
Читать также: Нива против джипов проверка
Двигатель ЗМЗ 409 выпускал Заволжский моторный завод для транспортных средств, производимых на Ульяновском автомобильном заводе. Так, автомобили УАЗ получили модернизированный ЗМЗ 405 с некоторыми изменениями, а именно — клапанная крышка другой формы, улучшенный газораспределительный механизм и новая прокладка металлического типа.
Система охлаждения УАЗ Патриот
Важность системы охлаждения на всех автомобилях безгранична. Основным предназначением этой системы является отвод высокой температуры от двигателя в целях предотвращения поднятия ее выше критической отметки. Ведь повышение температуры выше нормы приведет к непоправимым последствиям, которые повлекут за собой необходимости проведения капитального ремонта. Но не будем о грустном и разберем, что же собой представляет система охлаждения на УАЗ Патриот, каковы ее особенности и из чего же она состоит.
Особенности устройства
Система охлаждения на каждом автомобиле представляет собой отдельный агрегат, который состоит из основных узлов. К этим основным узлам на автомобиле УАЗ Патриот относятся следующие элементы:
- радиатор;
- водяной насос;
- термостат;
- расширительный бачок;
- охлаждающая жидкость;
- вентилятор;
- шланги и трубки.
На автомобиле УАЗах экологического стандарта Евро-3 и Евро-4 установлены охлаждающие системы закрытого типа, функционирование которых обеспечивается за счет циркуляции антифриза или тосола. Эта жидкость является основным реагентом, обеспечивающая отвод тепла от двигателя.
Система охлаждения также включает в себя радиаторы отопителей и электронасос, обеспечивающего подачу жидкости к этим изделиям. На УАЗ Патриот Евро-3 установлен один радиатор отопителя, а на его потомке Евро-4 уже комплектуется два устройства. Ниже на фото приведена схема конструкции системы охлаждения, на которой отображен полный перечень рабочих элементов.
Схема отображает не только перечень основных элементов агрегата, но и пути прохождения жидкости. Благодаря такой схеме можно ориентировочно представлять себе устройство системы и принцип ее функционирования. Если затронуть тему принципа функционирования агрегата, то он заключается в следующем:
- Так как система является закрытой, то в ней создается давление. Непосредственное участие в создание давления принимает насос 16.
- Функционирование насоса обеспечивается благодаря крутящему моменту от вала двигателя внедорожника.
- Насос направляет жидкость в специальную рубашку, где и осуществляется передача тепла от двигателя к ОЖ.
- Из рубашки жидкость попадает в такой элемент, как термостат 6, участвующий в распределении холодных и горячих потоков жидкости. Если жидкость имеет высокую температуру, то термостат направляет ее к радиатору для охлаждения, а если холодная, то к водяному насосу.
Таким образом, осуществляется функционирование системы охлаждения двигателя Патриота и собственно большинства современных транспортных средств. Поэтому данная схема уместна и для других автомобилей.
В случае необходимости повышения температуры в салоне, водитель приводит в действие специальный переключатель отопителя, тем самым открывая доступ ОЖ к радиаторам отопителя 1 и 2. Насос 3 начинает нагнетать давление в конструкции обогрева салона, тем самым ускоряя циркуляцию жидкости по радиаторам. Схема отображает все процессы, поэтому разобраться в ней не составит труда.
На УАЗ Патриот Евро-3 с завода предусмотрена заправка системы охлаждения тосолом марки А40М или А60М. Патриоты нового стандарта заправляются, как тосолом, так и антифризом. Различие между этими жидкостями заключается в составе и не играет большой роли в процессе отвода тепла.
Вентилятор
Радиатор представляет собой емкость, в которой осуществляется охлаждение жидкости. Но охладить жидкость без такого элемента, как вентилятор невозможно, поэтому его наличие является обязательным. Вентилятор служит в системе охлаждения для повышения интенсивности снижения температуры ОЖ в радиаторе. В Патриотах вентилятор приводится в действие с помощью ременной передачи от вязкостной муфты. Такой тип привода устройства является гидравлическим, так как он управляется посредством жидкости в гидромуфте. Но такой вентилятор имеет множество недостатков, поэтому часто автовладельцы внедорожника прибегают к переоборудованию двигателя путем замены вискомуфты на электрический вентилятор. В частности, к недостаткам гидравлического привода устройства можно отнести следующие факторы:
- Увеличивается нагрузка на двигатель, так как вязкостная муфта приводится в действие от коленчатого вала.
- Нестабильность функционирования вентилятора, так как скорость вращения лопастей напрямую зависит от числа оборотов коленчатого вала.
- Отсутствие возможности включить вентилятор при необходимости.
Поэтому в частых случаях, водители осуществляют установку электрических вентиляторов, пользующихся большой популярностью в системе.
К сожалению, даже современные внедорожники Ульяновского завода оснащаются вентиляторами охлаждения радиатора, которые приводятся в действие посредством вязкомуфты. К минусам вязкомуфты можно еще отнести дороговизну изделия, так как агрегат представляет собой целый узел.
В завершение следует отметить, что система отвода высоких температур авто очень важна для него, будь это дизельный двигатель или бензиновый. Ведь в любом случае они нуждаются в отводе высокой температуры, дабы избежать вероятности заклинивания двигателя. Поэтому каждому владельцу любого автомобиля очень важно следить за исправной работой данного узла, чтобы не допустить сбоев в работе. В противном случае, несвоевременная остановка двигателя при возрастании температуры выше 100 градусов может стать фатальной как для двигателя, так и для водителя.
Система охлаждения Уаз Патриот с двигателем ЗМЗ-409 1
«По полочкам»
Рассмотрим составные элементы системы охлаждения «буханки».
Она состоит из широкого ряда запасных частей:
- Радиатор с охлаждающей жидкостью, основная функция которого состоит в подаче тепла в атмосферу. Чаще всего изготовлен из меди или алюминия, а также бывает трёх видов — трубчатый, сотовый и пластинчатый. Наиболее распространён последний вариант. Каждая из перечисленных моделей устроена особым образом.
- Масляный радиатор, который охлаждает масло воздухом. Этот агрегат используют, как дополнение.
- Решетка, которая защищает сам радиатор от температурных нарушений и посторонних деталей.
- Радиатор отопителя, который очень схож с первым вариантом, но ставят его уже в салон машины.
Схема системы охлаждения УАЗ Буханка
Почти все автолюбители знают, что на автомобиле имеется система охлаждения двигателя. УАЗ Буханка или 452 оснащён простой конструкцией силового агрегата, а поэтому и остальные системы имеют простые конструктивные особенности.
Предназначение системы охлаждения
Система охлаждения двигателя УАЗ Буханка предназначена для охлаждения двигателя в процессе эксплуатации. Так, элементы охлаждения отводят производимое тепло от блока цилиндров и головки при помощи охлаждающей жидкости и охлаждают её в радиаторе.
В процессе эксплуатации силовой агрегат автомобиля нагревается до запредельных температур и если не будет охлаждения, то детали мотора попросту перегреются и деформируются. Хотя, такие ситуации бывают и при наличии системы ОЖ, в том случае, когда она не в рабочем состоянии или один из важных элементов вышел со строя.
Рабочая температура двигателя на УАЗ Буханка составляет 80-100 градусов Цельсия. Именно в этом интервале термостат открывается на большой круг охлаждения.
Поскольку на данном автомобиле не предусмотрен электровентилятор, а стоит принудительная система охлаждения, то дополнительное остывание радиатора включено постоянно.
Силовой агрегат может перегревать, если один из элементов охлаждения вышел со строя. Сначала наступит лёгкая стадия, при которой мотор попросту закипит. Но, здесь могут быть и тяжёлые последствия, такие как прогиб и деформация головки блока цилиндров. На данном этапе, ситуацию можно исправить обычной шлифовкой поверхности головки блока.
При средней стадии — элементы двигателя могут деформироваться. Сюда можно отнести клапанный механизм. Впоследствии головке блока потребуется капитальный ремонт, а это вылезет в немалую копейку владельцу транспортного средства.
Тяжёлая стадия — это когда разрушается поршневая группа от сильного воздействия тепла. Но, и это не самое худшее, что может произойти, поскольку если охлаждающая жидкость попадёт в цилиндры автомобиля, то двигателя настигнет гидроудар, при котором не всегда и капитальный ремонт спасает.
Схема системы ОЖ
Схема системы охлаждения двигателя УАЗ достаточно простая, она закрытого типа с принудительным циркулированием охлаждающей жидкости. «Охлаждайка» циркулирует по кругу от радиатора, проходя водяной насос и термостат в рубашку охлаждения, и затем возвращается.
Рассмотрим, схему охлаждения силового агрегата на УАЗиках, а в частности на движке с маркировкой 452:
Элемент системы охлаждения
Основными элементами системы охлаждения силового агрегата УАЗ Буханка 452-й мотор являются всем известные детали: радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, патрубки, водяная рубашка и датчик температуры. Также, частью конструкции является отопитель.
Итак, рассмотрим, что собой представляют основные элементы охлаждения двигателя, их устройство и работу, а также ремонт и доработку.
Радиатор и вентилятор
На УАЗиках могут устанавливаться 3-хрядные медные или алюминиевые радиаторы, которые проводят максимальное охлаждение жидкости. Поскольку, эксплуатация элементов достаточно долгая, то процесс остывания силового агрегата не всегда такой, каким ему надлежит быть.
В данном случае, это связано с засорённостью каналов внутри элемента. Зачастую, уже обычная чистка не помогает, а повышенный износ делает щели в трубках, которые активно запаивают владельцы, не желая покупать новые детали. Основное назначение радиатора — охлаждать жидкость, которая циркулирует с двигателя при помощи потока ветра.
Вентилятор системы охлаждения на Буханке стоит принудительный, закреплённый на шкиве и работает постоянно, пока коленчатый вал крутится. Многие автолюбители модернизируют данную систему и устанавливают электровентиляторы, которые зачастую включает сам водитель согласно показаниям температуры на приборной панели.
Водяной насос
Помпа у УАЗ механического привода. Основное назначение элемента бесперебойно проводить циркуляцию ОЖ по системе. Так, водяной насос обеспечивает проток жидкости в радиатор для остывания и обратно. Неисправность данного элемента может привести к потере «охлаждайки» и перегреву движка.
Термостат
Основным из элементов конструкции является — термостат. Он обеспечивает циркуляцию жидкости и служит переключателем между малым и большим кругом в системе. Для прогрева транспортного средства элемент держится в закрытом состоянии. При достижении 80 градусов Цельсия, он начинает открываться, чем обеспечивает циркуляцию жидкости через радиатор.
Проводим «рентген» радиатора
Сам радиатор охлаждения также представляет собой систему конструктивных элементов.
В качестве таковых мы назовём:
- Вентилятор, нужный для усиления потока воздуха, благодаря чему охлаждается сердцевина радиатора. Состоит из так называемой «крыльчатки» и лопасти. Включается вентилятор особым датчиком температуры.
- Центробежный насос. Данный элемент принудительно двигает жидкость по всей системе. Составными частями являются корпус (из алюминия), крыльчатка и сальник.
- Расширительный бачок, в который доставляются излишки после процесса нагревания жидкости. Также он служит каналом доставки жидкости в систему.
- Термостат. Это датчик контроля температуры двигателя.
- «Водяная рубашка». Это выемки внутри двигателя, которые служат каналами циркуляции жидкости.
- Антифриз, то есть сама охлаждающая жидкость, пригодная для использования даже при низких температурах.
Особенности конструкции
В принципе, двигатель УМЗ 417 скопирован с мотора ЗМЗ 402, но отличия, все же, существуют:
- посадка гильз в блоке резиновыми кольцами вместо медных прокладок;
- маховик больше в диаметре;
- нет оребрения вначале выпуска, затем появились 4 ребра жесткости;
- маслофильтр съемный вместо стаканного;
- схема системы охлаждения обратная – и подача и забор ОЖ из ГБЦ;
- слабый фибровый сальник помпы вместо сальника от мотора ВАЗ;
- уменьшен диаметр тарелок клапанов.
И самая главная причина снижения мощности УМЗ 417 в сравнении с ЗМЗ 402 – объединенный, не раздвоенный коллектор выпускного тракта.
Особенностями конструкции являются:
- рядная схема двигателя и его продольное расположение относительно траектории движения транспортного средства;
- камера сгорания небольшого размера, купольной конфигурации;
- улучшенная очистка смазочного материала (полнопоточная схема со сменным фильтром);
- высокий эксплуатационный ресурс от 150000 км пробега;
- короткий ход поршня и верхняя компоновка клапанов.
Чтобы осуществить капитальный ремонт, не нужно обязательно посещать СТО, все операции можно произвести своими силами в гараже. Для этого руководство пользователя содержит, как описание параметров, так и пошаговые фото.
Даже в отсутствие гидротолкателей производитель рекомендует заливать качественное масло и антифриз для охлаждения мотора с весьма скромным оребрением блока цилиндров.
Предусмотрена изготовителем и возможность модернизации впускного/выпускного тракта, ГБЦ т ШПГ.
Схема и принцип работы
После запуска холодного двигателя начинает работать помпа, установленная на блоке цилиндров. Для передачи крутящего момента используется ременной привод, вентилятор радиатора (расположен в моторном отсеке) не работает.
Поскольку клапан термостата находится в закрытом состоянии, то антифриз из насоса направляется в рубашку мотора по «малому кругу». Часть охлаждающей жидкости отводится в контуры отопителя салона электрическим насосом, ускоряющим теплообмен и повышающим эффективность работы климатической установки.
Маркировка двигателя
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ IVECO F1A | |
Количество цилиндров | 4 |
Рабочий объем, л | 2,287 |
Степень сжатия | 19 |
Номинальная мощность брутто при частоте вращения коленчатого вала мин’1, кВт (л.с.) | 85,0 (116) / 3900 об/мин |
Максимальный крутящий момент брутто при частоте вращения коленчатого вала мин1, Нм (кгс м) | 270,0 (27,5) 2500 об/мин |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч) | |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 88×94 |
Масса, кг | 250 |
Экология | Евро 3, Евро 4 |
Дизельный двигатель IVECO F1A под капотом УАЗ Патриот
Вентилятор в UAZ Patriot в системе охлаждения
Такое устройство, как радиатор, как вы все знаете, является специализированной емкостью, в которой происходит охлаждение жидкости. Однако вряд ли жидкость могла бы охладиться, если бы отсутствовал такой обязательный элемент, как вентилятор. Любая, в том числе и рассматриваемая нами система охлаждения не обходится без вентилятора, который повышает интенсивность понижения температуры непосредственно самой жидкости внутри радиатора. Кто-то может, не знает, но в Патриотах, установлен зачастую на которых 409 двигатель, имеющийся вентилятор в обозначенной системе запускается от вязкостной муфты при помощи обычной ременной передачи. Данный тип устройства – классический гидравлический, ведь управляется жидкостью в специализированной гидромуфте. Владельцы авто знаю, что такой вентилятор наделен множеством недостатков, и зачастую они переоборудуют движок, а в частности, осуществляется замена вискомуфты на более хороший электрический вентилятор. Какие факторы мы можем отнести к минусам гидравлического вентилятора в устройстве системы:
- При необходимости, вы не сможете вентилятор включить.
- Вентилятор работает нестабильно, ведь скорость вращения его лопастей в целом зависит от числа оборотов, исходящих от коленвала.
- На силовой агрегат автомобиля увеличивается нагрузка, поскольку, как уже говорилось, муфта работать за счет коленвала.
Следовательно, довольно часто, автовладельцы ставят на свой UAZ Patriot электрические вентиляторы, которые пользуются сейчас большой популярностью.
Как ни печально, но современные внедорожники отечественно производства оснащены вентиляторами охлаждающей системы, работающими от вязкомуфты. Эта самая вязкомуфта имеет свои недостатки, среди которых и высокая стоимость изделия, ведь она представляет собой полноценный узел.
Двигатель ЗМЗ-409
Этот мотор отличается другой клапанной крышкой, улучшенным механизмом ГРМ, иной прокладкой ГБЦ. Также вырос объем силового агрегата, что сразу же повлекло за собой модернизацию системы охлаждения ЗМЗ-409 УАЗ «Буханки».
Устройство охлаждающей системы типичное для ДВС такой конструкции, которые когда-либо изготавливались на Заволжском заводе. Двигатель оснащен жидкостной закрытой принудительной системой. Здесь также имеется радиатор, рубашка в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, помпа, расширительный бачок, датчики температуры, электрический вентилятор, радиатор отопителя и другие элементы. Отметим, что принцип работы системы охлаждения 409 УАЗа «Буханки» прост и аналогичен инжекторным моторам. Здесь ОЖ также двигается по большому кругу и по малому.
Как устроена система охлаждения на УАЗ Патриот
Жидкостная система охлаждения на УАЗ Патриот предназначена для поддержания заданного температурного режима двигателя вне зависимости от внешних условий. Циркулирующий по магистралям антифриз используется для отопления салона. Для непрерывной подачи жидкости применяется насос с принудительным приводом от коленчатого вала.
Конструкция системы охлаждения
На внедорожниках УАЗ Патриот с бензиновым мотором ЗМЗ-409 используется замкнутый контур охлаждения с радиатором, расположенным в передней части кузова. Для подачи воздуха через соты теплообменника установлен вентилятор с вязкостной муфтой, позволяющей регулировать производительность в зависимости от степени нагрева антифриза. Для заправки применяется жидкость типа Тосол-А40М или аналоги, имеющие температуру кристаллизации не выше -40°С. Для арктических условий предназначены антифризы с температурой застывания от -65°С (например, Тосол-А65М).
Для соединения рубашки двигателя с радиатором и теплообменником отопителя салона используются армированные эластичные шланги, закрепленные хомутами.
На машинах Патриот ранних серий устанавливались теплообменники из меди, но после цикла испытаний конструкция стала алюминиевой. В радиаторе и расширительном бачке УАЗ Патриот
предусмотрены пробки с паровыми клапанами, которые срабатывают при перегреве силового агрегата. Пары антифриза выбрасываются в атмосферу, предотвращая разрыв шлангов или теплообменников под воздействием избыточного давления.
Схема и принцип работы
После запуска холодного двигателя начинает работать помпа, установленная на блоке цилиндров. Для передачи крутящего момента используется ременной привод, вентилятор радиатора (расположен в моторном отсеке) не работает.
Поскольку клапан термостата находится в закрытом состоянии, то антифриз из насоса направляется в рубашку мотора по “малому кругу”. Часть охлаждающей жидкости отводится в контуры отопителя салона электрическим насосом, ускоряющим теплообмен и повышающим эффективность работы климатической установки.
По мере повышения температуры антифриза начинает открываться клапан термостата, расположенного на головке блока. Часть нагретой жидкости уходит в радиатор, что позволяет начать циркуляцию по “большому кругу”.
С ростом температуры клапан открывается полностью, при достижении критического значения происходит включение вязкостной муфты и вентилятора. Созданный поток воздуха проходит через соты теплообменника, снижая температуру жидкости.
На фронтальной части радиатора есть дополнительный вентилятор с электрическим приводом, который включается по сигналу от датчика температуры. Информация от сенсора считывается контроллером управления двигателем, который подает команды на включение и отключение электрического вентилятора и корректирует состав топливной смеси в зависимости от температуры жидкости.
Поскольку антифриз при нагреве расширяется, то в конструкции контура охлаждения предусмотрен компенсационный бачок. На боковине резервуара имеются насечки минимального и максимального уровней, позволяющие контролировать количество жидкости в системе охлаждения УАЗ Патриот. Не допускается эксплуатация автомобиля с повышенным или сниженным уровнем антифриза в системе охлаждения. Рекомендуемый уровень должен находиться на 30-40 мм выше отсечки минимума (проверяется при холодном силовом агрегате).
Объем системы охлаждения и прочие характеристики
Объем системы зависит от конструкции основного теплообменника. При использовании устройства трубчато-ленточного типа необходимо 12 л антифриза, в случае применения радиатора горизонтального типа емкость увеличивается на 2 л. Слив жидкости при обслуживании осуществляется через краны на основном радиаторе и блоке цилиндров, но при замене часть антифриза остается в рубашке, в подставленные резервуары выливается до 8 л раствора.
Основные параметры системы:
- температура начала открытия клапана термостата – 70°С;
- температура полного открытия канала “большого круга” – +80…+84°С;
- срок службы антифриза – 60 тыс. км пробега или 3 года;
- допустимая температура двигателя – +87…+103°С.
Возможность доработки
В конструкции ЗМЗ-409 предусмотрен масляный радиатор, обеспечивающий снижение температуры смазки в поддоне мотора. Недостатком конструкции является падение давления масла и чрезмерное охлаждение масла в зимнее время. Для обеспечения равномерности температур вместо радиатора ставится жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) от легковых автомобилей импортного производства. Для доработки необходимо докупить штуцер масляного фильтра УАЗ Патриот от дизельного агрегата ЗМЗ-514.
Штуцер дорабатывается в соответствии с размерами отверстия в ЖМТ, для прижатия теплообменника к блоку цилиндров необходимо накатать резьбу на поверхности штуцера. Радиатор монтируется на место штатного масляного температурного клапана, а затем крепится корпус сменного фильтра тонкой очистки. Антифриз к ЖМТ подается от теплообменников системы отопления (или от газового редуктора, если на машине смонтировано газобаллонное оборудование).
Поскольку модернизация предусматривает отключение штатного забора жидкости для обогрева салона от блока цилиндров, то отверстие глушится металлической крышкой с 2 болтами.
Под заглушку устанавливается прокладка, предотвращающая течь антифриза. В термостате запирается нижний канал (с помощью болта с резьбой М20 или заглушки размером G 1/2), для отвода жидкости к “печкам” и ЖМТ сверлится дополнительный канал, в котором предусматривается резьба.
Из термостата извлекается клапан сброса воздуха и растачивается отверстие, через которое происходит циркуляция антифриза через основной радиатор. Тарелка клапана уменьшается в размерах, что позволяет подавать больший объем жидкости. В корпус термостата вворачивается датчик температуры, резьбовые соединения герметизируются синтетическим уплотнителем, выдерживающим нагрев до +110…+115°С.
Из контура охлаждения удаляется дополнительная трубка, связывающая термостат и расширительный бачок (используется для отвода паров и части антифриза). Оставшиеся отверстия в металлическом корпусе и пластиковом резервуаре глушатся, доработка позволяет устранить места постоянной течи антифриза на УАЗ Патриот с пробегом.
Если машина эксплуатируется при низких температурах на малой частоте вращения коленчатого вала, то необходимо увеличить интенсивность подачи антифриза к теплообменникам отопителя. Штатный шкив помпы требуется заменить деталью с уменьшенным диаметром (например, от компании “ЗлатУралЗапчасть”). При падении оборотов до холостого режима при движении в пробках температура воздуха, подаваемого в салон, не снижается.