Стробоскоп для установки угла опережения зажигания своими руками
Стробоскоп для установки угла опережения зажигания своими руками.
После очередной возни с машиной, сбился уоз. Пометку на распределителе, как всегда не сделал, — забыл. Выставленного на слух угла явно было много, была детонация. А уменьшая угол, былой тяговитости так и не добился. У знакомых стробоскопа не нашлось. Покупкой нового озадачился, но после похода по магазинам желание отпало, платить за «фонарик» 1000 деревянных! Совсем уже спекулянты оборзели!
После поиска вариантов выхода из данной ситуации, решил сделать его сам! Единственная беспроблемная схема с простотой монтажа и без различной настройки, был автомобильный стробоскоп из лазерной указки автор: «Радио» 2000г. №9 «Светодиодный автомобильный стробоскоп» П. Беляцкий. «Радио» 2004г. №1 «Автомобильный стробоскоп из лазерной указки» Н. Заец.
Так его в последнее время перерисовали для более удобного чтения.
Ища сведения о работоспособности данной схемы, наткнулся на блог EverGrand У него выложена «печатка» в SL6, для сведения и последующего травления на плате, с очень компактной компоновкой
СПАСИБО ЕМУ ОГРОМНОЕ! Очень приятный и отзывчивый парень! Довелось с ним пообщаться, по причине постоянной подачи напряжения на транзисторы (стробоскоп постоянно горел при подключении к аккумулятору).
Причина была не в схеме, а в нерабочих микросхемах К561ЛЕ5. Коих клепают «узкоглазые» без проверки! Заработала только третья! Купленная микросхема!
Что потребуется для сборки:
1. Микросхема — К561ЛЕ5 (или аналог HCF4001BE)
Транзисторы:
2. КТ315А — 1 шт.
3. КТ815А — 1 шт.
Резисторы:
4. 15к — 1 шт.
5. 3к — 1 шт.
6. 100к — 1 шт.
7. 4,7к — 1 шт.
8. 430 Ом — 1 шт. (я поставил 100 Ом, так как с предыдущим светил тускло)
9. 1к — 1 шт.
Конденсаторы:
10. 68 pF — 1 шт.
11. 3300 pF — 1 шт.
12. Кабель антенный для телевизора.
13. Прищепка
14. Светодиоды в различном исполнении.
Автомобильный стробоскоп для настройки угла опережения зажигания
Предлагаю схему автомобильного стробоскопа для настройки угла опережения зажигания УОЗ. Питается схема от автомобильного аккумулятора 12В. В качестве светоизлучающего элемента в ней использованы светодиоды от фонарика.
Рассмотрим работу схемы: При подключении устройства к аккумуляторной батарее конденсатор C1 через резистор R3 быстро начинает заряжаться. Достигнув определённого уровня, напряжение через светодиоды и резистор R4 поступает на базу транзистора, который открывается. При этом срабатывает реле Р1, его контакт замыкается и подготавливает цепь, состоящую из тиристора, контакта реле Р1, светодиодов и конденсатора С1 в готовность. При поступлении на управляющий электрод тиристора через делитель R1, R2 импульса с контакта Х1 происходит мгновенное открытие тиристора и конденсатор быстро разряжается через светодиоды. Происходит яркая вспышка! База транзистора, через резистор R4 и тиристор соединяется с общим проводом и транзистор закрывается, отключая реле. Так как якорь реле имеет небольшую инерционность и остаточную намагниченность, то контакт размыкается не сразу, а через несколько мкс, увеличивая тем самым время горения светодиодов. Контакт размыкается, обесточивается тиристор и схема переходит в первоначальное состояния, ожидая следующий импульс. Благодаря этому мерцание стробоскопа становится более ярким и метка на маховике хорошо просматривается, оставляя после себя небольшой шлейф. Подбором конденсатора можно регулировать длительность горения светодиодов. Чем больше ёмкость, тем ярче вспышка, но зато длиннее шлейф метки. При меньшей ёмкости резкость метки увеличивается, но падает яркость. Делать это нецелесообразно так как настройку ОУЗ придётся делать в темноте, что не совсем удобно.
После сборки стробоскопа необходимо проверить его работоспособность. Подключаем к выводам Х2 и Х3 источник постоянного напряжения 12в. При замыкании выводов Х1 и Х2 между собой должно «жужжать» реле (звонковый режим).
При настройке ОУЗ следует на метку маховика или шкива с помощью штриха нанести белую точку для лучшей видимости. Элементы стробоскопа размещают в корпусе светодиодного фонарика. Через задние отверстия фонарика пропускают питающие провода длиной примерно 0,5 м, на концы которых припаивают крокодильчики с соответствующей цветной маркировкой. С боку в корпусе просверливают отверстие, через которое пропускают экранированный провод контакта Х1. Длина его должна быть не более 0,5 м. На конце экранную оплётку заматывают изолентой, а к центральной жиле припаивают медный провод длиной 10 см, который служит датчиком стробоскопа. Этот провод при подключении следует намотать на высоковольтный провод первого цилиндра поверх изоляции, достаточно 3-4 витка. Намотку нужно делать как можно ближе к свече, чтобы исключить влияние соседних проводов.
О деталях: В конструкции используются малогабаритные компоненты. Транзистор КТ315 — его можно найти в любой аппаратуре прошлых лет с любым буквенным индексом. Тиристор КУ112А — от импульсного блока питания старого телевизора. Резисторы малогабаритные 0,125вт. Фонарик с диодами 6-12 штук. Если фонарик снабжен электронным маячком, то эта плата удаляется. Конденсатор C1 на напряжение не менее 16в. Диод V2 практически любой низкочастотный КД105, Д9. Реле малогабаритное (BS-115-12A-DC12V), (RWH-SH-112D, 12A, кат.=12в). Можно так же использовать отечественные малогабаритные реле например РЭС-10 с напряжением катушки 12в.
Схема выполнена навесным монтажом и компактно уложена в фонарик.
Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема
Msmer54
капитан 3-го ранга
Бешенный
капитан 1-го ранга
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Обычно всё делаю своими руками,но здесь посоветую купить за 300 р китайский и не париться.
В любом автолабазе сей дейвас есть.
А хочешь найти «схему» ,не ленись погугли
massergey
старшина 1ст.
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Vladd
гл. кор. старшина
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
схемка описывалась на сайте Дырчик.ру. Собрал, проверил зажигание, выкинул.
Вложения
Msmer54
капитан 3-го ранга
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
спасибо. я так понимаю под датчиком используется просто намотоный провод на высоковольтные провода?
Vladd
гл. кор. старшина
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
да, вместо транзистора ставил два, типа 3102 (составной получился), светодиод ставил синий с зажигалки, все экранировал, кроме 2 см провода для двух витков на ВВ провод.
Игорь 61
мл. лейтенант
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Vladd
гл. кор. старшина
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Составной. Но за неимением оного колхозим сами из того, что под рукой.
lapan
капитан-лейтенант
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Собрал по предложенной выше схеме стробоскоп, для 2-4-х светодиодов все работает, но для 20 штук еле светит.
Поэтому на выход добавил схему с PIC12F675. По приходу импульса пик открывает полевик на 1 мс.
Результат: светит ярче, метку видно лучше.
Позже скину схему и прошивку.
daryinalexej
капитан 3-го ранга
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
капитан 1-го ранга
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
куда дешевле 330руб
500р
или чуть дороже 690руб!
Вложения
lapan
капитан-лейтенант
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Нет. Без задержки импульсы очень короткие, а реализация не сложная. После сделаю с тохометром.
LPB, я никогда не покупаю то, что могу сделать сам.
капитан 1-го ранга
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Значит есть время.
Стробоскоп на светодиодах для лодки-зря потраченное время.
lapan
капитан-лейтенант
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
капитан 1-го ранга
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Солнце.
Нужна линза и цветные светодиоды и то невидно. Делал пару лет назад. Купил ксеноновый и то.
lapan
капитан-лейтенант
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Мне стробоскоп нужен в гараже для регулировки уоз.
daryinalexej
капитан 3-го ранга
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
lapan
капитан-лейтенант
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
20 светят ярче чем 1.
Vladd
гл. кор. старшина
Re: Простой стробоскоп на светодиоде. Нужна схема.
Я один диод ставил, зажигание настраивал вечером при тусклом освещении. Из пару десятков диодов, правда, выбрал самый яркий, таки разные они (я про дешевые от зажигалок).
Кстати, некоторые зажигалки с фонариком имеют касно-синюю блымалку (как мигалка у гайцев), которая запускается, когда клацаешь пьезокристалом (в смысле когда прикуриваешь). Она срабатывает от магнитного поля созданного импульсом высокого напряжения пьезокристала, удобно проверять такой зажигалкой присутствие высокого, как такового (типа индикатор электромагнитных импульсов), срабатывает на растоянии
10 см от ВВ провода. Если установить зависимость этого растояния от напряжения импульса опытным путем, думаю, что можно строить диагностические выводы .
paralaxx
пассажир
Приветствую всех форумчан, вот еще одна простая схема стробоскопа на светодиоде
стробоскоп на транзисторе КТ315 в настройке не нуждается, работает сразу после включения.Напряжение питания 12вольт
Видео работы стробоскопа:
2 простые схемы для изготовления автомобильного стробоскопа
Процесс регулировки начального момента зажигания в значительной мере упрощается при использовании специальных устройств. В основе их работы лежит стробоскопический эффект. Смысл этого физического явления заключается в следующем: если осветить движущийся объект короткой световой вспышкой, то возникнет визуальная иллюзия, что он остался в том же положении, в котором его застала эта вспышка.
Сделать своими руками стробоскоп на светодиодах очень просто. Есть схемы простых устройств, повторить которые сможет даже малоопытный радиолюбитель.
Светодиодный стробоскоп на таймере NE555
Главным компонентом в данной схеме стробоскопа является интегральный таймер NE 555. Это распространенная микросхема часто используемая в электронных самоделках.
В качестве светового излучателя применена готовая сборка из шести светодиодов от китайского фонарика.
Потенциометром Р1 задается время пауз между импульсами, которые подаются на VT1. Открываясь в момент подачи сигнала, полевой транзистор «зажигает» стробоскоп.
Следует учитывать, что в момент вспышки, ток, проходящий через излучатель, превышает два ампера. Это обстоятельство заставляет использовать ограничительный резистор с мощностью рассеивания не менее 2Вт. Поводов для беспокойства относительно выхода из строя светодиодов нет. Сверхкраткое время работы в подобных режимах не причинит урон полупроводникам.
Вместо транзистора, указанного на схеме, можно применять его ближайшие аналоги: IRFZ44, IRF3205, КП812Б1 и другие.
Требования к диоду VD1 – высокое быстродействие. 1N4148 с успехом заменяется отечественным вариантом КД522. Также хорошо подойдут любые диоды Шоттке.
Емкость конденсаторов можно увеличивать на один порядок. Это никак не отразится на работоспособности схемы.
Вот так выглядит собранный прибор, с тремя сверхмощными светодиодами.
Стробоскоп в сборе
Небольшое количество деталей позволяет выполнить стробоскоп из светодиодов навесным методом или при помощи специальных монтажных панелек. Если в процессе пайки не будет допущено ошибок, схема заработает сразу, без дополнительной наладки.
Стробоскоп на ШИМ-контроллере TL494
Другая вариация сбора своими руками автомобильного стробоскопа на светодиодах построена на базе драйвера ШИМ TL494. Стоимость микросхемы лежит в пределах 10 – 20 рублей за штуку, поэтому дефицитной ее не назовешь. Кроме этого, извлечь требуемый компонент можно из старого блока питания ATX от персонального компьютера.
Как и в предыдущем случае, излучателем управляет MOSFET-транзистор. Здесь он может быть любого типа, отвечающего двум требованиям:
- Номинальный ток – от 2А;
- внутренняя структура – N-типа.
Примеры подходящих полевиков: AP15N03GH или IRLZ44NS.
Подстроечным резистором VR1 устанавливается скважность работы (длительность вспышек), а VR2 – их частота. Удобнее применять потенциометры с линейной зависимостью, так процесс настройки выполнять гораздо проще.
Источником света на данной схеме стробоскопа выступает один мощный светодиод. Чтобы подключить 12 вольтную светодиодную ленту, резистор R6 необходимо удалить, установив вместо него перемычку.
Остальные элементы схемы светодиодного стробоскопа могут быть любыми с указанными номиналами.
Печатная плата устройства
Минимизировать размер конструкции можно с помощью SMD-компонентов. Некоторые начинающие радиолюбители стараются избегать их применения, считая, что монтаж мелких деталей слишком трудозатратен. И напрасно! Немного практики поможет без труда справиться с этой задачей. Зато результат станет отличной наградой за проявленное терпение.
Образец реализации печатной платы светодиодного стробоскопа показан на рисунке.
Здесь применен двухсторонний метод разводки. Сверху устанавливаются крупные радиоэлементы: микросхема, клеммники и электролитические конденсаторы, снизу резисторы и конденсаторы типоразмера 1206, светодиоды типоразмера 0805, MOSFET-транзистор в корпусе DPAK. Регулирующие резисторы заменены на подстроечные. Это было сделано для уменьшения конструкции.
Внешний вид платы готового устройства с обоих ракурсов представлен ниже. Для переноса на фольгированный текстолит рисунка с дорожками, применялся метод ЛУТ. Травление производилось в водном растворе хлорного железа.
При желании своими руками повторить схему стробоскопа на светодиодах, можно воспользоваться проектом для трассировщика Sprint Layot, изменив его при необходимости по собственным потребностям. Скачать файл проекта.
Рассмотрение в статье схемы стробоскопов отличаются простотой и низкой стоимостью электронных компонентов. Общая стоимость материалов обойдется в десятки раз меньше, если приобретать готовый стробоскоп на светодиодах. Кроме того, пользоваться самодельным прибором намного приятнее, а полученный в процессе работы опыт незаменим и бесценен.
Изготавливаем стробоскоп для установки зажигания своими руками
Для точной установки зажигания на двигателе необходимо использовать специальные приборы – стробоскопы. Их можно приобрести в автомагазинах или изготовить своими руками. Во втором случае вы сэкономите приличную сумму и сделаете наиболее подходящее устройство для вашей модели авто.
Особенности заводских стробоскопов и принцип их работы
Точно отрегулировать зажигание без использования стробоскопа довольно сложно. Такой прибор существенно ускоряет процесс настройки, лампа сигнализирует о появлении искры, что позволяет правильно установить угол опережения зажигания. Несмотря на то, что заводские приборы работают эффективно и точно, многие автолюбители не спешат их покупать. Главным сдерживающим фактором можно назвать высокую цену стробоскопов. В большинстве моделей используется дорогостоящая газоразрядная лампа, её замена приравнивается к покупке нового прибора.
Само устройство можно сделать своими руками, используя простые и доступные материалы. Существует несколько хороших схем изготовления, которые помогут сэкономить на покупке заводских аналогов. Для примера, можно ознакомиться с ценами на самые популярные стробоскопы, которые есть в продаже:
- Multitronics C2 — 900-1000 руб.
- AstroL5 — 1300 руб.
- Focus F1 — 1700 руб.
- Focus F10 — 5600 руб.
Самодельные приборы делаются из фонариков, светодиодов или лазерной указки. При низкой себестоимости (около 500 рублей) прибор будет работать не менее надёжно и эффективно.
Инструкция по изготовлению прибора для установки зажигания
Простой способ
В сети есть много разных схем, практически все из них легко собираются и не требуют больших затрат на материалы. Рассмотрим одну из наиболее популярных схем создания стробоскопа в домашних условиях. Из деталей нам понадобится:
- транзистор КТ315;
- тиристор КУ112А, резисторы на 0,125 Вт;
- любой фонарик на диодах (диодов должно 6 или больше);
- конденсаторы C1;
- низкочастотный диод V2;
- реле с индексом RWH-SH-112D;
- шнур питания длиною 1 метр;
- специальные зажимы;
- медный провод около 10 см.
Все детали можно приобрести на радиорынке или в специализированном магазине. В качестве корпуса для прибора можно использовать старый фонарик или вспышку от фотоаппарата.
Схема сборки автомобильного стробоскопа в корпусе от старого фонарика
- Высверливаем на задней стенке отверстие, куда пропускаем шнур питания.
- К концам проводов припаиваем зажимы разных цветов для обозначения «+» и «-».
- Датчик будет размещаться на левой или правой стенке. Делаем отверстие сбоку корпуса и прокладываем через него шнур к контакту Х1.
- К основной жиле провода припаиваем медную проволоку длиною 10 см. Он будет выполнять роль датчика стробоскопа.
- Изолируем соединения.
Чтобы собрать самодельный автомобильный стробоскоп, можно использовать недорогие радиодетали и медный провод
Использовать такое устройство можно не только для установки зажигания. Им можно проверить свечу, настроить работу регулятора.
Самодельная приблуда с использованием таймера
Стробоскоп на основе таймерных устройств имеет более сложную схему. Его главное преимущество в стабильных световых импульсах, которые не зависят от напряжения батареи. Прибор также может работать в режиме тахометра, для этого необходимо просто изменить положение регулятора.
Таймерные стробоскопы также можно использовать в качестве тахометра
Совет: В схеме лучше использовать диоды из серии КД521. Если вы не нашли таймера отечественного производства, можно взять зарубежный аналог NE555.
Схема изготовления прибора на светодиодах
В основе такого устройства лежит микросхема 155АГ1, она запускается импульсами с отрицательной полярностью. В схеме используются сопротивления R1, R2, R3, которые ограничивают амплитуду входного сигнала. Требуемая длительность импульсов устанавливается ёмкостью С4 и резистором R6. При стандартных настройках это 2 мс. В качестве источника питания будет использоваться аккумуляторная батарея автомобиля.
Светодиодные стробоскопы имеют высокую надежность и могут использоваться даже при ярком дневном освещении
Видео: как сделать стробоскоп своими руками
Как правильно настроить самоделку
Чтобы проверить устройство на практике и установить угол опережения зажигания, делаем следующее:
- Прогреваем двигатель и оставляем его работать на холостом ходу.
- Подключаем самодельный стробоскоп к источнику питания.
- Наматываем медный датчик на жилу первого цилиндра.
- Направляем источник света на специальную метку, которая нанесена на корпус.
- Находим неподвижную точку на шкиве маховика.
- Чтобы две точки сошлись, необходимо вращать корпус зажигания и после зафиксировать его в определённом положении.
На практике самодельные стробоскопы ничем не уступают заводским. Главное, правильно собрать схему и проверить работу устройства. Изготовленные стробоскопы в домашних условиях обойдутся совсем недорого и могут быть легко отремонтированы при необходимости.
Схема изготовления простого стробоскопа на светодиоде
Некоторые автовладельцы (любители тюнинга) дооснащают свои автомобили источником мигающего света – стробоскопом. Это название не очень верное, в технике стробоскоп – устройство для измерения частоты вращения путем визуального сравнения с частотой следования вспышек. Но название прижилось, термин устоялся.
В реальной обстановке, стробоскоп увеличивает видимость автомобиля даже ночью и в сложных метеоусловиях. Происходит это за счет особенностей человеческого восприятия. Наши органы чувств, включая глаза, быстрее замечают изменение сигнала, а не его интенсивность. Поэтому вспышки света надежно привлекут внимание других участников дорожного движения, даже при относительно небольшой яркости. Изготовить такие огни можно самостоятельно.
Что нужно для изготовления стробоскопа
Для изготовления стробоскопа потребуются следующие комплектующие:
- Собственно фонари. Можно использовать готовые фонари (например, несложно приобрести комплект дневных ходовых огней). Можно собрать что-то самодельное (на базе противотуманок и т.п.). Безусловно, фонари стробоскопа строятся на светодиодах. Лампы накаливания применять бессмысленно, и дело тут не только в токе потребления. Срок службы нити традиционного источника света зависит от количества включений и выключений. Поэтому в режиме мигания такая лампа долго не протянет.
- Плата управления. Можно построить на различной элементной базе.
- Дополнительные элементы – предохранитель и выключатель (кнопка с фиксацией или тумблер). Плавкий элемент можно использовать резервный, если такой имеется в автомобиле, или поставить дополнительный. Выключатель не обязателен, но крайне желателен. Должна быть возможность отключить стробоскоп (например, чтобы не раздражать сотрудников дорожной полиции). Кнопку или тумблер можно смонтировать на панели автомобиля в любом удобном месте.
Для установки потребуется слесарный инструмент – подбирается по месту, в зависимости от способа и места монтажа.
Схема стробоскопа на автомобиль
Структурная схема стробоскопа показана на рисунке.
Она может несколько отличаться, если плата управления поддерживает раздельное управление фонарями с правой или левой стороны машины.
Плату можно купить (например, в интернет-магазинах), а можно сделать самостоятельно. Ее изготовление доступно даже начинающему радиолюбителю.
На tl494
Плату управления можно построить на распространенной микросхеме TL494. Она представляет собой ШИМ-контроллер, но ее можно применять в качестве генератора импульсов с различной скважностью и частотой. Управление параметрами производится с помощью внешних элементов.
Посредством подбора номинала R4 устанавливается частота мигания, подбором R3 можно настроить длительность вспышек. Вместо них можно смонтировать многооборотные подстроечные резисторы и регулировать параметры мигания ими. В качестве ключа можно применить как полевые, так и биполярные транзисторы на соответствующий ток стока (коллектора).
Важно! В этой и последующей схемах надо обратить внимание на наличие ограничения тока через светодиодный фонарь стробоскопа — драйвера или балластного резистора. Если токоограничивающее устройство или цепь отсутствуют, последовательно с фонарем надо включить резистор на соответствующее сопротивление и мощность.
Другие варианты
Очень простую плату управления можно выполнить на микросхеме К561ЛА7 (зарубежный аналог CD4011A). Эта микросхема очень распространена и стоит копейки. Изготовление латы доступно даже любителю, имеющему первичные навыки радиоконструирования. Частота мигания задается резистором и конденсатором. Чем больше емкость и сопротивление, тем реже мигают фонари. Приближенно вычислить частоту можно по формуле F=0,52/(R*C). Окончательно установить период мигания можно подбором параметров элементов времязадающей цепочки. Другой вариант – установить подстроечный резистор вместо постоянного и подобрать нужный режим его вращением. Вместо К561ЛА7 можно применить микросхему К176ЛА7, но она более чувствительна к напряжению питания. Также можно использовать любые микросхемы серии К176 и К561, содержащие элементы НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ.
При любой схеме надо предусмотреть установку выходного транзистора на теплоотводящий радиатор.
Схему можно немного усложнить, добавив несколько деталей и разделив цепи заряда и разряда конденсатора. Теперь длительность вспышки и паузы можно регулировать раздельно.
Также можно использовать широко распространенную микросхему NE555 (КР1006ВИ1). Она предназначена для построения подобных схем и имеет простое включение с минимумом дополнительных элементов.
Но самые лучшие световые эффекты можно получить с помощью микроконтроллера. Можно применить «малыша» Attiny13 или плату Arduino Nano, добавив к ним лишь ключ на мощном транзисторе (полевом или биполярном). Можно выбрать тип транзистора из таблицы или подобрать самостоятельно.
Наименование транзистора | Тип | Наибольший ток стока/коллектора, А |
---|---|---|
BUZ11A | Полевой (N) | 25 |
IRF540NPBF | Полевой (N) | 33 |
BUZ90AF | Полевой (N) | 4 |
2SA1837 | Биполярный (n-p-n) | 1 |
2SB856 | Биполярный (n-p-n) | 3 |
2SC4242 | Биполярный (n-p-n) | 7 |
Код на языках Arduino или С++ может написать сможет даже начинающий программист. Управление мигающим светодиодом в качестве упражнения предлагается на первых же занятиях по программированию микроконтроллеров. Немного овладев навыками, можно перейти к дальнейшему развитию программы. Можно, например, построить циклическое переключение частоты мигания тактовой кнопкой или смену световых эффектов. Все ограничивается фантазией разработчика программы.
На рисунке приведен пример схемы на Attiny13, но надо понимать, что подключение внешних элементов к ножкам микросхемы может быть другим – назначение выводов выбирается программно.
Как собрать стробоскоп
Сборка начинается с изготовления платы управления. Те, кто знаком с домашними технологиями, могут разработать и вытравить плату самостоятельно. Остальным проще собрать схему на кусочке макетной платы. Беспаечную плату применять нельзя – тряска и толчки, неизбежно сопутствующие езде на автомобиле, будут приводить к нарушению контактов и выходу схемы из строя.
Для ключевых транзисторов надо установить небольшие радиаторы или обеспечить возможность крепления внешнего теплоотвода. Для этого ключевые элементы надо расположить на краю платы теплоотводящими поверхностями наружу. После сборки надо определить место установки платы. Скорее всего, она будет смонтирована в подкапотном пространстве. Тогда надо подобрать или изготовить кожух, защищающий от попадания пыли, грязи и влаги. При этом надо обеспечить эффективный отвод тепла от транзисторов, поэтому затянуть плату в термоусадку – не лучшая идея. Потом надо выбрать место для установки управляющего тумблера или кнопки, найти резервный предохранитель или смонтировать дополнительный (удобно использовать плавкие элементы, которые можно установить в разрыв провода). После этого надо проложить проводники и выполнить подключение согласно электрической схеме.
Проверка на работоспособность
Предварительно проверить собранную плату стробоскопа на работоспособность можно без установки на автомобиль. Для этого надо подключить к ней вместо фонаря единичный светодиод с резистором, включенные последовательно, и подать питание 12 вольт (можно с сетевого блока питания или с автомобильного аккумулятора). Светодиод должен выдавать вспышки. Тут же можно настроить плату, подобрав номиналы частотозадающих элементов.
Окончательную проверку производят по окончании монтажа. Для этого с помощью тумблера или кнопки включают питание стробоскопа, визуально проверяют наличие вспышек.
Какие бывают ошибки при изготовлении
Большинство ошибок сводятся к неправильному монтажу. Чтобы их избежать, при сборке надо внимательно следить за правильностью подключения проводов и пайки электронных компонентов. При безошибочном монтаже и предварительной проверке платы все начнет работать сразу после подачи питания.
После установки стробоскопа первым делом надо посетить отделение ГИБДД для регистрации изменений – установка любых световых приборов, не предусмотренных конструкцией, требует такой процедуры. В противном случае придется ездить от одного поста дорожной полиции до другого, собирая штрафы. Надо помнить, что установка проблесковых огней красного и синего цвета запрещена. Они могут быть смонтированы только на автомобилях спецслужб. Легализовать их установку не получится.
Схема и инструкция по сборке стробоскопа на светодиодах своими руками
Устройство, воспроизводящее непрерывный световой поток в импульсном молниеподобном режиме, применяется в различных областях – от индикации системы зажигания до подсветки дискотек и сигнальных устройств спецавтомобилей.
Рассмотрим, как своими руками сделать стробоскоп на светодиодах, как выглядит его схема и печатная плата, какие необходимые инструменты и компоненты для этого понадобятся, из каких этапов состоит сборка электроники, а также какие другие дополнительные процедуры понадобятся для приведения устройства в работоспособное состояние.
Необходимые инструменты
Для изготовления стробоскопа на базе светодиодов своими руками понадобится следующий набор инструментов и приспособлений:
- Измерительное устройство.
- Набор отверток.
- Плоскогубцы.
- Паяльная станция или паяльник с необходимыми компонентами.
- Дрель или шуруповерт.
- Нож по дереву.
- Фломастер.
- Наждачка.
Важно! При внедрении в схему стробоскопа очень мощных светодиодов возникающие вспышки света могут негативно сказаться на зрении. Поэтому в ходе работы устройства нужно исключить прямой зрительный контакт с подобным светоисточником, например, установив матовый рассеиватель.
Схема и печатная плата
Сделать стробоскоп на светодиодах можно по нескольким схемам. Одной из самых простых и доступных является следующая:
В основе такой схемы используется таймер типа таймер LM555, либо его зарубежный аналог NE555. Он производит импульсы, параметры которых определяются потенциометром или резистором. Особенностью данной модели является то, что плата может включать и 3, и 10 и любое другое количество диодов. Главное преимущество такой схемы – стабильность импульсов и независимость их от потенциала АКБ.
Необходимые компоненты
К выше рассмотренной схеме стробоскопа на светодиодах понадобятся следующие основные компоненты с соответствующими характеристиками:
C1 | 1uF 50V |
C2 | 1000uF 16V |
D1 | 1N4148 |
IC1 | LM555N |
Q1 | IRFZ44N |
R1 | 100k |
R2 | 10k |
R3 | 56 |
R4 | 5,6 2W |
RV1 | 1M (variable resistor or potentiometer) |
LED1-LED60 | 5mm white water clear ultra bright LED |
Для сборки схемы потребуется корпус. Можно использовать пластиковую или металлическую основу. Его размеры должны соответствовать пространственному расположению светодиодов, платы и электронной начинки в стробоскопе. Например, для 60-диодной модели его размеры будут около 100х70х30 мм.
Для того чтобы закрыть диоды сверху, понадобится фрагмент оргстекла или другого светопропускающего или матового материала, аналогичный по ширине и длине. Также потребуются винты на восемь М3, пара небольших винтов для фиксации выключателя, стальные держатели (отрезков трубки) размером – 5х22 и 5х10.
Еще потребуется холдер от элемента питания на девять вольт, отрезок проводника, разъем для подключения питания постоянного тока, выключатель и регулятор резистора для переменного тока.
Совет! Обязательными элементами схемы светодиодного стробоскопа являются резисторы. Измерить их основной рабочий параметр – сопротивление – можно мультиметром, а также определить по цветовой маркировке в таблице или вычислить на специальном онлайн-калькуляторе.
Сборка электроники
Сборка схемы стробоскопа осуществляется точно в соответствии с рассмотренной выше схемой. Лед-элементы спаиваются по принципу – катод к аноду соседнего и т. д. Крайние контакты припаиваются к проводникам с коннектором. Выключатель соединяется с холдером для элемента питания. Это позволит работать лампам прибора даже если он будет выключен – при воткнутом в разъем DC-адаптере, как показано на рисунке.
При выборе мощных светодиодов неизбежным результатом их работы будет производство тепла. Металлический корпус может послужить в этом случае в качестве радиатора.
Подготовка корпуса
Когда светодиоды, транзистор и прочие электронные компоненты собраны в одну схему, необходимо подготовить корпус будущего стробоскопа. Прежде всего нужно сделать крепежные отверстия и разъемы:
- Для закрепления рассеивателя, платы и корпуса проделываются трехмиллиметровые отверстия для установки держателей и закручивания винтов.
- Между платой для светодиодов и пластиковой пластиной устанавливаются держатели на 10 мм, а для скрепления всех деталей – на 22 мм.
Завершение работ
Когда вся схема стробоскопа на светодиодах собрана, его можно подключить к питанию и проверить на работоспособность. Рассмотренный пример позволяет использовать различные источники питания:
- Блок питания от 6 до 12 вольт – создает разный уровень свечения и яркость в зависимости от требуемой задачи в разных помещениях.
- Элемент питания на 9 вольт. Помешается непосредственно внутри корпуса и дает возможность использовать стробоскоп в автономном режиме вне помещения.
При использовании качественных фирменных компонентов стробоскоп будет работать достаточно долго и не потребует ремонта в ближайшие десятилетия.
Рекомендация! Чтобы стробоскоп излучал различными цветами, вместо обычных светодиодов в схему нужно внедрить RGB-элементы с контроллером. Как вариант, можно наклеить цветную пленку на рассеиватель.
Основные выводы
Чтобы изготовить своими руками стробоскоп на базе одноцветных или RGB светодиодов, необходимы следующие инструменты и компоненты:
- Линейка, отвертки, плоскогубцы, наждачка.
- Дрель или шуруповерт, винты, держатели.
- Паяльник с набором принадлежностей.
- Корпус, светодиоды, электронные компоненты, провода, оргстекло.
Собранная схема стробоскопа на простых светодиодах может работать от батареи в девять вольт, размещаемой в его корпусе, и от сетевого блока питания номиналом от 6 до 12 вольт, выдавая разную яркость светового потока.
Если вы знаете другую, простую или сложную схему стробоскопа на светодиодах для конкретной области применения, обязательно поделить этой информацией в комментариях.
Самодельный стробоскоп для установки зажигания
Стробоскопами являются специальные устройства, которые предназначены для того чтобы установить зажигание на двигателе автомобильного средства. Эти приспособления можно купить в специально отведенном магазине, а также сделать самостоятельно из подручных средств. Стоит заметить, что выгоднее всего сделать стробоскоп для установки зажигания своими руками. Потому как это поможет вам сократить расход денежных средств и создать такое приспособление, которое будет подходить именно вашему автомобилю.
Без наличия данного прибора будет сложно отрегулировать должным образом зажигание на двигателе. Однако несмотря на преимущества данного приспособления, далеко не все автолюбителя торопятся в магазины, чтобы его приобрести. Это связано с тем, что цена, за которую продают стробоскоп довольно высокая и бьет по карману водителя. Ведь он содержит дорогую лампу, которая встречается у большого количества моделей, что есть в наличии.
Стоит обратить внимание на то, что замена этой лампы также дорогое удовольствие, ведь стоит она столько же сколько и сам прибор. Благодаря этому устройству процедура настройки существенно облегчается. Это объясняется тем, что оно обладает сигнализаторами, которые оповещают о наличии искры и правильности установленного угла зажигания.
Схема стробоскопа
Как сделать стробоскоп
Поэтому из подручных средств можно сделать самодельный стробоскоп (для установки зажигания). Таким образом можно сэкономить большую часть материальных средств. Для его изготовления есть несколько подходящих схем. Из светодиодов и светящихся элементов можно создать данное приспособление и в этом случае не требуется приобретать в специальных магазинах дорогостоящие лампы. Ведь общая сумма затрат на самодельный стробоскоп для зажигания будет в три раза меньше заводских изделий.
Стоит отметить, что цены на самые распространенные стробоскопы довольно высокие, однако некоторые владельцы передвижных средств все же решаются на покупку данного прибора в магазине.
Схемы стробоскопа для зажигания своими руками
В наше время существует довольно много легких и простых схем, с помощью которых можно самостоятельно сделать данный прибор и при этом данный процесс не подразумевает большого расхода денежных средств. Большее количество вариантов схем, предложенных в мировой сети понятные и с их помощью можно легко собрать нужное приспособление.
Для самостоятельного изготовления стробоскопа нам нужны такие приспособления как транзистор, фонарик, конденсаторы, тиристор, а также резистор, шнур питания, диод с низкой частотой, зажимы, реле с индексом и медный провод. Все что нужно, можно купить в специальном магазине или на радиорынке. Они доступны и стоят недорого. Также для установления корпуса приспособления вы можете воспользоваться старыми частями от фонарика или камеры.
Далее мы ознакомимся с этапами сборки стробоскопа для установки зажигания своими руками:
сделать разъем в задней стенке коробки для провода питания;
прикрепить специальные прищепки разных цветов, которые означают «+» и «-» на кончики проводов;
разместить датчик на любой из сторон корпуса, затем сделать отверстие для шнура и протянуть его к указанному контакту;
припаять медный провод, который будет служить датчиком к главному шнуру;
провести изоляцию соединений.
Подобное изделие поможет вам не только при установке зажигания, а также помимо этого может служить для настройки регуляторов и проверки свечей. Своими руками, вы сделаете простейший стробоскоп устанавливающий зажигание и в дальнейшем он может приносить пользу в проверке нескольких систем.
Схема светодиодного стробоскопа
Прибор, выставляющий зажигание, из светодиодов
Данное приспособление можно сделать с использованием светодиодов, однако этот стробоскоп содержит в себе определенную микросхему. Запускается он посредствам импульсов, которые содержат минусовую полярность. В структуре данного вида схемы есть определенные сопротивления, они служат ограничителями для того чтобы уменьшить амплитуду входящего сигнала. В данном случае аккумулятор автомобильного средства будет служить источником питания самого прибора.
Подключение стробоскопа, устанавливающего зажигание, производится посредством следующих действий:
- нужно прогреть мотора и оставить его включенным;
- подключить прибор ручной работы к электричеству;
- намотать датчик на провод цилиндра;
- направить свет на определенную точку, расположенную в корпусе;
- оборачивать корпус зажигания до того момента пока эти метки не сойдутся;
- произвести закрепление его в этом состоянии.
Самодельный стробоскоп для настройки зажигания по своим функциям не уступает устройствам, которые сделали на заводе. В этом случае главным фактором является следование всем инструкциям по изготовлению и соблюдение схемы приспособления, сделанного своими руками. Изделия, созданные из подручных и простых материалов, могут потребовать незначительных затрат. Стробоскопы самодельного производства довольно легко починить, если они подверглись износу или поломке.
Прибор для установки зажигания можно найти в любом специализированном магазине, их существует несколько видов и они довольно распространены. Однако стоимость данного приспособления часто отпугивает владельцев транспортных средств, потому как это не дешевое удовольствие.
В случае неисправности или поломки, которые происходят со временем, замена износившейся детали может равняться сумме самого устройства в целом. Именно поэтому автолюбители начали изготовлять стробоскопы собственными руками. Ведь для его создания потребуются детали, которые можно найти в любом магазине.
Стоит заметить, что самодельное приспособление обойдется в несколько раз дешевле заводского устройства. Если же самостоятельно изготовить устройство не получается, то всегда можно найти мастера который выполнит эту работу. Подобные специалисты сегодня работают практически в каждом населенном пункте.
Самостоятельное изготовление стробоскопа позволит вам сэкономить изрядную сумму средств.
Делаем карманный стробоскоп
Схема стробоскоп для авто своими руками
Одним из важнейших условии исправной работе! автомобильного бензинового двигателя является правильная установка угла опережения зажигания. В двигателях автомобилей ВАЗ установка угла опережения зажигания производится по четырем меткам, — одной на шкиве коленвала, и трем на корпусе блока. Обычно, для регулировки зажигания пользуются довольно громоздким прибором. -стробоскопом. По питанию стробоскоп подключают к аккумулятору автомобиля, а третий провод. — к свечному проводу первого цилиндра. При работающем двигателе лампа стробоскопа вспыхивает каждый раз. как только импульс высокого напряжения поступает на свечу первого цилиндра. Свет пампы направляют на метки. В результате синхронною вспыхивания лампы мы видим четыре метки, — три на блоке и одну на шкиве, которая нам кажется неподвижной По взаимному расположению этих моток определяют правильность установки зажигания (метка на шкиве должна быть напротив средней метки на блоке, если это не так, нужно поправить поворотом корпуса трамблера).
Стандартный стробоскоп довольно громоздкий, тяжелый и хрупкий прибор, в основном, бпагодаря имеющейся в нем газоразрядной пампе и импульсному трансформатору. Но, используя современную элементную базу, можно сделать стробоскоп немногим больше шариковой ручки.
На рисунке 1 показана схема стробоскопа, в котором вместо газоразрядной пампы работает свсодиодная автомобильная лампочка на 12V (сейчас такие светодиоды-пампы стало модно устанавливать в подфарники вместо памп накаливания).
Подключается прибор к системам автомобиля тремя проводами с зажимами «Крокодил» Два — к аккумулятору, а третий к проводу 1-го цилиндра. Третий «Крокодил» (подключаемый к свечному проводу) немного переделан. — его «зубы» загнуты внутрь, чтобы не портить свечной провод, и он скорее напоминает металлическую прищепку.
Как только импульс высокого напряжения поступает на свечу 1-го цилиндра, через емкость между жилой свечного провода и корпусом «Крокодила-прищепки» всплеск напряжения поступает на вывод 2 элемента 01.1 (стабилитрон VD1 защищает вход эле-мента от перенапряжения) Одновибратор на элементах 01.1-D1.2 сформирует импульс, длительность которого около 1 mS. Этот импульс через буферный каскад на элементах 01.3 и 01.4 поступает на базу транзистора V11, входящего в состав импульсного ключа VT1-VT2. Ключ открывается и вспыхивает светодиодная лампочка HL2-
Теперь о деталях схемы С1. R1 и R2 распаяны непосредственно в ручке «Крокодила», подключаемого на свечной провод.
Соединительный кабепь. — мягкий экранированный, длиной не более ЬО см. Для подключению к аккумулятору. — обычные провода, как для «переноски», любой длины (в разумных пределах). Диод V02 служит для зашиты схемы от случайной переполюсовки питания. Светодиод HL1 — индикатор правильного подключения к аккумулятору.
Основой для прибора послужил цилиндрический китайский карманный фонарик. Все его «внутренности» (выключатель лампочка, батарейки) удалены, оставлен пустой корпус и конический отражатель. Основание отражателя немного расширено так, чтобы в него можно было установить светодиодную автомобильную лампочку. В корпусе размешена печатная плата (рис. 2) на которой смонтировано большинство деталей. В корпусе просверлены отверстия под соединительные провода и светодиод HL1.
Подстроечный резистор R4 служит для установки длительности вспышки HL2 такой,
при которой метка на вращаюшемся шкиве работающего двигателя видна неподвижной и не размазанной, но видимость, при этом остается достаточной.
Если прибор не реагирует на импульсы в свечном проводе, к которому подключен «Крокодил-прищепка», ипи реагировать начинает только при сильном сжатии «Крокодила», нужно увеличить сопротивление R2.
Вместо светодиодной лампочки можно использовать обычный сверхяркий светодиод, включив его через резистор сопротивлением около 10 От. Но пользоваться стробоскопом будет не так удобно, потому что из-за меньшей яркости света нужно будет его располагать ближе к меткам на двигателе.