0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения ваз 2110 16 клапанов инжектор

Система охлаждения ваз 2110 16 клапанов инжектор

Конструктивные особенности

Вообще, работа стандартной системы основана на данных, которые дает датчик температуры. Схематически она состоит из следующих элементов:

  • Радиатор. Там содержится охлаждающая жидкость. В зимнее время радиатор работает еще и как отопительный прибор.
  • Множество шлангов отводящих и подводящих охлаждающую жидкость.
  • Датчик температуры, уровня жидкости вентилятора.
  • Расширительный и радиаторный бачки.
  • Кожух.
  • Ремень.
  • Жидкостная и пусковая камеры.

Также особо стоит отметить в системе охлаждения ВАЗ 2110 еще два шланга, один подходит к дроссельному патрубку, а другой служит для отвода жидкости.

В самом дроссельном патрубке к тому же имеется жидкостный датчик, который следит за температурой и уровнем тосола. Примечательно, что в самых последних моделях двигателя десятки датчик температуры помещен в специальный литой алюминиевый корпус, а емкость расширительного бачка значительно увеличена.

Как промыть систему охлаждения ВАЗ 2110

Для продления срока службы системы охлаждения ее периодически необходимо очищать. Это достигается методом промывки. Частота процесса напрямую зависит от условий эксплуатации, состояния силового агрегата, компонентов системы охлаждения.

Для промывки системы используют или дистиллированную воду, или соду с уксусом, или специализированные промывочные средства очистки.

С использованием воды система очищается следующим образом:

  • сливается охлаждающая жидкость;
  • заливается дистиллированная вода (полный объем системы охлаждения ВАЗ 2110 – 7.8 л);
  • запускается двигатель и работает в течение 10–15 минут, без нагрузки, на холостых оборотах;
  • двигатель глушится, сливается вода;
  • при необходимости процедура повторяется до момента слива чистой воды.

Способ прост в исполнении, но малоэффективен. Вода неспособна удалить сильные отложения загрязнений и накипи.

Очистка системы при помощи соды, молочной кислоты и уксуса более действенна, но представляет определенные сложности. Смесь необходимо приготовить в определенной пропорции и залить в систему. Двигатель должен простоять с ней около 7-8 часов, при этом мотор нужно заводить несколько раз на непродолжительное время. Далее слить раствор и промыть систему дистиллированной водой вышеописанным способом.

Промывка системы с применением специализированных средств является самым эффективным способом, но и самым затратным со стороны финансов. Существует множество разных промывочных жидкостей на авторынке, и принцип процесса сводится к аналогичному методу с использованием дистиллированной воды.

Принцип работы системы охлаждения

Теперь, когда с устройством системы все понятно можно поговорить и о том, как она работает на практике.

Материал в тему:

— Система охлаждения на ВАЗ 2110: принцип работы и характерные неисправности

Первое, что следует знать любому водителя — никаких настроек в работе системы не предусмотрено – циркуляция является принудительной и происходит безостановочно. Заливку охлаждающей жидкости следует производить в расширительный бачок и всегда следить за ее уровнем, в случае необходимости добавлять жидкость.

Вообще, в системах охлаждения российских автомобилей является тосол – это смесь воды с этиленгликолем или еще некоторыми присадками. Замерзает такая жидкость только при экстремально низких температурах и ей не страшны даже самые лютые сибирские морозы.

Чтобы полностью наполнить систему охлаждения десятки потребуется почти 8 литров тосола. В дальнейшем жидкость нужно будет только доливать и изредка не чаще чем каждые 75 тысяч километров пробега в профилактических целях производить ее полную замену.

Если же говорить именно о том, как работает система, то весь процесс можно для простоты восприятия поделить на несколько этапов:

  • Изначально движение жидкости по всей системе обеспечивается в результате работы центробежного насоса. Он расположен в блоке цилиндров и приходит в действие от ремня ГРМ.
  • Во время циркуляции по системе жидкость от соприкосновения с раскаленными узлами двигателя нагревается. Тут в работу и включается датчик температуры. До тех пор, пока температура жидкости приемлема она двигается по малому кругу. Когда тосол нагревается уже слишком сильно, циркуляция для обеспечения большего охлаждения переходит на большой круг. То есть фактически, когда открыть дорогу на большой круг решает именно датчик температуры, который путем открытия перепускного клапана может менять направление жидкости.

Обычно перепускной клапан открывается при температуре выше 85 градусов. В это момент из блока цилиндров жидкость попадает в радиатор и начинает обогревать салон машины. В этот момент жидкость еще циркулирует одновременно по малому и большому кругу.

А вот когда тосол разогревается до 102 градусов – жидкость переходит на циркуляцию только по большому кругу. Таким образом, поток воздуха извне и обеспечивает ее охлаждение.

Если же поток воздуха не справляется с охлаждением системы. Датчик температуры дает команду специальному охлаждающему вентилятору, и он тоже включается в работу. Однако если недостаточно даже этого и жидкость в результате сильно нагрева согласно всем законам физики начинает разогреваться – систему спасает расширительный бачок. Излишки жидкости возвращаются в него, а в случае необходимости через специальный клапан направляются обратно в систему. Кстати, именно в этом бачке и следует контролировать уровень жидкости в системе. В случае резкого уменьшения ее объем следует проверить радиатор и трубки на герметичность.

Как исправить проблемы

Теперь поговорим об устранении этих неисправностей согласно озвученному списку.

  1. Охлаждающая жидкость не может пропасть по взмаху волшебной палочки, она не испаряется под действием температуры. Потому проверять нужно все патрубки, шланги, хомуты, радиатор и прочие компоненты. Где-то обязательно есть повреждение, вызывающее протечку.
  2. Если зимой вам приходится долго стоять на месте, дожидаясь прогрева двигателя, попробуйте утеплить моторный отсек. Существует множество способов сделать это — от классического «тулупа» для двигателя, до применения простой картонки перед радиатором в зимний период или использования специальных утеплителей. Следите обязательно за тем, чтобы ваши утеплители не задевали ремень генератора.
  3. При детонации можем лишь посочувствовать автомобилю, поскольку его владелец полностью игнорировал все сигналы машины о том, что СО находится в неисправном состоянии. Если простейшие меры по ремонту дадут положительный результат, считайте, что вам крупно повезло. Если нет, тогда ремонта двигателя не избежать. А это уже совсем другие суммы денег.
  4. Когда стрелка датчика оказалась в красной зоне, незамедлительно предпринимайте соответствующие меры. Заглушите двигатель, чтобы чрезмерный перегрев не привел к еще более печальным последствиям. Поднимите капот, проверьте наличие жидкости в бачке. Только не открывайте его, там очень горячо. При своевременной реакции можно избежать закипания и свиста из-под капота. Но своим ходом до СТО лучше не ехать. Вызывайте эвакуатор.
  5. Ситуации, когда рвутся прокладки головки мотора, не редкость. Но сталкиваться с ними не желаем никому. Подобная поломка говорит о том, что вам необходимо в обязательном порядке приступать к полноценному ремонту двигателя. Самостоятельно или на автосервисе — решайте сами.

Статья в тему: Замена шруса и наружного пыльника на ВАЗ 2110 своими руками (видео)

Основные неисправности системы охлаждения

Раз уж разговор зашел об уменьшении жидкости в системе имеет смысл упомянуть и о других неисправностях связанных с ее работой. Беспокоиться имеет смысл если вы заметите следующие признаки:

  • Жидкость повышается до очень высоких температур, вплоть до того, что радиатор может закипеть.
  • Наоборот, низкая температура тосола – в салоне в результате этого зимой будет очень холодно, система отопления в этом случае фактически будет бездействовать.
  • Насос, охлаждающий инжектор работает очень шумно.

Любая из этих проблем требует срочного вмешательства и устранения. Самостоятельно можно произвести следующие манипуляции. Первым делом проверьте уровень жидкости. Обычно корень всех вышеперечисленных проблем заключается в негерметичности системы, к примеру, это могут быть пробитые шланги или повреждение соединительных деталей, старые прокладки, ну и, наконец, протекающий сальник водяного насоса.

Проверять систему охлаждения имеет смысл на полностью остывшем двигателе. Желательно через несколько часов после полной остановки двигателя. Иначе диагностические мероприятия могут закончиться сильными ожогами. Для проверки потребуется заехать на яму, после чего вооружившись мощным фонариком или светильником можно начинать осмотр. Детали, на которых будут капли или подтеки жидкости, скорее всего, и дают течь. Однако очень важно, что осмотр производился на чистом двигателе, чтобы не спутать обычную дорожную грязь с неисправностями. Особое внимание, кстати, заслуживает датчик температуры – обязательно осмотрите его на наличие внешних повреждений, пусть даже и в профилактических целях.

Если вам удастся самостоятельно найти такие детали или поврежденный датчик – смело меняйте. После чего осмотрите вентилятор на наличие накипи и загрязнений, возможно, причина проблем в его некорректной работе.

Если же видимых повреждений нет, а проблема сохраняется не стоит самостоятельно разбирать систему охлаждения, лучше доверить ремонт квалифицированным автомеханикам, которые наверняка все сделают качественно.

Как работает СО


Схема СО

  1. На 8 клапанном инжекторном ВАЗ 2110 система охлаждения работает за счет охлаждающей жидкости, принудительно циркулирующей по ней. При нагреве мотора возникает избыточное давление, которое выходит по средствам выпускного клапана.
  2. Для 16 клапанного инжекторного ВАЗ 2110 система охлаждения имеет оптимальную рабочую температуру в диапазоне 90-95 градусов по Цельсию. А клапан срабатывает при возникновении давления с показателями от 1,2 до 1,4 кгс/см2.
  3. Когда избыточное давление выходит, двигатель возвращается к нормальной температуре, включается впускной клапан. Так происходит цикл за циклом.
  4. При нарушении баланса давления происходит перегрев, последствиями которого могут быть различного рода поломки, включая необходимость в полной замене силового агрегата.
  5. За счет работы термостата и электровентилятора, у ВАЗ 2110 поддерживается необходимая постоянная рабочая температура. На головке блока цилиндров расположен датчик, который передает на блок управления сведения о текущей температуре охлаждающей жидкости.
  6. От датчика температуры ОЖ идет команда к системе охлаждения, которая начинает работать с целью снизить нагрев двигателя.
  7. При наличии электронного впрыска в конструкции автомобиля, она также располагает специальным датчиком, который отправляет сообщение на электронный блок управление о перегреве силового агрегата.
  8. С помощью насоса подается охлаждающая жидкость, распределяемая термостатом.
  9. При включении двигателя ему требуется нагреться до рабочих показателей температуры. Для этого термостат направляет жидкость охлаждения по малому контуру, не включая циркуляцию через радиатор. Малый контур включает в себя: Отопитель для прогрева салона;
  10. Блок нагрева карбюратора (естественно, только на карбюраторных ВАЗ 2110);
  11. Подогрев блока дроссельного узла;
  12. Впускной коллектор.
  • Когда двигатель нагревается примерно до 90 градусов по Цельсию, термостат отправляет часть ОЖ к радиатору. При срабатывании датчика перегрева двигателя, вся жидкость охлаждения циркулирует уже по большому контуру.

    Статья в тему: Какие рулевые наконечники лучше выбрать для ВАЗ 2110

    Меры профилактики

    Огромной части поломок можно избежать, если соответствующим образом относиться к собственному автомобилю. Да, никто не исключает непредвиденных ситуаций, однако простые меры профилактики обязательно должны стать для вас нормой обращения с машиной:

    1. Проверяйте постоянно показатель уровня жидкости охлаждения в бачке, при необходимости доливайте;
    2. Для своего ВАЗ 2110 не поскупитесь на качественную охлаждающую жидкость;
    3. Не применяйте простую воду в качестве охладителя, поскольку она обладает меньшей температурой кипения, способствует образованию накипи и коррозии внутри системы охлаждения;
    4. Всегда смотрите на показания датчика температуры ОЖ, расположенные в салоне. Избегайте ситуаций, когда стрелка переходит красную границу.

    Очевидно, что СО — это важнейший узел в подкапотном пространстве, от эффективности работы которого зависит состояние, работоспособность двигателя и не только. Потому крайне важно бережно относиться к системе охлаждения, следить за ее состоянием, своевременно предпринимать действия по устранению возникающих неисправностей.

    Система охлаждения Ваз 2110, Ваз 2111, Ваз 2112, Лада Десятка

    Система охлаждения двигателя ВАЗ 2110 (с карбюратором)

    1 – радиатор отопителя
    2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя
    3 – шланг отводящий
    4 – шланг подводящий
    5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока)
    6 – шланг подводящей трубы насоса
    7 – термостат
    8 – заправочный шланг
    9 – пробка расширительного бачка
    10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости
    11 – расширительный бачок
    12 – выпускной патрубок
    13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора
    14 – отводящий шланг радиатора
    15 – подводящий шланг радиатора
    16 – пароотводящий шланг радиатора
    17 – левый бачок радиатора
    18 – датчик включения электровентилятора
    19 – электродвигатель вентилятора
    20 – крыльчатка электровентилятора
    21 – правый бачок радиатора
    22 – сливная пробка
    23 – кожух электровентилятора
    24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения
    25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости
    26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
    27 – подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора
    28 – отводящий шланг

    Система охлаждения двигателя ВАЗ 2111, ВАЗ 2112 (с системой впрыска топлива)

    1–26 – см. выше
    27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку
    28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка
    29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке
    30 – трубки радиатора ваз 2112
    31 – сердцевина радиатора

    Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе ваз 2111).

    Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ 2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ 2111, 2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.

    Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров ваз 2111 двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ 2111, 2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем ваз 2110.

    Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

    Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ 2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ 2111, 2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла ваз 2110 (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).

    При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

    Термостат двигателя ВАЗ 2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.

    Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя.

    Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

    Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

    LiveInternetLiveInternet

    • Регистрация
    • Вход

    Рубрики

    • Психология (1)
    • детям (748)
    • мужчинам (28)
    • носки (141)
    • АНИМАЦИЯ (74)
    • астрология, календари (28)
    • Беременным (29)
    • бисер (47)
    • братья наши меньшие (21)
    • букет из конфет (95)
    • валяние (14)
    • всё из бумаги (172)
    • всё из пробок (7)
    • ВЯЗАНИЕ (412)
    • ГАДАНИЕ (19)
    • готовимся к празднику (207)
    • АКВАГРИМ (7)
    • Идеи дизайна. (67)
    • интересное и красивое (15)
    • карвинг (15)
    • компьютер,полезные программы (83)
    • костюмы (49)
    • красота и здоровье (383)
    • кухня (71)
    • ЛайфХак (14)
    • Мастер Класс (85)
    • МЕБЕЛЬ СВОИМИ РУКАМИ (117)
    • музыка (12)
    • Мыловарение (25)
    • мягкая игрушка (90)
    • НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫМ ВЕЩАМ (90)
    • обучалки (142)
    • оформление дневника (3)
    • оч. умелые ручки (182)
    • подарки (84)
    • ПОДУШКИ (65)
    • помощь (10)
    • Притчи,афоризмы (2)
    • прически (92)
    • РеМоНт СвОиМи РуКаМи (23)
    • РеЦеПтЫ (468)
    • ВыПечка (79)
    • заготовки на зиму (95)
    • салаты,канапе,бутерброды (131)
    • рисуем (81)
    • РУКОДЕЛИЕ (206)
    • садовый дизайн и просто дача (243)
    • свадьба (23)
    • Советы хозяйкам (156)
    • торты (147)
    • ТРАФАРЕТЫ (60)
    • узоры (37)
    • фотошоп (45)
    • холдный фарфор,лепка (134)
    • цветы (49)
    • ШИТЬЁ (230)
    • шторы (17)
    • юмор (11)

    Музыка

    • Все (7)

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Статистика

    Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110, ВАЗ 2112

    Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2110 (карбюратор)

    1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора
    28 – отводящий шланг.

    Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 2111, 2112 (инжектор)

    1–26 – см. выше; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки радиатора; 31 – сердцевина радиатора.

    Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21114, 21124

    Системы охлаждения двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 отличаются от систем охлаждения двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца в литом алюминиевом корпусе и расширительного бачка увеличенного размера. Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не устанавливается.
    1 – расширительный бачок;2 – отводящий шланг радиатора; 3 – радиатор; 4 – пароотводящий шланг радиатора; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – кожух электровентилятора системы охлаждения; 7 – корпус термостата; 8 – датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем (установлен в выпускном патрубке); 9 – выпускной патрубок; 10 – датчик температуры охлаждающей жидкости для комбинации приборов (установлен в головке блока цилиндров); 11 – головка блока цилиндров; 12 – дроссельный узел; 13 – кронштейн крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 14 – насос охлаждающей жидкости; 15 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 16 – подводящий шланг радиатора отопителя; 17 – отводящий шланг радиатора отопителя; 18 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 19 – шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 20 – заправочный шланг.

    Охлаждающая жидкость (ОЖ)

    Плотность охлаждающей жидкости должна быть 1,078-1,085 г/см3, проверяется ареометром.
    Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
    Замена ОЖ, какую ОЖ лучше выбрать.

    Насос (помпа)

    Помпа обеспечивает циркуляцию ОЖ в СОД. Он лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
    Установка дополнительной помпы, и какой насос лучше выбрать.

    Электровентилятор

    Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
    Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку, установленную на валу электродвигателя, включение и выключение которого осуществляется датчиком (ввернут в левый бачок радиатора на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.
    Доработки вентилятора двигателя.

    Радиатор двигателя

    Радиатор обеспечивает охлаждение жидкости в системе, когда ее циркуляция происходит по большому кругу. Он трубчатолластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
    Доработки радиатора.

    Расширительный бачок

    Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть по верхнюю кромку крепежного ремня.Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя.
    Доработки расширительного бачка.

    Пробка расширительного бачка

    Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери).
    Давление открытия выпускного клапана 110-150 кПа (1,1-1,5 кгс/см2), впускного 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/см2).
    Доработка пробки бачка.

    Термостат

    Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Термостат контролирует температуру ОЖ перераспределением потоков жидкости.

    На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).

    При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

    Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.
    Доработки термостата.

    Датчик температуры охлаждающей жидкости

    Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.
    Проверка датчика.

    Радиатор отопителя

    Теплообменник отопите­ля, предназначен для нагревания поступающего в салон воздуха теплом охлаждаю­щей двигатель жидкости.
    Он соединен шлангами с системой охлаждения двигателя. Через радиатор отопителя постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. Заслонка управления отопителем направляет наружный воздух на радиатор отопителя или минуя его. В промежуточных положениях заслонки часть воздуха проходит через радиатор, а остальная часть в обход радиатора. В крайних положениях заслонки весь воздух проходит через радиатор или минует его.
    Отопитель десятки нового образца имеет увеличенный радиатор и ряд других доработок, которые увеличивают скорость прогрева салона автомобиля.
    Все по радиатору отопителя.

    Полная схема системы охлаждения 16-ти клапанного двигателя ВАЗ-2112

    Система охлаждения на ВАЗ-2112 представляет из себя жидкостную систему, закрытого типа с принудительной рециркуляцией. Ниже в этой статье мы рассмотрим с вами её подробную схему, а также основные её части по отдельности.

    На видео рассмотрена типичная схема системы охлаждения современного двигателя:

    Схема системы охлаждения

    Все основные элементы описаны ниже.

    1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки радиатора; 31 – сердцевина радиатора.

    Компоненты системы охлаждения

    Теперь, когда вам известна вся схема системы охлаждения ВАЗ-2112, вам следует узнать о всех её основных деталях подробнее:

    Радиатор охлаждения

    Медный радиатор охлаждения

    Радиатор предназначен для охлаждения жидкости в системе, когда она проходил через него по так называемому «большому кругу». Он сделан из алюминия, имеет трубчато-пластинчатую, двухходовую конструкцию, оборудован пластмассовыми бачками, в одной из которых есть специальная перегородка, предназначенная для пропуска ОЖ. Жидкость, для прохода по «большому кругу» протекает через верхний патрубок и выходит через нижний.

    Расширительный бачок

    Этот бачок достаточно надёжен, однако его соединения приходится иногда проверять на герметичность.

    Созданный из полупрозрачного полиэтилена расширительный бачок предназначен для залива и контроля охлаждающей жидкости. Когда в системе жидкость заправлена полностью, она должна находиться в бачке между отметками «MIN» и «MAX». В бачок вмонтированы два патрубка для отвода пара, одна от радиатора отопителя, другая от радиатора охлаждения.

    Крышка расширительного бачка

    Два вида крышек расширительного бачка.

    Герметичности системы охлаждения обеспечивается крышкой расширительного бачка, а точнее её впускными и выпускными клапанами. Выпускной клапан поддерживает в сравнении с атмосферным повышенное давление на горячем двигателе, за счёт чего температура кипения становится выше, уменьшая потерю пара.

    Термостат

    Термостат предназначен для распределения потоков охлаждающей жидкости, контролируя её температуру. На холодном двигателе ОЖ циркулирует только по малому кругу, проходя через радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Когда температура вырастает до 87° С, клапан термостата начинает открываться, и достигает полного открытия при 102° С, пуская жидкость по «большому кругу». Термостат для ВАЗ-2112 имеет улучшенное сопротивление дроссельного отверстия, за счёт чего поток жидкости увеличивается.

    Помпа

    Чем больше лопастей у помпы, тем лучше.

    Помпа предназначена для обеспечения циркуляции в охлаждающей жидкости в системе. Помпа — это насос. Он лопастной, приводится в движение от коленчатого вала ремнём ГРМ. В случае «заклинивания помпы» ремень ГРМ порвётся, поэтому следите и проверяйте её состояние. Корпус насоса сделан из алюминия, на передний конец которого запрессован зубчатый шкив, на другой крыльчатка. В случае выхода её из строя, порвётся ремень ГРМ, на 124 двигател клапана не загнёт, а вот на 21120 — загнёт. Поэтому соблюдайте регламент по замене помпы и выбирайте хорошие помпы.

    Электровентилятор

    Вентилятор можно поставить как с одной, так и двумя моторами. Если он не включается, то проверьте реле вентилятора.

    Режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором. Последний сделан из пластмассы и имеет четыре крыльчатки, которые вмонтированы на вал электродвигателя. Двигатель включается по команде датчика через реле по сигналу ЭБУ, когда температура охлаждающей жидкости достигнет температуры в 99° С, и выключается при температуре в 94° С.

    Датчик охлаждающей жидкости

    Датчик стоить проверить,и если потребуется заменить.

    Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе предусмотрен специальный датчик. Вмонтирован он в головку блока цилиндров и связан с показателем на панели приборов.

    Радиатор отопителя

    Без этого элемента не обойтись холодной зимой.

    Радиатор отопителя предназначен для обогрева воздуха, поступающего в салон. Он соединён напрямую с системой охлаждения, и через него постоянно циркулирует тосол. Для того, чтобы нагреть воздух в салоне, воздух направляется на радиатор, а когда этого не требуется воздух минуя его попадает в салон.

    Охлаждающая жидкость

    Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости заливают тосол.

    В качестве охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 чаще всего применяют ТОСОЛ, всего в системе его около 6 литров.

    Крайне не рекомендуется использовать воду, так как она вызывает активную коррозию для алюминиевого радиатора.

    Система охлаждения

    Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.

    В системе охлаждения двигателя используются специальные жидкости на основе смеси воды с этиленгликолем. У них пониженная температура замерзания и высокая температура кипения. Кроме того, благодаря комплексу добавляемых присадок охлаждающая жидкость препятствует коррозии стенок каналов, не вспенивается, продлевает срок службы сальника насоса охлаждающей жидкости.

    Объем жидкости в системе охлаждения двигателя — 7,8 л.

    Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает центробежный насос, установленный в блоке цилиндров. Привод насоса осуществляется зубчатым ремнем привода ГРМ.

    Жидкость в системе охлаждения в зависимости от температуры двигателя может циркулировать как по малому, так и по большому кругу. Управляет направлением потока жидкости в системе охлаждения двигателя термостат. В нем установлены два клапана — основной и дополнительный (перепускной). Основной клапан управляет циркуляцией жидкости по большому кругу, а перепускной — по малому. Клапаны связаны между собой — когда один открывается, второй закрывается и, наоборот.

    На холодном двигателе перепускной клапан термостата открыт и жидкость циркулирует по малому кругу через блок цилиндров, головку блока цилиндров, перепускной клапан и насос охлаждающей жидкости, а также через узел дроссельной заслонки и радиатор отопителя. Радиатор отопителя встроен в систему охлаждения двигателя и предназначен для обогрева салона за счет циркуляции через него горячей охлаждающей жидкости.

    Система охлаждения [Показано на примере 16-клапанного двигателя, на 8-клапанном система аналогична.]: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 4 — шланг подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 7 — расширительный бачок; 8 — датчик уровня жидкости в расширительном бачке [Устанавливается на часть автомобилей.]; 9 — термостат; 10 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 11 — шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла

    При температуре 85+2 °С основной клапан термостата начинает открываться, а перепускной — закрываться и некоторое время жидкость циркулирует по малому и большому кругу одновременно. При температуре 102 °С основной клапан термостата открыт полностью, а перепускной закрыт и основной поток жидкости проходит через радиатор двигателя, где охлаждается набегающим потоком воздуха. При этом жидкость продолжает циркулировать через дроссельный узел и радиатор отопителя. Когда интенсивности воздушного потока недостаточно, для охлаждения радиатора включается электровентилятор. Он установлен за радиатором двигателя и включается автоматически по сигналу электронного блока управления двигателем.

    Для компенсации теплового расширения жидкости в системе охлаждения установлен расширительный бачок. В пробке бачка размещены впускной и выпускной клапаны, что позволяет поддерживать оптимальное давление в системе при нагреве жидкости, а также компенсировать разрежение при ее остывании.

    Система охлаждения на ваз 2112 – устройство и ремонт

    Особенности системы охлаждения двигателя ВАЗ-21124 автомобиля ВАЗ-2110

    Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 отличается от системы охлаждения двигателя ВАЗ-2111 и ВАЗ2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца и расширительным бачком увеличенного размера. Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ставится.

    1. Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.
    2. Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиатор, где отдает тепло охлаждающему воздуху.
    3. Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.
    4. В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.
    5. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапаном, расположенным в крышке расширительного бачка.
    6. Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе на горячем двигателе, за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери.
    7. Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).
    8. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
    9. Электровентилятор включается через реле по сигналу контроллера.
    10. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.
    11. В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.
    12. Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала ремнем ГРМ.
    13. Корпус насоса алюминиевый.
    14. Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы.
    15. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.
    16. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитсодержащей композиции, за которым находится сальник.
    17. В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя.
    18. Насос рекомендуется заменять в сборе.
    19. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
    20. Термостат имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости.
    21. На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора, и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор.
    22. При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал.
    23. При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается.
    24. Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.
    25. Замену термостата можно посмотреть в статье – «Снятие и проверка термостата».
    26. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «MAX» и «MIN».
    27. В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотводящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом.
    28. Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины.
    29. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.
    30. На радиаторе установлен кожух с электровентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка.
    31. Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

    Возможные неисправности системы охлаждения двигателя и способы устранения

    • Двигатель перегревается
    • Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расши­рительном бачке – Долейте охлаждающую жидкость
    • Неисправен термостат (клапан завис в закрытом поло­жении) – Замените термостат
    • Неисправен водяной насос – Проверьте насос и в случае неисправности замените
    • Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми – Промойте снаружи сердцевину радиатора
    • Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения дви­гателя засорены накипью и илистыми отложениями – Промойте систему охлаждения и заполните свежей ох­лаждающей жидкостью
    • Электровентилятор не включается из-за обрыва элект­рической цепи датчика, выхода из строя датчика, реле или электродвигателя вентилятора – Проверьте и восстановите электрические цепи. При не­обходимости замените датчик, реле или электровенти­лятор в сборе
    • Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) – Замените пробку расширительного бачка
    • Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух
    • Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя – Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените по­врежденную прокладку головки блока цилиндров
    • Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен
    • Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении) – Замените термостат (смотрим статью – «Замена и проверка термостата»)
    • Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
    • Негерметичен радиатор – Замените радиатор
    • Негерметичен расширительный бачок – Замените расширительный бачок
    • Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов – Подтяните хомуты крепления шлангов
    • Повреждено уплотнение водяного насоса – Замените водяной насос
    • Повреждена уплотнительная прокладка корпуса водяно­го насоса – Замените уплотнительную прокладку
    • Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке между головкой и блоком цилиндров; кроме то­го, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) – Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом
    • Негерметичен радиатор отопителя – Замените радиатор отопителя.

    Системы охлаждения переднеприводных ВАЗов

    Под влиянием непрекращающихся споров о том, какая конфигурация системы охлаждения двигателя (СОД) лучше, я решил составить небольшой FAQ о том, какие схемы бывают на “передках”, чем они лучше или хуже, а Вы уже решите, что собирать себе.

    Вся информация найдена на просторах интернета в свободном доступе и я на авторские права не претендую.

    Начнем с того, что системы охлаждения (дальше — CО) бывают с “верхним” и “нижним” термостатом.

    кинематические отличия верхнего и нижнего термостата. Красный — нагретая ОЖ, синий — охлажденная ОЖ, желтый — смешанная ОЖ

    В системе с “нижним” термостатом термостат устанавливается перед водяным насосом, в термостат поступает охлажденная в радиаторе охлаждающая жидкость (ОЖ), а также неохлажденная жидкость непосредственно из водяной рубашки двигателя. В этом случае термостат обеспечивает поддержание постоянной температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель, смешивая в нужных пропорциях охлажденную и неохлажденную охлаждающую жидкость.

    В системе с “верхним” термостатом термостат устанавливается на выходе двигателя и на основании измеренной температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя термостат устанавливает требуемое соотношение потоков охлаждающей жидкости в радиатор для ее охлаждения и в обход радиатора для подачи ее непосредственно в водяной насос, стабилизируя таким образом температуру на выходе двигателя.

    У всех двигателей ВАЗ 2101, 2108, 2112, 21126, 1118, 2121, 2123 во всех Ладах (кроме Гранты) СО с “нижним” термостатом.

    Гранта, большинство иномарок, Волга, ГАЗель, УАЗ с движками ЗМЗ и УМЗ, почти все советские грузовики и автобусы имеют СО с “верхним” термостатом.

    В принципе, отличия невелики — пробежимся по основным машинам.

    1) ВАЗ 2101 (и вся классика). Термостат с 3 штуцерами (2 входа, 1 выход) — СО проста до невозможности — движок греет ОЖ, она из головки идет через радиатор, либо напрямую в помпу (откуда ее примет термостат). Вход и выход ОЖ у 1го цилиндра, печка питается с 4го цилиндра и сбрасывается в помпу минуя термостат. С переходом на электровентилятор охлаждения немного улучшился тепловой режим. Пробка с клапанами регулировки давления в СО находится в радиаторе, расширительный бачок (РБ) — “внешний” (т.к. находится после клапанов).

    Вывод: простая система со своими недостатками — не всегда точно удерживает температуру в нужных пределах при разных режимах.

    2) ВАЗ 2108. СО 2101 эволюционировала — РБ стал проточным и входит в замкнутый контур. Клапана регулировки давления переехали в крышку РБ. ОЖ протекает “сквозь” двигатель — выход у 4го цилиндра, вход в помпу у 1го, за счет этого уменьшилась разница температур в двигателе (более равномерный прогрев). В остальном все то же самое — выход печки и подогрева карбюратора идут в помпу минуя “термос”.

    Вывод: немного улучшенная классическая СОД.

    3) ВАЗ 2110-12. СО 2108 развивается — термостат стал бескорпусным, подогрев уже не карбюратора, а дроссельной заслонки; в отопителе 2110 уже отсутствует кран (хотя и 09-й прекрасно обходится без него), соответственно поток через печку в помпу стал постоянный; ЭБУ видит температуру двигателя и сам решает, когда включать вентилятор охлаждения. Радиатор отопителя получил пароотводящий шланг — воздушные пробки исчезли
    С установкой корпуса термостата нового образца (6 патрубков) избавились от текущего тройника.

    двигатель 8V и отопитель старого образца — до 2003г

    Системы охлаждения переднеприводных ВАЗов

    Итак, здравствуйте!
    Под влиянием непрекращающихся споров о том, какая конфигурация системы охлаждения двигателя (СОД) лучше, я решил составить небольшой FAQ о том, какие схемы бывают на «передках», чем они лучше или хуже, а Вы уже решите, что собирать себе.
    Вся информация найдена на просторах интернета в свободном доступе и я на авторские права не претендую.

    Начнем с того, что системы охлаждения (дальше — CО) бывают с «верхним» и «нижним» термостатом.

    В системе с «нижним» термостатом термостат устанавливается перед водяным насосом, в термостат поступает охлажденная в радиаторе охлаждающая жидкость (ОЖ), а также неохлажденная жидкость непосредственно из водяной рубашки двигателя. В этом случае термостат обеспечивает поддержание постоянной температуры охлаждающей жидкости на входе в двигатель, смешивая в нужных пропорциях охлажденную и неохлажденную охлаждающую жидкость.
    В системе с «верхним» термостатом термостат устанавливается на выходе двигателя и на основании измеренной температуры охлаждающей жидкости на выходе двигателя термостат устанавливает требуемое соотношение потоков охлаждающей жидкости в радиатор для ее охлаждения и в обход радиатора для подачи ее непосредственно в водяной насос, стабилизируя таким образом температуру на выходе двигателя.

    У всех двигателей ВАЗ 2101, 2108, 2112, 21126, 1118, 2121, 2123 во всех Ладах (кроме Гранты) СО с «нижним» термостатом.
    Гранта, большинство иномарок, Волга, ГАЗель, УАЗ с движками ЗМЗ и УМЗ, почти все советские грузовики и автобусы имеют СО с «верхним» термостатом.
    В принципе, отличия невелики — пробежимся по основным машинам.

    1) ВАЗ 2101 (и вся классика). Термостат с 3 штуцерами (2 входа, 1 выход) — СО проста до невозможности — движок греет ОЖ, она из головки идет через радиатор, либо напрямую в помпу (откуда ее примет термостат). Вход и выход ОЖ у 1го цилиндра, печка питается с 4го цилиндра и сбрасывается в помпу минуя термостат. С переходом на электровентилятор охлаждения немного улучшился тепловой режим. Пробка с клапанами регулировки давления в СО находится в радиаторе, расширительный бачок (РБ) — «внешний» (т.к. находится после клапанов).

    Вывод: простая система со своими недостатками — не всегда точно удерживает температуру в нужных пределах при разных режимах.

    2) ВАЗ 2108. СО 2101 эволюционировала — РБ стал проточным и входит в замкнутый контур. Клапана регулировки давления переехали в крышку РБ. ОЖ протекает «сквозь» двигатель — выход у 4го цилиндра, вход в помпу у 1го, за счет этого уменьшилась разница температур в двигателе (более равномерный прогрев). В остальном все то же самое — выход печки и подогрева карбюратора идут в помпу минуя «термос».

    Вывод: немного улучшенная классическая СОД.

    3) ВАЗ 2110-12. СО 2108 развивается — термостат стал бескорпусным, подогрев уже не карбюратора, а дроссельной заслонки; в отопителе 2110 уже отсутствует кран (хотя и 09-й прекрасно обходится без него), соответственно поток через печку в помпу стал постоянный; ЭБУ видит температуру двигателя и сам решает, когда включать вентилятор охлаждения. Радиатор отопителя получил пароотводящий шланг — воздушные пробки исчезли 🙂
    С установкой корпуса термостата нового образца (6 патрубков) избавились от текущего тройника.

    Вывод: та же СОД 2108 в новой оболочке.

    Здесь и далее: у автомобилей с электронной дроссельной заслонкой отсутствует подогрев дросселя (соответственно шланги и штуцера тоже)))

    4) ВАЗ 2170. Приора без кондиционера полностью аналогична ВАЗ 2112. Отличий нет.
    А вот Приора с кондиционером лишилась пароотводящих шлангов с радиатора отопителя (и Panasonic и Halla) (внятных схем пока не нашел). Воздушные пробки возникают при первой заливке ОЖ, но сравнительно легко выгоняются.

    Вывод: та же «десятка»)).

    5) Калина. Единственные отличия от 2111, которые я нашел — измененная форма корпуса термостата и точка соединения РБ перенесена с малого контура на обратку большого контура. Радиатор отопителя без пароотвода и очень плотная компоновка приносит сюрпризы — у Калин часто завоздушивается СО.

    Вывод: те же яйца, только в профиль.

    6) Гранта. Термостат «верхний» — радиатор на холодную совсем закрыт, из малого контура остался только отопитель. Радиаторы отопителя и охлаждения — одноходовые — меньше сопротивление потоку, соответственно быстрее бегает ОЖ и быстро удаляется воздух.
    Из плюсов: немного быстрее прогрев двигателя, раньше начинает идти теплый воздух из печки, нет «лишних» шлангов.
    Минусы: немного больше инерционность СО и рабочая температура обычно немного ниже по сравнению с «нижним» термосом.

    Вывод: хотели как лучше, а получилось как всегда) ИМХО

    Это все были стоковые системы, а здесь немного оптимальных доработок этих систем.

    2 Схемы

    Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

    Схема ВАЗ-2112

    Авто ВАЗ-2112 выпускался на АвтоВАЗе с 1998 по 2009 год, На Украине с 2009 по 2014 год. Далее приводятся цветные схемы проводки (инжектор и карбюратор) с описанием всех элементов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта авто. Электрические схемы разделены для удобства просмотра через компьютер или смартфон на несколько блоков, также имеются схемы в виде единой картинки с описанием элементов — для распечатки на принтере одним листом.

    Для диагностики и самостоятельного ремонта вначале посмотрите, все ли в порядке с генератором. Хорошо ли он надет, не провисает. Эту процедуру нужно проделать со всеми вариантами исполнения топливной системы как карбюраторной, так и инжекторной. Проверяем предохранители согласно схеме электрооборудования. Большую помощь окажет также обратная сторона крышки предохранительного блока. Там есть подсказки, расшифровать которые поможет схема. Замените перегоревший элемент и попробуйте завести машину снова. Нужно проверить, плотно ли надеты клеммы аккумулятора, не окислились ли они. Не поврежден ли провод, идущий от батареи к генератору и к стартеру.

    Модификации автомобиля ВАЗ-2112

    ВАЗ-21120. Модификация с 16-клапанным инжекторным двигателем объемом 1,5 литра и мощностью 93 лошадиные силы. На автомобиль устанавливались 14-ти дюймовые колеса. У данной модификации имеется проблема с загибом клапанов при обрыве ремня ГРМ. Решить проблему можно при помощи увеличения глубины проточек в днищах поршня.

    ВАЗ-21121. Автомобиль оснащался 8-клапанным инжекторным двигателем ВАЗ-21114 объемом 1,6 литра и мощностью в 81 лошадиную силу.

    ВАЗ-21122. Бюджетная модификация с 8-клапанным инжекторным двигателем ВАЗ-2111. Автомобиль выпускался без электростеклоподъемников, колесные диски были размером 13 дюймов, тормоза невентилируемые от автомобиля ВАЗ- 2108.

    ВАЗ-21123 Coupe. Трехдверный, пятиместный хэтчбек. Единственные две двери для посадки в автомобиль шире, чем у пятидверного хэтчбека на 200 миллиметров, а крепятся они на новых прочных петлях. Задние арки автомобиля стали более широкими. Двигатель устанавливали 16-клапанный инжекторный объемом 1,6 литра и мощностью 90 лошадиных сил. Выпускался автомобиль с 2002 по 2006 год небольшими партиями, причиной тому была дорогая стоимость автомобиля.

    ВАЗ-21124. Модификация с 16-клапанным инжекторным двигателем ВАЗ-21124 объемом 1.6 литра. Выпускалась с 2004 по 2008 годы. У данного типа двигателей была решена проблема с загибом клапанов. Для этого увеличили глубину проточек в днищах поршня (до 6,5 мм). Кроме того конструкция блока цилиндров была изменена для достижения рабочего объёма в 1,6 литр, для чего его высота была увеличена на 2,3 мм, соответственно на 2,3 мм увеличен и радиус кривошипа коленчатого вала. Также имелся ряд других несущественных изменений.

    ВАЗ-21128. Люксовая версия автомобиля выпущенная ЗАО «Супер-авто», оснащалась 16-клапанным двигателем ВАЗ-21128 объемом 1,8 литра и мощностью 105 лошадиных сил.

    ВАЗ-2112-37. Гоночная модификация ВАЗ-2112, подготовленная для «кольца» в зачетной группе Кубок «Лада». На автомобиль устанавливался 1.5-литровый двигатель ВАЗ-2112 мощностью 100 лошадиных сил. Гоночное авто было оборудовано каркасом безопасности, наружным аэродинамическим комплектом и передней растяжкой опорных чашек стоек.

    ВАЗ-2112-90 Тарзан. Полноприводная модификация с кузовом ВАЗ-2112 на рамном шасси с трансмиссией и деталями подвески от ВАЗ-21213 «Нива». Так же оснащался двигателем объемом 1,7 либо 1,8 литров от Нивы.

    Схема электрооборудования ВАЗ-2112

    Обозначения: 1 – Блок-фара, 2 – Клаксон, 3 – Вентилятор основного радиатора, 4 – Стартер, 5 – АКБ, 6 – Генератор 2112, 7 – Концевик КПП (задний ход), 8 – Актуатор в двери переднего пассажира, 9 – Реле разрешения работы стеклоподъёмников, 10 – Реле стартера, 11 – Вентилятор отопителя, 12 – Электропривод перегородки отопителя, 13 – Помпа основная, 14 – Датчик бачка омывателя, 15 – Актуатор в двери водителя, 16 – Селектор стеклоподъёмника переднего пассажира, 17 – Кнопка отпирания пятой двери, 18 – Блок сопротивлений вентилятора отопителя, 19 – Мотор основного стеклоочистителя, 20 – Селектор стеклоподъёмника водителя, 21 – Мотор стеклоподъёмника переднего пассажира, 22 – Центральный замок, 23 – Переключатель наружного света, 24 – Датчик утечки тормозной жидкости, 25 – Помпа дополнительная, 26 – Мотор стеклоподъёмника водителя, 27 – Индикатор включения ПТФ, 28 – Выключатель ПТФ, 29 – Приборная панель, 30 – Индикатор включения обогрева стекла, 31 – Выключатель обогрева стекла, 32 – Подрулевой селектор-переключатель, 33 – Реле ПТФ, 34 – Замок зажигания, 35 – Главный блок предохранителей, 36 – Подсветка регуляторов отопителя, 37 – Кнопка аварийной сигнализации, 38 – Контроллер управления отопителем, 39 – Освещение бардачка, 40 – Концевик крышки бардачка, 41 – Прикуриватель, 42 – БСК – блок индикации, 43 – Подсветка пепельницы, 44 – Розетка 12V, 45 – Выключатель подсветки приборов, 46 – Актуатор в правой задней двери, 47 – Селектор стеклоподъёмника правого заднего пассажира, 48 – Часы, 49 – Мотор стеклоподъёмника правого заднего пассажира, 50 – Концевик тормоза (замкнуто – педаль нажата), 51 – Мотор стеклоподъёмника левого заднего пассажира, 52 – Селектор стеклоподъёмника левого заднего пассажира, 53 – Актуатор в левой задней двери, 54 – Поворотник, 55 – Концевик ручного тормоза (замкнуто – ручник включён), 56 – Мотор заднего стеклоочистителя, 57 – Светильник штурмана, 58 – Плафон салона, 59 – Датчик температуры в отопителе, 60 – Концевик открытой передней двери, 61 – Концевик открытой задней двери, 62 – Освещение багажника, 63 – Задняя оптика (на кузове), 64 – Задняя оптика (на пятой двери), 65 – Подсветка номерного знака.

    Буквами обозначены клеммы, к которым подключается: А – Динамик передний справа, Б – Магнитола, В – Жгут форсунок, Г – Диагностический разъём ЭУР, Д – Динамик передний слева, Е – Диагностический разъём контроллера отопителя, Ж – Динамик задний справа, З – Динамик задний слева, И – Разъём БК, К – Нить обогревателя стекла, Л – Актуатор пятой двери, М – Добавочный стоп-сигнал.

    Электросхема ВАЗ-2112 инжектор 16 клапанов — полный вид

    Схема управления двигателем ВАЗ-21124

    Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-21124 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 (контроллер M7.9.7): 1 — катушки зажигания; 2 — форсунки; 3 — контроллер; 4 — главное реле; 5 — предохранитель, соединенный с главным реле; 6 — реле электровентилятора системы охлаждения; 7 — предохранитель, соединенный с реле электровентилятора системы охлаждения; 8 — реле электрического топливного насоса; 9 — предохранитель, соединенный с реле электрического топливного насоса; 10 — датчик массового расхода и температуры воздуха; 11 — датчик положения дроссельной заслонки; 12 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 13 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 14 — датчик кислорода; 15 — датчик детонации; 16 — датчик положения коленчатого вала; 17 — регулятор холостого хода; 18 — блок управления иммобилайзера; 19 — индикатор состояния иммобилайзера; 20 — датчик фаз; 21 — датчик скорости автомобиля; 22 — модуль электрического топливного насоса с датчиком уровня топлива; 23 — датчик контрольной лампы давления масла; 24 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; А — колодка, присоединяемая к жгуту проводов салонной группы АБС; Б — колодка диагностики; В — колодка, присоединямая к жгуту проводов кондиционера; Г — к выводу «+» аккумуляторной батареи; Д — к колодке жгута проводов боковых дверей; Е — колодка, присоединяемая к жгуту проводов панели приборов; G1, G2 — точки заземления; I — порядок условной нумерации штекеров в колодке блока управления иммобилайзера; II — порядок условной нумерации контактов в колодке диагностики.

    Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-21124 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-3 (контроллер M7.9.7): 1 — катушки зажигания; 2 — форсунки; 3 — контроллер; 4 — главное реле; 5 — предохранитель, соединенный с главным реле; 6 — реле электровентилятора системы охлаждения; 7 — предохранитель, соединенный с реле электровентилятора системы охлаждения; 8 — реле электрического топливного насоса; 9 — предохранитель, соединенный с реле электрического топливного насоса; 10 — датчик массового расхода и температуры воздуха; 11 — датчик неровной дороги; 12 — датчик положения дроссельной заслонки; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — регулятор холостого хода; 15 — управляющий датчик кислорода; 16 — диагностический датчик кислорода; 17 — электромагнитный клапан продувки адсорбера; 18 — датчик детонации; 19 — датчик положения коленчатого вала; 20 — блок управления иммобилайзера; 21 — индикатор состояния иммобилайзера; 22 — датчик фаз; 23 — датчик скорости автомобиля; 24 — модуль электрического топливного насоса с датчиком уровня топлива; 25 — датчик контрольной лампы давления масла; 26 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; А — колодка, присоединяемая к жгуту проводов салонной группы АБС; Б — колодка диагностики; В — колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера; Г — к выводу «+» аккумуляторной батареи; Д — к колодке жгута проводов боковых дверей; Е — колодка, присоединяемая к жгуту проводов панели приборов; G1, G2 — точки заземления; I — порядок условной нумерации штекеров в колодке блока управления иммобилайзера; II — порядок условной нумерации контактов в колодке диагностики.

    Схемы жгутов ВАЗ-2112

    Схема жгута панели приборов

    1, 2, 3, 4 – колодки жгута панели приборов к жгуту переднему;
    5 — колодка жгута панели приборов к жгуту боковых дверей;
    6, 7, 8 — колодки жгута панели приборов к жгуту заднему;
    9 – выключатель обогрева заднего стекла;
    10 – переключатель световой сигнализации;
    11 – переключатель стеклоочистителей;
    12 – колодка жгута панели приборов к радиоаппарату;
    13 – монтажный блок;
    14 — комбинация приборов;
    15 – контроллер управления отопителем;
    16 – переключатель электродвигателя отопителя;
    17 — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
    18, 19 — колодки жгута панели приборов к жгуту коробки воздухопритока;
    20 — выключатель зажигания;
    21 – реле противотуманных фар;
    22 – реле звукового сигнала;
    23 — реле стеклоподъемника;
    24 — реле стартера;
    25 – реле обогрева сидений;
    26 – выключатель наружного освещения;
    27 – выключатель противотуманных фар;
    28 – прикуриватель;
    29 – плафон освещения вещевого ящика;
    30 – выключатель освещения вещевого ящика;
    31 – выключатель задних противотуманных фонарей;
    32 – переключатель подрулевой правый;
    33 – патрон подключения переносной лампы;
    34 — выключатель освещения приборов;
    35 – выключатель сигнала торможения;
    36 – выключатель звукового сигнала;
    37 – выключатель аварийной сигнализации;
    38 – моторедуктор привода воздухораспределения;
    39 – осветитель ВАЗ-2112;
    40 — колодка жгута панели приборов к жгуту переднему;
    41 – выключатель привода замка багажника;
    42 – реле заднего противотуманного огня.

    А – точка заземления жгута панели приборов.

    СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

    Рис. 2–64. Система охлаждения двигателя: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 3 – расширительный бачок; 4 – выпускной патрубок; 5 – отводящий шланг радиатора; 6 – подводящий шланг радиатора; 7 – пароотводящий шланг; 8 – левый бачок радиатора; 9 – датчик включения электровентилятора; 10 – электровентилятор; 11 – крыльчатка электровентилятора; 12 – трубки радиатора; 13 – правый бачок радиатора; 14 – сливная пробка радиатора; 15 – кожух электровентилятора; 16 – зубчатый ремень привода газораспределительного механизма; 17 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости; 18 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 19 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 20 – шланги к жидкостной камере пускового устройства карбюратора; 21 – патрубок отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 22 – шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 23 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 24 – шланг подводящей трубы насоса; 25 – термостат; 26 – заправочный шланг

    Устройство системы охлаждения показано на рис. 2–64.

    Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком 3.

    Рис. 2–65. Насос охлаждающей жидкости с контрольными размерами для сборки:

    1 – упорное уплотнительное кольцо сальника;

    2 – корпус насоса; 3 – стопорный винт подшипника; 4 – зубчатый шкив; 5 – валик подшипника;

    6 – подшипник; 7 – резиновая манжета; 8 – крыльчатка

    Насос (рис. 2–65) охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.

    Рис. 2–66. Детали радиатора и электровентилятора:

    1 – радиатор; 2 – датчик включения электровентилятора;

    3 – электродвигатель; 4 – кожух; 5 – крыльчатка; 6 – резиновая подушка; 7 – сливная пробка

    Электровентилятор (рис. 2–66) имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 5, установленную на валу электродвигателя 3, включение и выключение которого осуществляется датчиком 2.

    Радиатор 1 трубчатопластинчатый, алюминиевый, с плаcтмассовыми бачками. Радиатор двухходовой с перегородкой в левом бачке. Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 3 (см. рис. 2–64), пробка 1 расширительного бачка имеет впускной и выпускной клапаны. Давление открытия выпускного клапана 110–150 кПа (1,1–1,5 кгс/с м 2 ), впускного 3–13 кПа (0,03–0,13 кгс/с м 2 ).

    Рис. 2–67. Термостат:

    1 – перепускной клапан;

    2 – выходной патрубок (к насосу); 3 – пружина основного клапана; 4 – основной клапан; 5 – держатель поршня; 6 – поршень; 7 – входной патрубок (от радиатора); 8 – резиновая вставка; 9 – твердый термочувствительный наполнитель; 10 – пружина перепускного клапана;

    11 – входной патрубок (от двигателя)

    Термостат (рис. 2–67) с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 4 и дополнительный (перепускной) 1 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (87±2) С, ход основного клапана при достижении температуры охлаждающей жидкости 102 С не менее 8 мм.

    Проверка уровня и плотности охлаждающей жидкости

    В полностью заправленной системе охлаждения уровень жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть по верхнюю кромку крепежного ремня.

    Уровень охлаждающей жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться.

    При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть 1,078–1,085 г/с м 3 . Если уровень в бачке ниже нормы, а плотность жидкости выше указанной, то долейте дистиллированную воду. Если плотность нормальная, долейте жидкость той марки, какая находится в системе охлаждения. Если плотность жидкости ниже нормы, долейте жидкость Тосол–А.

    Замена охлаждающей жидкости

    Замену производите в следующем порядке.

    Отверните пробку 1 (см. рис. 2–64) расширительного бачка 3. Снимите брызговик двигателя, отвернув болты его крепления к кузову. Поставьте под двигатель емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и двигателя и слейте жидкость. По окончании слива заверните пробки.

    Заполните систему чистой водой через наливную горловину расширительного бачка 3, пока уровень ее не будет на уровне верхней кромки крепежного ремня, и заверните пробку расширительного бачка.

    Запустите двигатель, прогрейте его при средней частоте вращения коленчатого вала до 90–95 С. При этом вода будет циркулировать и по большому кругу, промывая радиатор.

    Остановите двигатель, слейте воду, заполните систему снова чистой водой и повторите промывку.

    Остановите двигатель, слейте воду и залейте охлаждающую жидкость Тосол А–40, предварительно отсоединив отводящий шланг от блока подогрева карбюратора. При появлении жидкости в шланге поставьте его на место, долейте жидкость до нормального уровня.

    Запустите двигатель и дайте ему поработать 1–2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

    После остывания двигателя проверьте уровень жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость.

    Насос охлаждающей жидкости

    Для разборки насоса выполните следующее:

    Рис. 2–68. Снятие зубчатого шкива привода насоса: 1 – корпус насоса; 2 – зубчатый шкив;

    – спрессуйте съемником 3 (рис. 2–68), закрепленным в тисках, шкив 2;

    – выверните стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67.7853.9569 валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником. Усилие прикладывайте к обойме подшипника;

    – спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

    Проверьте осевой зазор в подшипнике. Эту операцию необходимо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком замените новым.

    Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять.

    Трещины и деформации корпуса насоса не допускаются.

    Сборку осуществляйте в следующем порядке:

    – c помощью оправки 67.7853.9568 установите в корпус сальник, не допуская перекоса;

    – запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтобы совпали отверстия под стопорный винт 3 (см. 2–65);

    – заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания;

    – с помощью приспособления 67.7820.9527 напрессуйте крыльчатку 8, а затем новый зубчатый шкив 4, выдержав размеры 39,7 мм и 51,5 мм, указанные на рис. 2–65;

    Повторное использование шкива не допускается.

    – проверьте надежность запрессовки шкива и крыльчатки на валике, приложив к ним крутящий момент (30±5) Н·м. Шкив и крыльчатка не должны провернуться.

    У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана. Установите термостат на стенде, опустив в бак с техническим глицерином. В основной клапан 4 (см. рис. 2–67) уприте рычажок кронштейна, связанный с ножкой индикатора.

    Начальная температура жидкости в баке должна быть 78–80 С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте, примерно, на 1 С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме глицерина была одинаковой.

    За температуру начала открытия основного клапана принимается та, при которой ход клапана составит 0,1 мм.

    Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует (87±2) С, или в случае, если ход клапана при повышении температуры до 102 С составит менее 8 мм.

    Простейшая проверка исправности термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 87–92 С.

    Радиатор и расширительный бачок

    Снятие и установка — их на автомобиле выполняется на холодном двигателе в следующем порядке.

    Отверните пробку расширительного бачка, сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость.

    Отсоедините электрические провода от датчика 2 (см. рис. 2–66) включения электровентилятора. Отсоедините шланги от радиатора и расширительного бачка.

    Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 электровентилятора и, придерживая радиатор, выньте кожух в сборе с электровентилятором. Выньте радиатор из моторного отсека. При необходимости отверните гайки крепления, снимите электровентилятор.

    Снимите ремень крепления и выньте расширительный бачок.

    Устанавливайте радиатор и расширительный бачок в обратном порядке.

    Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой. Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/с м 2 ) и опустите в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться появления пузырьков воздуха из радиатора.

    При повреждениях или негерметичности отремонтируйте радиатор или замените новым.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector