2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулятор дворников своими руками

Регулятор дворников своими руками

В современных автомобилях стеклоочистители могут работать в двух режимах — непрерывном и пульсирующем, когда между следующими друг за другом взмахами щеток следует пауза. Этот второй режим очень удобен при слабом дожде и измороси. Можно ли оснастить таким устройством автомобили, у которых стеклоочиститель может работать лишь в одном режиме, и щетки, даже при слабых осадках, двигаясь непрерывно, раздражают водителя и преждевременно изнашивают лобовое стекло автомобиля?

Устройство, схема которого показана на рис. 1, позволяет сделать пульсирующим режим работы стеклоочистителя, снабженного электрическим приводом.

Рис. 1. Принципиальная схема устройства управления стеклоочистителем

Оно представляет собой несимметричный мультивибратор, собранный на транзисторах Т1 и Т2, и ключевую ступень на транзисторе Т3. Нагрузкой ключевой ступени служит электромагнитное реле Р1. Контакты Р1/1 этого реле управляют работой электродвигателя стеклоочистителя.

Одновременно с открыванием транзистора Т1 открывается и транзистор Т3. При этом срабатывает реле Р1, и включается электродвигатель. Через короткий промежуток времени транзистор T1, а вслед за ним и транзистор Т3 за кроются, и реле отключится. Однако электродвигатель останется включенным через свои блок-контакты (на схеме не показаны) до тех пор, пока не закончится цикл движения щеток. Новый цикл начнется со следующего открывания транзистора T1. Длительность паузы между взмахами плавно регулируют переменным резистором R3. Длительность паузы можно изменять в пределах 5—40 с.

Устройство смонтировано на печатной плате, показанной на рис. 2.

Рис. 2. Печатная плата устройства

Плату располагают под приборным щитком, а ручку резистора R3 выводят на лицевую панель щитка.

В устройстве использовано реле РЭС-10, паспорт РС4. 524.304. Можно использовать любое подходящее реле с током срабатывания 50—70 мА. Транзисторы Т1—Т3 могут быть заменены любыми низкочастотными маломощными n-р-n транзисторами. Переменный резистор R3 типа СП или CТО.

В качестве переключателя В1 можно использовать установленный на автомобиле переключатель, удалив перемычку между выводами 2 и 3 (см. схему).

В положении 2 переключателя В1 стеклоочиститель работает в непрерывном режиме, а в положении 3 — в пульсирующем.

Модернизация стеклоочистителей. Стеклоочиститель-автомат.

В. Ломанович, А. Кузьминский

Стеклоочистители, устанавливаемые на некоторых современных автомобилях, работают в непрерывном режиме. Однако рационально снабдить стеклоочиститель соответствующим автоматическим устройством, обеспечивающим его периодическое включение и отключение по заданной программе. На рис. 1 приведена схема электронного устройствадля автоматического включения стеклоочистителя с заданной периодичностью.

Рис. 1. Принципиальная схема устройств для автоматического включения стеклоочистителя

Мультивибратор на транзисторах Т1 и Т2 генерирует прямоугольные импульсы, которые подаются на базу транзистора Т3, в коллекторную цепь которого включено электромагнитное реле Р1. Длительность импульсов, поступающих па вход транзистора Т3, изменяется в пределах от 1 ДО 30 с в зависимости от положения движка переменного резистора R2, при этом соответственно изменяется и период срабатывания реле Р1. Нормально замкнутые контакты 1Р1 и 2P1 реле P1 включены параллельно и служат для управления двигателем стеклоочистителя.

При подключении электронного автомата к типовому стеклоочистителю нужно отсоединить зажим «3» от шасси с тем, чтобы в дальнейшем контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 (см. рис. 1) можно было подключить к точке «3» и шасси (общий минус). При этом сохраняется возможность работы стеклоочистителя в обычном (неавтоматическом) режиме.

После подачи напряжения на электронное устройство реле Р1 срабатывает и контакты 1Р1 и 2Р1 разрывают цепь питания электродвигателя стеклоочистителя через 0,3—0,5 с после замыкания тумблера В1. Время, в течение которого электродвигатель выключен, зависит от длительности управляющих импульсов, поступающих на базу транзистора Т3 от мультивибратора (см. рис. 1).

После окончания паузы контакты реле Р1 замыкаются и стеклоочиститель начинает работать. С помощью переменного резистора R2 длительность пауз можно изменять. Так же, как в режиме непрерывной работы, автостоп отключает электродвигатель только после того, как щетки стеклоочистителя займут исходное положение на ветровом стекле.

Отметим, что электронный автомат позволяет использовать стеклоочиститель в любом из режимов непрерывной работы (с малой или большой скоростью перемещения щеток). В случае отказа электронного блока работоспособность стеклоочистителя в обычном режиме сохраняется.

Вместо переменного резистора R2 можно установить малогабаритный переключатель на 2—5 рабочих положений (например, кулачковый переключатель ПКМ), коммутирующий несколько постоянных резисторов. Сопротивление их подбирают таким образом, чтобы получить желательную длительность паузы между включениями двигателя стеклоочистителя.

На рис. 2 приведена схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич».

Рис. 2. Схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич»

Выбор программы работы стеклоочистителя осуществляется с помощью многополюсного кулачкового переключателя на пять положений типа ПКМ9-1 (В1—В9), который устанавливается на щитке водителя. Первоначально, как показано на рис. 2, все контакты ПКМ9-1 разомкнуты, рукоятка его находится в первом положении и стеклоочиститель не работает. Во втором положении переключателя замыкается выключатель В1 и стеклоочиститель начинает работать в непрерывном режиме с медленным перемещением щеток по ветровому стеклу. В третьем положении ПКМ9-1 кроме В1 замыкаются выключатели В2 и В3. Добавочное сопротивление Rд цепи обмотки возбуждения ОВ2 электродвигателя при этом замыкается накоротко, и стеклоочиститель переводится по второй непрерывный режим с ускоренным движением щеток. В четвертом положении переключателя ПКМ9-1 выключатели B1, В2 и ВЗ размыкаются, а В4, В6, В8 замыкаются. При этом подается питание на электронный блок и устанавливается первый автоматический режим с паузами в 5 с между включениями электродвигателя стеклоочистителя. В пятом положении ПКМ9-1 устанавливается второй автоматический режим с паузами в 10 с между включениями стеклоочистителя (В4, В6 и В8 разомкнуты, В5, В7 и В9 замкнуты).

Все постоянные резисторы типа МЛТ-0,5. Переменный резистор R2 может быть типа СП3-6, СП3-13 или СПО-0,5. Электролитические конденсаторы С1 и С2 типа К50-6 или ЭМ, С3 — типа МБМ или БМ. В качестве транзисторов Т1 и Т2 могут быть применены маломощные низкочастотные транзисторы типа П13—П16, МП39— МП42 и другие, а в качестве Т3 — транзисторы типа МП25—МП26 с любыми буквенными индексами. Переключатель ПКМ9-1 перед установкой нужно разобрать и установить кулачки так, чтобы они обеспечивали замыкание и размыкание выключателей B1—В9 в указанной выше последовательности. Электромагнитное реле Р1 типа РЭС-9, паспорт РС4.524.202 или РЭС-6, паспорт РФО.452.106.

Налаживание автомата стеклоочистителя в основном сводится к подбору величины сопротивления резистора R3, т. е. времени, в течение которого контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 остаются замкнутыми при работе устройства в автоматическом режиме. Это время не должно превышать время полного хода щеток стеклоочистителя (туда и обратно) на большой скорости, которое составляет 0,8—1 с.

Реле времени для стеклоочистителя

Многие автомобили старых типов не оборудованы реле времени для прерывистой работы стеклоочистителя, что создает неудобства при их эксплуатации. У современных автомобилей такие устройства уже имеются, однако рассчитаны они только на одно время паузы и возможность его регулировки в зависимости от дорожных условий не предусмотрена. Ниже приводится простая схема реле времени, сборка которого доступна даже начинающему радиолюбителю. Благодаря использованию однопереходного транзистора устройство обладает независимостью времени срабатывания от изменения напряжения питания и температуры окружающей среды. На рис. 1 показана схема включения прерывателя У1 в цепь двигателя стеклоочистителя У2 через тумблер с нейтральным средним положением В1.

Рис. 1, Схема включения прерывателя в цепь двигателя
Рис. 2. Принципиальная схема реле времени на однопереходном транзисторе.

Вместо тумблера В1 могут быть использованы два выключателя отдельно для непрерывной и прерывистой работы.

Прерыватель работает следующим образом. При установке тумблера В1 в положение «Прер» практически все напряжение питания оказывается приложенным к реле времени. В это время щетки стеклоочистителя стоят в исходном положении, а контакты концевого выключателя В2, управляемого электромотором M1, разомкнуты. Через резисторы R2 и R3 (рис. 2) начинает заряжаться конденсатор С1.

Постоянная времени цепочки R2 R3 С1 определяет время паузы. Когда напряжение на конденсаторе C1 достигнет величины напряжения срабатывания транзистора T1 (через время паузы), импульс С этою транзистора через резистор R5 поступит на управляющий электрод тиристора Д2 и откроет его. Электродвигатель M1 начинает вращаться и замыкает контакты концевого выключателя В2. Во время рабочего хода двигателя, до момента возврата щеток в исходное положение, контакты В2 остаются замкнутыми. За этот период конденсатор С1 разряжается через резистор R1 и диод Д1. При возврате щеток в исходное положение контакты В2 размыкаются, электродвигатель M1 останавливается, и весь цикл повторяется снова. Конденсатор С2 служит для повышения помехоустойчивости реле времени.

При указанных на схеме номиналах элементов R2, R3 и С1 время паузы может меняться от 1—2 до 5—7 с. Для увеличения времени паузы до 10—15 с необходимо увеличить сопротивление резистора К2 до 100 кОм.

На рис. 3 показана схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора.

Рис. 3. Принципиальная схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора

В схеме могут быть использованы резисторы любого типа, конденсаторы С1, С2 — электролитические, типа К50-6, К52-1, К52-2, К53-1, ЭТО и т. п., диод Д1 — кремниевый, типа Д219, Д220, Д223, КД503, КД504, КД510 и т. п. Тиристор Д2 — типа КУ201 или КУ202 с любым буквенным индексом. Однопереходный транзистор Т1 (см. рис. 2)—типа КТ117 с любым буквенным индексом. Транзистор Т1 (см. рис. 3) — типа МП106 или МП116, транзистор Т2 — типа MПI102. МП103, МП113, КТ315, КТ342, КТ602 или КТ603.

Конструктивно реле времени размещается в небольшой коробочке, устанавливаемой за приборным щитком автомобиля таким образом, чтобы водитель имел доступ к ручке переменною резистора R2. Схематический рисунок печатной платы реле показан на рис. 4.

Рис. 4. Печатная плата реле времени:
а — размещение деталей схемы реле на однопереходном транзисторе; б — размещение деталей схемы реле на транзисторном аналоге; в—печатный монтаж схемы реле на однопереходном транзисторе; г — печатный монтаж схемы реле на транзисторном аналоге

Делаем регулируемую скорость работы дворников ВАЗ

Осень… И одновременно с этой “чудесной” порой года приходит проблема, над которой явно не заморачивались конструкторы и инженеры классических моделей автомобилей ВАЗ. Уже была рассмотрена “сезонная доработка”, которой рассматривался вопрос некоторого улучшения отопителя ВАЗ, и относилась эта статья именно к классическому семейству автомобилей ВАЗ.

Для семейства автомобилей ВАЗ доработка дворников тоже является довольно нужной задачей, а причин несколько:

Существенно позволяет повысить комфорт водителя. Повышает безопасность движения в дождливую погоду. Увеличивает время износа лобового стекла.

Немного добавили конкретики в преимущества доработки дворников.

ВНИМАНИЕ. Перед началом роботы, обязательно убедитесь, что на Вашем автомобиле стоит реле от ВАЗ 2107! С реле от ВАЗ 2101 – не работает!

Доработать реле стеклоочистителей

Следует начать с того, для чего это вообще нужно. В сильный дождь, дворники ВАЗ 2101 – 2107 справляются на отлично, обеспечивая достаточно приличную скорость движения. Но, если дождь противно моросит, сотни тысяч водителей “классики” проклинают завод за то, что нельзя подобрать нужную частоту работы дворников.

В итоге, получается что стеклоочистители трутся по сухому стеклу довольно длительное время, и ничего хорошего в этом нет. Чтобы нейтрализовать это неприятное явление, приходится выключать и включать дворники вручную.

Найдутся и такие, кто скажут, что в этом нет никаких сложностей – выключилвключил, да, можно согласится, но стоит Вам проехать хотя бы сотню километров, как Ваше мнение поменяется.

Схема регулировки дворников автомобилей ВАЗ 2101 – 2107

Настало время для перехода непосредственно к реализации хитрого замысла.

  • Для начала необходимо демонтировать реле, которое отвечает за паузу между взмахами стеклоочистителей. Располагается оно в салоне, рядом с ручкой открывания капота.
  • Реле крепится к кузову парой винтов, провода соединяются с помощью обыкновенной соединительной колодки. Демонтируем его и разбираем. Думаю что рассказывать, как его разобрать, будет лишним, Вы все поймете, просто взяв реле в руки и внимательно осмотрев.
  • После разборки Вы обнаружите плату, на этой плате нам нужен всего один маленький элемент – это резистор, он изображен на рисунке:

  • Далее последует немного теории. Сопротивление родного резистора – 62 кОм, это дает эму возможность удерживать интервал, примерно равный 4-м секундам. Теперь важная информация. Этот резистор оптимально заменить резистором с в половину меньшим номиналом. Он будет определять нижний порог частоты взмахов и равняться будет приблизительно 2-м секундам. Последовательно припаиваем переменный резистор к постоянному. Номинал сопротивления переменного резистора лежит в диапазоне от 100кОм до 500кОм.

Не стоит брать больше! Затем необходимо осуществить припайку двойного провода, один к плате вместо ножки резистора, второй непосредственно к резистору.

  • Производим сборку реле, которое склеиваем с помощью любого имеющегося клея. Можно даже не склеивать, но для стабильной работы реле так будет лучше.

  • К проводу с обратной стороны припаиваем переменный резистор, одним проводом к центральной ножке, вторым к любой из боковых. Вот что получаем:

7. Следующим шагом – устанавливаем реле обратно в наш автомобиль, монтируем его на старое место. Место под переменный резистор – любое на Ваше усмотрение.

Немного о номинале резисторов. В данном примере устанавливались:

Переменный – 100 Ком.

Постоянный – 45 Ком.

Номинальная мощность резисторов не имеет значения, были взяты резисторы по 0,25 Вт. При этих параметрах регулируется от 2 до 10 сек.

—>ЗАМЕТКИ ДЛЯ МАСТЕРА —>

Электронный автомат для стеклоочистителя

Электронный автомат (рис.1) обеспечивает работу автомобильного стеклоочистителя в непрерывном или прерывном режиме по программе, задаваемым водителем.

Автомат в зависимости от погодных условий позволяет регулировать время паузы между взмахами щеток в пределах 3…10 сек. Такой автомат включают последовательно с переключателем режима работы стеклоочистителя. Это позволяет реализовать возможность включения двухскоростного движения щеток, предусмотренного на автомобилях. При замыкании контактов выключателя S1 восстанавливается обычная схема стеклоочистителя. Устройство можно также подключать параллельно контактам конечного выключателя стеклоочистителя. При этом переключатель S1 необходимо включить последовательно с выходом электронного автомата. Такое включение автомата целесообразно, если вышло из строя реле времени стеклоочистителя, установленное на автомобиле.

При размыкании выключателя S1 и включении переключателя режима работы стеклоочистителя к автомату подводится напряжение бортовой сети и конденсатор С2 быстро заряжается через электродвигатель, а конденсатор С1заряжается медленно через резисторы R2, R3. Когда напряжение на конденсаторе С1 достигает примерно 1,8 В, открывается транзистор V2, а вслед за ним – и тиристор V1. Поскольку тиристор V1 замыкает цепь питания электродвигателя стеклоочистителя, то ротор электродвигателя начинается вращаться, приводя в движение щетки стеклоочистителя. Скорость движения щеток соответствует ускоренному режиму работы.

После замыкания контактов конечного выключателя конденсатор С1 быстро разряжается через открытый диод V3 и тиристор вместе с транзистором закрываются. В конце цикла движения щеток контакты конечного выключателя размыкаются, щетки останавливаются, а конденсаторы С1 и С2 снова заряжаются. При этом наступает новый цикл работы автомата. Конденсатор С2 необходим для защиты контактов конечного выключателя от обгорания.

Желаемую периодичность работы электродвигателя устанавливают подбором величины резисторов R2 и R3. Выключатель S1 должен быть рассчитан на ток не менее 6 А.

Регулятор для стеклоочистителя

Регулятор для стеклоочистителя, в схеме которого (Рис.2) использован интегральный таймер NE555V, позволяет задавать длительность временных интервалов в течение которых происходит «качание» стеклоочистителя.

Микросхема DA1 работает в режиме несинхронизированиого мультивибратора. Длительность интервала, в течении которого таймер находится в включенном состоянии, определится номиналами С1, R2 и R3. Потенциометром R2 можно изменять частоту работы стеклоочистителя от 2 до 15 сек. В устройстве можно применить отечественную микросхему КР1006ВИ1. Реле с сопротивлением обмотки электромагнита — 1200 Ом. Все диоды — КД521А.

Как сделать программируемый стеклоочиститель

Схема программируемый стеклоочиститель

Тут в интернете наткнулся на информацию о том что существуют реле стеклоочистителя с программируемой паузой задержки. На VW стареньких так называемое 99 реле из 2 и 3 гольфов, пассатов и.т.д В ассортименте Российских реле так же имеются аналоги, причём даже превосходящие по характеристикам немецкие, такие как 411.3777 и 54.что то там дальше не помню. Причём у Российских предназначеных на 2108,09 и.т.д даже цоколёвка выводов реле с 99 реле сходиться! Вот красота, поставил реле и наслаждаешься. Вот и мне захотелось такую же опцию. Посмотрев схему электропроводки своего автомобиля выяснилось что у меня как такого реле стеклоочистителя нет, вернее оно есть но спрятано в очень далеко в «интегрированом блоке управления». Вот же бред придумали. Мало того так ещё и схема подключения мотора стеклоочистителя ни как у людей, один провод моторчика подключен на + зажигания через предохранитель, а через переключатель режимов дворников коммутируется масса. У большинства авто всё наоборот. Не буду описывать сложности исследования проводки своего авто, и писать подробности, если кому будет интересно, спрашивайте.
А теперь ближе к делу — было закуплено реле «Астро» 411.3777 программируемое, самое продвинутое из всего ассортимента позволяет программировать паузу от 2 до 90 сек, при нажатии брызгалки, ждёт полсекунды для набора воды, после делает 3 маха. Программируется следующим образом(впрочем как и все остальные такие реле, включая 99) включается прерывистый режим, и выключается, выжидается необходимая пауза(например пока стекло заморосится) и включается снова, всё дворники будут махать с заданой паузой! Очень просто! Ну брызгалка меня как есть устраивает, поэтому с ней заморачиваться не стал.
Вот оно

итак необходимо переделать реле так чтобы оно выдавало управлющий сигнал — а не +
вот такая схема

точка В — это пришлось отрезать для правильной работы таймера, подозреваю что без этого реле не будет делать три маха, не стал проверять, забыл.

чуть ниже зачёркнут резистор, он там не нужен, он для плавного программирования задержки или дискретного, обойдёмся без него, будем управлять стандартными органами, справа зачёркнут насосик брызгалки, я уже сказал там меня всё устраивает, трогать не буду. Снизу переделал схему как у меня подключен мотор на +, делал на скоро не судите строго =)

вот фото уже сделаного реле

а вот что к чему

Соответственно в точке А красными линиями обозначены места разреза в точке В так же, синий полоской отмечен проводок который пришлось припаять так как дорожку я разрезал, чёрным проводком соединил контакт с минусом, он тоже обозначен. Вуаля! Всё работает и программируется, проверенно в стендовых испытаниях, осталось испытать в полевых условиях на авто.

И еще хочу отметить один момент, что наша безопасность при поездке, в какой-то степени зависит и от надежности наших колес. И вот, если вы решили на своем автомобиле поменять диски и шины, то есть отличный сайт, где можно подобрать, именно для вашей марки автомобиля, диски на авто, а в последствии сделать заказ и приобрести их. Следите за состоянием колес вашего автомобиля.

Регулятор скорости.

Посл. ред. 06 Февр. 12, 22:07 от Stu-pin

Ребят,интересует схемка регулятора скорости вращения коллекторного электродвигателя.А именно моторчика от дворников на 1224 вольт.Желательно чтобы попроще,но чтоб и крутящий момент сильно не падал.Буду признателен.
Если подобная тема есть,прошу перенести.
Stu-pin, 06 Февр. 12, 22:04

Посл. ред. 06 Февр. 12, 23:58 от Alex2x

прошу помощи. похожий вопрос.
моторчик 12в постоянка (коллекторный? с щетками в общем). пиковый ток до 14 А. работа под нагрузкой потребляет от 3 до 5 А, выше врятли будет.
во вяком случает сейчас от блока питания больше не берет.
на всякий случай с запасом схемку ШИМ регулятора до 10 ампер. не шибко сложную и с не дефицитными-дорогими компонентами.
обязательно с печаткой (под перенос утюгом) ибо по схемам сам сделать не смогу.

up.
вот нашел. но по какой лучше сделать? подскажите други.

Посл. ред. 08 Марта 12, 19:27 от ванечка

Собирай второй вариант. только обязательно нужно поставить быстродействующий защитный диод — паралельно транзистору.
например КД213А или КД2997А — по избежание пробоя транзистора.
у обеих схем основной недостаток — нет обратной связи по частоте вращения.
поэтому — частота вращения будет плавать под нагрузкой в некоторых пределах.

Даже эсли поставишь транзистор со «встроенным диодом» — все равно ставь внешний, более быстрый.
Поскольку встроенный диод — это паразитный элемент схемы, издержки технологии производства.
и такие диоды весьма медленные.

Посл. ред. 08 Марта 12, 20:59 от Zapal

Ребят,интересует схемка регулятора скорости вращения коллекторного электродвигателя.А именно моторчика от дворников на 1224 вольт.Желательно чтобы попроще,но чтоб и крутящий момент сильно не падал.Буду признателен.
Если подобная тема есть,прошу перенести. Stu-pin, 06 Февр. 12, 22:04

Zapal правильно я тебя понял?
на схемке нарисовал расположение и полярность. красненьким обвел.

Tataff ну да. и в чипдип-е вроде есть TA7291P и стоит недорого.
но куда там вертелку притулить чтоб обороты тудой-сюдой менять непонятно.

спаять то спаяю. и платку протравлю. не проблема. только в электронике дуб дубом.
как в детском саде можешь объяснить? с картинками. куда там чего припаять.
чтоб я пришел в лабаз радио и сказал, насыпте мне в пакетик вот такие детальки.

Zapal правильно я тебя понял?на схемке нарисовал расположение и полярность. красненьким обвел. ванечка, 08 Марта 12, 23:22

Посл. ред. 09 Марта 12, 00:54 от Zapal

Zapal спасибо дружищще.
а то блок питания здоровенный, лабораторный сейчас. хочу покомпактней что то.

кстати там в магазине вроде VT1 в разных корпусах есть. может небольшой радиатор есть смысл поставить?

Посл. ред. 09 Марта 12, 01:17 от ванечка

Посл. ред. 15 Марта 12, 21:40 от Zapal

Посл. ред. 15 Марта 12, 21:46 от Zapal

Посл. ред. 21 Марта 12, 20:23 от Stu-pin

думаю что простыми способами нельзя

Совершенно нет времени за радиодеталями съездить.Попросил мужика знакомого собрать регулятор по-быстрому,из того что у него есть.Сказал про ШИМ ему,а он отбрехался мол нафиг он не нужен.Собрал мне макет на тиристоре КУ221а.Сегодня попробовал -работает.Моторчик от дворников уверенно регулируется,под нагрузкой пока не гонял.Подскажите минусы,если они есть,в сравнении с ШИМом тиристорного регулятора.
З.Ы.Вбил в яндексе «тиристорный регулятор»,по одной из ссылок встретил там коллегу. Zapal ,приятно удивился.

По просьбе коллег схемку накидал.Если что не так прошу гуру электроники подсказать и поправить,мог ошибиться в марке транзистора с пятном.Собирал не сам.Не разобрал номинала переменного резистора.На днях на макетку перенесу.А так работает нормально.Ну и фото собственно.
З.Ы.2:Извиняюсь за корявость,от руки рисовать совершенно не умею,как и писать. ::)
З.Ы.3:В выходные попрошу автора изделия схемку с номиналами накатать.Если получиться выложу.

Регулятор паузы стеклоочистителя.

Приветствую, читателей моего журнала!
Сегодня речь пойдет о ток как сделать очень нужную и полезную вещицу-регулятор паузы дворников.

Каждый из нас попадал под моросящий дождик и прекрасно знает, что если включить 1скорость дворников то, дождь просто не успевает накапать за тот интервал, что подают нам с завода.

Но это очень легко и не дорого можно исправить, бюджет уместиться в 50 рублей.
Итак, нам нужно:

1-переменный резистор (40руб)
2-провод с папой (3 руб)
3-провод с мамой (3 руб)
4-фишка соединение (4 рубля)

Тут на фото еще резистор и релюха дворников, я решил заменить резюк из записи про 2а взмаха, вместо 4х на более мощный, чтоб спокойнее было)

Переменный резистор должен быть номиналом 22 до 47 кОм, но у меня был только такой.


Берем паяльник, припаиваем проводочки.

Потом берем все это дело в машину, снимаем кожух, вытаскиваем фишку из под рулевого переключтеля.
Ищем там желто зеленый провод, для порохаванных колодка J.
Вытаскиваем его из общей фишки, вместо нее вставляем нашу маму, а папу и в ж-з маму через купленную нами фишку)
Думаю, на фото будет более понятно.


Ну вот и все, осталось только просвертиль отверстие в кожухе и все собрать обратно.
Вот как-то так

Ну и видос для наглядности)

Все удачи!Спасибо за внимание!пальцы вверх)

Доработка реле стеклоочистителя, меняем количество взмахов дворников на LADA

Штатное реле стеклоочистителя (526,3747-03) автомобилей Лада Гранта, Калина или Приора после омывания лобового стекла предусматривает 4 взмаха дворников. Для качественной очистки достаточно двух взмахов, а последующие два взмаха проходят уже по сухому стеклу со скрипом. Решить проблему можно при помощи доработки реле дворников, что позволит уменьшить количество взмахов щеток стеклоочистителя.

Для Lada Granta, Kalina, Priora

За количество взмахов отвечает резистор, который указан на фото. Наша задача заменить (используя паяльник) его на резистор с меньшим сопротивлением. Чтобы получить два взмаха дворников после омывания ветрового стекла достаточно впаять резистор сопротивлением от 47 до 68 кОм (0,25 Вт). Чтобы сделать три взмаха — от 70 кОм. Результат модернизации на видео:

Стоит отметить, что в продаже можно найти реле стеклоочистителя с расширенными возможностями:

  • Есть регулировка паузы, то есть можно установить любое время между взмахами дворников;
  • Три взмаха после омывателя, вместо четырех (нет проблемы скрипа дворников по стеклу);
  • После омывателя первый взмах с задержкой.

Однако, самостоятельная замена резистора в реле обойдется всего в 5 рублей, а функциональное реле будет в 70-100 раз дороже.

Для Lada Granta FL

На Lada Granta FL (обновленном семействе) установлено реле 66.3787, отличающееся от предыдущих тем, что в нём впаяны SMD-резисторы. Они очень маленькие, поэтому перепаять их своими руками будет не так легко. Для замены потребуется SMD-резистор номер 183 (18 кОм), а перепаять смогут в сервисе по ремонту телефонов за 50 рублей. Нужно заменить резистор 3922 (39 кОм) на 183-й. После доработки будет 2 взмаха дворников, а не 4. Автор Станислав Иванов

Напомним, улучшить очистку лобового стекла можно при помощи замены штатных жиклеров (форсунок омывателя) на веерные.

Ставим регулятор периодичности взмаха дворников

В этой статье хочу показать и рассказать как поставить регулятор периодичности взмаха дворников на ВАЗ и не только. Сразу говорю: сама идея и способ воплощения не мои. Но изготовление именно этого изделия, что на фото- моё. Всё работает как надо с первого раза, проблем в монтаже нет, детали легкодоступны.

  • постоянный резистор на 1,5 кОм (15 руб. за 5 штук, по одному не продают из-за дешевизны),
  • переменный резистор на 20 кОм (наверное около 50 руб.),
  • крутилка на шток переменного резистора (8 рублей),
  • провод около 2 метров (8 руб. за метр),
  • термоусадка или изолента (можно и без них).

Итого не более 100 руб. Паяльник, припой, канифоль, электроэнергия, амортизация основных средств не в счет.

Для начала надо найти реле, отвечающее за режим дворников. В моем ВАЗ 21214м оно такое:

Прячется оно за пластиковой обшивкой на шпильке, прикрепленной к левой стенке авто, за блоком предохранителей (можно найти по слуху и наощупь: при включении дворников в первый режим оно щелкает, что слышно и чувствуется рукой). Отыскать реле- было самое сложное во всем деле).

При вскрытии крышки видим следующее:

Далее в верхней крышке рулевой колонки я просверлил отверстие под шток переменного резистора:

и установил его туда

Припаял постоянный резистор на 1,5кОМ одной ножкой к концу одного из свободных проводов

, а воторой ножкой к одному из крайних контактов переменного резистора. Конец второго провода припаиваем к двум оставшимся контактам переменного резистора.

Под левой термоусадкой резистор
Вот что получается:

Потом все это устанавливаем на авто и регулируем периодичность “уборки территории”.
Вот что получилось:

Электронный прерыватель стеклоочистителя своими руками

в Авто 0 1,303 Просмотров

Современные автомобили оборудованы стеклоочистителем, имеющим 2-е скорости работы. Так же имеет режим работы прерывный и постоянный. Это обеспечивает удобство при поездках в тяжелых погодных условиях.

В тоже время у большинства старых моделей авто, да и у отдельных относительно новых, стеклоочиститель функционирует лишь в одном — непрерывном — режиме. Снабдив их электронным модулем контроля за стеклоочистителем позволяет получить прерывистый режим, который можно регулировать.

Описание работы электронного прерывателя стеклоочистителя, который можно сделать своими руками

Приведенная в данной статье схема прерывателя стеклоочистителя, который можно сделать своими руками, создает регулируемый переменный режим и синхронное подключение электродвигателя М1 на время четырех-пяти непрерывных циклов движения щеток с каждым его включением.

Вслед за тем электронный прерыватель автоматом переключается в режим одиночных циклов с паузами между ними. Предусмотренные устройством стеклоочистителя скоростные режимы – медленный или быстрый — остаются как есть, возможно лишь устанавливать продолжительность пауз между циклами в этих режимах. Паузы определяются потенциометром, ручка которого выведена на лицевую панель автомобиля.

Электронный прерыватель стеклоочистителя рассчитан на функционирование с существующим переключателем режимов функционирования стеклоочистителя, а электрическая схема подключения изображена на примере автомобиля М-2140. Нумерация проводов разъемов и подсоединение к ним переключателя отвечают заводской схеме электрооборудования автомобиля.

Провод А, связывавший вывод 1 разъема Х2 с выводом 1 переключателя SA2 (см. рисунок 1), при установке прерывателя следует убрать.

Электронный прерыватель стеклоочистителя в своем составе содержит тиристорный коммутатора (VS1), генератор открывающих сигналов на однопереходном транзисторе (VT2), узел начального вкл тиристора (VT1), радиоэлементов защиты от ЭДС самоиндукции (VD1, C3). В начальном положении переключатель режимов SA2 стеклоочистителя присутствует в нулевом положении («Выключено»). Выводы конечного выключателя SF1, механически соединенные с редуктором электродвигателя, разомкнуты.

Во время замыкания контактов SA1 замка зажигания, напряжение автомобильной электросети идет на контакт 1 прерывателя и сквозь обмотки электродвигателя, вывод 4 разъема Х2 — на контакт 2. Диод VD1 закрыт, а емкость С1 начинает постепенно заряжаться сквозь диод VD2 и сопротивление R1. Временная постоянная зарядки невелика (0,5…1 с), и емкость стремительно заряжается до напряж. бортовой сети. Прерыватель готов к работе.

Если сейчас перевести переключатель SA2 в положение «1» — небольшая скорость перемещения щеток, — замкнутся его выводы 1, 4 и 2, а значит, замкнутся и выводы 2 и 3 прерывателя. Отключается зарядная электроцепь емкости С1; плюсовая обкладка заряженной емкости С1 оказывается связанной сквозь сопротивление R3 с эмиттером транзистора VT1, а минусовая сквозь сопротивление R2 — с его базой.

Поэтому емкость С1 начинает разряжаться сквозь сопротивление R2, эмиттерный переход транзистора VT1 и сопротивление R3. Иной электроцепи разрядки нет, поскольку диод VD2 закрыт. Транзистор отпирается и открывает тринистор VS1, который подсоединен впараллель контактам SF1. В итоге вал электродвигателя М1 приступает вращаться, замыкаются выводы SF1, замыкая выводы 3 и 4 прерывателя. Это приводит к запиранию тиристора VS1, а двигатель продолжает функционировать до времени размыкания контактов SF1.

Синхронно с этим продолжается разрядка емкости С1 по обозначенной выше цепи. Временная постоянная ее разрядки выбрана большей — 7…9 с.

Когда щетки стеклоочистителя закончат полный цикл перемещения и разомкнутся выводы SF1, напряжение питания снова поступит на плюс тиристора. Так как разрядка емкости С1 еще продолжается, открытый транзистор VT1 снова откроет тиристор. Не успев остановиться, снова активируется электродвигатель и цикл возобновляется.

Данное циклически непрерывное подключение электродвигателя будет длиться до тех пор, пока емкость С1 целиком не разрядится и транзистор VT1 будет закрытым при очередном возникновении напряж. на контакте 3 прерывателя. С данного момента начинает заряжаться емкость С2 генератора сигналов. При достижении определенного порогового напряж. на этой емкости, откроется транзистор VT2 и на сопротивлении R5 образуется сигнал, открывающий тиристор VS1.

Заново активируется электродвигатель, и цикл возобновляется, однако сейчас уже с периодичностью, определяемой зарядной цепью R6-R7 и емкостью С2. При минимальном сопротивлении R6 пауза между циклами фактически отсутствует, при максимальном — пауза равняется приблизительно 15 с.

Если перевести переключатель SA2 в положение «0», прерыватель стеклоочестителя перейдет в первоначальное положение — емкость С1 снова стремительно заряжается до напряж. питания, сквозь остальные электроцепи ток не протекает. Прерыватель готов к очередному активации стеклоочистителя.

При переводе переключателя SA2 в положение «2» (включаются стеклоочиститель в режим быстрого перемещения щеток и электродвигатель омывателя фар) и в положение «3» (добавляется подключение электродвигателя омывателя лобового стекла) все процессы в приборе проходят похоже.

Детали и конструкция электронного прерывателя стеклоочистителя

Все элементы прерывателя, помимо потенциометра R6, расположены на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Эскиз платы приведен на рисисунке 2. В прерывателе возможно применить любые резисторы мощностью 0,125 или 0,25 ватт.

При выборе оксидных емкостей С1 и С2, являющихся составной частью времязадающих цепей, необходимо учесть, что при снижении температуры их величина также снижается, у некоторых видов довольно существенно. В связи с этим от емкостей типа К50-6 необходимо заранее отказаться.

Вместо КТ3107Г подойдет произвольной малой мощности p-n-p транзистор с импульсным током коллектора более 100 мА и статическим коэффициентом передачи тока базы не менее 100.

При приведенных на схеме величинах сопротивлений и емкостей, количество непрерывных циклов во время включения стеклоочистителя равно 4-5, а продолжительность паузы возможно настраивать в районе 0…15 с.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector