Блоки САУО(блоки печки) ваз, что необходимо о них знать
Блоки САУО(блоки печки) ваз 2110.Все, что необходимо о них знать.
Привет. В Этой записи хотел бы развеять все мифы гуляющие в интернете и дать ясность. Речь пойдет о блоках печки ваз 2110. Дело в том что в интернете очень много не правильной информации о устройстве печки и ее работе. Сам лично столкнулся с вышесказанным и все что будет написано ниже взято из личного опыта, а не с интернета! Думаю моя статья поможет многим владельцам десятого семейства ваз. Итак поехали!
Для начала немного истории! Блоков печки на десятом семействе было 3 поколения !
Первое поколение до 2000го года и выглядели блоки так :
Затем второе поколение с 2000го по 2004 год :
С 2004го года появились такие блочки третьего поколения:
Далее пошла европанель и блоки выглядели уже совсем иначе. Сегодня пойдет речь именно о этих блочках, которые устанавливались на 10 семейство ваз с низкой панелью(не евро).
Когда я купил себе десятку у меня регулировка температуры печки работала на оборот. То-есть на холодном режиме дул горячий воздух, а на теплом холодный + ко всему этому было только 2 режима холодно и тепло … остальные режимы у меня не работали … Вычитал в интернете, что у меня должен стоять блок второго поколения. Дело в том, что у меня автомобиль 2001г.в. А блок стоит от автомобиля с 2004г.в. И регулировка температуры у меня работает не правильно так-как 1 и 2 поколение взаимозаменяемы между собой, а вот блок 3его поколения (с 2004г) уже не взаимозаменяем с предыдущими. Ну думаю ладно, как-то работает пусть работает и я забыл о этой теме…
Но не так давно я решил поменять торпеду. Моя уже потрепалась полопалась и я нашел живую такую же торпеду на разборе, но она продавалась в сборе с приборкой, проводкой, блочками и тд… Пришлось забрать целиком. Дело в том что чисто торпеду я искал, но они были все потрепаные не лучше моей и стоили от 500 до 1500р … А эта целая, но в сборе и за 3000р . и так как это единственный вариант я забрал эту. Не нужное продам и эта торпеда еще и окупится . Но речь не об этом.
Торпеда мне досталась как раз с блоком печки 1го поколения… А у меня должна быть второго поколения, но эти два поколения взаимозаменяемы … И тут я вспомнил за свои проблемы с печкой и решил попробовать этот блок . Поставил и правда! Все заработало как и должно было быть, кроме регулировки промежуточных температур. Но мой блок был мною пересвечен и доработан ( ниже покажу и расскажу) и мне не хотелось с ним расставаться. Да и в целом он выглядел свежее и современнее блока первого поколения. И тут я решил разобраться что как устроено и почему так работает… Полез в поисках мануала печке по интернету, читал разные форумы на эти темы и столкнулся с ОШИБОЧНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ( об этом я понял позднее)
А именно ! Писали что блок последнего поколения не взаимозаменяем с предыдущими блочками. Регулировка температур по этому не правильно работает . Можно поменять 2 и 8 контакты в колодке печки местами чтобы изменить полярность редуктора печки и температура будет на горячей — горячая, а на холодной — холодная, но пропадут промежуточные регулировки… У меня их и так нет по этому что я теряю? Итак поехали делать!
Нашел более менее понятную схему распиновки печки и пошел делать
Но первая проблема — не на одной схеме я не нашел правильных цветов проводов и даже на этой схеме провода указаны одним цветом у меня же провода совсем иных цветов. Далее пока изучал различие блоков и крутил их в руках убедился что они действительно с разной полярностью
А вот на этой фотографии как раз разница полярности
После этого я был уверен что провода надо менять местами. Так как по цветам провода у меня не совпали я опирался на информацию что надо поменять местами именно 2 и 8 контакт согласно схемы. Чтож Поменял местами эти контакты и да ! Блок печки задул на горячую-горячим, на холодную настройку — холодным воздухом. Как и должно быть!Менял местами провода в колодке где 13контактов
Далее мне стало интересно почему все-таки нет промежуточных настроек температуры печки . И вот тут опять не состыковки с информацией в интернете!
Напомню что везде писали что при замене полярности моторедуктора печки (что я как раз и сделал) пропадут промежуточные регулировки температуры. Так же писали, что датчик находящийся на потолке возле плафона выполняет роль климат контроля. Тобишь он считывает температуру в салоне, подает информацию на блок печки и этот блок уже регулирует моторедуктором положение заслонки сам в нужное положение, чтобы получить нужный поток горячего и холодного воздуха. Не буду на счет этого особо распинаться, кому интересно об этом много мануала в интернете, где доходчиво рассказывается это устройство. Я же безграмотный калека и рассказываю как могу ))))
Так вот ! Так же было написано что этот датчик( в потолке) работает только в режиме А(автомат). Этот режим есть в первых двух поколениях, В последнем блоке этого режима нет. По этому я в свое время его отключил. Если он не нужен этому блоку то зачем он будет тарахтеть своим куллером на пол салона ?
НО НЕ ТУТ ТО БЫЛО!
У меня не на одном из моих блоков ( не на старом образце, не на новом) эти промежуточные регулировки температуры не заработали и тут я решил подключить этот датчик на потолке.Поставил снова старый блок печки с режимом А (автомат) и попробовал. И О ЧУДО! все регулировки заработали. Единственное температура работала на оборот т.к. я уже изменил полярность под другой блок…
Далее я вспомнил что у соседа тоже десятка и она 2004г.в. и там уже именно новый блок стоит с завода. Решили посмотреть как у него все работает. И тут мы выясняем, у него тоже только холодный и горячий настройки. Промежуточных нет… А датчик на потолке тоже не подключен!
Подключаем этот датчик и у него тут же появляются все тепловые регулировки ! Тобишь даже на новом блоке печки с положениями 01234 без режима «А» этот датчик тоже задействован для работы! В интернете же пишут, что эта приблуда только для блоков с режимом «А» автомат … Как так ? Выходит очередная не правильная инфа в интернете . СНОВА НЕ СОСТЫКОВКА!
Иду к себе в авто и ставлю такой же блок 01234 без «А» который у меня уже и стоял, с уже измененной мной полярностью в колодке на 13контактов. Подключаю датчик на потолке ииии? ВСЕ РАБОТАЕТ! А в интернете писали что при смене полярности у меня пропадет средняя регулировка температуры! Но не на одном из блочков она у меня не пропала! СНОВА НЕ СОСТЫКОВКА с инфой из инэта!
С этим я разобрался ! Все работает ! Но была еще одна проблема! У меня не работает 1ая передача обдува на блоке 01234. В свое время я сталкивался с тем что у меня пропадали вовсе все передачи кроме 4 ( работающей на прямую от вентилятора печки) За них отвечает доп. резистор который стоит в печке под жабом возле вакуумника тормозов. В свое время я уже столкнулся с тем, что их существует несколько видов. Я поставил такой же как у меня и был чтобы у меня появились остальные передачи обдува.
И тут я задумался у меня стоит 3х контактный резистор и работающих передач тоже 3 хмммм… Значит должен стоять 4контакный и по этому не хватает 1 передачи обдува. Далее я вспомнил что у меня к тому резистору подключено всего 3 провода. Фишка там была оплавлена, такую фишку я не нашел и посадил все на обычные «мамы» вместо пластиковой колодки. И вот может я просто забыл подсоединить 4 провод, где то его проглядел и подумал что если 3 контакта то и резистор надо тоже на 3? Но там уже изначально стоял резистор на 3 провода хм… Может кто-то до меня купил не такой резистор, а я по ошибке прошлого кулибина поставил такой же?
Разбирать было лень. Чтоб добраться до резистора надо много всего разобрать. И я решил сверить 6контактную колодку которая идет уже к блоку печки (она отвечает за эти самые передачи) с колодкой соседа. У него же есть все передачи и блок такой же, значит можно сверить. И тут я выяснил, на машинах с 2004г.в. немного другая проводка и в этой колодке есть все 6 контактов. и резистор там другой. У меня же контактов 5…
Решить проблему можно заменив резистор на необходимый и протянув недостающий провод. Но надо ли это? Я не решил страдать этим гемороем, тянуть лишние провода. Тем более 1передача на столько тихо дует, что она мне в принципи и не нужна. Да и не известно встанет ли другой резистор в то же место или что то придется переделывать. В общем решил обойтись без колхоза.
В общем я уже сам запутался и вас запутал наверно этой статьей))))) По этому обЪясню в кратце мораль сей статьи. Что вам нужно знать о печке десятого семейства если у вас стоит не тот блок или что-то в нем не коректно работает.
ИТОГИ:
1. Цвета проводов на схемах не совпадают с действительностью. Не смотрите на цвета проводов смотрите на их распиновку.
2. Все блоки печки взаимозаменяемы. Они отличаются полярностью, но это легко изменить в 13контактной колодке поменяв местами контакты 2 и 8 и все будет так же штатно работать.
3. Датчик на потолке он же(климат контроль) на одной и той же выставленной температуре выбирает в зависимости от температуры салона как открыть или закрыть заслонку. ОН должен всегда быть подключен не зависимо от поколения печки. И должен работать! В противном случае пропадут регулировки температуры от 16 до 28 градусов!
4. Единственное отличие первых двух поколений и 3его болка печки это то, что не будет первой передачи(если нет другой передачи — у вас не правильно подключены контакты). В проводке старого образца до (2004г.в.) не хватает 1 контакта и стоит другой резистор. В принципи отсутствие этой передачи вы не почувствуете, различий в работе блоков не будет. Лично я разницы не увидел.
Таким образом если у вас стоит другой блок, или вы купили не тот блок и назад его не принимают не спешите расстраиваться! Все взаимозаменяемо! И если у вас все исправно работает, подключен и исправен датчик на потолке и разница только в полярности смело меняйте контакты местами и все будет работать!
У меня на этом все. Обьяснил как смог. Думаю все понятно. Ежели нет — пишите, постараюсь обьяснить))))
Р/S: Я в статье обещал показать как я сделал свой блок печки в плане дизайна. Ловите)))
Инструкция по поиску неисправностей САУО
С приходом холодов участились вопросы по печке.
Мне отвечать надоело, и я решил перепостить сведения с сайта производителя.
Если она умрет то в поиске набираем «НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО САУО»
Кто и на это не способен, читаем в сотый раз.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОИСКУ НЕИСПРАВНОСТЕЙ САУО
1. Проверить сопротивление датчика.
22 С — (2800|20)Ом
16 С — (2950|25)Ом
30 С — (2600|25)Ом
Характеристика 25 Ом/С
Если не исправен — заменить.
2. При работающем двигателе и подключенном датчике температуры.
Установить на задатчике температуры положение «min» (синяя точка) — выдержать в течении 10-15 секунд. Запустить двигатель. Отсоединить контроллер от разъёма X1 тестером измерить сопротивление между контактами Х1.4 и Х1.1 (проводка автомобиля) сопротивление датчика положения вала микромоторедуктора оно должно быть 800-1200 Ом для контроллеров 1303.3854, 1313.3854, 1333.3854 и 3600-5000 Ом для контроллера 1323.3854.
3. Провести аналогичную п.2 операцию, но в положении «max» (красная точка) задатчика.
Сопротивления датчика положения вала должно быть 3200-5000 Ом для контроллеров 1303.3854, 1313.3854, 1333.3854 и 1200-1600 Ом для контроллера 1323.3854. Если сопротивления не меняется или вообще отсутствует, то неисправен микромоторедуктор — заменить. Или неисправен контроллер — не подается напряжение на электродвигатель микромоторедуктора.
4. При работающем двигателе установить обороты электродвигателя отопителя на максимальные обороты.
Переключая с положения «min» в положение «max» задатчика температуры по уровню звука выходящего воздуха из дефлектора, расположенного над коллектором САУО можно оценить перемещается ли заслонка отопителя. Если звук не изменяется — заслонка отломана из-за попадания инородных предметов в отопитель через дефлектор стекла.
Разобрать отопитель со стороны моторного отсека, склеить дихлоританом привод.
Ну и вопросы с ответами
1.Отопитель работает только в крайних режимах, и заслонки на промежуточные указатели не реагируют. Что делать?
Отключить контроллер от автомобиля и замерить сопротивление датчика положения вала (разъём расположен в «торпеде», контакты Х1.1 и Х1.4 находятся на контроллере). Если сопротивление меньше 200 Ом либо больше 8 кОм, и два провода, которые идут от данных контактов, не замыкают и не оборваны, значит, неисправен датчик положения вала, находящийся внутри микромоторедуктора. В этом случае следует заменить ММР.
2.В каких случаях должен вращаться микровентилятор датчика температуры воздуха салона? Какое напряжение нужно подать, чтобы проверить его работоспособность?
Вентилятор датчика температуры на минимуме и максимуме цифрового блока управления отопителем не вращается. Для проверки работоспособности датчика температуры следует подать напряжение 1.2 В на клеммы с обозначением «+» и «-«.
3. Такая проблема с отопителем ВАЗ 2110 — дует чуть теплый воздух (микромоторедуктор и заслонка рециркуляции исправны).
Необходимо проверить датчик температуры воздуха салона и уровень тосола, так как его низкий уровень влияет на температурный режим (может не попадать в «печку»).
4. Должен ли выключаться микромоторедуктор в положениях «min» и «max» задатчика температуры, или ММР будет постоянно находиться под напряжением?
Если это четырехпозиционный блок САУО 1303.3854 старого типа (выпуска до 2001 г.), то напряжение снижается по таймеру через 13+/-5 сек. в положении «min», а в «max» («красная точка») напряжение подается всегда. Привод заслонок должен выдержать все при напряжении ММР 15В, но напряжение на ММР должно быть 10+/-1 В по паспорту на контроллер. Если это — пятипозиционный блок САУО 1313.3854, то ММР после 13 секунд работы в «min» или «max» выключается.
5. Пятипозиционный отопитель перестал слушаться рукоятки задания температуры — гонит все время горячий воздух. Звука движения заслонки не слышно. Неужели сломался микромоторедуктор?
Чтобы определить поломку, сначала стоит проверить датчик температуры (см. Инструкцию по поиску неисправностей САУО). Если с датчиком все в порядке, стоит попробовать проверить тестером, поступает ли напряжение питания на моторедуктор при переключении задатчика с «min» на «max» и наоборот (нужно успеть это сделать за 13 секунд, иначе питание отключится). Если напряжение поступает, значит, неисправен именно микромоторедуктор.
6. Помогите разобраться с логикой работы блока САУО
Контроллер рассчитан на эксплуатацию от минус 40 до плюс 65 градусов Цельсия. А логика простая: в зависимости от рассогласования между задатчиком и датчиком температуры определяется положение заслонки отопителя.
7. Каков алгоритм работы САУО при отключенном датчике температуры?
При неисправном (отключенном) датчике температуры алгоритм работы отопителя должен быть следующий: на максимуме (красная точка) — движение на открытие заслонки; на минимуме (синяя точка) — движение на закрытие заслонки, остальные положения фиксируются в зависимости от задания температуры. Если при отключенном датчике температуры алгоритм работы другой, то есть вращение заслонки имеет место только на крайних положениях (min и max), то возможны две неисправности: 1) неисправен задатчик температуры контроллера (левая рукоятка); 2) неисправен датчик положения микромоторедуктора на отопителе (это менее вероятно). Вывод следующий: в первом случае необходимо сменить контроллер (либо заменить задатчик температуры).
8. Каков алгоритм управления оборотами вентилятора в автоматическом режиме?
В автоматическом режиме, если температура задатчика близка к измеренной датчиком температуры, то обороты минимальные. Если рассогласование между задатчиком и датчиком более 5 градусов, то включаются средние обороты (аналогично положению «1»).
9. Как работает электропривод крана отопителя печки?
На ВАЗ-2110 кран отопителя отсутствует. Управление температурой в салоне осуществляется за счет воздушной заслонки, которая подает горячий воздух. Тосол поступает в печку и летом, из-за этого некоторые автолюбители дополнительно ставят кран для перекрытия подачи тосола в летний период эксплуатации. Система управления отопителем ВАЗ-2110 автоматическая, температура поддерживается с точностью до 2-х градусов Цельсия. Кроме того, управлять воздушной заслонкой предпочтительнее, чем краном.
10. Отопитель ВАЗ 2110 работает только в положении «2». В чем может быть проблема?
Скорее всего, возможны следующие неисправности. 1. На корпусе отопителя сгорел дополнительный резистор, который позволяет регулировать обороты — через него в положении «А» и «1» подключается вентилятор. В этом случае нужно добраться до отопителя (это возможно только из моторного отсека) и заменить резистор. 2. Отгорели провода внутри контроллера (для устранения требуется разобрать контроллер и заменить их). 3. Отошел провод в блоке реле, расположенном справа под капотом.
Для чего нужен датчик температуры в салоне(фото 3).
Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления. температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°с до 30°с, с интервалом 2°с). блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение «а». микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор). сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.
для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение а, а задатчик температуры – на 2°с выше температуры в салоне, измеренной термометром. если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. после регулировки снова проверьте работу блока управления.
Почему он жужжит?
Жужжит вентилятор в нём, который нужен для быстрой реакции на изменения температуры в салоне, например для быстрой компенсации холода от открытия дверей.
Принцип работы сауо ваз 2110
Регистрация
Вход
- В начало форума
- Правила форума
- Старый дизайн
- FAQ
- Поиск
- Пользователи
- Список форумов AUTOLADA.RU
- «Десятое» семейство (ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112) и LADA PRIORA
. Сказано сделано, разбираем датчик, смотрим, там терморезистор примерно равен 1200 ом, с ним последовательно включен резистор примерно 1500 ом, далее последовательно «подстроечный» резистор 30 ом, далее перемычка и ВСЕ, далее только клеммы датчика. Выпаиваем пермычку, впаиваем резистор 100 ом, ставим датчик на место, проверяем работу системы и. ВОТ ОНО СЕРМЯЖНОЕ ЩАСЬЕ ТАЗОВОДА — машинка зафурычила так, как задумывали конструкторы. И в автоматическом режиме работает как надо и в ручном все тип-топ 😎
ладно раз ты такой талантливый, скажи: почему у меня из этого блока (ну где темп. и скор. вращ. вент. регулируются) когда я его ставлю на тепло какие то скрипы, писки доносятся? и почему ставлю на красную точку — жара , а чуть ниже на одно деление — сразу холод? Кстати сбоку я унего + — регулировку ручную не увидел, у меня с буковкой «А» блок.
У меня это уже было. Неисправен переменный резистор на микромоторедукторе отопителя. Отдельно не продается.. Менял в сборе за 30 минут. Блок САУО не понимает какое сопротивление на микромоторедукторе т.е. в каком положении сейчас заслонка (дорожки протерлись) и с ума сходит. Елозит заслонкой туды-сюды. Цена — 560 рубчиков. И что обидно — моторчик с редуктором исправны, а резистор — цена копейки нет и все на выкидыш. Отдельный респект Вазу..
Конструктивные особенности блока управления печкой ВАЗ-2110 и специфика его ремонта своими руками
Качественная работа печки автомобиля в зимнее время — это одно из главных условий для комфортного вождения. В отечественных транспортных средствах, даже в новых моделях, отопитель является одним из проблемных элементов, который очень часто выходит из строя. И если летом на это можно закрыть глаза, то в холода сразу же приходится принимать меры для устранения проблемы.
Для ликвидации неисправности для начала важно диагностировать, какой элемент отопительной системы автомобиля вышел из строя, и отремонтировать неработающий узел. Проще всего обратиться к специалистам за помощью, однако их услуги не очень дёшево оцениваются. Очень часто владельцы транспортных средств занимаются устранением неисправностей и ремонтом отопителя самостоятельно, так как отечественные автомобили отличаются высокой ремонтопригодностью.
Регулятор отопителя на приборной панели ВАЗ 2110
В этой статье пойдёт речь о том, как диагностировать неисправность блока управления отопителем ВАЗ-2110 и отремонтировать его своими руками.
- Особенности конструкции блока управления печкой ВАЗ-2110
- Диагностика исправности и демонтаж блока управления печкой
- Ремонт блока управления отопителя ВАЗ-2110 своими руками
- Регулировка контроллера печки
- Подведём итоги
Особенности конструкции блока управления печкой ВАЗ-2110
Одна из распространённых проблем отопительной системы, с которой сталкиваются владельцы ВАЗ-2110 — это выход из строя или неправильное функционирование блока управления печки. Десятки с завода оборудованы печками, координирование которых происходит через систему автоматического управления отопителем. Сокращённо систему называют блоком САУО. Основными показателями его неисправности является работа отопительной системы не во всех режимах. Если не работает одна или несколько скоростей печки, то чаще всего проблема в блоке САУО. Благодаря электронному модулю ВАЗ-2110 в салоне автомобиля поддерживается заданная водителем температура.
Схема системы автоматического управления отопителем: 1 – электродвигатель вентилятора; 2 – дополнительный резистор; 3 – контроллер; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; 6 – датчик температуры воздуха в салоне; 7 – выключатель рециркуляции; 8 – клапан рециркуляции; 9 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя; А – к выключателю освещения приборов; В – к источникам питания
Прежде чем приступить к ремонту отопителя ВАЗ-2110, надо выяснить, какая именно печка стоит на вашем транспортном средстве. Автомобили, которые были выпущены до сентября 2003 года, оборудованы печками старого образца. Соответственно, есть значительные отличия в конструкции, на которые при ремонте важно обратить внимание.
Блок САУО состоит из электронных элементов, координация которыми происходит с помощью рукояток на центральной консоли машины.
Блок управления печкой ВАЗ-2110 оборудован контроллером с двумя рукоятками. Правая рукоятка отвечает за включение определённой скорости вентилятора. За переключение его скоростей непосредственно отвечает дополнительный резистор. В печках старого образца стоят резисторы на две или три скорости вентилятора. В печках нового образца стоит модифицированный резистор РДО 2123–2118022. Блок координирования работы усовершенствованной модели печки имеет четыре скорости и не имеет режима авто.
Блок управления усовершенствованной моделью отопителя ВАЗ 2110
Левая рукоятка отвечает за включение температурного режима в салоне транспортного средства. В зависимости от положения рукоятки подаётся информация о заданной температуре воздуха на микроредуктор привода заслонки и с помощью контроллера устанавливается необходимое положение задвижки. С помощью регулятора можно выставить температурный режим от шестнадцати до тридцати градусов за Цельсием.
До 2003 года в автомобилях были установлены печки старого образца с четырёх- и пятипозиционными контроллерами, которые на сегодня сняты с производства, и их очень тяжело найти. А также простой блок управления отопителем ВАЗ-2110 не подходит на модели машин, которые выпускались после 2003 года и оборудованы с завода модифицированными печками.
Соответственно, прежде, чем покупать детали для ремонта системы отопления транспортного средства, надо посмотреть в технической документации, какая именно модель отопителя стоит на вашей десятке. Отличаются печки не только блоком САУО, а и радиатором отопителя, микроредуктором, резисторами.
Диагностика исправности и демонтаж блока управления печкой
Модуль САУО находится на центральной консоли машины и отвечает за правильный обогрев салона. Ремонт блока управления печкой ВАЗ-2110 требует определённых знаний в электронике, потому прежде, чем приступить к ремонту детали, надо определить, действительно ли проблема в самом электронном модуле.
Для этого надо изначально демонтировать агрегат и установить на его место заведомо исправную деталь. Возьмите блок САУО у друзей или в сервисном центре для диагностики отопительной системы вашего авто.
Прежде чем выполнять какие-либо работы в автомобиле, которые касаются электроники и проводки, отключите питание аккумулятора во избежание замыкания или перегорания электронных элементов.
Дальше можно приступать непосредственно к снятию агрегата, через который производится координирование функциональности печки. Для этого изначально демонтируются кнопки, которые находятся по бокам печки. Регуляторы отопителя обязательно надо переключить в нулевые позиции. Только после этого можно вытянуть модуль. Делать это надо очень аккуратно, так как к задней стороне агрегата подключены штекеры питания. Как только вы их увидите, их надо осторожно отсоединить, чтобы не повредить контакты. На этом демонтаж можно считать завершённым.
На штатное посадочное место устанавливается рабочий блок, и проверяется работа отопительной системы автомобиля. Если с новым агрегатом печка функционирует правильно, значит, неисправность в самом блоке САУО. В ином случае надо диагностировать другие элементы отопительной системы.
Ремонт блока управления отопителя ВАЗ-2110 своими руками
Если выяснилось во время диагностики, что проблема именно в модуле управления печкой, значит, его необходимо попытаться отремонтировать или установить новую деталь. Так как цена на новые электронные агрегаты довольно высокая, правильным решением будет произвести ремонт управляющей детали, тем более что для этого необходимы лишь базовые знания электроники, умение пользоваться тестером и паяльником при необходимости.
Прежде чем приступить к работе, надо разобрать блок управления отопителем. Для этого с демонтированного предварительно электронного модуля снимается с защёлок передняя крышка с регуляторами. Дальше отсоединяется специальная стеклянная накладка. С помощью отвёртки откручиваются два винта на передней панели агрегата и один на задней стенке. После этого верхнюю крышку модуля можно снять, делать это надо очень аккуратно, чтобы не повредить контакты внутри детали.
Внутри модуля имеются электронные дорожки, контакты и резисторы, которые отвечают за качественное функционирование контроллеров отопительной системы автомобиля. Надо провести осмотр всех контактов, электронных дорожек на плате, резисторов и перемычек. От высоких рабочих температур может сильно нагреваться плата, что повлечёт за собой отсоединение контактов. Особое внимание надо обратить на места подачи питания, произвести зачистку контактов. Если есть видимые повреждения электронной цепи, необходимо осуществить пайку повреждённых элементов. Параллельно с помощью тестера и омметра проверяется функциональность электронных элементов и резисторов, которые находятся на плате. При необходимости производится замена неработающих деталей на плате модуля САУО.
Надломленная перемычка на плате блока управления отоплением ВАЗ 2110
После устранения неполадок блок управления отопителя собирается в обратном порядке и устанавливается на своё штатное место. Дальше надо подключить питание аккумулятора и проверить работу отопительной системы транспортного средства, при необходимости производится регулировка контроллера отопителя.
Регулировка контроллера печки
Завод-производитель предусматривает обогрев салона до указанной температуры за пятнадцать минут с отклонением до двух градусов. Ручкой контроллера надо выставить комфортный температурный режим в салоне машины.
Чтобы проверить правильное функционирование печки, используйте обычный ртутный комнатный градусник. Если по истечении пятнадцати минут салон не прогрелся до необходимой температуры, контроллер необходимо отрегулировать.
Для этого вытяните обратно модуль управления печкой и вращайте регулятор температурного режима сначала до максимального значения, потом в обратную сторону. После проведения таких действий установите агрегат на место и ещё раз проверьте работу печки.
Параллельно надо произвести проверку работы заслонок отопителя. Если при переключении температурных режимов присутствуют посторонние звуки, тогда надо проверить состояние заслонок. Если холодный воздух поступает хорошо, а горячий почти не поступает — тогда неисправна нижняя заслонка. При отсутствии нормального потока холодного воздуха при хорошем поступлении горячего — проблема с верхней заслонкой. Причина может быть в деформации заслонок под действием воздуха разных температур. В этом случае лучше заменить штатные пластиковые заслонки алюминиевыми аналогами, которые более стойкие к температурным перепадам.
После регулировки контроллера все элементы отопителя устанавливаются на штатные места. Сборка производится в обратном порядке.
Подведём итоги
Неисправности блока управления печкой ВАЗ-2110 могут повлечь за собой как некорректное функционирование отопительной системы автомобиля, так и полный отказ работы печки. В холодную пору года это отразится не только на комфортном пребывании в салоне автомобиля, а и на безопасном вождении для водителя транспортного средства.
Ремонт блока управления печкой можно произвести собственными силами, имея базовые знания по электронике, желание работать и повышать свой комфорт.
Качественный ремонт и своевременные регулярные проверки блока перед наступлением холодов помогут вам сэкономить деньги на услугах по ремонту печки в сервисных центрах и покупке дорогостоящих элементов отопительной системы.
Контроллер печки в ваз 2110 и его функциональное назначение
Современная печь автомобиля выполняет не только роль внутреннего нагнетателя воздуха в салон, но также может нагнетать холодный воздух в зимний период времени, если в этом существует практическая необходимость. Контроллер печки в ваз 2110 является наиболее распространённой причиной неисправности автомобильной печи.
Существует огромное количество факторов, которые способствуют данному явлению. На ваз 2110 контроллер печки может быть отремонтирован или заменен своими силами.
Что такое САУО и каково его основное функциональное назначение
Контроллер переключения печки на ваз 2110
Для начала необходимо разобраться в термине контроллер автомобильной печи. С практической точки зрения он представляет собой систему аппаратного управления отопителем (САУО).
Основные факторы, которые могут воздействовать негативным образом на САУО:
- длительный срок эксплуатации автомобильной печи обогрева;
- пренебрежение регулярной очисткой радиаторной решетки печи;
- механическое повреждение;
- неисправность внутренней проводки печи обогрева;
- неисправность какого-либо из динамических элементов контроллера и т.п.
Наиболее часто встречаемые неисправности САУО во время эксплуатации
Контроллер печки ваз 2110
Весьма распространённая проблема ваза 10- ой серии, когда не работает какая-либо из скоростей печи. В таком случае, выход один – проведение полноценного ремонта системы аппаратного управления отопителя ваз.
Прежде чем эта система начнёт полноценно функционировать, она должна получить определённую информацию от специализированных устройств, которыми являются:
- микромоторедуктор, передаёт в центральное звено управления информацию о текущем положении отопительной заслонки;
- температурный датчик салона, имеет очень небольшие и компактные габариты и, в свою очередь, является встроенным в вентилятор.
Примечание.
Время от времени необходимо проводить объективные замеры функционирования вышеперечисленных информационных устройств, которые с течением времени становятся всё более субъективными и как следствие, центральное звено управления получает ложную информацию. Это в свою очередь, как правило, приводит к перегрузке САУО.
Принцип управления САУО
Контроллер управления печкой ваз 2110
Управленческий процесс над системой аппаратного контроля отопителя осуществляется с помощью многоэтапных сложных автоматизированных технических манипуляций. Для практического понимания столь сложной картины управления, необходимо выделить последовательно главные звенья руководства.
Итак, существует два основных звена управления:
- скорость работы вентилятора печки;
- положение заслонки в пространстве.
Принцип функционирования заслонки
- вначале полученная информация о текущей температуре воздуха передаётся к контроллеру;
- в контроллере происходит обработка полученной информации;
- от контроллера уже переработанная информация поступает к мироредуктору;
- в свою очередь микроредуктор по указанию контроллера изменяет пространственное положение непосредственно самой заслонки.
Принцип функционирования вентилятора САУО
- инициатором запуска вентилятор является резистор с двойной спиралью, что позволяет создать небольшую (малую) частоту вращения собственно с которой всё и начинается;
- первая скорость вентилятора создаётся благодаря вращению первой спирали резистора, которая приводится в работу в результате подачи электрического питания к электродвигателю;
- когда включается в работу вторая спираль резистора, сопротивление снижается, и скорость вращения вентилятора повышается и автоматически переключается из первой на вторую;
- если же полностью отключить резистор от электродвигателя отопителя, то скорость вращения вентилятора достигнет третьей.
Контроллер печки ваз 2110
Примечание. В случае, если режим функционирования вентилятора перевести из базового в А, при помощи рукоятки переключателя, то контроллер радиаторной печи возьмёт также на себя функцию управления числом (частотой) оборотов вентилятора.
Постулаты регулирования САУО
Детальный алгоритм проведения регулировки САУО:
- первостепенно необходимо температурный (ртутный) датчик закрепить на потолке автомобиля;
- теперь нужно установить рукоятку вентилятора в положение А, предварительно задав температуры в на два градусе салонной;
- подождать 15 минут и проверить показания термометра, если внутренняя температура салона не соответствует заданной, то немедленно следует уделить внимание регулированию контроллера.
Управление заслонкой печки
Постулаты непосредственного регулирования САУО
Примечание. Перед тем как приступить непосредственно к регулированию контроллера, необходимо вынуть блок САУО, после чего, вращение контроллера можно и нужно начинать только на левой его стороне.
Итак, непосредственно сам алгоритм регулировки контроллера:
- вначале необходимо переключатель повернуть на несколько щелчков влево с целью повышения текущего температурного значения салона автомобиля;
- после сделать один- два щелчка против направления стрелки, это необходимо с целью корректировки температурного значения.
Проведение ремонтных работ на САУО
Примечание. Прежде чем приступить к выполнению ремонтных работ на САУО, нужно в обязательном порядке удостовериться, что проблема неисправности печи заключена именно в контроллере.
Контроллер печки ваз 2110
Для того, чтобы удостовериться, что контроллер печи находится действительно в исправно состоянии, необходимо его нерабочую версию заменить на рабочую, взяв исправный контроллер предварительно в магазине или у друга, товарища и т.п. Если проблема не в контроллере, то нужно обратиться в сервисный центр за профессиональной диагностикой и устранением неисправности.
Примечание. Никогда не стоит исключать другие варианты неисправности печи.
Вышеперечисленные сведения и инструкция окажутся полезными лишь в том случае, когда они закрепляются с помощью фото и видео – материалов, поскольку они в сочетании с теоретическими сведениями помогут правильно представить картину происходящего. Преимущество диагностики замены контроллера своими руками – это, в первую очередь цена, а автосервиса – профессионализм.
Как работает датчик температуры салона ваз 2110
Функциональные особенности работы датчика температуры салона ВАЗ 2110
С похолоданием возрастает объем неисправностей ВАЗовского авто. Их число приумножают проблемы, связанные с неотлаженной работой отопительной системы. Они приводят не только к дискомфорту внутри салона, но и к частому обмерзанию стекол, в том числе и наиболее важному – лобовому.
Функции и основные неисправности датчика температуры салона
Управление отопительной системой в машинах этой марки осуществляется сигнальным способом. Импульсы идут от электроуправленческого блока. Температура является фактором, затрагивающим каждую систему, контролируемую блоком. Суть его работы состоит в сравнивании показателей на датчике (16-30°С) с реальной интенсивностью тепла, которая им и измеряется.
При выявлении температурной разницы включается мотор. Его функция состоит в изменении потока теплого воздуха с применением заслонок и скорости оборотов вентилятора. Датчик температуры воздуха в салоне представляет собой термистор или полупроводниковый резистор, который имеет тесную взаимосвязь между тепловым состоянием и сопротивлением. С управленческого электроблока на данное устройство поступает напряжение сквозь резистор, находящийся внутри.
Один из наиболее традиционных дефектов этого прибора, работающего на базе полупроводникового термистора, состоит в несоответствии значений температуры наружной части и сопротивления. Для исправления этой разбежности нужно знать основные особенности его работы. Обычно указанный дефект проявляется в стремительном возрастании удельного сопротивления при небольших колебаниях степени нагретости наружной части.
Кроме этого бывает обрыв в электроцепи чувствительного элемента непосредственно преобразователя, из-за чего придется купить новый датчик температуры салона. Периодически возникает ситуация, при которой тепловое состояние оболочки прибора варьируется в некотором небольшом диапазоне, а сопротивление непропорционально возрастает вместе с напряжением. В результате этого тепло, вычисленное блоком, оказывается меньшим, чем в реальности.
В случае, когда разница в температурных показателях становится существенной, командный блок оценивает это как поступление холодного воздушного потока, и снижает его количество, параллельно добавляя топлива.
Замена датчика температуры салона
Датчик температуры салона ВАЗ 2110 установлен вблизи плафона. При возникновении неисправностей данного прибора может потребоваться его замена. Для этого следует иметь доступ к рабочему механизму. Можно произвести замену самостоятельно, либо воспользоваться услугой в автосервисе. Хотя не стоит спешить в однозначном решении этого вопроса.
При обнаружении сбоев в системе первым делом необходимо перепроверить, насколько правильно она настроена. Для этого при закрытых окнах и дверях нужно задать температурный режим на пару градусов выше имеющегося. Затем поставить термометр непосредственно возле преобразователя. По истечении четверти часа следует еще раз посмотреть показания.
Если возникла разбежность между показаниями термометра и заданной температуры, можно подстроить прибор, используя винт регулирования на контролере. Обороты по часовой стрелке увеличивают ее показания и наоборот.
Но при неудачной попытке наладить систему следует поискать другую причину. Ею может стать отказ блока команды, микрометра регулирования заслонкой, термодатчика. Из всех перечисленных приборов последний хоть и относится к малонадежным, все же есть самым доступным при демонтировании, проверке и возможной замене.
Поскольку он располагается близко к осветительному плафону и прикрепляется к драпировке четырьмя защелками, то снять его с применением отвертки не составит особого труда. Затем нужно отключить пару колодок соединения. Только после этих манипуляций устройство будет демонтировано. При наличии нового прибора следует установить его в обратном порядке.
Хотя совсем несложно перепроверить старый измеритель. С помощью самого простого мультиметра при комнатной температуре следует произвести замер сопротивления между контактами 1 и 2. Потом положить на пару минут датчик в холодильник и опять сделать замер. При исправном состоянии преобразователя сопротивление на омметре должно показать значительное возрастание.
При отсутствии показателей можно снять крышку и произвести осмотр платы печати. Существует реальный шанс восстановления механизма при проверке контактов.
В процессе эксплуатации этого прибора иногда случаются незначительные поломки. Например, датчик температуры салона «жужжит». Для устранения этой проблемы следует знать, что данное устройство оснащено вентилятором, который помогает быстро и достоверно определить уровень температуры в автосалоне. Своеобразный назойливый звук появляется, если на оси вентилируемого устройства высыхает смазка. Для устранения дефекта достаточно нанести 2-3 капли масла.
При отключении вентилятора с сохранением датчика в подключенном состоянии климатический контроль будет довольно грубым. Печка будет работать даже без измерителя температуры. Собственно датчик осуществляет управление воздушной заслонкой через климатконтрольный блок.
В противоположных положениях температурного регулятора блока управления вентилятор и датчик находятся в выключенном состоянии. Перевод влево дает холод, направо – режим обогрева. Заслонка в таких случаях будет или полностью открыта, или закрыта. Вентилятор при этом не будет издавать неприятного «жужжания».
Как проверить датчик температуры салона?
Страницы 1
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 5
1 Тема от mars.rus 2015-01-04 20:04:53
- mars.rus
- Новый участник
- Неактивен
- Регистрация: 2013-12-12
- Сообщений: 25Спасибо: 3
- Авто: Ваз 21102
Тема: Как проверить датчик температуры салона?
Здравствуйте. У меня неправильно работала печка в машине. Машина 2001 года 8кл. В общем из положения max при переключении обратно в сторону уменьшения температуры, заслонка начинала вращаться только при достижении ручки до положения 20 градусов.И заслонка опускалась стразу до конца. И так же в обратном направлении. А до этого вообще заслонка двигалась только либо до конца вниз либо вверх при переключении из max или min. Между этими промежутками при переключении вообще никак не реагировала. В итоге отключив контакты с потолочного датчика все начало регулироваться. Грешу на потолочный датчик. Хотя он работает, жужжит при всех положениях рукоятки кроме min или max. Может кто то еще сможет подтвердить мои догадки или скажет другое мнение, может еще что то надо смотреть? Спасибо.
Как работает датчик температуры салона ваз 2110
Регистрация
Вход
- В начало форума
- Правила форума
- Старый дизайн
- FAQ
- Поиск
- Пользователи
. Сказано сделано, разбираем датчик, смотрим, там терморезистор примерно равен 1200 ом, с ним последовательно включен резистор примерно 1500 ом, далее последовательно «подстроечный» резистор 30 ом, далее перемычка и ВСЕ, далее только клеммы датчика. Выпаиваем пермычку, впаиваем резистор 100 ом, ставим датчик на место, проверяем работу системы и. ВОТ ОНО СЕРМЯЖНОЕ ЩАСЬЕ ТАЗОВОДА — машинка зафурычила так, как задумывали конструкторы. И в автоматическом режиме работает как надо и в ручном все тип-топ 😎
ладно раз ты такой талантливый, скажи: почему у меня из этого блока (ну где темп. и скор. вращ. вент. регулируются) когда я его ставлю на тепло какие то скрипы, писки доносятся? и почему ставлю на красную точку — жара , а чуть ниже на одно деление — сразу холод? Кстати сбоку я унего + — регулировку ручную не увидел, у меня с буковкой «А» блок.
У меня это уже было. Неисправен переменный резистор на микромоторедукторе отопителя. Отдельно не продается.. Менял в сборе за 30 минут. Блок САУО не понимает какое сопротивление на микромоторедукторе т.е. в каком положении сейчас заслонка (дорожки протерлись) и с ума сходит. Елозит заслонкой туды-сюды. Цена — 560 рубчиков. И что обидно — моторчик с редуктором исправны, а резистор — цена копейки нет и все на выкидыш. Отдельный респект Вазу..
а у меня немного другая проблема:
1.ставлю на красную точку — жара
2.уменьшаю до 18-и — все равно жара
3. убираю на синию точку — холод.
4.холод продолжается до тех пор пока не повернешь на красную вновь.
Неисправен переменный резистор на микромоторедукторе отопителя. Отдельно не продается.. Менял в сборе за 30 минут.
Mouse 21113, скажи, как менял, что разбирал? Такая же хрень!
Как этот самый резистор крепится к микромоторедуктору и неужели нельзя подобрать из магазинов электроники ничего (резистор что, нестандартный какой)?
Схема управления отопителем (печкой) на ВАЗ-2110, 2111 и 2112
Схема управления отопителем (печкой) на ВАЗ-2110, 2111 и 2112
На ВАЗ-2110, 2111 и 2112 установлена автоматическая система управления отопителем (АСУО), которая сама создает температуру в машине заданную водителем. Эдакий климат-контроль без кондиционера, зимняя версия. Мозги системы — контроллер 3 на схеме типа 13.3854 с двумя ручками управления. Левой ручкой регулируем температуру в салоне (от 16 до 30 °С), правой регулируем вентилятор: 0 — выключен; I — средняя частота вращения; II — малая частота вращения; А — автоматически. Итак, приводим расшифровку схемы отопителя ВАЗ-2110
1 — электродвигатель вентилятора;
2 — дополнительный резистор;
3 — контроллер;
4 — монтажный блок;
5 — выключатель зажигания;
6 — датчик температуры воздуха в салоне;
7 — выключатель рециркуляции;
8 — клапан рециркуляции;
9 — микромоторедуктор привода заслонки отопителя;
А — к выключателю освещения приборов;
В — к источникам питания
Если перестал работать мотор отопителя, следует проверить предохранитель F18 в монтажном блоке
Контроллеры САУО (система автоматического управления отопителем). Тот что слева — с автоматическим режимом — примитивный климат (он завязан на датчике температуры под потолком). Справа более распространенный 4-х скоростной. При подключении они совместимы со штатной проводкой ВАЗ 2110, за исключением разминусовки датчика ММР(просто нужно +- перекинуть на нем).
Дата добавления: 14.07.2014
Автор: Дмитриев Александр
© АвтоСервис | Интернет-магазин, Екатеринбурга
Диагностика системы отопления ВАЗ-2110. Под надзором ДСТ
Водителю достаточно задать желаемую температуру в салоне рукояткой блока управления, остальное система сделает сама. Например, положение заслонки радиатора отопителя не нужно подбирать, двигая рукой рычаг. Эта функция возложена на микромоторедуктор.
Температуру в салоне блок управления оценивает по сигналу с датчика на потолке возле плафона. Работает система, начиная еще с первых «десяток», в общем, неплохо. Но не обошлось без проблем. Недаром наши автомобилисты настороженно относятся ко всему новому, особенно к тому, что хоть как-то усложняет конструкцию. Вот и в этой системе давал сбои алгоритм управления: например, при прогреве салона после ночной стоянки в положении «А» рукоятки моторчик выходит на высокие обороты, а потом резко их сбавляет. Многие, не изучив инструкцию, мучились с режимом рециркуляции. Не без труда осваивали «тайны» отопителя и в сервисных центрах — в первую очередь, из-за отсутствия подходящего диагностического оборудования. Доходило даже до «обвинений» блока управления отопителем в сбоях системы управления двигателем.
Накопив опыт, в том числе горький, специалисты ВАЗа рука об руку с коллегами из самарской фирмы НТС внедрили систему диагностики отопителя. Теперь блок управления (фото 1), микромоторедуктор (фото 2) и датчик температуры салона (фото 3) в любой момент можно допросить с пристрастием. С выбором диагностического прибора мудрить не стали. Это либо ДСТ-2М с соответствующим картриджем, либо его более современный, программируемый аналог ДСТ-10.
Но владельцев «десяток» с устаревшим вариантом блока управления (2110) с режимом «А» мы огорчим: продиагностировать эту систему не получится (на фото 1 справа). Система диагностики рассчитана на новый вариант автоматического управления отопителем (САУО) с блоком 2111 (на фото 1 слева). Тот и этот похожи, но у современного нет режима «А», а скоростей — четыре. Блоки невзаимозаменяемы — пусть одинаковые разъемы не вводят в заблуждение. Если на место прежнего поставить новый, то при прогреве салона он будет не открывать заслонку, а, наоборот, прикрывать.
Для диагностики САУО используется тот же разъем, что и для контроля управления двигателем (снизу панели приборов, чуть правей рулевой колонки). Подключаем сканер, включаем зажигание — и выбрав пункт «климатическая установка» (САУО), нажимаем клавишу «ввод». Сканер обязан связаться с блоком управления отопителем — об этом известит стрелка в правом верхнем углу дисплея (фото 4). Если здесь высветится крестик — связи нет. Наиболее вероятная причина — отсутствие провода, соединяющего К-линию с блоком управления. Проверим это — извлекаем блок из консоли (предварительно сняв расположенные рядом заглушки); на задней стенке блока есть разъемы Х1 и Х2. Контакт 12 разъема Х1 должен быть соединен с контактом 7 колодки диагностики — все они для удобства пронумерованы. Если провода нет, проложим свой. Понадобится небольшой (около 0,5 м) отрезок провода и одна клемма под колодку разъема Х1. Работа нехитрая, времени много не отнимет. Сделали?
Вновь включаем сканер. Стрелка в правом верхнем углу дисплея есть, значит, можно приступить к диагностике. Первым делом просмотрим список ошибок в памяти блока.
В отличие от системы управления двигателем, здесь не предусмотрено контрольной лампы («Проверь САУО»). Так что о неполадках с отопителем мы судим (помимо самих результатов плохой работы) по реакции на них сканера: если какой-либо элемент вышел из строя, блок зафиксирует ошибку и запишет ее код. Кроме пункта ошибки, на дисплей сканера выводятся уже известные по диагностике двигателя пункты: общие параметры, параметры по группам, исполнительные механизмы. Одновременно можно проверить номер блока и дату записи программного обеспечения.
Параметры по группам, в свою очередь, могут быть разделены на «пользовательские» и группы «по умолчанию»! Иначе говоря, дело диагноста — молча согласиться с разработчиком сканера и воспользоваться предложенными группами либо создать свои, пользовательские.
Одновременно удается контролировать до семи параметров работы САУО (фото 4). Все сокращения, заметьте, на русском языке. Удобно — ведь у некоторых элементов очень длинные названия. Например, что такое ЭДДТВС? Электрический двигатель датчика температуры воздуха в салоне. В помощь тем, кого это может смутить, разработчики предусмотрели функцию подсказки по переменным: нажмем на клавишу «1» — и сканер расшифрует сокращение (фото 5).
Мы убедились на собственном опыте, что освоение азов диагностики системы отопления отнимает немного времени. Польза же от нее немалая. Теперь механик избавлен от необходимости поочередно проверять узлы системы, а любой, кто хоть раз пытался подобраться к микромоторедуктору, упрятанному в труднодоступное место «десятки», оценит новую систему по достоинству.
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТОПИТЕЛЕМ
Рис. 7–47. Схема системы автоматического управления отопителем: 1 – электродвигатель вентилятора; 2 – дополнительный резистор; 3 – контроллер; 4 – монтажный блок; 5 – выключатель зажигания; 6 – датчик температуры воздуха в салоне; 7 – выключатель рециркуляции; 8 – клапан рециркуляции; 9 – микромоторедуктор привода заслонки отопителя; А – к выключателю освещения приборов; В – к источникам питания
Система предназначена для обеспечения заданной температуры в салоне автомобиля. Управляющим узлом системы является контроллер 3 (рис. 7–47) типа 13.3854, имеющий две рукоятки управления. Левой рукояткой (задатчика температуры) задается желаемая температура в салоне (диапазон от 16 до 30 С), а правой рукояткой устанавливается режим работы вентилятора: 0 – вентилятор выключен, I – средняя частота вращения вентилятора, II – малая частота вращения вентилятора, А – автоматическое управление вентилятором. Между рукоятками управления расположена кнопка выключения контроллера. Адреса выводных штекеров контроллера даны в табл. 7–7.
Адреса выводных штекеров контроллера системы управления отопителем
В контроллер поступает информация от:
– датчика 6 температуры воздуха в салоне (в датчик встроен малогабаритный вентилятор);
– датчика положения вала микромоторедутора 9 привода заслонки отопителя, т.е. информация о положении заслонки отопителя.
На основе полученной информации и заданной температуры воздуха контроллер управляет положением заслонки отопителя, подавая соответствующие сигналы на микромоторедуктор привода заслонки.
Если рукоятка переключателя режимов работы вентилятора находится в положении А, то контроллер управляет также частотой вращения вентилятора в зависимости от разности температуры воздуха в салоне и задатчика температуры.
Для ускоренного прогрева воздуха в салоне служит клапан 8 рециркуляции с выключателем 7. При включении клапана перекрывается поступление в салон наружного воздуха и через отопитель циркулирует только воздух салона.
Электродвигатель 1 вентилятора отопителя применяется типа 45.3730, с возбуждением от постоянных магнитов.
Для получения малой частоты вращения служит дополнительный резистор 2. Он имеет две спирали – одну сопротивлением 0,23 Ом и вторую – 0,82 Ом. При включении в цепь питания электродвигателя обеих спиралей обеспечивается 1-я скорость вращения вентилятора, если включена спираль сопротивлением 0,23 Ом – 2-я скорость. При включении электродвигателя без резистора ротор вентилятора вращается с максимальной 3-й скоростью (4100 мин -1 ).
Неисправный электродвигатель рекомендуется заменять новым. Единственно возможный ремонт – зачистка коллектора.
Данные для проверки электродвигателя вентилятора
Частота вращения вала при нагрузке электродвигателя крыльчаткой * при напряжении 12 В и температуре (25±10) С, мин -1 . 4100±200
Потребляемая сила тока при указанной нагрузке и частоте вращения, не более, А. 14
* Соответствует нагрузке вала моментом 0,216 Н·м (0,022 кгс·м)
Регулировка системы отопления
Расположите ртутный термометр около датчика температуры салона и замерьте температуру воздуха в салоне. Включите контроллер отопителя, установите рукоятку управления вентилятором в положение А, поставьте задатчиком температуры контроллера температуру на 2 С выше температуры воздуха в салоне и выдержите 15 мин при закрытых дверях и поднятых стеклах дверей.
Если через 15 мин температура воздуха в салоне не будет соответствовать заданной, то выньте контроллер из гнезда и с помощью регулятора (переменный резистор, выведенный под шлиц на левой стороне контроллера) подрегулируйте установку температуры.
Для увеличения температуры необходимо повернуть регулятор по часовой стрелке, а для уменьшения – в другую сторону.
Снова проверьте работу системы отопления, повторив указанные выше операции.