1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крышка расширительного бачка — назначение, поломки

Крышка расширительного бачка — назначение, поломки

От целостности крышки расширительного бачка зависит работоспособность всей системы. Многие автомобилисты привыкли проверять элемент на предмет разгерметизации при помощи рта, но лучше не ставить эксперименты над своим здоровьем. Как известно, расширительный бачок необходим для хранения охлаждающей жидкости, без которой двигатель не может полноценно работать. Именно на этом бачке находится специальная крышка. Среди специалистов она называется клапанной крышкой. Несмотря на то, что устройство кажется простым, на него возлагается большая ответственность и нагрузка.

Один клапан крышки необходим для того, чтобы сбрасывать избыточное давление, другой служит для его нагнетания

От целостности крышки расширительного бачка зависит работоспособность всей системы охлаждения мотора. Во время работы двигатель нагревается до высокой температуры. Охлаждающая жидкость занимается тем, что забирает часть тепла на себя для предотвращения перегрева двигателя. В тот момент, когда охлаждающая жидкость нагревается, она увеличивается в объеме. Вместе с этим возрастает давление в системе. Чем горячее силовой агрегат, тем выше давление в системе охлаждения. Чтобы избежать разрыва патрубков и бачка, а также радиатора и прочих элементов, используется клапанная крышка. Поэтому важно не только правильно закручивать ее, но и периодически проверять на целостность. По нескольким признакам можно определить, что элемент нуждается в ремонте или замене на новый.

Крышка расширительного бачка необходима не только для снижения давления. В конструкции предусматривается 2 клапана или 1, который сочетает в себе сразу 2 функции. Один клапан необходим для того, чтобы сбрасывать избыточное давление, другой служит для его нагнетания. Чтобы силовой агрегат работал исправно, ему нужно поддерживать рабочую температуру. Как правило, она находится в пределах 95 — 120 градусов. Это зависит от особенностей конструкции мотора. При нормальных температурных показателях расширение антифриза происходит примерно на 30%, что создает в системе избыточное давление. Нормальное давление — 1.1-1.5 атмосферы. Клапанная крышка бачка при необходимости способна выводить из системы лишнее давление или, наоборот, создавать его.
Если крышка исправна, двигатель будет работать в обычном режиме. Если же есть дефекты, последствия могут оказаться губительными для мотора.

Признаки неисправности. Перед тем как менять крышку или покупать новую, нужно убедиться в том, что старая вышла из строя и не может выполнять свои функции. Как правило, самыми первыми признаками являются следующие:
1) из-под капота идет густой дым белого цвета;
2) двигатель перегревается, но печка холодная;
3) сорвало хомуты;
4) разорвало трубки система охлаждения;
5) нарушилась герметичность генератора;
6) нарушилась циркуляция антифриза.

Если имеются видимые повреждения, значит крышка нуждается в замене

Проверка. Проводить диагностику элемента лучше всего в сервисе. Специалисты для этих целей используют насосы, чтобы создавать оптимальное давление. Проверить крышку бачка можно и самостоятельно. Первым делом нужно заглушить мотор и дать ему остыть, а потом снять крышку с бачка. Первое правило — изучить состояние визуально. Если имеются видимые повреждения, значит она нуждается в замене. Отсутствие видимых повреждений не говорит о целостности элемента. Поэтому нужно закрутить крышку, завести мотор и подождать, пока он дойдет до рабочей температуры. После этого нужно встать возле бачка и прислушаться к посторонним звукам. Если есть шипение, это говорит о том, что клапан удерживает избыточное давление. Если шипения нет, нужно проверить систему на нагнетание. Для этого следует прощупать патрубки. Если они сжаты или вдавлены, значит клапан не работает.

Итог. Крышка расширительного бачка ответственна за давление в системе охлаждения двигателя. При неисправности этого элемента можно столкнуться с проблемами при работе двигателя.

Решаем проблемы с крышкой расширительного бачка

Роль системы охлаждения мотора переоценить трудно. При этом считается, что самыми важными частями этой системы являются помпа и радиатор. Но так ли это на самом деле? К примеру, какие тайны скрывает обычная маленькая крышечка на горловине расширительного бачка?

Что такое крышка расширительного бачка

Говоря по правде, мало кто из водителей придаёт большое внимание такой части своей машины, как крышка на расширительном бачке. 90% владельцев авто считает, что крышка выполняет роль запирающего устройства, то есть просто препятствует респлёскиванию охлаждающей жидкости во время движения. Однако это мнение дилетантов.

Крышка бачка действительно является запорным устройством, но это не единственная её функция. Внутри крышки располагаются два клапана, которые стабилизируют показатели давления в системе охлаждения и берегут двигатель от воздействия высоких температур.

Крышка плотно прилегает к краю бачка, засчёт чего создаются условия для полной герметизации системы охлаждения

Устройство и функции

Итак, крышка в своём составе содержит следующие элементы:

корпус, выполненный из твёрдых сплавов пластика;

прорезиненую прокладку, выполняющую роль уплотнителя;

два клапана, один из которых понижает высокое давление в системе, а другой — поднимает, если это необходимо.

В составе крышек разных моделей автомобилей может входить от одной до трёх пружинок

По сути, крышка расширительного бачка представляет собой датчик регулировки давления. Ведь при прогревании мотора повышается и температура охлаждающей жидкости, в связи с чем её объём увеличивается. Чем больше прогревается антифриз или тосол, тем выше давление в системе охлаждения. При пиковых температурах количество охлаждающей жидкости может увеличиться засчёт расширения на 20%. Разумеется, при таких нагрузках может разорваться как сам бачок, так и подходящие к нему патрубки. Чтобы этого не произошло, в крышку бачка встраивается предохранительный клапан, который понемногу стравливает лишнее давление.

Второй клапан носит название вакуумного, так как его основная задача — повышать давление в системе. Он работает преимущественно в зимнее время года, когда автомобиль паркуется на ночь на открытых площадках. За время стоянки охлаждающая жидкость быстро остывает и начинает уменьшаться в объёме. Соответственно, и давление в системе быстро падает. Когда водитель запускает мотор, антифриз не может качественно его охлаждать. Чтобы стабилизировать давление охлаждающей жидкости, в крышку бачка устанавливается вакуумный клапанный механизм.

Если крышка потеряла герметичность, то может вылететь с горловины бачка под действием высокого давления

То есть крышка расширительного бачка на автомобилях работает «в обе стороны» — она может как понижать, так и повышать давление. Несмотря на свою кажущуюся простоту, крышка выполняет работу первостепенной важности и, можно сказать, бережёт шланги и радиатор от повреждений.

Как работает крышка бачка для охлаждающей жидкости

Система охлаждения ДВС полностью герметична. Однако в силу того, что охлаждающая жидкость изготавливается на основе метилового спирта, в процессе нагревания она может увеличиваться в объёме.

Поэтому излишки жидкости, а также сдавленный воздух поступают при нагревании в резервную ёмкость — расширительный бачок. Если воздух в системе сильно сжимается из-за повышения объёма жидкости, то срабатывает выпускной клапан в крышке: он чуть приоткрывается, и излишки воздуха выходят наружу.

Далее, когда машина долгое время стоит, происходит обратная реакция: мотор и жидкость остывают, из-за чего объём тосола резко сокращается. Соответственно, в системе появляются воздушные пробки. Благодаря клапану на впуск эти пробки быстро устраняются из системы.

Клапаны в крышке поддерживают необходимое давление в системе

Как проверить работоспособность клапанов

Самостоятельная проверка крышки расширительного бачка затрудняется тем, что без специального прибора невозможно узнать, есть ли давление в системе или нет. Поэтому в сервисных центрах используют приборы, оснащённые насосом и манометром, которые дают точную оценку работоспособности крышки и каждого клапана в отдельности.

Для диагностики крышки бачка используется специальный прибор, в составе которого насос и манометр

Однако существует простой способ проверки крышки бачка:

На холодном двигателе выкрутить крышку из горловины бачка.

Осмотреть изделие со всех сторон: нет ли трещин, вмятин, сколов, разрывов.

Если механических повреждений нет, то крышку закрутить обратно.

Далее завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры.

На заведённом моторе аккуратно открутить крышку.

В определённый момент из-под неё должны вырваться газы — это говорит о том, что клапанный механизм находится в исправном состоянии.

Оценить состояние подключённых шлангов. Если они сильно деформированы, смяты или раздуты, то клапан на понижение давление точно не работает.

При проведении проверки важно потихоньку выполнять открытие крышки, так как охлаждающая жидкость может вырваться из бачка под большим давлением

Выполнив эти простые действия, можно определить, работают ли клапаны на крышке бачка или нет.

Симптомы неисправности

Выход из строя клапана высокого давления обычно сопровождается тем, что из системы начинает выбрасываться охлаждающая жидкость даже при нормальном давлении. Либо же при сильном нагревании антифриза не происходит стравливание давления. Водитель может заметить эту неполадку по клубам пара из-под капота. Во время движения мотор начинает греться, повышается температура и у охлаждающей жидкости. Выбросы антифриза попадают на впускной коллектор, из-за чего тот начинает быстро испарять жидкость.

Если же проблема кроется в вакуумном клапане, то будут наблюдаться совершенно иные признаки неисправности. В патрубках системы охлаждения возникают воздушные пробки, так как клапан не выравнивает давление. Из-за этого в работе мотора могут возникать провалы, так как низкое давление охлаждающей жидкости не позволяет корректно двигаться цилиндрам. При этом первый признак этой неисправности — горячий мотор и холодный воздух из печки одновременно.

Ещё симптомами неисправности крышки расширительного бачка считаются разрывы шлангов или срывание хомутов патрубков. К тому же из-за дестабилизации внутреннего давления могут выйти из строя все соединения шлангов и патрубков системы. Поэтому при первых признаках расширения (вдавливания) шлангов следует сразу же поменять крышку расширительного бачка на автомобиле.

Деформация патрубков — это явный признак неисправности крышки расширительного бачка

Ремонт крышки расширительного бачка своими руками

Ремонтные работы крышки бачка настолько просты, что под силу даже ребёнку. Это связано с тем, что сама конструкция крышки упрощена до минимума. Итак, чтобы отремонтировать крышку и клапаны в ней, необходимо совершить следующие действия:

Выкрутить крышку из горловины бачка.

Резиновый уплотнитель внутри крышки поддеть плоской отвёрткой и вынуть.

Далее снять пружину.

Под ней стоит маленькое устройство клапана — отвёрткой нужно поддеть и его и вытащить. Рядом располагается второй клапан — он вытаскивается по примеру первого.

После этого вычистить всю грязь, которая скопилась в крышке. Лучше всего использовать обычный мыльный раствор и ватные палочки.

Далее, если клапаны, пружинка и резиновый уплотнитель находятся в нормальном состоянии, последовательно установить их на место.

Крышку закрутить на горловину бачка и проверить герметичность системы после прогрева мотора.

После очистки и установки элементов крышка должна выполнять свои функции в полном объёме

Каковы последствия неисправности крышки

Как уже было сказано выше, крышка на бачке расширения призвана стабилизировать давление охлаждающей жидкости в системе. Соответственно, если не будет работать клапанный механизм, стравливание излишков давления происходить не будет — это грозит разрывом как шлангов, так и радиатора. В редких случаях из-за высокого давления тосола трещину даёт сам бачок.

Низкое давление в системе опасно тем, что образуются воздушные пробки. Из-за них мотор не охлаждается в нужной мере и может закипеть.

Поэтому состояние крышки расширительного бачка нужно периодически проверять. Практика вождения показывает, что смена крышки раз в два или три года полностью исключает возникновение проблем с клапанами.

Водителю любого автомобиля необходимо знать о назначении и функциях такого маленького элемента системы охлаждения, как крышечка расширительного бачка. Шутки с охлаждением двигателя никогда не заканчиваются хорошо, поэтому лучше раз в два года покупать новую крышку, чем проводить установку радиатора или новых патрубков из-за разрывов.

Копирайтер, рукодельница, путешественник (4 голоса, среднее: 2.5 из 5)

Начала уходить ОЖ, крышка расширительного бачка или что-то другое? (методы проверки крышки расширительного бачка (решено)

Filitsin
Участник
  • 25.04.2007
  • #1
  • Помогите советом. Начала уходить ОЖ. Причем рывками. Один день держится уровень нормально, потом за 60 км по пробкам уходит ниже мимнимума. подтеков по патрубкам не наблюдается. Есть небольшие подтеки в районе расширительного бачка. На сервисе все облазили — никаких утечек не нашли, заменили хомут РБ.
    При этом на холодную при открытиии крышки РБ большое остаточное давление в системе. Варианты с прокладкой ГБЦ проверял — масло чистое, антифриз тоже, выхлоп нормальный. В салоне тоже сухо.
    Температура двигателя нормальная, термостат открывается, вентилятор включается.

    Вопрос: может самый простой вариант — крышка РБ? Если крышка — то как она может влиять на уменьшение уровня ОЖ?

    El Golfo
    Профессиональный советчик
    • 25.04.2007
  • #2
  • Filitsin
    Участник
    • 25.04.2007
  • #3
  • El Golfo
    Профессиональный советчик
    • 25.04.2007
  • #4
  • ten70
    Оракул
    • 25.04.2007
  • #5
  • Остаточное давление должно быть.

    Нужно искать, где утекает.

    AudiS6
    Guest
    • 25.04.2007
  • #6
  • Есть среди автомехаников такой термин как
    «шашель»..

    Это когда вот систему охлаждения, или заправят непонятным, типа «ГеленаХимАвто Тосол-А40М», или просрочат смену G11 — тогда в системе остаётся осадок, химические вещества, которые могут «скушать» алюминий головки блока.
    Вот.. Я когда работала на автосервисе мастером смены, у меня на столике лежала головка с одного Golf-II, я ей клиентов пугала
    .. насколько вроде, «безобидный» Тосол может изнутри «полголовы» растворить..

    А однажды, «шашель» сделал в одной голове малю-усенькую дырочку, как вот укол.. из области каналов охлаждения в камеру сгорания..

    Лично я шла навстречу клиентам, и просила автомехаников в случае подозрения.. когда все соединения затянуты, и шланги системы ОЖ не повреждены, снять крышку РБ, и накачать в систему под 1мПа воздуха, и следить за «сохранностью» этого давления, чтобы не снижалось.. Это говорило об отсутсвии «шашеля», и прогара прокладки ГБЦ.

    В крышке РБ находится два клапана, впускной и выпускной. Первый — это когда температура ОЖ «снижается», снижается и уровень ОЖ в РБ.. и на освободившееся место, необоходимо заполнить воздухом, ради предотвращения вакума.
    Второй — срабатывает при превышении давления, и выбрасывает пары из РБ.
    Если неисправны и «1» и «2» клапан — машина будет перегреваться..
    А при неисправности выпускного клапана.. ещё и сами шланги радиатора раздуются и станут «цементными»..

    ten70
    Оракул
    • 25.04.2007
  • #7
  • Это уже интересно.

    Откуда там 2 клапана? В крышке бачка только один видел, в виде резинового колечка на центральной вставке крышки.
    Второй где?

    AudiS6
    Guest
    • 25.04.2007
  • #8
  • ten70, а можно както выложить рисунок, или хотя бы общую фото крышки.

    apanet
    Постоянный участник
    • 25.04.2007
  • #9
  • El Golfo
    Профессиональный советчик
    • 25.04.2007
  • #10
  • Остаточное давление должно быть.

    Нужно искать, где утекает.

    ten70
    Оракул
    • 25.04.2007
  • #11
  • Возможно ты права, если резиновое колечко тоже является клапаном.
    Оказывается в центральной вставке тоже есть что то.

    AudiS6
    Guest
    • 25.04.2007
  • #12
  • Я же писала.. Тосол поднялся в бачке, и начал остывать.. А система герметична: вывод.

    Filitsin
    Участник
    • 25.04.2007
  • #13
  • ten70
    Оракул
    • 25.04.2007
  • #14
  • Я же писала.. Тосол поднялся в бачке, и начал остывать.. А система герметична: вывод.

    Излишек давления выше 1.2 Атм стравливается в воздух, это понятно

    Где второй клапан?

    Скажу свою версию, как понимаю.
    Давление в системе охлаждения должно быть выше атмосферного, но не более 1.2 Атм. Объяснять думаю не надо.
    Поэтому достаточно иметь один клапан в крышке бачка, чтобы выпускать излишки наружу.
    Внутрь впускать воздух для выравнивания давления с атмосферным по мере остывания двигателя не вижу целесобразным. Это делается само собой, в зависимости от качества герметичности системы охлаждения.

    Если после ночной стоянки открутить крышку и услышать ПШИК, то можно судить о уровне герметичности системы охлаждения.

    У автора сплошные противоречия по этому поводу, возможно он не учитывает, что уровень ОЖ может плавать. На холодной машине будет один, а на горячей — другой.

    AudiS6
    Guest
    • 25.04.2007
  • #15
  • ten70, предположим, что в РБ от отметки «МИН» до пробки есть какойто объём воздуха.
    В системе охлаждения создаётся некоторое давление исходя из желания поднять температуру ОЖ без риска вскипания..
    От нагревания ОЖ расширяется в расширительном бачке, и сжимает воздух. Излишки воздуха стравливаются выпускным клапаном.
    Выпускной клапан, кстати, имеет имя собственное — «паровой».

    Когда на неработающем моторе ОЖ остывает, она стремится вернуться на прежний уровень ( в нашем случае — на отметку «МИН» ). Но, некоторая часть воздуха из РБ вышла вместе с паром: тю-тю .
    При остывании, свободный от ОЖ объём в РБ обратно увеличивается, и необходимо его заполнить воздухом. А, основное условие для правильной работы системы охлаждения — её 200% герметичность.
    Вопрос: откуда тогда брать воздух из атмосферы, если выпускной ( «паровой» ) клапан, как диод в радиоэлектронике, работает только в одном направлении. На «out».

    А вот для этого, в крышку РБ и вмонтировали впускной, он же по «науке» — «воздушный» клапан, который срабатывает как только в РБ создаётся намёк на разряжение.
    Если в крышке РБ не будет впускного ( «воздушного» ) клапана — внутри бачка образуется пустота, и есть риск нарушения циркуляции ОЖ.
    Впускной клапан находится в центре пробки.

    _______________
    Касательно вопроса авторы темы — я ему говорила своё ИМХО:
    ШАШЕЛЬ!
    Необходимо в систему охлаждения закачать воздух, и проверить, сколько времени будет держать давление манометр..
    Это можно сделать на СТО.

    Не держит давление крышка расширительного бачка

    Как определить неисправность крышки расширительного бачка автомобиля? Какие последствия возможны?

    Начинающие автолюбители, как правило, не придают особого значения состоянию крышки расширительного бачка. Полагая, что её единственное предназначение – избежать потери антифриза из-за расплёскивания или испарения.
    Но это справедливо лишь отчасти – крышка служит своего рода регулятором давления в системе охлаждения. Неисправность крышки расширительного бачка может привести к печальным результатам.

    Например, если неисправна последствия такие – вытекание ОЖ из-за слетевшего патрубка и необходимость замены блока цилиндров или его головки.

    Как работает крышка расширительного бачка, параметры

    Мы привыкли, что задача любой крышки — герметично закупоривать сосуд или другую емкость. Но с этой крышкой все намного сложнее, чем многим кажется. Все дело в том, что современные системы охлаждения — замкнутого типа, а это значит, что антифриз должен циркулировать под определенным давлением, нагнетаемым помпой. Практически во всех двигателях автомобилей ВАЗ с инжектором помпа создает давление не менее 1,5 бар, а в карбюраторных моторах ВАЗ 2101-2108 среднее давление в пределах 0,8-1,2 бар.

    Такое давление необходимо поддерживать для того, чтобы антифриз не закипал при работе двигателя. Дело в том, что даже самый правильный антифриз может закипеть при 100 ˚С, если давление не будет выдержано в пределах нормы.

    Как известно, рабочая температура в двигателях ВАЗ 2101-2108 с карбюратором составляет максимум 95 ˚С, а во всех инжекторных моторах — от 97 до 105 ˚С. Но даже при высоких нагрузках и в жаркую погоду антифриз может нагреваться вплоть до 130 ˚С и при этом не закипает. Это происходит благодаря поддержанию выверенного давления в системе охлаждения, но если оно упадет, жидкость закипит со всеми вытекающими последствиями. Тогда воздушной пробки не избежать.

    Поскольку система охлаждения имеет замкнутый контур, то и регулировать давление, вроде как, нечему. А вот здесь на помощь и приходит наша крышка расширительного бачка. Ориентируясь на атмосферное давление, крышка способна удерживать давление в системе в пределах нормы — при необходимости выпустить лишний воздух и сбросить излишнее давление, а при когда давление в двигателе ниже атмосферного, клапан крышки открывается и воздух всасывается в систему, стабилизируя параметры.

    Работа клапана


    Поддержание давления на уровне 1,1 – 1,5 кг/см2 обеспечивается предохранительным клапаном крышки, открывающимся при превышении предельного значения.
    Кроме того, после того, как двигатель остынет и ОЖ начинает уменьшаться в объёме, открывается атмосферный клапан – для впуска воздуха, во избежание возникновения излишнего разрежения в системе.

    Для того, чтобы в полной мере оценить роль крышки расширительного бачка, необходимо подробнее ознакомиться с тем, как избыточное или недостаточное давление влияют на состояние не только системы охлаждения, но и двигателя в целом.

    Чем опасен избыток или недостаток давления?

    Чрезмерное воздействие изнутри на детали системы охлаждения способно, как минимум, привести к срыванию со штуцеров патрубков. Но могут быть и худшие последствия – разрывание корпуса термостата или расширительного бачка. Бывали также случаи разгерметизации радиаторов охлаждения двигателя или отопителя, а также прорыв паров через прокладку ГБЦ.

    Пагубное влияние низкого давления не столь очевидно. Но именно оно приводит к закипанию антифриза.
    А кипение не только нарушает теплоотвод от деталей, но и вызывает их кавитационную эрозию, то есть вырывание частиц металла с поверхности. Поверхность деталей становится как бы изрытой, что со временем становится причиной их разрушения.

    В «зону риска» попадают такие дорогостоящие части мотора, как блок цилиндров и головка.

    Если не будет открываться атмосферный клапан при охлаждении антифриза, то в системе охлаждения возникнет разрежение, достаточно сильное для того, чтобы спровоцировать подсос воздуха через уплотнительные прокладки, соединения патрубков со штуцерами и пр. Попавший в систему воздух образует паровоздушные пробки, «запирающие» трубопроводы и нарушающие циркуляцию ОЖ.

    Резюмируя вышесказанное, можно кратко сформулировать ответ на вопрос о том, что будет если неисправна крышка расширительного бачка:

    1. Разрушение элементов системы охлаждения.
    2. Уменьшение срока службы некоторых узлов и агрегатов двигателя.
    3. Нарушение циркуляции ОЖ.

    Признаки неисправной пробки


    Как определить неисправность?
    Характерным признаком поломки предохранительного клапана, не «запирающего» расширительный бачок, является преждевременное (при температуре около 100°С) закипание антифриза, «выбрасывающегося» в бачок.

    Иногда может идти пар из под капота, охлаждающая жидкость выплескивается на горячий выпускной коллектор. При этом стрелка температуры двигателя находится в зеленой зоне.

    Для чего многие водители ездят с открученной крышкой расширительного бачка?

    Заводская конструкция системы охлаждения двигателя на отдельных автомобилях далека от идеала. Часто отмечаются различного рода неисправности, в том числе с расширительным бачком, крышка которого не может стравливать воздух, что приводит к серьезным повреждениям радиатора и многочисленных патрубков. В качестве профилактики таких неисправностей автовладельцы вовсе используют автомобили без крышки расширительного бачка. Поговорим поподробнее о том, допускается ли подобная эксплуатация и не нанесет ли это вред автомобилю.

    Открученная крышка расширительного бачка

    Конструкция системы охлаждения двигателя

    Система охлаждения двигателя обеспечивает правильную работу мотора, не позволяя ему перегреваться, исключая термические деформации силового агрегата. Циркулирующая в патрубках жидкость направляется через радиатор, где она быстро охлаждается, предупреждая закипание антифриза. Рабочая температура антифриза может достигать 90 градусов и более, в подобном случае в системе повышается давление, для сброса которого предназначен специальный клапан в крышке бачка.

    Расширительный бачок с клапаном

    Через такой клапан стравливается лишний воздух, что исключает повреждение трубок и радиатора распирающим антифризом.

    При появлении протечек в системе существенно уменьшается объем циркулирующего по трубам антифриза, мотор начинает плохо охлаждаться, в конечном счёте, появляются трещины головки блока цилиндров, возникающие по причине её термической деформации. В последующем такой ремонт обойдется автовладельцу в круглую сумму, часто двигатель при подобных поломках уже не подлежит восстановлению. Поэтому требуется в обязательном порядке следить за состоянием всех элементов системы охлаждения, проверяя бачок и патрубки на предмет появления протечек, выполняя соответствующую диагностику и ремонт имеющихся неисправностей.

    Расширительный бачок на отечественной классике

    Ремонт своими руками

    Восстановление работоспособности этого клапанного элемента состоит из трех этапов: разборки, чистки, замены поврежденных элементов.

    Ремонт этой части расширительного бачка своими руками сможет осуществить даже новичок, придерживаясь внимательности и аккуратности. Для этого понадобится только отвертка с тонким плоским концом.

    Работы нужно проводить в такой последовательности:

    • выкрутить данную деталь, тщательно протереть ее внутреннюю поверхность, избавившись от капель антифриза;
    • с помощью отвертки удалить резиновый уплотнитель;снять пружинку, которая находится под резинкой;

      после этого извлечь ставшие доступными элементы клапана;

    • используя ватные палочки, мыльный раствор, промыть внутреннюю полость крышечки;
    • в случае видимых повреждений, деформаций, произвести замену пружинки, резинового уплотнителя;

    • установить все детали последовательно в обратном порядке.

    Дорогой или дешевый антифриз — стоит ли платить больше?

    Таким образом, регулярный контроль состояния расширительного бачка на протяжении эксплуатации авто является важной задачей для обеспечения оптимальных условий работы двигателя. Осуществить диагностику, профилактику и ремонт клапанной крышечки сможет каждый автолюбитель.

    • Игорек says:
      Спасибо, реально полезная статья.

    Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка. (По моему мнению, это лучший способ).

    Большинство водителей даже не подозревают насколько сильно система охлаждения двигателя зависит от такого маленького и простого элемента, как крышка расширительного бачка. В этой статье я постараюсь объяснить, какую роль играет крышка, к каким последствиям может привести её поломка, а также покажу, как можно очень просто проверить её.

    Роль крышки расширительного бачка.

    Неопытные водители считают, что эта крышка только и делает, что запирает расширительный бачок, чтобы из него не выплёскивалась охлаждающая жидкость. Но это далеко не так, ведь крышка таит в себе гораздо больше секретов.

    Благодаря крышке в системе охлаждения поддерживается нужное давлений

    , она является неким регулятором, который стравливает избыточное давление при нагреве двигателя, и не даёт создаться вакууму и воздушным пробкам при его остывании.

    Крышки расширительного бачка оснащаются одним или двумя клапанами, которые выполняют роль регулятора давления. Их поломка может привести к самым печальным последствиям.

    К каким последствиям может привести поломка крышки расширительного бачка.

    Тут всё зависит от того, какой клапан выйдет из строя. Если сломается тот клапан, который стравливает избыточное давление, то в лучшем случае это будет утечка охлаждающей жидкости в результате срыва одного из патрубков. Если Вы вовремя этого не заметите, то двигатель запросто может перегреться.

    Ситуация буде хуже, если лопнет сам расширительный бачок, или появится трещина в радиаторе или отопителе салона. Тогда придётся раскошеливаться на новые запчасти

    Если же этот клапан заклинит в открытом положении, то нужного давления в системе не будет, соответственно температура кипения жидкости снижается.

    Что касается клапана, который работает при остывании двигателя, то последствия его поломки тоже могут быть неприятными.

    Например, образование воздушной пробки, из-за которой печка в автомобиле дует холодным воздухом при горячем двигателе. Неприятно получать такие сюрпризы зимой, уж поверьте.

    Кстати, как я уже говорил ранее, на моём автомобиле печка работает очень плохо, поэтому я и решил проверить работоспособность крышки. Заодно, поделюсь с Вами результатами и полезной информацией.

    Как проверит работоспособность крышки расширительного бачка.

    Всё буду рассказывать на собственном примере, фотографии тоже использую исключительно свои.

    Как самому проверить работу?

    Если честно, то это немного проблематично, клапану – крышке нужно создать или повышенное давление, или пониженное.

    Однако для начала нужно осмотреть ее визуально, если заметили трещины, потертости, разрыв уплотнительных прокладок, или прочие механические повреждения – то это скорее всего крышка. Также от времени могут прийти в негодность и внутренние элементы клапана, некоторые производители рекомендуют менять эти пробки каждые два — три года, тогда и проблем не будет.

    Теперь несколько простых способов определения неисправности:

    • Запустите двигатель, прогрейте его, затем аккуратно начинайте откручивать крышку, если произойдет «пшик», значит она держит свои «атмосферы», скорее всего рабочая.
    • Смотрим на толстые шланги, если они сильно деформированы, как бы сдавлены, то не работает вакуумный клапан – крышка под замену.
    • Есть еще один способ, но не всегда им можно воспользоваться. Откручиваем крышку с бачка, сильно сдавливаем один из толстых шлангов, затем не отпуская шланг закручиваем крышку – если они примет исходные формы, значит наша пробка рабочая. Если нет – менять. Минус только в том, что на многих современных иномарках сделать это достаточно сложно.

    Конечно на многих станциях есть специальные насосы давления, к которым прикручивают крышки с бачка и нагнетают — 1,5 атмосферы, после того как пересекается этот критический показатель, клапан должен открыться, если этого не происходит – значит она неисправна.

    В заключении хочется сказать – на многих иномарках крышка при откручивании ломается, внутри бачка остается сам клапан, и никак от туда не выходит. Это говорит о том что вакуум который создался внутри не дает ей выходить! Нужна замена, не потому что она сломалась, а потому что клапан – «сдох».

    Вот так вот статья получилась, для тех кто лениться, смотрим видео версию.

    НА этом заканчиваю, думаю было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ.

    (23 голосов, средний: 4,91 из 5)

    Похожие новости

    Можно ли залить воду в систему охлаждения двигателя. Летом или з.

    Антифриз или Тосол что лучше. Использовать — залить в ради.

    Защитная сетка на решетку радиатора. Ставить или нет?

    Как проверить крышку расширительного бачка на исправность работы клапанов

    Автомобиль — это механизм, в котором каждая деталь выполняет свою задачу. Неисправность одной может повлечь нарушение работы всех систем. Мало кто знает, насколько огромное значение имеет такой элементе в ДВС (двигатель внутреннего сгорания) автомобиля, как крышка бачка охлаждающего замкнутого контура, вот о ней и будет далее рассказано.

    С одной стороны, может показаться, что эта пробка просто не дает расплескиваться антифризу или тосолу. Не все так просто! Поверьте, если данная деталь в двигателе придет в негодность, у основных узлов автомобиля будут проблемы. Соответственно, вашему кошельку придется похудеть.

    Что необычного в крышке бачка с охлаждающей жидкостью

    Казалось бы, обычная пробка, которая закрывает емкость с жидкостью, но в основном весь негатив исходит из-за не ликвидности этого элемента ДВС. В данном элементе системы присутствуют 2 клапанных механизма (регулятора). Один сбрасывает избыточное давление, а другой наоборот, нагнетает воздух для увеличения давления.

    Когда система нагревается при запущенном двигателя автомобиля, клапан сбрасывает лишнее давление для поддержания системы в рабочем состоянии. В случае остывания двигателя давление падает в охлаждающем контуре. Чтобы патрубки не начали сжиматься, и система не пришла в нерабочее состояние, другой регулятор вступает в игру, увеличивая попадания воздуха из атмосферы внутрь системы.

    Немало важный факт, связанный именно с крышкой отечественного производства, заключается в том, что данную деталь порой нужно дорабатывать самому в гаражных условиях или на дому. С завода у пружин много витков, тем самым образуется плотное соприкосновение клапанов с крышкой.

    Поэтому они не могут выполнять свои функции в полном объеме. Водители-рукодельники исправляют дефект самостоятельно. Если же вы не разбираетесь в технической части автомобиля, то лучше обратиться в сервисный центр или заменить деталь.

    Как устроена крышка и принцип её работы

    Данный элемент имеет простое строение:

    • Пластмассовая крышка (оболочка);
    • 2 пружины с клапаном;
    • Пробка с отверстиями;
    • Резиновый уплотнитель.

    Принцип работоспособности пробки также очень прост: в случае чрезмерного нагрева охлаждающего контура, регулятор спускает избыточное давление. Наоборот, если оно в контуре низкое, регулятор пропускает через себя атмосферный воздух, чтобы набрать давление. Благодаря впускному клапану, охлаждающий контур постоянен.

    Если один из элементов охлаждающего контура окажется негерметичным, то в системе окажется воздух. В результате возникает воздушная пробка. К чему это приведет? Перегрев ДВС или нарушение циркуляции во всей системе.

    Признаки неисправности

    В случае перегрева ДВС водители стараются найти проблему под капотом, в частности проверяют крышку бачка охлаждающей системы, которая держит давление в охлаждающем контуре. Печальным результатом перегрева может стать антифриз (тосол), который может попасть в сам двигатель.

    Главной и основной проблемой является нарушение работы внутреннего клапана. При нарушении его работоспособности в систему попадает воздух, вследствие чего образовывается воздушная пробка. Она не дает правильно циркулировать антифризу (тосолу) внутри герметичной охлаждающего контура.

    Если крышка неисправна или сам впускной клапан, может произойти следующее:

    • Нарушение целостности шлангов из-за превышения срока эксплуатации или некачественных материалов;
    • Расплавление оболочки термостата;
    • Образование течи в радиаторе;
    • Нарушение целостности бачка, в котором находится охлаждающая жидкость.

    Важно! Чтобы предотвратить проблемы в ДВС, которые могут возникнуть стоит:

    1. Заменять неисправную деталь 1 раз в 2-3 года;
    2. Постоянно следить за уровнем и качеством антифриза, который залит в бачок системы.

    Почему давит антифриз из-под пробки бачка ОЖ

    Основной причиной выхода антифриза из расширительного бачка является неисправность пробки.

    Помимо самого запирающего элемента есть ряд других причин, из-за которых может выйти охлаждающая жидкость:

    • Трещина в корпусе бачка, в котором находится антифриз;
    • Разгерметизация охлаждающего контура, в результате прогара прокладки головки блока двигателя;
    • Плохая работоспособность помпы. Из-за нее циркуляция в охлаждающем контуре не позволяет внутренностям охладиться до приемлемой температуры;
    • Поломка термостата;
    • Трещины на радиаторе;
    • Трещины на соединениях шлангов и патрубков.

    Как правильно проверить крышку и устранить проблему

    Первоначально окинуть взглядом деталь на предмет повреждений. Неосмотрительность-главный фактор, который может навредить всей охлаждающей системы и двигателя в целом. При покупке новой крышки следует ее проверить на наличие повреждений, так как возможен брак с магазина.

    Если крышка без внешних дефектов, ее следует закрутить и завести двигатель. ДВС должен поработать, чтобы набрать рабочую температуру. После данного действия нужно осторожно прокручивать пробку против часовой стрелки. Должен появиться шипящий звук. Отсюда можно понять, что пробка, действительно, работает как надо.

    Пока двигатель заведен, следует проверить толстые патрубки охлаждающего контура. Если в системе несоответствующее давление (низкое), то патрубки на работающем двигателе будут вдавленными.

    Открутить крышку расширительного бачка и сдавить патрубок. После закрыть пробку и отпустить патрубок. Он должен прийти к изначальной форме при повседневном для силового агрегата давлении в охлаждающем контуре.

    Лучшим вариантом для теста пробки бачка системы является насос с измерительным показателем уровня давления в контуре.

    Диагностика элемента на автомобилях моделей Калина, Приора, Газель

    Чтобы понять исправность крышки, нужно не только проверить ее состояние, но и произвести диагностику атмосферным воздухом. В специальных сервисных центрах используют оборудование-насос давления, которые нагнетают необходимое количество атмосфер. Им можно вычислить работоспособность клапанов в крышке расширительного бачка.

    К примеру, у водителей на Приоре нет специального насоса, как ему проверить работоспособность крышки расширительного бачка?

    Диагностика качества работы пробки будет менее точная, но все равно можно выявить неисправности работы клапанов:

    1. Сначала следует заглушить двигатель.
    2. Как силовой агрегат автомобиля немного постоит, выкрутить пробку с горловины расширительного бачка.
    3. Провести осмотр детали на наличие ярко выраженных дефектов. Осмотреть резиновый уплотнитель внутри крышки.
    4. Если пробка в исправном состоянии, вернуть крышку обратно и снова завести двигатель.
    5. Ожидать, пока двигатель не наберет штатную температуру.
    6. Взять пробку в руку и плавно откручивать до шипящего воздуха. Если он появился, то клапаны в пробке готовы к дальнейшей эксплуатации.
    7. Двигатель заглушить и дать постоять.
    8. Осмотреть прилегающих к контуру шлангов. Если они будут втянуты, то в системе давление ниже нормы. Соответственно, вакуумный клапан не справляется с регуляцией давления.

    Это основная инструкция к моделям АвтоВАЗа. Данная инструкция подойдет к Калине, Приоре и моделям марки Газель.

    Проверка крышки на моделях ВАЗ 2108 – 2116

    У каждого поколения автомобилей, начиная с «восьмерки», технология обследования пробки бачка системы не особо различается. Разберемся по порядку.

    Осмотр элемента на ВАЗ 2108/2109

    Строение «восьмерок» и «девяток» позволяет произвести проверку готовность работы клапанов крышки всего за 60 секунд.

    Порядок действий такой:

    1. Открыть капот ВАЗа. Подождать пару минут, чтобы ДВС немного постоял после эксплуатации.
    2. Ослабить крышку бачка охлаждающего контура.
    3. Сжать подводящий патрубок, что есть силы.
    4. Одновременно со сжатием шланга затянуть пробку на горловине.
    5. Потом отпустить патрубок.

    Выпрямляется после сжатия, с клапанами все в порядке и вам нечего бояться.

    Диагностика пробки на ВАЗ 2110—2112

    Технология проверки данной детали в точности такая же, как и всех моделях автомобилей марки ВАЗ. Главное, чем отличается: при открытии крышечки механизм, который установлен в ней, может выпадать.

    Это не признак неисправности, просто заводской дефект. Если его правильно не установить, то данный элемент контура, увы, недолго проработает.

    Проверка детали для охлаждающего контура на ВАЗ 2113—2116

    Все просто, товарищи автомобилисты:

    1. Запустить двигатель.
    2. Приоткрыть капот и начинать откручивать крышку бачка системы.
    3. Если при первых же манипуляциях из-под крышки доносится звук газов, все в порядке и не о чем волноваться.

    Разработчики новых моделей русской марки создают более новые и сложные механизмы. Поэтому проверка работоспособности клапанов в кустарных условиях может не принести результатов. Придется в таком случае обращаться к специалистам в сервис. Там вам смогут продиагностировать крышку бачка охлаждающей системы при помощи специального оборудования.

    Какой можно сделать вывод

    Крышка расширительного бачка – это элемент, который жизненно необходим двигателю. Он играет роль не только запирающего устройства в подкапотном пространстве, но и своего рода регулятора. Пробка регулирует давление в системе охлаждения, что позволяет силовому агрегату работать исправно и без нареканий.

    Но если наступают моменты, которые заставляют засомневаться, что крышка неисправна, то следует ее проверить в обязательном порядке. Все способы и порядок действий описаны выше.

    В случаях, когда крышка в ненадлежащем состоянии, рекомендуется приобрести новую. Лучший вариант купить в специализированном автомагазине, именно той марки, которой владеете.

    Оригинальная крышка прослужит дольше, чем те, которые приобретаются на рынках. Установив оригинал, можно не беспокоиться о системе охлаждения в течение нескольких лет.

    Без клапана в крышке расширительного бачка ОЖ

    Добро пожаловать на ChipTuner Forum.

    Опции темы

    • Версия для печати

    алекс.13

    Она испаряется.
    (давление в системе охлаждения без крышки остается равным атмосферному, и температура кипения ОЖ понижается, то есть риск того, что закипишь, значительно возрастает, если раньше ты закипел бы с, например, антифризом G11 при 130, то теперь с ним же закипишь при 105

    а кавитация, она существует всегда, хоть при атмосферном давлении, хоть при 1,1, хоть при 10 кгс/см.кв.

    еще что плохо при низком давлении — датчик меряет температуру возле термостата, а в это же время возле цилиндров и в районе камеры сгорания она на 3-4 градуса выше, то есть когда при давлении 1,1 по датчику на приборке (или БК) будет 105, а в районе камеры сгорания 110, кипения нигде не будет, а если давления нет, и даже по приборке уже кипение, то в ГБЦ уже очень нехорошо будет, потому как на границе жидкости и поверхности раскаленного металла будет образовываться масса пузырьков воздуха, а воздух плохой проводник тепла — нагрев и перегрев участков ГБЦ, клапанных сёдел, направляющих обеспечен.
    )
    http://autolada.ru/viewtopic.php?t=274606

    Credo

    домовой Кузьма

    Она испаряется.
    (давление в системе охлаждения без крышки остается равным атмосферному, и температура кипения ОЖ понижается, то есть риск того, что закипишь, значительно возрастает, если раньше ты закипел бы с, например, антифризом G11 при 130, то теперь с ним же закипишь при 105

    а кавитация, она существует всегда, хоть при атмосферном давлении, хоть при 1,1, хоть при 10 кгс/см.кв.

    еще что плохо при низком давлении — датчик меряет температуру возле термостата, а в это же время возле цилиндров и в районе камеры сгорания она на 3-4 градуса выше, то есть когда при давлении 1,1 по датчику на приборке (или БК) будет 105, а в районе камеры сгорания 110, кипения нигде не будет, а если давления нет, и даже по приборке уже кипение, то в ГБЦ уже очень нехорошо будет, потому как на границе жидкости и поверхности раскаленного металла будет образовываться масса пузырьков воздуха, а воздух плохой проводник тепла — нагрев и перегрев участков ГБЦ, клапанных сёдел, направляющих обеспечен.

    Rus009

    Toshich_z

    ШИРОКИЙ

    леха67

    салгир

    леха67

    леха67

    Такая температура включения была в старых эбу, на 8-кл моторах, с мп7, вообще 107. На 16ве 101гр. Потом все изменили, и на данный момент есть 101-102гр, везде.

    Добавлено через 41 секунду

    вы с авто судя регистрации как минимум 12лет работаете,а это не усвоили.

    Работаю с начала 90-х.

    Добавлено через 3 минуты

    Часто то градусник в ОЖ ложили и грели ОЖ на плите? И учитесь читать, я написал, качественная ОЖ! А если не можете найти качественную ОЖ, то ставте пробки с вообже зажатым клапаном, многие так и делают, лишь бы не чинить авто.

    Добавлено через 4 минуты

    Точно могу сказать что стаж не всегда что то значит!иногда человек с несколькими годами опыта умней вещи говорит чем человек с опытом в несколько десятков лет.
    По вашему получается,если человек с регистрацией до 07года,то нужно его послушать и сделать как он сказал!?В профессионализме Andr не сомневаюсь!я всего лишь не согласен с тем что езда без клапана в пробке это нормально и что не закипишь.
    я даже не отрицаю что ТС будет всю жизнь ездить без клапана и не кипеть.
    но это все не надежно-это все будет на грани закипания!
    причем перед этим всем ТС нужно приобрести точный термометр,купить новый антифриз,довести его до кипения,возможно потом купить другой антифриз и опять доводить до кипения.
    Нужно быть проще-охлаждающая жидкость не должна закипать в исправной системе,не должна замерзать и становиться «шубой» при минусовых температурах указанного диапазона. и иметь антикорозийные свойства,а не как некоторые антифризы которые за несколько месяцев разъедают и метал ,и прокладки.
    на счет проверенных магазинов-этой зимой столкнулся с запуском и быстрым отключением вебасты на WV T5 . антифриз при минус 18-20 становился шубой и с утра вебаста запускалась и перегревалась из-за отсутствия «прокачки» антифриза. владелец брал в проверенном временем магазине.
    Да и не все живут там где есть большой выбор магазинов.
    Поэтому еще раз ТС- привести в порядок сож и не мудрить!
    И чем кипятить охлаждайку,лучше проверить пробку ,на рабочее давление.
    осенью на уаз пробку выбирал-когда назад в магаз отвозил,то говорили «и чем она тебя не устраивает-все берут и всех устраивает. » а мне вот на 2,5-3,5 пробки не устраиваюта регулировать их,это уже крайний случай.

    P/s Тем более ТС спрашивал о возможных последствиях-несколько человек ему изложили возможные последствия,но Andr каждому возразил. хотя все реальные вещи озвучили!

    Как проверить целостность и починить крышку расширительного бачка

    Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя авто, как правило, не вызывает подозрений на предмет исправности. На эту, как многие думают, весьма «скромную» по своей значимости деталь возложена очень ответственная задача – регулировать давление в охлаждающей системе. Когда крышка перестает с этим справляться, в лучшем случае будет закипать или вытекать жидкость, а в худшем – это приведет к поломке каких-нибудь узлов.

    Какую основную роль играет крышка бачка?

    У работающего двигателя, как известно, в системе охлаждения создается давление, отличное от обычного атмосферного. Это происходит в силу того, что охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается вместе с мотором, вследствие чего расширяется – увеличивается в объеме. В результате давление внутри системы охлаждения двигателя (СОД) возрастает, а она не контактирует с внешней средой, и ей некуда сбросить избыточное давление.

    С повышенным давлением в СОД разработчики современных автомобилей не борются «радикально» – не пытаются полностью от него избавиться. С помощью крышки бачка его регулируют. Повышенное давление в СОД используют для смещения момента закипания ОЖ. Ведь ни для кого не секрет, что при нормальном атмосферном давлении для воды он наступает при температуре 100 °C, для тосола – 105–110 °C, а для антифриза – 120 °C. Рабочая температура двигателей современных автомобилей очень близка к этим критическим значениям.

    Так, например, для карбюраторных ВАЗ она должна находиться в пределах 90–95 °C, а для инжекторных – 97–105 °C.

    Однако при некоторых режимах работы двигателя происходит кратковременное повышение его температуры до более высоких значений, что, впрочем, не приводит к выходу из строя исправного мотора, но вызывает такое же нагревание ОЖ. Например, на инжекторных ВАЗ 2109 у жидкости в такие моменты может быть 120–125 °C. Очевидно, что такого нагрева не перенесет даже антифриз. В то же время, возрастание давления любой жидкости приводит к увеличению ее температуры кипения.

    Инжекторный ВАЗ 2109

    Инженеры, проектирующие двигатели, давно выяснили – чтобы ОЖ не закипала даже при кратковременном критическом нагреве мотора, достаточно поддерживать давление в СОД на уровне 1,1–1,5 кгс/см 2 (1,1–1,5 бар). Более высокая температура не нужна, потому что двигатель на нее не рассчитан, и она приведет к выходу его из строя. А допускать большее самопроизвольное повышение давления, которое может, тем не менее, происходить, не имеет смысла, потому что оно вызовет усложнение процесса изготовления и обслуживания мотора, а также возрастание его себестоимости, так как потребует более прочную и герметичную СОД (более прочные патрубки и расширительный бачок, крепкие хомуты).

    Поэтому крышка бачка должна быть герметичной, но только до указанных выше необходимых предельных значений давления, после достижения которых она их поддерживает, соединяя по мере необходимости систему с внешней средой для выпуска сжатого внутри расширительной емкости воздуха.

    Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка

    Чтобы при работающем двигателе в СОД создалось необходимое давление, устройство крышки обеспечивает плотное герметичное закрывание бачка. Для сброса избыточного давления предусмотрен предохранительный клапан. Он срабатывает (открывается), только когда давление внутри СОД станет 1,1–1,5 кгс/см 2 (зависит от конструкции крышки и ее производителя).

    Пока оно ниже, клапан закрыт, а сразу после стравливания избыточного давления до величины, которая меньше указанной выше – частичного выпуска сжатого в бачке воздуха – он закрывается. В крышке стоит еще 1 клапан – впускной, его еще называют вакуумным. Его назначение прямо противоположное предохранительному. Впускной клапан служит для забора (всасывания) воздуха в СОД. Дело в том, что после остановки двигателя он, как известно, начинает остывать. Падает температура и у ОЖ.

    Впускной клапан крышки

    При этом она уменьшается в объеме, что сопровождается снижением давления внутри СОД. ОЖ, поступившая в бачок, при собственном нагреве начинает уходить обратно в систему, освобождая место для оставшегося в расширительной емкости воздуха и переставая на него давить. Затем наступает момент, когда давление в СОД сравнивается с внешним атмосферным. Если при этом у ОЖ температура окажется выше, чем во внешней среде, то она, продолжая остывать, будет дальше уменьшаться в объеме.

    Это приведет к тому, что давление в СОД станет ниже атмосферного, то есть к разряжению, вакуумному эффекту. Наружный воздух станет оказывать давление на элементы системы и будет при этом стремиться занять ее внутренние объем. Если в какой-либо части СОД окажется «слабое» место, где при ее остывании и оказываемом извне давлении будет нарушена герметичность, то в систему попадет воздух, и в ней может образоваться так называемая воздушная пробка. Когда двигатель будет опять запущен, она, конечно, может быть вытолкнута ОЖ в расширительный бачок.

    Охлаждающая жидкость авто

    Но если этого не произойдет, воздушная пробка будет нарушать циркуляцию жидкости в СОД, препятствовать охлаждению мотора и может даже стать причиной выхода его из строя. Обычно воздух попадает в систему за счет подсасывания между патрубками и штуцерами, на которые они надеты. Чтобы этого не произошло, давление в СОД выравнивается с внешним атмосферным впускным клапаном. Он срабатывает при разряжении в системе 0,03–0,1 кгс/см 2 и впускает в расширительный бачок воздух, который фактически заменяет вытолкнутый через предохранительный клапан при нагреве ОЖ. Происходит выравнивание внутреннего давления в СОД с внешним.

    Признаки и возможные последствия неисправности детали

    Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.

    Закипание ОЖ автомобиля

    Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.

    • разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
    • появление течи в основном или отопительном радиаторе;
    • разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
    • лопнувший расширительный бачок.

    Появление течи в основном радиаторе

    Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.

    Как проверить крышку и выявить проблемы?

    Перед тем, как проверить крышку расширительного бачка, ее сначала надо осмотреть, чтобы убедиться, что она цела, и у нее отсутствуют механические повреждения в виде царапин, трещин и сильного износа, а также нет ржавчины, грязи, накипи и иных изъянов. Затем следует проверить работоспособность ее клапанов. Несколько простых способов диагностики, позволяющих лишь примерно определить их исправность, приведено ниже.

    Для предохранительного клапана. При работающем, прогретом двигателе окручиваем крышку. Должен раздаться шипящий звук выходящего из бачка сжатого воздуха. Значит, клапан держит давление. Но какое именно – не всякий профессионал определит.

    Откручивание крышки бачка

    • Если патрубки СОД перед первым запуском мотора утром выглядят деформированными (сдавленными, плоскими) – клапан точно неисправен.
    • Выкручиваем и снимаем крышку. Затем сильно сдавливаем один из патрубков СОД и, удерживая его так, ставим и закручиваем пробку обратно. Отпускаем патрубок. Если он начал принимать свою первоначальную форму – скорее всего, клапан исправен.

    Более надежный способ проверить работу клапанов – использовать для этого насос с манометром. Также потребуется любой пустой расширительный бачок. К одному из его штуцеров подсоединяем, а затем фиксируем хомутом шланг насоса, у которого перед этим сняли наконечник под ниппель. Остальные выводы из бачка глушим какими-нибудь пробками. Затем закрываем бачок проверяемой крышкой.

    Насос с манометром

    Можно проверить и на бачке, установленном на своей машине, не сливая при этом ОЖ. Для этого, например, на ВАЗ 2109 отсоединяем от расширительной емкости патрубок, подходящий сверху и отводящий пар из СОД. Вместо него устанавливаем шланг насоса. В отсоединенный патрубок, чтобы его заглушить, вставляем что-нибудь круглого сечения и подходящего диаметра, например, сверло. Затем на этот шланг одеваем хомут и затягиваем его.

    Включаем насос и, наблюдая за стрелкой его манометра, фиксируем момент появления щелчка, а следом – шипящего звука, выходящего из бачка через пробку воздуха. Если это произошло на отметке 1,1–1,5 кгс/см 2 , а дальнейшее накачивание приводит только к усилению шипения, но давление не повышается, значит, вакуумный клапан не травит, а предохранительный работает, как положено.

    Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?

    Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.

    Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.

    Укорачивание пружинки пробки

    Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см 2 . С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.

    Крышка расширительного бачка или радиатора. Дешёвая деталь – серьёзные проблемы

    Сорванные патрубки, лопнувший радиатор — всё это может стать следствием неисправности одной маленькой, но важной запчасти.

    Проблемы с охлаждением двигателя жарким летом — ситуация не самая редкая, особенно для автомобилей постарше. Обычно водители сразу грешат на забитый теплообменник или термостат, но причина может быть куда более простой — крышка на радиаторе или расширительном бачке. эта простая и недорогая деталь способна доставить немало хлопот, если проморгать выход из строя. Чтобы понять почему, нужно сначала разобрать её строение.

    Крышка радиатора и как она работает

    На первый взгляд роль крышки весьма очевидна. Крышка, она и в Африке — крышка. Но на самом деле список задач несколько шире, чем предотвращение расплёскивания охлаждающей жидкости и защита от мусора. Одна из главных функций — сохранить в системе повышенное давление, необходимое для увеличения температуры кипения. К примеру, если в контур залита обычная вода, то закипит она не при 100 градусах Цельсия, а 105. У антифриза порог ещё выше, в среднем это 120 градусов.

    На более современных автомобилях, крышку с клапанами ставят не на сам радиатор, а на расширительный бачок. Зачастую, делают такие крышки из пластика.

    Контролируется давление парой клапанов внутри крышки. Первый называется перепускным или паровым, второй — атмосферным или впускным.

    Задача парового клапана — сбрасывать излишки давления из системы на горячем моторе, а впускного — постепенно выравнивать его с атмосферным, когда двигатель заглушен и остывает.

    Если на расширительный бачок ставят пластиковые крышки, то на радиаторах они обычно металлические

    Чем грозит неисправность

    Зная, что одна из основных задач крышки радиатора или расширительного бачка — регулировка давления в системе охлаждения, несложно догадаться, что может произойти, если, к примеру, перестанет открываться паровой клапан. Излишнее давление найдёт наименее крепкое место и разорвёт контур. В лучшем случае автомобилист столкнётся с сорванным патрубком на радиаторе. Менее приятные сценарии включают в себя разрыв бачка радиатора (особенно этому подвержены пластиковые детали), печки или же вовсе деформацию головки блока цилиндров.

    Этой крышке точно пора на покой. Резиновый уплотнитель разбух, что повлияло на работу клапанов. Итог: радиатор не выдержал давления и дал трещину. Замена дорогой детали неисправности дешёвой

    Неисправность клапанов не единственная причина, по которой стоит менять крышку. Ведь она может и начать подтекать. Это плохой знак. ОЖ должна находиться под повышенным давлением, и как только герметичность системы пропадает, мотор куда проще перегреть.

    Симптомы неисправности крышки

    Течь из-под крышки — наиболее очевидный симптом её негодности. Неисправность клапанов может выдать патрубок радиатора. Если он вздулся, то отказал паровой, а если сдавлен — впускной.

    Врезка: Избыток давления в патрубке может говорить не только о неисправности крышки, но и о более серьёзных проблемах вроде трещин в головке блока цилиндров или пробитой прокладке ГБЦ, но эти неисправности сопровождаются белым паром из выхлопной трубы.

    Существует народный способ проверки крышки. Достаточно пощупать патрубок на запущенном и прогретом двигателе. Если он мягкий, то крышка не держит давление, и ей пора на покой. Профессионалы же используют специальные тестеры. Выглядит устройство как ручной насос с манометром, на который через адаптер накручивается крышка. В мастерских попроще можно найти самодельные испытательные стенды, собранные из компрессора и заваренного бачка радиатора.

    Как выбрать новую крышку

    Важно: снимать крышку радиатора необходимо только при остывшем двигателе. В противном случае можно как минимум обжечь руку, а как максимум — окатить себя фонтаном очень горячей охлаждающей жидкости. Напомним, в системе она находится под давлением.

    Выбор новой крышки радиатора — задача несложная. Вся необходимая информация находится на самой детали. Достаточно купить точно такую же на вид и удостовериться, что она рассчитана на аналогичное давление. Этот параметр указывается сверху. Обычно речь идёт о диапазоне от 0.9 до 1.1 бара, но бывают и исключения.

    Подытожим: крышки радиатора или расширительного бачка — копеечные детали, неисправность которых вполне может привести к серьёзным поломкам. Если вы заметили симптомы, то тянуть с заменой не стоит. А ещё лучше периодически поглядывать на крышку и при наличии механических повреждений (сколы, вмятины и т. д.) либо же ослабшей пружины (она не должна легко сдавливаться пальцами), грязи в седле клапана или неудовлетворительном состоянии уплотнителя следует сразу покупать новую.

    Как проверить крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя?

    Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

    Главная функция пробки бачка

    Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

    В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

    В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

    Как работает расширительный бачок

    Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

    Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

    В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

    Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

    Признаки неисправности пробки расширительного бачка

    В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

    Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

    Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

    • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
    • разрыв корпуса термостата;
    • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
    • разрыв расширительного бачка.

    К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

    Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

    1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
    2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
    3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
    4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
    5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

    Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

    Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

    Купили новую крышку, а она не работает?

    Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

    Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

    Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector