0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НАНОТЕК — НАНОТЕХНОЛОГИИ

НАНОТЕК — НАНОТЕХНОЛОГИИ

разработка и производство смазочных материалов

  • Главная страница
  • Продукция
  • Контакты

Вопросы по смазкам

Вопросы и ответы по разработке, назначению и применению смазок для машин и механизмов. Если Вы хотите задать свой вопрос — воспользуйтесь сервисом «Обратная связь» или кнопкой вызова сервиса с правой стороны экрана.

Что значит «новые» и «старые» смазочные материалы?

Эти понятия весьма условные. Например, Консталины и Солидолы смазки старые, даже можно сказать устаревшие (начало производства 40-60 лет назад). Смазки Литол-24, Шрус-4 и некоторые другие известные марки производятся 20-25 лет. Но! «Старые» смазки вовсе не означает , что они плохие. Они прекрасно работали и работают в оборудовании, разработанном примерно в те же годы. Последние 15 лет в России номенклатура пластичных смазок практически не обновлялась. Все что есть на рынке из современных смазок это 99% импортные. Что касается моторных и трансмиссионных масел, то здесь ситуация иная: производится большая номенклатура современных и качественных отечественных масел.
список вопросов

Почему при эксплуатации современного оборудования надо использовать современные смазочные материалы?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно представлять отличия современного оборудования от оборудования 15-20-летней давности: более высокая стоимость, высокая точность сопряжений подвижных деталей, высокие нагрузки при эксплуатации, жесткие требования при проведении ТО, возросшие требования к качеству продукции, производимой на современном оборудовании. Для того чтобы обеспечить эффективную и безаварийную эксплуатацию современного оборудования нужно использовать современные смазочные материалы.
список вопросов

Какие преимущества дает применение «новых» смазочных материалов, по сравнению со «старыми», учитывая, что стоимость «новых» выше?

Почему нельзя сравнивать смазочные материалы по ценам? Преимущества новых смазок выражается прежде всего в увеличении надежности и долговечности техники. Главное правило при выборе смазки для узла это обеспечение требуемого ресурса механизма в целом. Стоимость смазки имеет значение, но она вторична. Необходимо учитывать стоимость узла, в который закладывается смазка, а также стоимость ремонта и упущенную выгоду при простое техники. Например, стоимость любого, даже самого простого подшипника несоизмеримо выше, чем стоимость закладываемой в него смазки.
список вопросов

Чем отличаются импортные смазки от отечественных?

Ничем, если смазки были разработаны в один и тот же временной промежуток времени. Например, отечественный Литол-24 (начало производства 1975 г.) вполне приличная смазка по сравнению с лучшими импортными аналогами 70-80 годов. Но по сравнению с современными смазками на литиевой основе он является устаревшей. Отечественный каталог пластичных смазок не обновлялся уже 15 лет.
список вопросов

Как достигается экономический эффект при применении «новых» смазок?

Пример: Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) стоит в среднем 1000 руб. Стоимость «старой» смазки для смазывания ШРУСА около 10 рублей, стоимость «новой» смазки около 30 рублей. Разница приличная – в три раза. Но! Новая смазка обеспечивает увеличение ресурса ШРУСА в 1,5-2раза. Во вторых, учтите стоимость ремонта (оплата мастерской), упущенная выгода от простоя. И наконец, сравните цены 1000 руб., 10 и 30 руб. Вывод: при применении «новой» смазки вы экономите на ремонте сумму, равную стоимости новой детали. Эффект от использования новых смазочных материалов складывается из следующих составляющих: увеличение ресурса, снижение затрат на проведение ТО, снижение расхода смазочных материалов, снижение потерь при простоях.
список вопросов

Почему смазка «такая дорогая»?

Любая новая смазка является более дорогой. Цена смазки складывается из возросших цен на качественное сырье, пакеты присадок, а в современных смазках присадок содержится достаточно большое количество, дорогостоящее технологическое оборудование. Но применение таких смазок является экономически оправданным (см. пример вопрос 5).
список вопросов

Почему «новые» смазки могут одновременно заменять серию «старых»?

Каждое новое поколение смазочных материалов является более универсальным по сравнению с предыдущим. Это объясняется следующим: новые смазки являются более качественным товаром, но в то же время и более дорогим. Поэтому, чтобы частично уменьшить производственные затраты изготовители смазок снижают номенклатуру выпуска смазок. Это также выгодно и потребителям смазочных материалов. Вместо десятка смазок для различных узлов можно использовать всего 2-3 марки. Например, Солидолы и Консталины были в свое время заменены одной смазкой Литол-24, что дало огромный экономический эффект.
список вопросов

Не ухудшаются ли эксплуатационные свойства у универсальных смазочных материалов?

У любых смазочных материалов при эксплуатации характеристики меняются, в том числе и у универсальных смазочных материалов. Степень их изменения зависит от нагрузки, температурных условий, защищенности узла трения от влаги и пыли.
список вопросов

Как влияет на процесс эксплуатации механизмов несоответствие температурного диапазона применения, на примере пониженных, зимних, температур?

Вязкость смазки при отрицательных или пониженных температурах непосредственно связана с моментом начала движения механизма: с началом движения смазка должна гарантированно подаваться в зону трения, при слишком густой смазке нарушается нормальная работа узлов механизма, что приводит к снижению срока эксплуатации и даже поломкам. Слишком большая вязкость смазки может вообще препятствовать проворачиванию или другому перемещению механизмов. При эксплуатации слишком густые смазки кроме того приводят к перерасходу горючего или электроэнергии.
список вопросов

За счет чего увеличивается срок эксплуатации «новых» смазочных материалов?

При производстве смазочных материалов нового поколения как правило используют полусинтетическую основу, реже синтетическую и высококачественные пакеты присадок. Это придает смазкам высокую стабильность свойств в самых жестких условиях эксплуатации и обеспечивает увеличенный срок эксплуатации как оборудования, так и смазочных материалов.
список вопросов

Зачем применяют дисульфид молибдена (MoS2) в смазочных материалах?

Дисульфид молибдена является отличным смазочным материалом, а в пластичные смазки добавляется виде порошка для улучшения антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств.
список вопросов

Что означает термин «металлоплакирующая смазка»?

Название «Металлоплакирующая смазка» произошло от термина металлоплакирование, т.е. образование на поверхностях трения тончайших металлических пленок толщиной 1-5 микрон в процессе эксплуатации оборудования с такими смазками. Для обеспечения процесса плакирования в смазке обязательно наличие ультрадисперсных порошков мягких пластичных металлов (олово, свинец, цинк, бронза, индий и др.). Образующиеся на поверхностях трения металлоплакирующие пленки являются самовосстанавливающимися, т.е. металлоплакирующие смазки – это смазки с автокомпенсацией износа.
список вопросов

Что означает термин «энергоресурсосберегающая смазка»?

Энергоресурсосберегающая смазка – это смазочный материал, обладающий свойствами ресурсо- и энергосохранения ( увеличивает ресурс и одновременно экономит горючее или электроэнергию). В Европе подобные смазочные материалы выпускаются со знаком ЕС (Energy Conserving – энергосохранение) и являются самыми дорогими, но и в тоже время самыми эффективными.
список вопросов

Почему нет российских аналогов смазок «Литол Ультра»?

Литол Ультра – это смазочный материал нового поколения, изготовленный на полусинтетической основе, легированной качественным пакетом присадок. Такое сочетание компонентов придает смазке Литол Ультра эффект энергоресурсосбережения. Кроме того, эта смазка является морозостойкой, что позволяет ее использовать при температурах до –55°С. Подобных смазок в России ранее не выпускалось, а в последние 15 лет не разрабатывалось по причине общего экономического кризиса.
список вопросов

Почему нет импортных аналогов смазок «МеталлПлак»?

В первые в мире металлоплакирующие смазки стали производить с СССР. По заказу авиационной промышленности были разработаны смазки Свинцоль 01 и Свинцоль 22. В настоящее время номенклатура пластичных смазок расширилась. К выше указанным маркам прибавилось МС Вымпел и МС-1000. Компания «НАНОТЕК» выпускает целую серию металлоплакирующих смазок под маркой МеталлПлак. За рубежом аналогичные смазки никогда не выпускались по причине отсутствия приемлемой технологии получения ультрадисперсных порошков металлов.
список вопросов

Зачем применять специализированную смазку «МеталлПлак Электра» для электромашин, а не использовать «Литол-24» или «ШРУС»?

Можно использовать не только Литол-24, ШРУС-4, но и Солидолы. Это обеспечит более частую замену выходящих из строя деталей. Но лучше и необходимо использовать специализированные смазки. В СССР были разработаны и применялись специализированные смазки для электромашин: ЭШ-176; СВЭМ; ЛДС-1; ЛДС-2; Фиол-4; ВНИИНП-242; ЦИАТИМ-221. Только применение специализированных смазок обеспечит надежную и долговечную работу оборудования. Это относится не только к электромашинам, но и к другим видам техники (см. вопрос «Почему «новые» смазки могут одновременно заменять серию «старых»?»).
список вопросов

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Металлоплакирующая смазка

Металлоплакирующая смазка ( ЦИАТИМ-201 Ю % Си) объединяет эксплуатационные свойства пластичной и твердой смазки и имеет преимущества по сравнению с маслом И-20 А: не стекает с поверхности трения, имеет широкий температурный диапазон, обеспечивает более эффективную работу при переменных условиях, наименьший расход за счет лучшей смазочной способности, подпитывает поверхностный слой детали в случае его износа при добавлении новой порции смазки. [1]

Металлоплакирующая смазка — смазка, обеспечивающая возникновение ИП в узлах трения, не содержащих пленкообразующих материалов ( пары трения сталь-сталь, сталь-чугун и др.), может быть двух видов: Металлоплакирующая смазка, содержащая окись металла или металлический порошок, идущий на образование металлической пленки; смазка, содержащая присадку металлооргани-ческого соединения, разлагающегося в зоне контакта и выделяющего металл, идущий на образование металлической пленки. При этом ПАВ содержится в базовой смазке или образуется при распаде присадки. [2]

Металлоплакирующие смазки — группа смазок пластичных ( консистентных) и жидких, содержащих либо порошок пленкообразующего металла, подвергающегося избирательному растворению, либо окись металла, либо металлоорганическое соединение, подвергающееся восстановлению или распаду в зоне трения и выделяющее металл на образование металлоплакирующей пленки. При этом ПАВ должно содержаться в базовой смазке или образовываться при распаде металлоорганического соединения. При трении в такой среде образуется защитная металлическая пленка, названная металлоплакирующей. [3]

Металлоплакирующую смазку целесообразно применять для деталей ступицы колеса, шарнирных сочленений продольной и поперечной тяги и других деталей автомобиля. [4]

Перспективны металлоплакирующие смазки с добавлением метал-лоорганических или комплексных соединений, работающих как в режиме ИП, так и в режиме граничной смазки. В тех случаях, когда смазочным материалом является среДа, не содержащая ПАВ ( например, вода, водные растворы серной кислоты, солей), металлоплакирующая смазка переходит в ионную. [5]

Перспективны жидкие металлоплакирующие смазки с добавками ме-таллоорганических или комплексных соединений, работающие как в режиме ИП, так и в режиме граничной смазки. В авиационных конструкциях применяют, например, металлоплакирующую смазку ВНИИ НП-254; для пар трения сталь-бронза — ЦИАТИМ-201. Дисульфид молибдена ( MoS2) проявляет эти свойства лишь в некоторых парах трения при условии добавления в дисульфид молибдена углерода и свинца. [6]

Существуют так называемые металлоплакирующие смазки . В них на 90 % обычного масла приходится 10 % тонко измельченного металлического порошка. При работе порошок создает на трущихся поверхностях тончайший защитный слой металла. Приготовление смазок очень простое — путем механического перемешивания. [7]

Для стендовых испытаний металлоплакирующей смазки были взяты серийные детали шлицевых соединений карданных валов автомобиля ГАЗ-53А: скользящая вилка из стали 40, термообра-ботанная до твердости HRC 42 — 56, с 4 — 6 — м классом шероховатости рабочей поверхности; втулка шлицевая из стали ЗОХ, тер-мообработанная до твердости НВ 255 — 285, 5 — 6-го классов шероховатости рабочей поверхности. [8]

Вторая глава посвящена металлоплакирующим смазкам . Приводятся результаты эксплуатационных испытаний смазок в различных условиях, а также экономическая эффективность применения металлоплакирующих смазок. [9]

Известен положительный опыт применения металлоплакирующей смазки в центральных смазочных системах технологического оборудования — ЦИАТИМ-201 с добавкой глицерина. [10]

В случае же применения металлоплакирующей смазки свин-цоль-01 ( ЦИАТИМ-201 Ю % РЬ) наблюдалась отрицательная корреляция между люфтом и скоростью изнашивания; с увеличением люфта и динамической составляющей нагрузки происходит более интенсивное нанесение слоя свинца, уменьшающего износ. [12]

Было установлено, что металлоплакирующую смазку можно подавать в трущиеся пары реже, чем обычную смазку. [14]

Применение централизованных систем с металлоплакирующими смазками позволяет автоматизировать технологические процессы, увеличить нормы обслуживания оборудования и увеличить в 3 — 4 раза межремонтные периоды. Оснащение технологического оборудования централизованными системами смазки не требует больших капитальных затрат и может быть выполнено небольшой бригадой после прохождения специального курса по правилам эксплуатации и обслуживания систем смазки. [15]

Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах

Металлоплакирующая смазка: назначение, применение

Металлоплакирующая смазка относится к разряду консистентных смазочных материалов, и содержит в своей структуре металлический пленкообразующий порошок (присадку), который, попадая в зону трения, создает тонкую защитную оболочку, препятствующую интенсивному износу поверхности. Применение металлизированных пластичных масел позволило в 3 раза сократить износ трущихся деталей. Благодаря этому повысился срок службы механизмов, и увеличился интервал межсервисного обслуживания автомобиля.

Общие сведения

К металлоплакирующим смазочным материалам относятся консистентные смазки и моторные масла с модифицирующими присадками. Производство пластичных субстанций основано на добавлении в синтетические или минеральные нефтяные продукты, одновременно с загустителями, металлосодержащих модификаторов (порошка меди, диоксида молибдена, олова и др).

Масляные жидкости могут преобразовывать двумя способами – как в процессе изготовления составов, так и путем введения присадок в картер двигателя. Количество улучшающих компонентов зависит назначения и условий эксплуатации смазочной смеси, обычно – это составляет 0,2–10% объема дисперсионной фазы продукта.

Введенные в масляные жидкости порошки, в зонах трения, создают тонкую металлизированную сервовитную пленку (1,5–2,0 мкм), которая способствует повышению эффекта скольжения, и снижает износ соприкасающихся деталей. Слой пленки имеет пористую структуру, невысокий показатель трения, хорошо противостоит сдвигу, и обладает высокими прочностными характеристиками. Наибольшей популярностью у автовладельцев пользуются металлоплакирующие материалы с небольшим содержанием медного или молибденового порошка.

Эксплуатационные свойства

Условия эксплуатации современных автомобилей связаны с увеличением скоростного режима. Изменение скоростных характеристик вызывает большие механические и термические нагрузки. Существующие органические и неорганические модификаторы не всегда способны оказать должное воздействие. Идеальным решением для стабилизации рабочих процессов в двигателе внутреннего сгорания являются металлоплакирующие смазочные материалы.

В случае введения в масляные жидкости металлизированных добавок тепловой баланс мотора снижается на 30–50°C, а КПД силового агрегата повышается на 3–5%. Такой положительный результат связан с формированием на трущихся парах сервовитного слоя, который своим присутствием сокращает силы трения между компрессионными кольцами и стенками цилиндров.

Настоящий эффект помогает получить следующие преимущества, это:

  • экономия моторного масла;
  • снижение потребления топлива на 10%;
  • уменьшение себестоимости капремонтов;
  • снижение затрат на покупку запчастей;
  • увеличение производительности двигателя на 25%.

Применение металлоплакирующих смазок позволяет улучшить технические характеристики моторных масел:

  1. Получить возможность смазывания сильно изношенных узлов трения.
  2. Увеличить срок службы трущихся деталей.
  3. Снизить шум от работы двигателя.
  4. Повысить адгезионные свойства.

Адгезия для консистентных смазок играет большую роль во время нанесения пластичных составов на вертикальные и наклоненные плоскости. Недостаточная величина коэффициента схватывания материала приведет к преждевременному сползанию масла с металлических поверхностей.

Применение смазки

Одним из потребителей металлоплакирующих смазочных материалов является автомобильный транспорт. Основное предназначение смазок – это защита элементов конструкции ДВС и трансмиссии от преждевременного износа и выхода их строя.

Применение присадок позволяет на 65% сократить риск появления в работе мотора таких неисправностей, как:

  1. Падение компрессии в блоке цилиндров, возникающее в случае залегания поршневых колец, и повышенного износа зеркальной поверхности гильз.
  2. Понижение давления масляной жидкости в системе смазки двигателя.
  3. Поломки мотора вследствие заливки в картер некондиционного масла.
  4. Выход из строя подшипников и вкладышей ЦПГ.
  5. Повышенный расход масла по причине закоксования прорезей для маслосъемных колец.
  6. Просачивание масляной жидкости в камеру сгорания из-за появления нагара на посадочных фрагментах газораспределительного механизма.
  7. Детонация мотора вследствие заправки автомобиля низкосортным топливом.

Виды смазок

В зависимости от принципа действия металлоплакирующие смазки делятся на следующие категории:

  • универсальные;
  • противозадирные;
  • восстанавливающие.

К универсальным типам смазки для всех нагруженных узлов ходовой части автомобиля можно отнести пластичную смазку МС 1000.

Многофункциональный состав на литиевой основе. Предназначен для обслуживания трущихся деталей трансмиссии, таких как:

  • подшипников ступиц;
  • шестерен зубчатых передач;
  • игольчатых подшипников карданных валов;
  • шаровых опор;
  • рулевых тяг и др.
  1. Интервал температур – от -38 до +125°C.
  2. Совместим со смазочными материалами, изготовленными на литиевой основе (солидол, литол и пр).
  3. Увеличивает время эксплуатации игольчатых и шариковых подшипников.
  4. Широкий интервал межсервисного ТО.
  5. Предотвращает задиры, и восстанавливает поврежденные поверхности металлических деталей.
  6. Уменьшает шум, исходящий от работающего мотора.

Пластичная смазка МС 1000 создает на поверхности соприкасающихся деталей тонкую металлизированную оболочку, усиливающую эффект скольжения. Благодаря этому снижается величина коэффициента трения, что обеспечивает минимальный износ элементам трансмиссии.

МС ШРУС-4 – предназначена для трущихся деталей гомокинетических шарниров ходовой части автомобиля, обладает противозадирными и антикоррозионными свойствами.

Основу продукта составляет минеральное нефтяное масло, литиевый загуститель, модификатор – дисульфид молибдена.

  • водостойкая;
  • морозоустойчивая;
  • диапазон рабочих температур – от -37 до +140 °C;
  • стабильная вязкость при любых условиях эксплуатации;
  • выдерживает экстремальные механические нагрузки;
  • устойчива к химическим воздействиям;
  • высокие адгезионные качества;
  • срок службы – 100000 км пробега.

Особенностью представленного состава является то, что он применяется для наружных подшипников механизма. Для смазки внутренних игольчатых (триподных) элементов используется следующая разновидность – это МС ШРУС Триподный. Структура смазочного материала не включает твердых неорганических добавок, показывает стабильную вязкость даже при температуре +165°C, обладает высокими противокоррозионными и антиокислительными характеристиками.

На заднеприводных легковых автомобилях для передачи крутящего момента от КПП до ведущих колес применяется карданный вал, на котором, вначале и в конце, установлены крестовины с игольчатыми подшипниками. Для стабильного функционирования механизма нужно, чтобы тепловые зазоры в подшипниках были минимальны. Кроме того, на трущихся поверхностях изношенных узлов могут появляться задиры, выбоины и др.

Для решения этих задач предусмотрены металлоплакирующие смазки Molykote G-4700 и G-Rapid Plus.

Изготавливаются они на базе синтетических масел с добавлением дисульфида молибдена и тонкомолотых фракций графита.

  • термоустойчивость: G-4700 – от -38 до +175 °C, G-Rapid Plus – от -37 до +455°C;
  • высокие прочностные свойства;
  • стабильно работают во влажной и запыленной среде;
  • эффективно защищают детали от окисления и коррозии;
  • повышают скольжение, и снижают износ.

Для стабилизации эксплуатационных характеристик бензиновых, дизельных и газовых двигателей используется металлоплакирующая жидкость «Active Regular».

  1. Увеличивает эксплуатационный ресурс двигателя.
  2. Облегчает запуск мотора при низких температурах воздуха.
  3. Увеличивает производительность силового агрегата.
  4. Сокращает расход ГСМ.
  5. Предотвращает угар масляной жидкости.
  6. Снижает детонацию и шумы двигателя.

Для двигателей, работающих на газообразном топливе повышает плотность пропан–бутановой смеси и минимизирует тепловые зазоры в цилиндропоршневой группе.

Рейтинг ТОП 5 лучших смазок для подшипников: какую купить, плюсы и минусы, отзывы

Подшипник необходим для любой промышленной техники, спортивного инвентаря и многого другого. Чтобы устройство служило вам максимально долго, его необходимо тщательно обслуживать. Только при помощи специальных смазок вам удастся защитить подшипники от коррозии, преждевременного износа, температурного воздействия. Смазки для подшипников обеспечивают функцию по защите вращающегося механизма и его отдельных частей, продлевает срок их службы, а также способствует легкому вращению колеса, что снижает нагрузку на двигатель и ходовую часть.

Виды и свойства

Регулярное обслуживание подшипников является залогом их длительной, эффективной и надежной работы. Нельзя просто заложить любую смазку в узел. Нужно руководствоваться определенными требованиями производителя детали.

  • Масла. Применяется в случаях, когда узлы работают при высоких температурах и скоростях. Оно обеспечивает их постоянное охлаждение путем отвода тепла в окружающую среду. Снижает силу трения при контакте скользящих и вращающихся поверхностей. Защищает внутренние поверхности подшипника от проникновения механических частиц и агрессивных веществ.
  • Пластичные смазки. Представляют собой мази, которые служат для снижения трения. По сравнению с маслами они лучше удерживаются на вертикальных поверхностях, не выходят из контакта со взаимодействующими поверхностями и герметизируют смазываемые узлы.
  • Твердые смазочные материалы. В чистом виде твердые смазки применяются только в подшипниках скольжения. Они образуют тонкий сухой слой, который снижает износ и трение. Подобные материалы используются в случаях, когда масла и пластичные смазки не соответствуют условиям эксплуатации и требованиям оборудования, например, в вакууме, радиации и т.д.
  • Газы. Это смазки, при которых поверхности трения деталей, находящиеся в относительном движении, разделены газом. Этот вид смазывания применяются в турбокомпрессорах, газовых турбинах, ультрацентрифугах, оборудовании ядерных установках, узлах трения точных приборов.

Рейтинг ТОП 5 лучших смазок для подшипников

В рейтинг лучших средств вошли:

  • Motul Tech Grease.
  • МС-1000.
  • BP Energrease LS-EP 2.
  • Luqui Moly LM 50.
  • Castrol LMX Li-Komplexfett.

Рассмотрим каждый образец по отдельности.

Motul Tech Grease

от 340 до 561 руб.

5 место 4.1/5

Подходит для использования в любой технике, работающей в условиях нормальных или повышенных нагрузок: автомобили, мотоциклы, водная, строительная, сельскохозяйственная, стационарная техники. Температура использования от -30 до +150°C при постоянной нагрузке и до +200°C при пиковых. Средство окрашено в зеленый цвет, при этом загустителем является литиевое мыло.

Страна производстваФранция
Цветзеленый
Класс консистенцииNLGI 2
Загуститель (мыло)литиевое
  • приличная температуростойкость (от -30°С до 150°С);
  • антикоррозийное свойство;
  • подходит нормальным и повышенным нагрузкам.
  • отсутствуют.

В работе использую почти всю линейку Motul. Смазка обладает высокой стойкостью масляной пленки при больших нагрузках, отличной противоизносной и противозадирной свойствами, прекрасной водостойкостью и антикоррозионной особенностью. Смазки у них отличные. Спасибо.

МС-1000

от 206 до 427 руб.

4 место 4.3/5

Универсальная металлоплакирующая смазка на литиевой основе с широким диапазоном рабочих температур. Обладает высокой термоокислительной стабильностью, содержит металлоплакирующие (способствующие восстановлению изношенных поверхностей), антикоррозионные и противозадирные компоненты.

Применяется для смазывания подшипников качения и скольжения, в том числе в ступичных подшипниках и подшипниках, установленных в электроприводах, неразборных и разборных соединениях, насосных агрегатах.

Цветчерный
Класс консистенцииNLGI-2/3
Загустительлитиевое
Страна производительРоссия
  • есть термоокислительная стабильность;
  • в продаже имеется смазка от 30 грамм до 170 кг,
  • восстанавливает изношенные поверхности.
  • отсутствуют.

С момента приобретения продукта пользовался всего 3 раза им. Когда из колеса на мотоцикле появился какой-то шум я вскрыл в нем подшипники и увидел, что они ржавые, помазав их и поставив на место, шум пропал, в этом случае смазка меня реально спасла, так как до ближайшего магазина запчастей 100 километров. Смазка хорошая и отлично выполняет свои прямые функции.

BP Energrease LS-EP 2

от 142 до 376 руб.

3 место 4.4/5

Предназначена для использования в подшипниках скольжения и качения всех типов оборудования, включая электромоторы, станки, оборудование для текстильной, бумажной, пластмассовой и деревообрабатывающей промышленности, а также строительное оборудование. Рекомендуются к применению там, где поверхности подвергаются тяжелым или ударным нагрузкам. Диапазон рабочих температур от -25 до +140 градусов.

КлассNLGI 2
Тип загустителялитиевое
Цветкоричневый
СтранаГермания
  • универсальность средства (подходит в целях качения и скольжения);
  • не выпадает при сдвигах;
  • устойчивость к распаду.
  • минимальный объем расфасовки 15 кг.

Рекомендуются к применению там, где поверхности подвергаются тяжелым или ударным нагрузкам. Диапазон рабочих температур от -25 до +140°С. Видимо, производитель перестраховался, ибо я проверял: вчера было -30 и всю ночь тюбик с BP провел в машине и ничего. Довольно пластичный и даже не сильно загустел. Смазка хорошая, рекомендую купить!

Luqui Moly LM 50

от 682 до 865 руб.

2 место 4.8/5

Высокотемпературный смазывающий состав, разработанный на основе комплекса литиевых мыл. Комплекс присадок, добавленный в литиевую базу, обеспечивает смазке исключительные противоокислительные свойства. Рассматриваемый продукт крайне устойчив к окислению, размягчению, воздействию влаги и высокому давлению. Состав имеет приятный темно-синий цвет, который выступает в качестве индикатора и не позволяет оставить необработанные участки.

КлассNLGI 2
Загустительлитиевый комплекс
Страна производстваГермания
Цвет консистенциисиний
  • надежно защищает от коррозии;
  • не вытекает из подшипников;
  • отталкивает воду;
  • пригодна для работы в условиях повышенных нагрузок.
  • отсутствуют.

Выбрал эту смазку по отзывам и не пожалел. Проехал на ней уже 58 тыс. км. Ничего не свистит, не скрипит, работает исправно. По консистенции густая, такая и нужна. Качество, конечно, на лицо, спасает меня в самых непредвиденных ситуациях. Благодарю производителей, всем доволен.

Castrol LMX Li-Komplexfett

от 450 до 620 руб.

1 место 4.9/5

Производители использовали загустители литиевого комплекса в сочетании с основой, состоящей из минерального масла. Дополнительно были внедрены несколько присадок, чьи пропорции строго сбалансированы. Это дало отличный продукт для подшипников электроинструмента: болгарок, отрезных станков, перфораторов. Механическая стабильность смазывающего вещества позволяет работать инструментами целый день. Даже при нагреве металла, смазка не вытекает. Продукт обладает высокой адгезией к металлическим компонентам, поэтому не вымывается и не вытряхивается.

СтранаГермания
Цветзеленый
КлассNLGI 2
Загуститель (мыло)литиевое
  • приемлемый диапазон рабочих температур (от -35 до +17°С);
  • применима как для техники, так и для инструмента;
  • поддерживает работу подшипника на больших скоростях.
  • отсутствуют.

Отличная смазка. Защищает подшипники надолго, не меняет своих свойств и хорошо держится как зимой, так и летом. Наносится легко благодаря зеленому цвету — удобно контролировать нанесение. Запаха резкого нет.

Сравнительная таблица масел

Для сравнения используем таблицу, в которой собраны краткие параметры всех перечисленных моделей.

МодельСтранаЦветКлассЦена (руб)
Motul Tech GreaseФранциязеленыйNLGI 2от 340 до 561
МС-1000РоссиячерныйNLGI-2/3от 206 до 427
BP Energrease LS-EP 2ГерманиякоричневыйNLGI 2от 142 до 376
Luqui Moly LM 50ГерманиясинийNLGI 2от 682 до 865
Castrol LMX Li-KomplexfettГерманиязеленыйNLGI 2от 450 до 620

Списки лучших

Выделим лучшие средства в категориях:

  • Универсальная.
  • Морозостойкая.
  • Высокотемпературная.

Рассмотрим ассортимент подробнее.

Muc-Off Bio Grease — универсальная

Производитель предназначает ее в первую очередь для велосипедов, но вы с успехом сможете применять Bio Grease и в любом другом малонагруженном узле.

Умеренно густой состав прекрасно проникает в пары трения и стоек к воздействию воды, чем не могут похвастаться многие смазки на основе дисульфида молибдена. Расфасовка в пластиковом тюбике наиболее удобна для применения, остаток в опустошенной таре минимален. После работы смазка легко смывается с рук чистящим средством.

Цена: от 800 до 1 025 рублей.

EFELE SG-311 — морозостойкая

Изготовлена из синтетических высококачественных компонентов на основе полиальфаолефина и литиевого мыла с пакетом специальных присадок. Благодаря такому составу смазка работает при температурах до -60 °C даже в маломощных механизмах как при низких, так и при высоких скоростях движения.

Цена: от 453 до 896 рублей.

МС BLUE 1510 — высокотемпературная

Смазывающее средство российского производителя имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. Может работать в диапазоне температур от -40 до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С.

Цена: от 420 до 495 рублей.

На что смотреть при выборе

Чтобы подобрать в собственное использование неплохое средство, обязательно нужно обратить внимание на:

  1. Зависимость приобретаемого вещества от температуры. Высокотемпературная смазка для подшипников, которую эксплуатируют в условиях низких температур, способна быстро густеть и кристаллизоваться. В противном случае, если в механизме используется смазка, температурный порог которой превышает ее возможности, вещество начинает высыхать и коксоваться.
  2. Режим работы. Прежде чем смазывать устройство, необходимо обдуманно подойти к выбору вещества, который должен основываться на частоте происходят оборота вращающегося узла. Как показывает практика, подшипники, которые имеют высокую скорость оборотов, требует синтетической смазки.
  3. Уровень нагрузки. Стоит отметить, что на скорость уменьшения смазывающего вещества влияет высокая нагрузка. В этом случае следует предпочесть литиевое средство, которым, по сути, является смазка выжимного подшипника сцепления.
  4. Влияние окружающей среды. Что касается влияния окружающей среды, то здесь необходимо учитывать негативные воздействия воды, пыли, пара и кислоты. Если конкретный агрегат регулярно «сотрудничает» с этими факторами, необходимо приобретать смазки, обладающие максимальной устойчивостью.

металлоплакирующая смазка

Изобретение относится к области смазочных материалов, которые могут быть использованы в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов. Сущность: смазка содержит в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12, литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3,0, металлсодержащую маслорастворимую композицию 1-5 и нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С — остальное. Металлсодержащая композиция содержит в мас.%: соль металла неорганической кислоты 1,5-25, соль металла органической кислоты 10-90, алифатический спирт 3-55, ароматический амин 1-8, эпоксидная смола 2-10, полимер сукцинимида 2-8, 2-иминозамещенное индолина 0,5-6. Технический результат — повышение антифрикционных, антиокислительных и антикоррозионных свойств при меньшей концентрации присадки в смазке. 3 табл.

Формула изобретения

Металлоплакирующая смазка, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С, отличающаяся тем, что дополнительно содержит металлосодержащую маслорастворимую композицию, содержащую, мас.%:

соль металла неорганической кислоты1,5-25
соль металла органической кислоты10-90
алифатический спирт3-55
ароматический амин1-8
эпоксидная смола2-10
полимер сукцинимида2-8
2-иминозамещенное индолина0,5-6,

при следующем соотношении компонентов в смазке, мас.%:

литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты8-12
литиевое мыло олеиновой кислоты1,5-3,0
металлосодержащая композиция1-5
нефтяное масло с температурой застывания
не выше минус 40°Состальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к пластичным смазочным материалам и может быть использовано в подшипниках качения буксовых узлов локомотивов и других узлах трения машин и механизмов.

Известно применение отечественных пластичных смазок, таких как Буксол, Литол-24, Эра, ЛЗ-31 и др., для подшипников качения локомотивов, самолетов, автомобилей, тракторов и др.

Общим недостатком этих смазок является низкая износостойкость сепараторов при работе подшипников на этих смазках и отсутствие защиты дорожек качения от усталостных повреждений в результате водородного износа, что приводит к повышенным вибрациям, шуму и разрушению деталей.

В настоящее время, как показали исследования, тяжело нагруженные подшипники качения повреждаются и выходят из строя в основном в результате водородного изнашивания. [Д.Н.Гаркунов, Г.И.Суранов, Ю.А.Хрусталев. «Водородное изнашивание деталей машин». УГТУ, 2003. 198 с.].

Выявлено, что наиболее эффективным методом защиты трущихся деталей от водородного изнашивания является использование металлоплакирующих смазочных материалов, защитное действие которых основано на взаимодействии металлов переменной валентности присадки с поверхностями трения и образованием тонкой (1-3 мкм) сервовитной пленки на рабочих поверхностях трения, препятствующей проникновению водорода и защищающей поверхности от водородного разрушения [И.Э.Пашковский «Технологические методы защиты деталей бытовых машин и оборудования от водородного изнашивания» М. 2004. МГУС. 231 с.]

Известна антифрикционная металлоплакирующая смазка на основе Литол-24 [Пат. RU 2219225], содержащая композицию, способную образовывать сервовитную пленку на поверхности трения, которая выдерживает высокие нагрузки, имеет низкий коэффициент трения и защищает от водородного изнашивания. Недостатком этой смазки является то, что она содержит твердые нерастворимые частицы некоторых ингредиентов, которые при работе подшипников качения с малыми зазорами и бронзовыми, латунными или полимерными сепараторами могут привести к повышенному температурному режиму.

Для обеспечения работы подшипников качения буксовых узлов локомотивов в настоящее время используется отечественная смазка «Буксол» [Пат. RU 2114162], выбранная в качестве прототипа, имеющая состав: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты; литиевое мыло олеиновой кислоты; диалкилдитиофосфат цинка; присадка на основе нитрованного масла и нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.

В связи с ужесточением условий эксплуатации железнодорожного транспорта, связанных с повышением скоростей движения, нагрузок и длительности работы буксовых узлов, данная смазка не удовлетворяет этим требованиям. Наблюдаются перегревы буксовых узлов, повышенные износы и поломки сепараторов, сдвиги букс и другие повреждения.

Технической задачей данного изобретения является создание смазочного материала, обеспечивающего длительную работоспособность подшипников качения буксовых узлов с низким коэффициентом трения, исключающим перегрев подшипников при длительной работе и снижение повреждений от водородного изнашивания.

Поставленная задача достигается тем, что металлоплакирующая смазка, содержащая литиевое мыло 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, нефтяное масло с температурой застывания не выше -40°С, согласно изобретению дополнительно содержит (1÷5)% металлсодержащей маслорастворимой композиции состава, мас.%:

соль металла неорганической кислоты1,5-25
соль металла органической кислоты10-90
алифатический спирт3-55
ароматический амин1-8
эпоксидная смола2-10
полимер сукцинимида2-8
2 — иминозамещенное индолина0,5-6

Наличие указанной добавки позволило создать новую пластичную смазку на основе нефтяного масла, гидрида лития, 12-оксистеариновой и олеиновой кислот, содержащей в отличие от прототипа : смазки Буксол [Пат. RU 2114162], металлсодержащую маслорастворимую композицию — присадку нового поколения «Валена» [Пат. RU 2277579], с принципиально иным механизмом смазочного действия — образованием на поверхностях трения в процессе работы тонкой квазижидкой сервовитной пленки (1-3 мкм) с низким коэффициентом трения, высокой несущей способностью и защищающей от водородного износа детали подшипника качения. Помимо высоких антифрикционных свойств заявляемая смазка «Металплакс-П» обладает и антиокислительными и антикоррозионными свойствами при меньшей концентрации присадки в смазке (1-5)%.

Состав заявляемой смазки «Металплакс-П» в мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты 8-12; литиевое мыло олеиновой кислоты 1,5-3; металлсодержащая маслорастворимая композиция — присадка «Валена» 1-5; остальное — нефтяное масло, застывающее при температуре не выше -40°С.

Состав металлсодержащей маслорастворимой композиции «Валена», мас.%: соль металла органической кислоты 10-90; соль металла неорганической кислоты 1,5-25; алифатический спирт 3-55; ароматический амин 1-8; эпоксидная смола 2-10; полимер сукцинимида 2-8; 2-иминозамещенное индолина 0,5-6.

1. Примеры используемых компонентов в металлосодержащей маслорастворимой композиции, используемой в данном изобретении как присадка для металлоплакирующей смазки:

соль металла неорганической кислоты — соли металлов переменной валентности Со, Pb, Ni, Cu, Cr, Sn, Zn (хлориды, бромиды, иодиды);

соль металла органической кислоты — соли металлов переменной валентности и органических кислот с числом углеродных атомов С 15 -С 18 ;

ароматический амин — дифениламин или его гомологи;

алифатический спирт — спирты жирного ряда с числом углеродных атомов С 4 -С 10 ;

полимер сукцинимида — промышленно-выпускаемые присадки С-5А или Дипол-40;

эпоксидная смола — ДЭГ-1.

2. В табл. 1-2 приведены сравнительные данные испытания образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со штатной промышленной смазкой Буксол на основе Литол-24 с присадкой 6% ДФ- 11 и 1% Антикор-1 и смазкой Металплакс-П, в состав которой входит металлсодержащая маслорастворимая композиция — присадка «Валена», содержащая в мас.%:

хлорид металла переменной валентности — 10, соль металла и органической кислоты с числом углеродных атомов С 18 — 50, алифатический спирт — 24, ароматический амин — 3, эпоксидная смола — 6, полимер сукцинимида — 5, 2-иминозамещенное индолина — 2 при соотношении всех компонентов в смазке, мас.%: литиевое мыло 12-оксистеариновой кислоты — 10, литиевое мыло олеиновой кислоты — 1,5, металлсодержащей композиции — 4, нефтяное масло с температурой застывания не выше минус 40°С — остальное.

Оценка влияния смазки «Металплакс-П» на триботехнические характеристики в лабораторных условиях была проведена на машине трения с возвратно-поступательным движением при трении пары сталь ШХ-15 по стали ШХ-15 ГОСТ 801-78 с твердостью 58-61 HRC.

Результаты испытаний образцов по интенсивности изнашивания и коэффициенту трения со смазкой Буксол (6% Дф-11+1% Акор-1) и смазкой «Металплакс-П» с содержанием присадки «Валена» 4% приведены в табл.1,2.

Таблица 1
Интенсивность изнашивания неподвижных образцов в зависимости от давления
Давление, МПаИнтенсивность изнашивания, J×10 -9
смазка Буксолсмазка «Металплакс-П»
50,20,1
153,20,1
256,80,1
356,00,1
40задир0,1

Сравнительные испытания по определению интенсивности изнашивания стальных образцов показали, что при использовании смазки «Металплакс-П» образцы практически не изнашивались в отличие от образцов при работе на смазке Буксол. Предельная нагрузка на смазке Буксол составила 35 МПа.

Таблица 2
Давление, МПаКоэффициенты трения, f
смазка Буксолсмазка «Металплакс-П»
50,070,07
150,050,05
250,030,03
300,030,02
35задир0,02
400,02

Как показали данные испытаний табл.2, до нагрузки 30 МПа коэффициенты трения испытываемых образцов для обеих смазок остаются одинаковыми и не превышают 0,07. При давлении 35 МПа и использовании смазки Буксол происходит задир (35 МПа — предельная нагрузка), в то время как при смазке «Металплакс-П» коэффициент трения остается равным 0,02 и при нагрузке — 40 МПа.

Смазка «Металплакс-П» была испытана на стенде при работе четырех роликовых подшипников автомобильных двигателей при установленном ресурсе 1000 часов в режиме:

d×n=0,35·10 5 мм мин -1 ; F r =2500 H; где d — диаметр подшипника в мм; n — число оборотов вращения подшипника в минуту; F r — нагрузка на подшипник в ньютонах.

Средняя установившаяся температура наружного кольца подшипника составила 30°С.

Подшипники, отработавшие заданный ресурс, на валу и после демонтажа вращались мягко, свободно. Потери смазки в процессе работы составили: 0,10 г; 0,15 г; 0,14 г и 0,10 г.

Общий уровень вибрации (ОУВ) подшипников со смазкой до испытания и после 1000 часов работы практически не изменился и составил:

ОУВ, дБ
до испытанийпосле испытаний
87,588
8888,5
91,593
8988,7

Эффективность смазки «Металплакс-П» была подтверждена результатами длительных испытаний в эксплуатационных условиях буксовых узлов локомотивов табл.3.

Таблица 3
Результаты испытаний смазки «Металплакс-П» на железнодорожном транспорте
Марка локомотиваПробег, кмПериод испытанийПриписка
Электровоз
ЧС-7
№042289000Московская
№07234100014.05.05-01.08.06железная
№232307000дорога
Электровоз
ВЛ10
№88511200010.0205-15.09.06ТЧ Рыбное
№1661102000
Электровоз
ВЛ11
№22323800015.01.05-15.09.06ТЧ Орехово
ЭлектровозКандалакша
ЭП-1Октябрьская
№0538200017.10.05-17.09.06жел. дорога
Тепловоз
2ТЭ10М
№267632000
№24862400015.01.06-16.09.06ТЧ Узловая
№9168000

В ходе испытаний анализировались пробы смазки, отобранные из буксовых узлов подшипников и опорных редукторов при эксплуатации локомотивов.

За время эксплуатационных испытаний отказов в работе подшипниковых узлов локомотивов не было.

МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(от франц. plaquer- покрывать), пластичные смазки, масла и смазочно-охлаждающие жидкости, в состав к-рых входят металлсодержащие присадки (порошки металлов, их оксидов, сплавов, солей, комплексных и др. соединений).

Работам по созданию М. с. м. предшествовали исследования (1930-40-е гг.) влияния на трение металлич. трущихся пар пленок пластичных металлов (Pb, Sn и др.), наносимых на их пов-сти разными технол. методами (Ф. Боуден, Д. Тейбор). Пленки, образующиеся при использовании М. с. м., отличаются по структуре от обычных металлов (полученных, напр., восстановлением руд или гальванически), что придает этим пленкам высокие антифрикц. св-ва и позволяет реализовать открытый в СССР (1956) т. наз. эффект безызносности. Последний достигается тем, что при работе узлов трения на трущихся пов-стях деталей из введенных в смазку присадок формируется тонкая (толщиной от неск. атомных слоев до 1-2 мкм), трудно поддающаяся окислению защитная металлич. пленка, наз. сервовитной (от лат. servo — охраняю, спасаю и vita — жизнь). Образование этой пленки при контакте сопряженных пов-стей обусловлено интенсивным обменом энергией и в-вом между узлом трения и внешней (напр., жидкой) средой, а также коллективным поведением ионов металла, из к-рых формируется пленка. На пов-сти такой пленки, «рожденной» в режиме трения, вследствие циклич. взаимодействий активных атомов с лигандами присадки попеременно образуются и распадаются комплексные соединения. В результате процессы трения и износа образуют замкнутый цикл для металла и смазки (см. также Три-бохимия). Наибю распространены металлоплакирующие смазочные материалы, образующие медную сервовитную пленку.

Применение М. с. м., напр. пластичных смазок, позволяет значительно повысить долговечность узлов трения, снизить потери энергии на трение и, следовательно, увеличить кпд машин и механизмов, уменьшить расход смазочных материалов, увеличить период между смазочными работами.

При образовании сервовитной пленки трущиеся пов-сти взаимод. через мягкий и тонкий слой металла (см. рис.), благодаря этому площадь фактич. контакта пов-стей возрастает по сравнению с др. смазочными материалами в 10-100 раз, и материалы сопряженных деталей испытывают только упругие деформации, что приводит к резкому уменьшению износа рабочих пов-стей. Отсутствие оксидной пленки позволяет внеш. среде активно реагировать с металлом и в значит. степени способствует реализации т. наз. эффекта адсорбц. понижения прочности твердых поверхностных слоев (эффекта Ребиндера); в результате пластич. деформации локализуются в тонком металлич. слое, и пов-сти контакта практически не испытывают внутр. напряжений. При наличии на трущихся пов-стях сервовитной пленки продукты их износа состоят из пористых частиц металла; последние покрыты граничным адсорбц. слоем поверхностно-активного смазочного материала, имеют электрич. заряд, под действием к-рого удерживаются в узлах трения (сосредоточиваются в зазорах) и переносятся с одной пов-сти на другую, защищая их от разрушения (при использовании обычных смазочных материалов продукты износа в осн. состоят из оксидов, к-рые легко удаляются из зоны контакта). Наконец, сервовитная пленка предохраняет стальные пов-сти от проникновения водорода, к-рый образуется в процессе трения при разложении водяных паров, топлив, смазок, смазочно-охлаждающих жидкостей, деструкции полимеров в зонах контакта и др.; кроме того, пленка снижает уд. нагрузки на пов-сти трения, что существенно уменьшает выделение водорода.

Образование пленок на поверхностях контакта при действии обычной (а) и металлоплакирующей (б)смазок: 1-сталь; 2-бронза; 3, 4-соотв. оксидные и сервовитные пленки.

М е т а л л о п л а к и р у ю щ и е с м а з к и-мазеобразные материалы, один из перспективных видов антифрикционных смазок. Получают введением в жидкие нефтяные или синтетич. масла наряду с загустителями (напр., солями высших жирных к-т, силикагелем) присадок (0,1-10% по массе): порошков мягких металлов (М-Си, Pb, Sn и др.), оксидов (напр., Си 7 О), сплавов (напр., бронз), солей (напр., MCl n , комплексных (напр., RR’NHХMX, где М-Сu, Sn и др., X-SO — 4 , Сl — и т. д.) и орг. (напр., RCOOM) соединений. Главные области потребления: тяжелонагруженные узлы трения в авиационном и автомобильном транспорте, прокатных станах и др. металлургич., а также текстильном, швейном и обувном оборудовании.

М е т а л л о п л а к и р у ю щ и е м а с л а-нефтяные или синтетич. масла, в к-рых растворены присадки (0,1-2%), напр. олеат меди. Применяют для смазки двигателей внутр. сгорания, узлов трения станков, вентиляторов, насосов, редукторов, гидравлич. систем пром. оборудования.

М е т а л л о п л а к и р у ю щ и е с м а з о ч н о-о х л а ж д а ю щ и е ж и д к о с т и-преим. смеси средне- и высоковязких нефтяных масел и их 3-10%-ные водные эмульсии (содержат также эмульгаторы — соли карбоновых к-т или сульфокислот и стабилизаторы-напр., спирты) с присадками (1,5-2%). В качестве последних в случае безводных материалов служат, напр., соли (SnCl 2 и др.), в случае эмульсий-обычные комплексные соед., напр. тетрааммакат Сu для сопряженных никель-титановых пов-стей. Применяют гл. обр. при обработке металлов резанием или давлением.

Лит.: Боуден Ф. П., Тейбор Д., Трение и смазка, пер. с англ., М., 1960; Избирательный перенос в тяжелонагруженных узлах трения, М., 1982; Гаркунов Д. Н., Триботехника, М., 1985; Кужаров А. С., Онишук Н. Ю., Свойства и применение металлоплакирующих смазок. Тематич. обозрение, М.. 1985.

Д. Н. Гаркунов.

Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. И. Л. Кнунянца . 1988 .

  • МЕТАЛЛООРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
  • МЕТАЛЛОПЛАСТЫ

Смотреть что такое «МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» в других словарях:

металлоплакирующие смазочные материалы — (от франц. plaquer покрывать), содержат в качестве присадок порошки металлов (главным образом меди), их сплавов или соединений. Характеризуются высокими антифрикционными свойствами (так называемый эффект безызностности) … Энциклопедический словарь

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — в ва, обладающие смазочным действием. С. м. применяют для смазки трущихся деталей машин и приборов, а также при обработке металлов резанием и давлением, для предохранения металлич. пов стей от коррозии и др. целей. Различают С. м. жидкие,… … Химическая энциклопедия

СМАЗОЧНЫЕ МАСЛА — жидкие смазочные материалы, предназначенные для уменьшения трения и износа узлов и деталей машин и механизмов, защиты их от коррозии, очистки трущихся пов стей от загрязнений и отвода от них теплоты. В зависимости от способа получения С. м.… … Химическая энциклопедия

ПРИСАДКИ К СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛАМ — синтетич. (в основном) или прир. соединения, добавляемые к смазочным материалам для улучшения или сохранения на длительный срок их эксплуатац. св в. Смазочные материалы содержат, как правило, от 2 до 7 8 разл. присадок (П.). Эффективность… … Химическая энциклопедия

Металлоплакирующая смазка

Изобретение относится к металлоплакирующим смазочным материалам и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов. Цель -улучшение смазочных свойств за счет повышения антифрикционных и противоизносных свойств. Смазка содержит, мас.%: сульфид меди 2-4; п-бутилоксибензойная кислота 3-5; мыльная пластичная смазка — остальное. Смазка способствует увеличению износостойкости узлов трения сталь 45-сталь 40х, сталь 45- БрОЦС5-5-5 в 1,4 и 1,6 раза соответственно и снижению коэффициента трения в 1,4 и 1,15 раз 2 табл.

РЕСПУБЛИК (и) С 10 M 141/02 169/04// (С 10 M

141/02, 125:22, 117:02, 129:54)С 10 N 30 .06

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4788020/04 (22) 01.02.90 (46) 07.12.91. Бюл. М 45 (71) Гомельский государственный университет (72) А.П. Гибайло, Л.Н. Бакланенко, Д.Г. Лин и В,Я. Кусочкин (53) 62.1. 892(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР N. 761544, кл. С 10 М 159/18, 1980.

Авторское свидетельство СССР М 1355622,— кл. С 10 М 141/02, 1987. (54) МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩАЯ СМАЗКА (57) Изобретение относится к металлоплакирующим смазочным материалам и может

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Изобретение относится к металлоплакирующим смазочным материалам и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов.

Цель изобретения — улучшение смазочных свойств за счет повышения антифрикционных и противоизносных свойств смазки.

Технология приготовления металлоплакирующей смазки состоит в совместном перетирания сульфида меди (Си2$) с и-бутилоксибензойной кислотой. Полученную смесь добавляют при комнатной температуре в мыльную пластичную смазку например Литол-24, и тщательно перемешивают до получения однородной массы.

При таком способе приготовления смазки частицы сульфида меди обволакиваются ибутилоксибензойной кислотой, обладающей поверхностно-активными свойствами, .и смесь равномерно распределяется по всему объему смазки.

Составы смазок приведены в табл. 1.. Ж 1696466 А1 быть использовано в узлах трения машин и механизмов. Цель — улучшение смазочных свойств эа счет повышения антифрикционных и противоиэносных свойств, Смазка содержит, мас. : сульфид меди 2 — 4; и-бутилоксибензойная кислота 3 — 5; мыльная пластичная смазка — остальное. Смазка способствует увеличению износостойкости узлов трения сталь 45 — сталь 40х, сталь 45БрОЦС5-5-5 в 1,4 и 1,6 раза соответственно и снижению коэффициента трения в 1,4 и 1,15 раз. 2 табл.

Для сравнительных испытаний готовят состав известной смазки (состав 17), мас.7,: салицилальимин меди 20; и-оксибензойная кислота 0,55; смазка Литол-24 — До 100.

Улучшение антифрикционных и противоиэносных свойств предлагаемой металлоплакирующей смазки заключается в следующем. В процессе работы на локаль- 0 ных участках контактного взаимодействия 0 трущихся поверхностей (одна из которых 0с, стальная) происходит. восстановление меди ф, из ее соединения, а образовавшийся при Сь этом дисульфид железа (обменная реакция) g адсорбируется на образовавшемся медном слое. При этом узел трения работает в режиме избирательного переноса. Образуется,Ф таким образом многослойный смазочный материал, состоящий из пленки дисульфида железа, подслоя мягкого металла меди.и адсорбированного слоя пластичного смазочного материала. При таких условиях смазывания повышаются противоизносные и антифрикционные свойства пар трения, растет нагруэочная способность узла тре1696466 ния, а следовательно, противозадирные и температурные свойства смазочного мате. риала. Для ускорения восстановления меди . и усиления плакирования трущихся поверхностей в состав смазки введена и-бутилоксибензойная кислота, обладающая поверхностно-активными свойствами.

Испытания антифрикционных и противоизносных свойств смазочных составов проводят на машине трения. типа СМЦ по схеме вал (кольцо) — частичный вкладыш (колодка) в парах сталь 45-сталь 40х, сталь

45-бронза БрОЦС5-5-5 при скорости, равной 3,75 м/с, нагрузке 0,03-2,3 МПа в течение 5 ч. Силу трения фиксируют с помощью упругого элемента и индикатора часового типа, а коэффициент трения. определяют по известной методике. Износ образцов регистрируют по потере массы, взвешивание осуществляют на аналитических весах.

Результаты испытаний в парах трения, смазываемых известной и предлагаемой смазками, представлены в табл. 2;

Иэ табл. 2 видно, что предлагаемая металлоплакирующая смазка способствует увеличению иэносостойкости смазываемых узлов трения сталь 45-сталь 40х, сталь 45БрОЦС5-5-5 по сравнению с известной смазкой (состав 17) в 1,4 и 1,6 раза. Коэффициент трения снижается в 1,4 и 1,15 раэ, 5 объемная температура в зоне трения ниже

Таким образом, применение предлагаемой металлоплакирующей смазки является эффективным средством, улучшает ее экс10 плуатационные свойства за счет повышения антифрикционных и противоизносных параметров и она может быть использована в раз-, личных узлах трения машин и механизмов.

15 Металлоплакирующая смазка, содержащая мыльную пластичную смазку, соединение меди и производное бензойной кислоты, отличающаяся тем, что. с целью повышения смазочных свойств, смаэ20 ка в качестве соединения меди содержит сульфид меди и в качестве производного бензойной кислоты смазка содержит и-бутилоксибензойную кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.ф,: сульфид

25 меди 2-4; и-бутилоксибензойная кислота 3—

5; мыльная пластичная смазка — остальное.

МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

МЕТАЛЛОПЛАКИРУЮЩИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (от франц. plaquer- покрывать), пластичные смазки, масла и смазочно-охлаждающие жидкости, в состав к-рых входят металлсодержащие присадки (порошки металлов, их оксидов, сплавов, солей, комплексных и др. соединений).

Работам по созданию металлоплакирующих смазочных материалов предшествовали исследования (1930-40-е гг.) влияния на трение металлич. трущихся пар пленок пластичных металлов (Pb, Sn и др.), наносимых на их пов-сти разными технол. методами (Ф. Боуден, Д. Тейбор). Пленки, образующиеся при использовании металлоплакирующих смазочных материалов, отличаются по структуре от обычных металлов (полученных, напр., восстановлением руд или гальванически), что придает этим пленкам высокие антифрикц. св-ва и позволяет реализовать открытый в СССР (1956) т. наз. эффект безызносности. Последний достигается тем, что при работе узлов трения на трущихся пов-стях деталей из введенных в смазку присадок формируется тонкая (толщиной от неск. атомных слоев до 1-2 мкм), трудно поддающаяся окислению защитная металлич. пленка, наз. сервовитной (от лат. servo — охраняю, спасаю и vita — жизнь). Образование этой пленки при контакте сопряженных пов-стей обусловлено интенсивным обменом энергией и в-вом между узлом трения и внешней (напр., жидкой) средой, а также коллективным поведением ионов металла, из к-рых формируется пленка. На пов-сти такой пленки, «рожденной» в режиме трения, вследствие циклич. взаимодействий активных атомов с лигандами присадки попеременно образуются и распадаются комплексные соединения. В результате процессы трения и износа образуют замкнутый цикл для металла и смазки (см. также Три-бохимия). Наибю распространены металлоплакирующие смазочные материалы, образующие медную сервовитную пленку.

Применение металлоплакирующих смазочных материалов, напр. пластичных смазок, позволяет значительно повысить долговечность узлов трения, снизить потери энергии на трение и, следовательно, увеличить кпд машин и механизмов, уменьшить расход смазочных материалов, увеличить период между смазочными работами.

Металлоплакирующие смазочные материалы

Неорганические пластичные смазочные материалы

При повышенных температурах, в агрессивных средах практически единственным работоспособным видом ПСМ являются смазки, загущаемые неорганическими материалами. В настоящее время известно большое количество неорганических загустителей, многие из которых являются твердыми смазками. Например используется , графит, двухсернистый молибден, глина, сажа, слюда, силикагель, силикаты, сульфаты, сульфиды, окислы и гидроокиси металлов и др. К ПСМ такого типа относятся, в частности, ВНИИНП-262, -264, -279.

Для обеспечения работоспособности неорганических смазок при высоких температурах в качестве дисперсионной среды в них используют высококачественные синтетические масла. Для придания жидкой фазе тех или иных свойств (или усиления имеющихся) в жидкую фазу вводят соответствующие присадки.

Металлоплакирующие смазочные материалы (МСМ) – это пластичные смазки, масла и смазочно-охлаждающие жидкости, в состав которых входят металлсодержащие (по массе от 0,1 до 10%)присадки: порошки металлов, их оксидов, сплавов, солей, комплексных соединений металлов и др.

МСМ применяют в тяжелонагруженных узлах качения и скольжения самолетов, автомобилей, двигателей внутреннего сгорания, прокатного металлургического оборудования, текстильного, швейного и обувного оборудовании и др. Использование металлоплакирующих смазок позволяет повысить долговечность узлов трения в 2..3 раза, снизить потери на трение, уменьшить расход смазочных материалов в 2..3 раза. МСМ являются одним из перспективных видов антифрикционных смазок.

Впервые в мире МСМ стали производить с СССР. По заказу авиационной промышленности были разработаны смазки Свин- цоль 01 и Свинцоль 22. В настоящее время номенклатура пластичных смазок расширилась. К выше указанным маркам прибавились МС Вымпел и МС 1000. Наибольшее распространение получили металлоплакирующие смазки, образующие медную сервовитную пленку.

МС 1000 – это универсальная металлоплакирующая смазка для узлов трения всех типов: подшипников, крестовин, шестерен, наконечников рулевых тяг, шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей. В качестве присадок используются цинк и дисульфид молибдена. Образующая металлическая защитная пленка обладает высокой износостойкостью и способностью к постоянному самовосстановлению из компонентов смазки. Смазка достаточно морозостойка — сохраняет свою работоспособность при температурах от минус 55 до плюс 150 °C.

При реализации эффекта безызносности на трущихся поверхностях деталей в процессе работы узлов трения формируется тонкая, трудноподдающаяся окислению защитная самовосстанавливающаяся металлическая пленка из введенных в смазку присадок. Толщина пленки составляет от нескольких атомных слоев до 1…2 мкм.

Металлическая сервовитная пленка, образующаяся в процессе трения, имеет рыхлую структуру, пориста, в ней почти отсутствуют дислокации, и имеется большое количество вакансий.

Повышенная эффективность МСМ обусловлена следующими факторами.

1. При использовании металлоплакирующих МСМ контакт поверхностей трения осуществляется через пластический деформирующийся мягкий и тонкий слой металла. При трении как со смазкой, так и без смазки, детали контактируют на очень малой площади сопряженных поверхностей. В результате участки фактического контакта испытывают весьма высокие напряжения, что приводит к их взаимному внедрению, пластической деформации и к интенсификации изнашивания. При наличии сервовитной пленки площадь фактического контакта увеличивается в 10. 100 раз, и материалы сопряженных деталей испытывают лишь упругие деформации, а износ поверхностей резко уменьшается.

2. Применение МСМ приводит к реализация эффекта Ребиндера. Обычные смазочные материалы являются кислородоносителями, они окисляют поверхности трения и тем самым уменьшают возможность их схватывания. Однако окисные пленки препятствуют проникновению среды к металлу, в результате чего эффект Ребиндера проявляется слабо, и пластической деформации подвергаются большие объемы металла. При использовании МСМ окисления поверхностей не происходит, трение носит восстановительный характер. Среда взаимодействует с металлом, и в результате пластическая деформация локализуется в тонком слое.

3. МСМ способствуют переносу частиц износа с одной поверхности трения на другую и удержанию этих частиц в зоне контакта электрическим полем. Продуктами износа при использовании обычных смазочных материалов являются в основном окислы, которые не имеют электрического заряда и свободно уносятся из зоны контакта. При наличии на поверхностях трения сервовитной пленки продукты износа состоят из частиц металла. Поверхность таких частиц пористая, за счет чего они покрываются адсорбционным слоем ПАВ, имеют электрический заряд, под действием которого сосредотачиваются в зазорах.

4. Применение МСМ способствует защите поверхностей трения от проникновения водорода. Водород образуется в процессе трения как продукт разложения водяных паров, топлива, смазочных материалов, смазочно-охлаждающих жидкостей, а также деструкции в зоне контакта полимеров. Он проникает в глубь стали или чугуна, и ускоряет изнашивание деталей. Металлическая сервовитная пленка, образующаяся при использовании МСМ, защищает стальные поверхности трения от проникновения водорода. Кроме того, она снижает удельные нагрузки на контакте, отчего водорода образуется значительно меньше.

Использование МСМ дает следующие преимущества:

— возрастает срок службы деталей узлов трения;

— снижаются потери энергии на трение, увеличивается КПД машины и механизма;

— уменьшается расход смазочных материалов и увеличивается интервал между заменами;

— исключается возникновение задиров и схватывания трущихся деталей;

— взаимозаменим с солидолами всех типов, смазочными материалами общего назначения и некоторые другими пластичными смазки.

Основным недостатком МСМ является их стоимость.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector