Отличия противотуманных фар и задних фонарей
Отличия противотуманных фар и задних фонарей
В настоящее время практически на каждом автомобиле можно увидеть пару дополнительных фар. Они применяются для улучшения видимости ночью и в условиях густого тумана. Своим названием они обязаны прямому назначению. У задних фонарей более широкая классификация. Они бывают:
- габаритные огни, применяемые днем;
- боковые фонари;
- сигналы стоп (основные и дополнительные);
- задние противотуманные огни.
В отличие от передних фар, цвет освещения которых можно при желании изменить, задние всегда были и остаются красными. Онипредназначены для обозначения границ автомобиля на дорожном участке ночью или в плохую погоду. Применять задние противотуманные фонари днем карается штрафом, поскольку это может послужить причиной аварийной ситуации на дороге.
На сегодняшний день в правилах дорожного движения примерно одинаковые требования к освещению пути автомобиля при движении как в ночное время суток, так и в дневное, если присутствуют условия недостаточной видимости, а именно:
- туман;
- дождь или гроза;
- снегопад и прочие.
Когда следует воспользоваться дополнительным освещением
Дальность видимости не должна быть не меньше трехсот метров, в противном случае необходимо воспользоваться дополнительными фарами, предназначенными как раз для комфортного управления автотранспортом в условиях плохой видимости. К таким приборам в первую очередь относятся противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
Смотрите в видео ниже, как правильно установить противотуманные фары.
Противотуманные фары, как правило, могут применяться совместно с любым режимом освещения при плохой видимости на дороге, либо ночью. Тут требуется небольшое уточнение: в ночное время можно применять в эксплуатации противотуманные фары лишь на тех участках дороги, на которых ограничено или же полностью отсутствует освещение. К задним фонарям требования такие же.
Противотуманные фары и фонари отличия. В чем разница
Освещение дороги происходит посредством основных фар, которые находятся спереди автомобиля. Помимо этого они показывают на габаритные границы автотранспорта другим водителям, движущимся навстречу. У задних фонарей несколько другое назначение. Они лишь указывают на размеры транспортного средства сзади и никакого отношения к освещению дороги не имеют.
Сейчас практически все продаваемые автомобили оборудованы задними противотуманными фонарями. Их применение необходимо для того, чтобы транспортное средство было хорошо различимо сзади при сильном тумане или грозе. Дело в том, что стандартные задние габаритные огни с этой задачей не справляются. Их просто не видно на расстоянии более 100 метров.
Противотуманные фары и задние фонари могут быть включены одновременно если:
- видимость недостаточна или ограничена;
- наличие тумана.
В других случаях чрезмерное применение автомобильной светотехники может привести владельца к штрафу или аварийной ситуации на дороге, поскольку при ясной погоде столь мощное освещение будет просто ослеплять других участников движения.
Приборы освещения автомобиля. Задние фонари
Приборы освещения автомобиля, выполняют свою ответственную роль – от освещения дороги, до предупреждения других участников движения о наших намерениях (поворот, остановки и прочее). Приборы освещения можно условно разделить на две группы – передние фары и задние фонари. О фарах мы уже подробно писали здесь, а сейчас настало время поговорить о задних фонарях.
Итак, что особенного в задних фонарях, какими они должны быть и какие интересные технологии используют для их создания современные инженеры?
Приборы освещения автомобиля — задние фонари
По сути, главной функциональной обязанностью задних фонарей является информирование всех, едущих сзади участников движения о том, что мы планируем сделать, находясь за рулём – остановиться, повернуть, сдать назад и так далее.
Для этого существует набор специальных источников света, которые, как правило, объединены в один корпус.
В литературе такой блок именуют по-разному — задние комбинированные фонари, модуль задних фонарей или блок задних фонарей. Обычно в состав данного узла входят следующие приборы освещения:
- габаритные огни;
- стоп-сигналы;
- сигнал заднего хода;
- поворотники;
- отражатели (световозвращатели).
Отдельно от блока устанавливают задний противотуманный фонарь и подсветку номерных знаков.
Конечно же, перечисленный нами набор, находящийся в одном корпусе, вовсе не является незыблемым правилом, потому как производители очень любят экспериментировать с дизайном и формой фонарей.
Из-за этого вышеупомянутые приборы освещения автомобиля могут и не быть в едином блоке, но находиться в задней части машины они должны в любом случае, так как это регламентировано на законодательном уровне во многих странах мира.
Давайте пройдёмся по каждому из перечисленных нами светотехнических приборов, чтобы разобраться, насколько они в действительности нужны.
Габаритные огни
В простонародии — габариты. Служат они, как можно догадаться, для обозначения транспортного средства на дороге, чтобы другие водители могли заранее увидеть наше авто, стоящее, к примеру, у обочины.
В задней части авто они расположены по обе стороны кузова, должны иметь красное свечение и, как правило, конструктивно объединены со стоп-сигналами.
Стоп-сигналы
В свою очередь стоп-сигналы также имеют красное свечение, но гораздо более интенсивное. Включаются они автоматически с нажатием на педаль тормоза.
Кстати, во многих странах обязательным условием является наличие дополнительного стоп-сигнала, который должен устанавливаться посередине кузова и выше линии основных фонарей.
Сигнал заднего хода
Следующий наш герой — сигнал заднего хода. Это огонь белого цвета, сигнализирующий о том, что у машины включилась задняя передача, и она начинает движение назад.
Поворотники
Функции поворотников, думаем, и так всем понятны. Единственное, что хотелось бы отметить – они должны быть жёлтого цвета, находиться по обе стороны кузова и сигнализировать о манёвре миганием с частотой от 60 до 120 раз в минуту.
Сейчас, практически на всех автомобилях, ставят дублеры поворотников (желтого цвета), сбоку на переднем крыле
Световозвращатели (катафоты)
Светоотражатели – важный элемент в тёмное время суток. Особенно, если транспортное средство припарковано и все огни, естественно, выключены. Отражатели при попадании на них светового потока эффективны на большой дистанции и заранее дают другим водителям знать, что впереди находится машина и нужно быть осторожными.
Дополнительный элемент — задние противотуманные фонари также является желательным элементом. Он имеет интенсивное красное свечение, нужное, для того чтобы обозначать себя в условиях тумана или плохой видимости. Дабы предотвратить путаницу со стоп-сигналом, противотуманку производители монтируют отдельно от блока фар, хотя единым правилом это не является.
Приборы освещения автомобиля в обязательном порядке включают в себя подсветку задних номерных знаков. Она должна быть белого цвета и качественно покрывать площадь всего номерного знака. Включается данный элемент светотехнического оборудования автоматически вместе с габаритными огнями.
Современные технологии и фонари авто
Наш рассказ о задних фонарях был бы неполным без описания технологий, к которым прибегают автопроизводители для их изготовления.
Долгое время единственным возможным источником света в этих приборах освещения автомобиля были обычные лампочки накаливания. Это накладывало значительные ограничения на дизайн фонарей, да и в целом с ними связаны многие проблемы – низкая надёжность, инерционность (время включения лампы составляет около 200 мс) и так далее.
С бурным развитием полупроводниковых технологий у автопроизводителей появились более широкие возможности для изготовления светотехнического оборудования. Речь, конечно же, идёт о светодиодах.
Во-первых, они имеют гораздо более длительный срок эксплуатации, во-вторых – малое энергопотребление, в-третьих – время их включения составляет всего 1 мс.
Эти факторы, а также возможности, которые открылись перед дизайнерами – ведь можно создать из светодиодов любой рисунок, форму или узор, практически полностью на данный момент вытеснили лампы накаливания из конструкции задних фонарей.
Помимо этого, разработчики автомобильных фар всё чаще используют оптоволокно для создания оригинальных эффектов – полосы, кольца, различные геометрические формы. Световоды из поликарбоната (РС) или полиметилметакрилата (РММА) создают равномерное свечение по всей длине волокна, при этом источник света может находиться с одной из сторон, где-то в глубине узла.
Друзья, приятно, что вы выбрали именно наш блог для того, чтобы углубить свои знания в автомобильной технике.
Оставайтесь с нами, и мы порадуем вас огромным количеством интересных и полезных статей о машинах и о всём, что с ними связано.
Высвечиваем будущее опытными фарами Фольксвагена
Считается, что вероятность попасть в аварию в тёмное время суток втрое выше, чем в светлое. Около половины смертей при ДТП происходят в темноте, хотя мы ездим в таких условиях в четыре раза реже, чем днём.
В опытно-исследовательском центре Фольксвагена в Вольфсбурге царит секретность: камеры на телефонах и ноутбуках заклеены, не приветствуется даже малейшее отклонение от заданного маршрута. Вот-вот нам покажут новейшие наработки в области освещения ― перспективные фары, фонари и прочее. Первым слово берёт кто-то из шеф-дизайнеров. Вторым — тоже дизайнер, но рангом пониже. Говорят, как им важно играть пластикой осветительных приборов, их наполнением, иметь свободу формы. Только этим в компании занимаются 15 художников. А инженеры на третьих ролях?
Исторически вроде бы нет. Вообще, прорывом в области головного света стало внедрение галогенной двухнитевой лампы H4 в 1971 году. Её номинальный световой поток ближнего света в 1000 люмен был недостижим, и по сей день H4 применяется во многих бюджетных автомобилях, включая начальные версии седана Volkswagen Polo. Именно количество света от источника в основном определяет то, как хорошо фара освещает дорогу. А площадь отражателя, его форма и качество поверхности, оптические свойства рассеивателя — нюансы.
До начала 90-х годов мир (за исключением США с их собственными стандартами) довольствовался лампой H4 и некоторыми другими галогенками. К этому времени конструкторы научились добиваться лучшего использования светового потока за счёт формы отражателя или установки проекторных модулей. Затем появились новые лампы, включая популярнейшую однонитевую H7 (1500 люмен) ― такая ставится в фары ближнего и дальнего света средних комплектаций калужских Polo. Правда, Kia Rio/Hyundai Solaris используют лампы HB3 (аж 1860 люмен), а рекорд производительности среди галогенок держит Н9 дальнего света, генерирующая 2100 люмен.
В 1991 году ― снова благодаря инженерам ― появилась революционная технология ксеноновых ламп номиналом 3200 люмен, более чем в три раза больше, чем у Н4. Источником света стала электрическая дуга, а не разогретая нить. Никак не отличаясь внешне, ксеноновые фары поставили массу технических вызовов: выросли требования к точности оптики, наличие блоков розжига усложнило компоновку узлов. Чуть позже для ксенона стали обязательны автоматический корректор и система фароочистки. Всё это очень дорого, зато эффективно, особенно в сочетании с системами поворота луча (с 2000-х годов).
Лет 15–20 назад дизайнеры вышли из тени. Сначала они играли «внутренним наполнением» фары. Помните, как при схожей форме отличались фары «третьего» и «четвёртого» Гольфов? Как свежо смотрелись прозрачный пластик без оребрения и нарядные «кругляши» внутри? Потом фары вытягивают, плющат, сужают ради хищного взгляда… А какие горизонты открыл «световой дизайн», когда меняется собственно форма светящихся элементов! Сейчас, чтобы выполнить все пожелания эстетов, в фаре просто не остаётся места для лампы. Поэтому курс ― на светодиоды, и не только у Фольксвагена.
Любопытно, что ксеноновые технологии умирают, но ещё не мёртвы. Придуман новый стандарт ламп мощностью 25 Вт вместо классического 35-ваттного ксенона. Это позволяет вписать световой поток в регламентные 2000 люмен, не требующие дорогущих автокорректора и омывателя. Увы, свет таких фар моего бусика Citroen SpaceTourer скорее разочаровывает. Выигрыш относительно хороших галогенок ― разве что в более приятном глазу холодном свете. Поговаривают, что кашу с 25-ваттным ксеноном заварили производители ламп для загрузки простаивающих мощностей.
Но инженерам тоже нравится глобальный переход на светодиодные технологии, ведь снижается энергопотребление и увеличивается срок службы. Цена уже не пугает. Простенькая фара с малым числом диодов (как на Polo в «топе») стоит лишь чуть больше среднестатистической галогенки. Но 25-ваттная ксеноновая без корректора ― почти вдвое дороже. Кусаются пока матричные фары: в них десятки диодов позволяют гибко изменять светораспределение попеременным подключением. Можно, например, затенить встречный автомобиль при включённом дальнем. Но и они вот-вот подешевеют.
Матричный модуль фары IQ.Light новейшего Туарега размером с полблока сигарет содержит плату, радиатор с вентилятором, 48 диодов ближнего света и 27 ― дальнего. Вкупе с дополнительными боковыми элементами работает этот ансамбль классно, словно протягивая щупальцы света ко всем неосвещённым участкам дороги, оставляя встречных в тени. Режимы светораспределения зависят от массы факторов: погоды, скорости, траектории… Дальнобойность ― на 100 метров лучше, чем у 35-ваттного ксенона.
Ту же эффективность уже обеспечивает компактный «микропиксельный» светодиод размером 4х4 мм. Я подержал такой в руках и оценил работу оснащённой им фары, не заметив существенной разницы в силе света. Впечатляет точность управления пучком: прогресс относительно фар Туарега такой же, как между ними и устаревшими всего за четыре года фарами Пассата с механической шторкой. Довольны и дизайнеры, и инженеры: имея в фаре три «пиксельных» диода, дающих 1024 индивидуальных мини-луча, можно играть матрицей на 3072 ячейки вместо нынешних 75–80.
Возможно, развитие света пойдёт в другом направлении. Источники света размножаться не станут, а светораспределением займутся промежуточные фильтры-матрицы с разрешением до 30 000 пикселей. Этого достаточно, чтобы не просто искусно менять пучок, но и проецировать на дорогу надписи, символы, подсказки… Например, показывать в вираже коридор, в котором автомобиль поедет при текущем повороте руля, или дублировать на асфальт сигналы поворота. Но на мой взгляд, это утопия. Дороги и так переполнены визуальным мусором, провести такую идею через сертификационные дебри малореально, а чуть грязь ― и вся красивая «картинка» поплывёт.
Совершенствуются и простые светодиоды. В специальном чёрном ангаре, оборудованном для испытания систем освещения, нам показали прототип с высокомощными диодами, потребляющими 3–4А против примерно 1А у нынешних. Света действительно становится больше, а это значит, им также можно управлять более гибко. Если сузить пучок дальнего света таких фар, он прошьёт 550 метров темноты, что под силу только лазерным фарам, где свет «выбивается» из люминесцентной фосфорной пластины лазерными лучами.
Такая технология на рынке присутствует около пяти лет ― помимо BMW, как раз у фольксвагеновских коллег по концерну, фирмы Audi. Однако её появление на «народных автомобилях» VW маловероятно. Из-за специфичных материалов и технологий такие фары безумно дороги (в случае с седаном Audi A8 ― на 215 тысяч рублей дороже и без того недешёвых матричных), а перспектив снижения стоимости не видно. Кроме того, лазерно-люминесцентный источник даёт очень мощный, но узкий пучок, применение которого ограничено дальним светом.
Какую картину освещённости вообще предпочитает потребитель? Наиболее противоречивые оценки обычно вызывает именно дальний свет. В Скандинавии предпочитают дальнобойный пучок, а в остальной Европе ― широкий, создающий иллюзию большой мощности. Volkswagen надеется со временем предложить водителю выбор разных пучков. Ближний свет существенно зарегламентирован, хотя кто-то предпочитает чёткую границу света и тени (характерную для проекторных фар), а кто-то ― плавную. Объективно они одинаково эффективны, и это чисто дело вкуса. Немцы стараются сделать переход «слегка сглаженным», чтобы понравиться всем.
А вот отдельные противотуманные фары — вымирающий динозавр. Угадаете, кому они помешали в борьбе за чистоту линий кузова? Полноценно компенсировать потерю противотуманок можно только применением дорогого адаптивного света основных фар, умеющего расширять пучок при плохой погоде и при поворотах. В случае недорогих машин нас просто лишают дополнительного источника света. Причём россиянам должно быть особенно обидно: в отличие от Европы применение противотуманок у нас законно в любое время суток, а дополнительный свет весьма полезен на неустроенных дорогах.
Не ожидается прогресса в области фароочистки. Нынешние струйные системы устраивают Volkswagen, поскольку вписываются в сертификационные требования, по которым фара загрязняется тарированным составом. Всем ясно, что в химическом грязном тумане российских реагентов омыватели малоэффективны, но никто не станет разрабатывать новую технологию специально для нас. Ещё важный момент ― температура стекла фары. Светодиоды холодны и не растапливают снег так, как ксенон и особенно галогенки. Поэтому если в автомобиле использованы мощные LED-элементы, требующие вентилятора охлаждения, идущий от него поток стараются направить по стеклу.
Ещё один подводный камень ― надёжность и долговечность светодиодов. Теоретически это как раз их сильная сторона. Но все диодные фары и фонари «запаяны» и не подразумевают замену светящихся элементов. Только недавно появились первые сообщения, что Toyota внедряет заменяемые LED-модули в фонарях новой Короллы. Расчётный срок службы диодов хоть и больше, чем у ламп, но тоже конечен. Volkswagen рассчитывает на 8000 часов работы, это примерно 11 лет, если жечь фары по два часа в день. Или меньше года, если держать их включёнными круглосуточно, например в такси. Затем неизбежно потускнение.
И всё же пути назад нет. Лет через пять на Фольксвагенах останутся только диоды. Дизайнеры в экстазе, конструкторы будут искать новые поля применения технологий. Например, для коммуникации между беспилотникам. Сейчас мы бы хотели знать, что на уме у другого водителя, и световые сигналы могут помочь. Уже готова проекция на асфальт активных парковочных линий. Скоро можно будет отправить соседям по потоку текстовые, визуальные сообщения на экранах или в светодиодном поле задних фонарей…
Главный потребительский вывод из всего сказанного ― не покупайтесь на догмы. Ошибочно думать, что галогенки ― самые ущербные фары по определению, а светодиоды лучше ксенона. Внутри каждого из типов есть лидеры и аутсайдеры. Базовые LED-модули запросто могут светить хуже топовых галогенок. Помните, что если у фары нет омывателя, световой поток ближнего света гарантированно меньше 2000 люмен. Слова «светодиодная фара» могут означать как продукт высоких технологий, так и недорогую поделку. Одно бесспорно: фары становятся всё красивее и красивее.
За кадром
Правила использования световых приборов автомобиля
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к использованию фар и фонарей автомобиля в различных дорожных ситуациях.
Световые приборы предназначены как для освещения дороги впереди автомобиля (чтобы избежать столкновения с препятствием), так и для обозначения самого автомобиля (чтобы избежать наезда других транспортных средств).
К сожалению, многие водители не знают правил использования фар и фонарей, поэтому не используют все предоставленные им возможности.
Внешние световые приборы автомобиля
В начале этой статьи несколько слов о том, какие внешние световые приборы могут быть у автомобиля. Данная информация в первую очередь предназначена для тех, кто обучается в автошколе и пока не понимает, для чего предназначены те или иные фары или фонари.
Примечание. Тема «световые приборы» является одной из самых сложных в автошколе, т.к. кандидату в водители, который еще ни разу не сидел за рулем, сложно запомнить похожие названия световых приборов и правила их применения.
Габаритные огни
Габариты — это небольшие световые приборы, расположенные примерно по углам автомобиля (всего 4 штуки). Светят они не очень ярко и в первую очередь предназначены для того, чтобы водители других автомобилей могли в темноте понять, где начинается и заканчивается Ваша машина.
Как правило, автомобиль сконструирован таким образом, что при включении ближнего или дальнего света фар габариты включаются автоматически. То есть ближний свет без габаритных огней не работает.
Дневные ходовые огни
ДХО — световые приборы в передней части автомобиля (2 штуки), которые светят довольно ярко. Они предназначены для улучшения видимости автомобиля спереди в светлое время суток.
Дневные ходовые огни не следует использовать ночью, т.к. в темное время суток они могут ослепить встречных водителей за счет большой яркости. При этом дорогу они не освещают.
В 2021 году большинство автомобилей оборудуются дневными ходовыми огнями, однако на машинах, выпущенных до 2010 года, встретить такие огни можно довольно редко.
Ближний и дальний свет фар
Ближний (2 лампочки) и дальний (2 лампочки) свет фар — это основные световые приборы, которые предназначены для освещения дороги перед автомобилем.
При этом ближний свет освещает участок непосредственно перед автомобилем, а дальний — более отдаленный участок. Ближний свет имеет смысл использовать на небольших скоростях, дальний — на более высоких.
Противотуманные фары
ПТФ — 2 фары в переднем бампере автомобиля, предназначенные для освещения дороги в условиях плохой видимости.
В 2021 году противотуманные фары не являются обязательными, поэтому они устанавливаются не во всех комплектациях автомобилей. То есть в автомобиле может и не быть ПТФ.
Противотуманный фонарь
Противотуманный фонарь — фонарь красного цвета в задней части автомобиля, предназначенный для улучшения видимости автомобиля в условиях недостаточной видимости. Этот световой прибор очень яркий и при хорошей погоде он может слепить водителей едущих сзади автомобилей.
Этот фонарь обязательно устанавливается на всех автомобилях.
Движение в светлое время суток
При хорошей видимости
При движении в светлое время суток на автомобиле должен быть включен один из следующих световых приборов:
- ближний свет;
- дневные ходовые огни;
- противотуманные фары;
Если на автомобиле есть все перечисленные приборы, то имеет смысл воспользоваться ДХО. Эти огни ярче и потребляют меньше электричества.
При движении также могут быть включены:
- габаритные огни.
- противотуманный фонарь.
При недостаточной видимости
Должен использоваться один из следующих световых приборов:
- фары ближнего света;
- фары дальнего света.
При этом дальний свет не может использоваться:
- в населенных пунктах на освещенных дорогах;
- при встречном разъезде транспортных средств;
- при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.
Дополнительно на автомобиле могут быть включены:
- противотуманные фары;
- противотуманный фонарь;
- габаритные огни;
- дневные ходовые огни.
Примечание. Задний противотуманный фонарь как раз предназначен для использования в условиях недостаточной видимости, однако на практике его используют не более 10 процентов водителей. Остальные, судя по всему, не знают соответствующих правил.
Движение в темное время суток
Должен использоваться один из следующих световых приборов:
- фары ближнего света;
- фары дальнего света.
При этом дальний свет не может использоваться:
- в населенных пунктах на освещенных дорогах;
- при встречном разъезде транспортных средств;
- при ослеплении водителей попутных или встречных автомобилей.
Дополнительно можно использовать:
- противотуманные фары;
- противотуманный фонарь (только при недостаточной видимости);
- габаритные огни.
Движение в тоннеле
При движении в тоннеле независимо от наличия освещения должен быть включен один из следующих световых приборов:
- фары ближнего света;
- фары дальнего света.
Дополнительно могут быть включены:
- габаритные огни;
- противотуманные фары;
- дневные ходовые огни.
- задний противотуманный фонарь (кроме условий недостаточной видимости).
Остановка и стоянка автомобиля
В темное время суток на неосвещенной дороге
Должны быть включены:
- габаритные огни.
- противотуманный фонарь.
Прочие световые приборы можно использовать.
При недостаточной видимости (в темное или светлое время суток)
Должны быть включены:
- габаритные огни.
Прочие световые приборы, в том числе задний противотуманный фонарь, могут быть использованы.
Правила использования световых приборов
Выше подробно рассмотрены правила использования фар и фонарей в различных ситуациях, однако запомнить их не так-то и просто. Поэтому рассмотрим их в более компактном виде.
- использовать задний противотуманный фонарь при хорошей видимости;
- использовать дальний свет в населенных пунктах на освещенных дорогах, при встречном разъезде, при ослеплении попутных или встречных водителей;
- не использовать ближний или дальний свет ночью, при недостаточной видимости, в тоннеле;
- не использовать ДХО, ближний свет или ПТФ днем;
- не использовать габариты при стоянке в условиях недостаточной видимости или на неосвещенном участке дороги ночью.
Все остальные варианты и комбинации световых приборов нарушением не являются.
В заключение напомню, что штрафы за неправильное использование световых приборов рассмотрены в рамках отдельной статьи:
Фары, лампы, фонари
ФАРЫ, ЛАМПЫ, ФОНАРИ
Покупая, не ошибись
И вновь на наших страницах очередной обзор приборов электрооборудования, подготовленный Антоном УТКИНЫМ.
В предыдущих были рассмотрены приборы систем электроснабжения, зажигания, пуска и коммутационная арматура. Сегодня речь — об автомобильной светотехнике.
Группы: 3711 — «Фары»; 3712 — «Подфарники и передние указатели поворотов»; 3713 — «Патроны ламп»; 3714 — «Плафоны»; 3715 — «Переносные и подкапотные лампы»; 3716 — «Задние фонари»; 3717 — «Фонари освещения номерного знака»; 3726 — «Указатели поворотов»; 3731 — «Указатели габаритов» и 3743 — «Противотуманные фары».
Приборы осветительной и светосигнальной арматуры, выпускаемые и выпускавшиеся ранее на территории бывшего СССР, могут нести эмблемы пяти заводов. Крупнейший и старейший — «Красный Октябрь» (ныне «Автосвет», Киржач, Владимирская обл.). Второй по величине — ВЗОА (ныне ОСВАР, Вязники, Владимирская обл.). Небольшой ассортимент задних фонарей и подфарников для автомобилей ВАЗа делает ДААЗ (Димитровград, Ульяновская обл.), известный своими карбюраторами. Гораздо реже попадается светотехника от АЭА (п. Сутиски, Винницкая обл.) и ОЗАТЭ (Владикавказ) — в основном их продукция идет на сельхозмашины и мотоциклы. Одно из немногих исключений — задние фонари «Таврии» с эмблемой АЭА.
Из импортной светотехники у нас наиболее известны изделия немецкой фирмы «ФЕР» (FER), с 1969 года поставлявшей фары на АЗЛК, а с 1976-го и на РАФ. Чешские блок-фары, которые бывшее объединение ПАЛ (PAL) несколько лет поставляло на комплектацию «таврий», до сих пор поступают в запчасти. Сейчас фары из Чехии ставят и на часть выпускаемых VAZ 2110. Прочие зарубежные производители светотехники чаще всего представлены на нашем рынке аксессуарами в виде дополнительных и противотуманных фар, причем не всегда должного качества (см. ЗР, 1997, № 9).
Поскольку работа световых приборов напрямую влияет на безопасность движения, производители обязаны обеспечивать их соответствие требованиям государственных и международных стандартов. Наша страна входит в Комитет по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии при ООН (ЕЭК ООН) и имеет право присваивать узлам и деталям транспортных средств международный знак официального утверждения. Номер страны, утвердившей соответствие данного прибора, ставят в круге рядом с буквой «Е». Например, 2 — Франция, 5 — Швеция, 22 — Россия и т. д. Кстати, большинство выпускаемых у нас приборов получили омологацию (официальное утверждение) в западных светотехнических лабораториях.
Взаимозаменяемость по маркам и моделям автомобилей для светотехники нетипична, поскольку новизна внешнего облика той или иной модели обычно предусматривает применение своих, оригинальных приборов. На иномарках такая взаимозаменяемость практически исключена, а некоторые случаи унификации на отечественных автомобилях приведены в табл. 1. Напротив, важнейший элемент световых приборов — лампы являются самыми унифицированными деталями в мировом автомобилестроении. Вот о них-то поговорим подробнее.
Лампы, поступающие на комплектацию световых приборов и в запчасти, выпускают специализированные предприятия — электроламповые заводы. Исключения составляют, пожалуй, только такие многопрофильные гиганты, как «Бош» и «Дженерал Электрик», производящие и приборы, и лампы к ним.
По мнению специалистов, качество ламп, поставляемых на «Автосвет», ОСВАР и в розничную торговлю, по пятибалльной шкале можно оценить так: «Филипс» (Philips, Голландия) — 5; «Осрам» (Osram, Германия) — 5; «Нарва» (Narva, Германия) — 5; «Тунгсрам» (Tungsram, Венгрия) — 5; «Дженерал Лайт» (General Light, Япония) — 5; «Тесла» (Tesla, Чехия) — 4; Уфимский завод «Свет» — 4; Саранское СПО «Светотехника» — 4; Брестский ЭЛЗ — 4; Сердобский ЭЛЗ — 3. (К сожалению, какая-то часть ламп отечественного производства изготавливается подпольно и не проходит выходной контроль. Процент брака в таких «теневых» партиях может быть много выше, чем в официальных.)
В отличие от бытовых электроламп (кстати, выпускаемых теми же заводами), автомобильные работают в условиях тряски и вибрации и, соответственно, имеют более прочные спирали (в них использован вольфрам другой марки). Цоколи с круглой дюймовой резьбой — большая редкость на лампах для подвижной техники — здесь применяются подпружиненные патроны или зажимы, исключающие выворачивание или разбалтывание крепления лампы.
На отечественных автомобилях лампы бывают четырех типов (см. фото). Фланцевые — имеют жесткий допуск на расположение спирали относительно фланца, а значит, позволяют размещать ее точно в фокусе отражателя оптического элемента или на нужном расстоянии от него. Если фланцевая лампа предназначена для фары головного света или прожектора, то ее спираль дальнего света либо компактно свернута, как бы приближаясь к идеальному точечному источнику света (лампа Н4), либо растянута вдоль оптической оси отражателя (лампа Н1). Если же она предназначена для прямоугольных противотуманных фар, то спираль может быть перпендикулярна оптической оси (лампа Н3).
Штифтовые лампы — самые массовые из автомобильных. Штифты на цилиндрической поверхности цоколя могут быть расположены как симметрично, так и со смещением одного из них. Штифт смещают по высоте на двухнитевых лампах, чтобы обеспечить определенное положение лампы в патроне. Смещенные по окружности штифты применяют обычно на лампах с оранжевым стеклом колбы. Это позволяет исключить их взаимозаменяемость с обычными.
Двухцокольные (софитные) лампы применяют в плафонах внутреннего освещения салона — их форма дает возможность сделать прибор довольно плоским, утопленным в панель обивки. Кроме того, «софитки» с их длинными спиралями отлично подходят для фонарей освещения номерного знака.
И наконец, наиболее дешевые в производстве бесцокольные лампы. В последнее время они вытесняют лампы с металлическим цоколем мощностью до 5 Вт (за рубежом — и до 21 Вт). Роль цоколя выполняет пластмассовый патрон, контакты которого прижимаются к проводникам, выведенным из колбы лампы.
В России автомобильные лампы принято обозначать в соответствии с ГОСТ 2023–75: «А» — автомобильная, «АМН» — автомобильная миниатюрная, «АКГ» — автомобильная кварцевая галогенная. Затем последовательно указаны номинальные напряжение и мощность, а дальше — номер разработки. Например, А-12-21-2 — автомобильная 12-вольтовая, 21-ваттная. Неудобство этой маркировки в том, что в ней не зашифрован тип лампы, а номер разработки относится лишь к конкретной модели. Поэтому все чаще стали применять систему обозначений по европейскому стандарту ЕСЕ. Для нее характерно отсутствие маркировки напряжения (путаницы не возникает, поскольку сферы потребления ламп разного напряжения обычно не пересекаются, к тому же каждая лампа имеет еще и индивидуальный номер по каталогу производителя). Иногда не обозначена даже мощность, как, например, в лампах для фар Н1-Н7. Зато тип лампы по конструкции, присоединительным размерам и назначению обозначен четко. Например, миниатюрные цокольные лампы обозначают буквой «Т»; покрупнее, с 15-мм цоколем — буквой «R»; еще крупнее — «Р» и т. д. Если число в маркировке обозначает мощность, то после нее ставят букву «W», а если ее нет — то число обозначает номер модели. Если «W» стоит в начале маркировки, то лампа бесцокольная, «Н» указывает, что галогенная, а «Y» перед числом означает: лампа имеет оранжевый цвет колбы. Лампы, не омологированные в Европе, обозначения по ЕСЕ не имеют, а предназначенные для Америки обозначаются по стандарту ANSI.
Цоколи электроламп (и не только автомобильных), определяющие их присоединительные размеры и взаимозаменяемость, пожалуй, наиболее стандартизованные технические изделия в мире, превосходящие по степени унификации даже патроны огнестрельного оружия. Время от времени появляются новые типоразмеры цоколей, но некоторые применяются почти во всех странах уже несколько десятилетий, как, например, штифтовые 9- и 15-мм или резьбовые бытовых электроламп.
Цоколи принято обозначать по международному стандарту IEC. Например, заглавная буква «Р» в начале маркировки означает, что лампа фланцевая; «ВА» — штифтовая; «SV» — софитная; «Е» — с резьбовым цоколем; «W» — бесцокольная и т. д. Дополнительная, третья буква указывает на особое исполнение, например смещенные штифты. Цифры означают основной присоединительный размер в миллиметрах, например диаметр цоколя или его фланца, а у бесцокольных ламп — размеры сторон стеклянного прямоугольника, вставляемого в патрон. И наконец, строчная буква в конце маркировки — это число изолированных от цоколя контактов лампы: «s» (single) — один; «d» (double) — два и «t» (triple) — три контакта. Например, цоколь BAY 15d — штифтовой, со смещением одного из штифтов по высоте, диаметром 15 мм, двухконтактный.
В нашей стране к международному обозначению иногда прибавляют через дробь длину цоколя в миллиметрах, например ВА 9s/14, что в принципе необязательно — все цоколи стандартны. Прежняя отечественная маркировка цоколя по ГОСТ 2520–51 была, в общем-то, аналогична нынешней международной. Например, 2Ш-15А- 1, где «2» — число изолированных контактов цоколя; «Ш» — тип цоколя (штифтовой); «15» — диаметр цоколя; «А» — смещение одного из штифтов; «1» — исполнение, не влияющее на присоединительные размеры.
Перечень 12-вольтовых ламп, применяемых на отечественных автомобилях (кроме устаревших), приведен в табл. 2, а некоторые из них показаны на рисунках.
Несколько слов о лампах с оранжевыми колбами. Их появление вызвано тем, что на многих современных автомобилях (см. табл. 2) рассеиватели указателей поворотов стали делать бесцветными (требования дизайна!). Цокольную бесцветную лампу вместо штатной оранжевой не поставить — патрон другой, а бесцокольную W5W в бесцветный боковой повторитель технически поставить можно, но это запрещено — по ГОСТу для указателей поворотов предусмотрен оранжевый свет. А вот применение желтых ламп в фарах головного света (не путать с противотуманными), принятое в некоторых странах, нашим ГОСТом не предусмотрено, хотя импортные желтые лампы для фар в продаже есть. Остается добавить, что желтые (оранжевые) лампы бывают трех видов: с окрашенной лаком колбой (отечественные), с желтым пигментом, введенным непосредственно в стекло, и снабженные дополнительным желтым колпачком поверх колбы.
Имеющиеся в продаже галогенные лампы мощностью 100 и более ватт в Европе называют «раллийными», они предназначены для спорта, и их применение на обычных автомобилях там запрещено. Есть среди них настоящие монстры — мощностью 200/180 Вт с таким эффектом ослепления встречных водителей, что их применение на дорогах общего пользования вообще недопустимо. (Для сбыта подобных изделий, как, скажем, и запрещенных на Западе сигнализаций с сиренами, российский «свободный» рынок очень удобен.) Кстати, применение сверхмощных ламп потребует изменения схемы подключения — штатные реле и провода на такие нагрузки не рассчитаны. Следует учесть и то, что раскаленные мощными лампами рассеиватели — стекла фар легко трескаются от брызг из луж.
Заканчивая о лампах, можно упомянуть те, которые на наших автомобилях еще не применяются: это миниатюрные галогенные мощностью 5–21 Вт. И последнее слово в автомобильной светотехнике — газоразрядные лампы, уже появившиеся в фарах дорогих иномарок. Они почти не нагреваются, имеют высокую светоотдачу, но нуждаются в собственном блоке питания, поскольку работают при напряжении 85 В и зажигаются импульсами 5000 Вт. Комплект «лампа — блок питания» стоит несколько сотен долларов, поэтому об их широком применении у нас пока не может идти речи.
Стеклянные рассеиватели фар производители светотехники тоже получают от смежников (варка силикатного стекла — специализированное химическое производство, расположенное, как правило, вблизи источников минерального сырья и требующее больших затрат энергии). Ныне наш монополист в производстве стекол фар — Чернятинский стекольный завод (Брянская область), сертифицированные стекла которого поступают на «Автосвет», ОСВАР и в запчасти. Их избыток на рынке и дешевизна (12–25 тыс. руб.) делают маловероятными подделки, нецелесообразной защиту фар оргстеклом или решетками: заменить треснувшее стекло — дело простое.
Пластмассовые рассеиватели фар встречаются пока только на иномарках. Малый вес и стойкость к ударам, более простая технология изготовления — их преимущества перед силикатными. А известные недостатки пластмассы — появление микроцарапин и помутнение, ныне успешно изжиты — рассеиватели покрывают твердым кремнийорганическим лаком.
В заключение отметим, что ныне строгой специализации заводов по определенным моделям светотехники нет — то, что выпускает один из них, в любой момент может освоить другой. А для потребителя не имеет значения, где сделан данный прибор- в Киржаче или в Вязниках, — качество и цены практически одинаковы.
Оптические элементы круглых фар в соответствии с международным стандартом унифицированы по посадочному диаметру. Семидюймовые применяются на автомобилях VAZ 2101 (02, 013), «нивах», ИЖ, ЗАЗ, ЛуАЗ, УАЗ, «волгах» (до 1996 года) и многих грузовиках и автобусах; 5,5-дюймовые — на VAZ 2103 (06), экспортных М-408 и М-412; ЗАЗ-965, «чайках», иномарках и в поворотных фарах грузовиков. При выборе элемента надо учитывать, что каждая модель рассчитана на строго определенную лампу (R2, Н4, Н1, «американку»), а главное — назначение элемента (ближний и дальний свет, только дальний, прожектор без рассеивателя и т.д.). Цена любого элемента — 15–25 тыс. руб.
Прямоугольные фары и блок-фары — самые дорогие изделия светотехники, особенно импортные. Например, чешская фара для VAZ 2110 стоит 450 тыс. руб., а сделанная на «Автосвете» — 325 тысяч. Немецкая (FER) для «Москвича-2140» и РАФа стоит 90 тысяч, а такая же от ОСВАРа — 50. Не имеющую российских аналогов чешскую фару для «Таврии» приходится покупать за 380–420 тысяч. Цены на некоторые прямоугольные фары российского производства приведены в табл. 1.
Рис. 1. Эмблемы заводов автомобильной светотехники (слева направо):
«Автосвет», ОСВАР, ДААЗ, АЭА
Рис. 2–7. Автомобильные лампы и их цоколи.
Типы ламп, применяемых на отечественных автомобилях:
NSP — Качественные автозапчасти
спрашивайте в магазинах вашего города
Центр поддержки партнеров с 9:00 до 18:00 (МСК)
Отличия оригинальных фонарей от китайских аналогов
Автомобильная оптика – важный элемент, определяющий безопасность транспортного средства на дороге. С ее помощью освещается участок дорожного полотна перед автомобилем и производится световая сигнализация о движении машины в том или ином направлении во время маневрирования. От качества оптических приборов зависит безопасность движения и продолжительность их срока службы.
Если пришла пора заменить неисправную фару или фонарь, автолюбитель задается вопросом, что лучше купить, оригинальную запасную часть или аналог. В данной статье мы расскажем о задних автомобильных фонарях, их назначении и правилах выбора.
Устройство заднего фонаря автомобиля (независимо от его марки, модели и года выпуска) состоит из следующих элементов:
- Габаритные огни.
- Сигналы поворота и заднего хода.
- Стоп-сигналы.
И почти все современные легковые машины комплектуются противотуманными фонарями, входящую в общую систему заднего фонаря.
Фонари устанавливаются с обеих сторон задней части кузова транспортного средства и согласно установленным правилам могут светить белым, красным и желтым светом.
При покупке заднего фонаря вопрос, что брать, оригинал или китайский аналог, является очень популярный. Разница у них в цене достаточно ощутимая, и не принимать этот факт во внимание нельзя. Так что лучше, оригинал или аналог?
Оригинальные задние фонари
Считается, что основным отличием оригинальных фонарей от аналогов является их более высокое качество. Действительно, всегда предпочтительнее устанавливать на автомобиль именно оригинальные запчасти. Но что такое оригинал, если мы говорим об автопроме?
Оригинальные запчасти – это детали и расходные материалы, которые устанавливаются на автомобиль во время его сборки на конвейере. Они имеют конкретную торговую марку, бренд и каталожный номер. Не нужно думать, что оригинальный задний фонарь изготовлен производителем, занимающимся сборкой автомобилей вашей марки и модели. Чаще всего это не так. Подавляющее большинство автоконцернов доверяет изготовление оптики сторонним компаниям. Утверждать со 100% уверенностью можно только о том, что такой фонарь идеально подходит для вашего автомобиля.
С качеством деталей сложнее. Аналоги (не оригиналы) могут иметь такое же качество, что и оригиналы, и даже лучше. Все зависит от производителя и его отношению к своей работе. Как правило, продавцы неоригинальных изделий знают, какой аналог лучше и насколько он соответствует качеству оригинала. Поэтому говорить о том, что оригинальный задний фонарь лучше китайского аналога, по крайней мере, некорректно.
Неоригинальная оптика
Давайте теперь разберемся, что такое аналог. Неоригинальные запчасти могут изготавливаться на любом предприятии, не имеющем никакого отношения к сборщику автомобилей. Причем такая оптика будет иметь бренд, отличный от того, которым маркируется деталь, устанавливаемая на сборочном конвейере. Название бренда наносится на стекло заднего фонаря. Данная продукция имеет еще и собственный номер производителя.
Нужно еще знать, что аналоги никогда не устанавливаются на автомобили во время их сборки. Их используют автолюбители во время эксплуатации своей техники. Купить неоригинальный фонарь можно только через сеть розничной или оптовой торговли, но никак ни с завода, занимающегося сборкой автомашин.
Главным отличием оригинального заднего фонаря от китайского аналога является цена. Оригинал может стоить на порядок дороже «неоригинала». Те, кто не ограничен в финансах, всегда покупают оригиналы. Но большинство автолюбителей обращается к аналогам по причине их низкой стоимости. Кто же на самом деле выигрывает?
Итак, позвольте подвести итог. Оригинальный задний фонарь – это идеальный вариант замены оптического прибора автомобиля. Он имеет габариты и технические характеристики, подходящие именно к вашему транспортному средству. Единственный его недостаток – высокая цена. Аналог, привезенный из Китая, может совсем не отличаться от оригинала, ни качеством, ни техническими характеристиками. Но его сложнее подобрать, так как такие товары не соответствуют каталожным номерам оригинальных запчастей.
Поэтому, если покупать неоригинальные запчасти, то только у проверенных, надежных поставщиков, которые хорошо ориентируются в аналогах и в случае, если задний фонарь не подойдет к вашему авто, без проблем вернут вам деньги или заменят товар на подходящий.
Не лишним будет знать, как отличить качественную неоригинальную запчасть от плохой китайской подделки. В первую очередь посмотрите, есть ли на корпусе изделия номер производителя. По этому номеру можно без труда найти сведения в интернете, где была изготовлена данная оптика. Если идентифицировать по номеру деталь невозможно, то это подделка.
Нештатный ксенон, цветные лампы и мигающие стопы: что запрещено правилами и каков штраф
Расхожая фраза о том, что строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, в полной мере находит свое отражение в автомобильной сфере. Народное «творчество» здесь обретает широчайший размах, и оптика – один из популярных «способов выделиться» для тех, кому выделиться больше нечем. Тонировка фар и фонарей, цветные пленки, разноцветные лампы, накладки, дефлекторы и бич последних лет – стробоскопы в габаритах и фонарях встречаются на дорогах с завидной регулярностью. Давайте разберемся, какие доработки запрещены и почему, а заодно вспомним, какие вольности официально допустимы в автомобильной оптике.
В ПДД требования к световым приборам перечислены в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации. Правда, в части оснащения формулировка применена максимально общая: оборудование, установленное на автомобиле, «должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации».
А часть 3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, содержит более подробные данные о том, чего делать нельзя. Нас интересуют пункты 3.1, 3.4 и 3.6.
Согласно им, запрещена эксплуатация автомобилей, если:
- количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства;
- на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора;
- на транспортном средстве установлены:
спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Таким образом, в ПДД есть список того, что запрещено. В части того, как должен быть оснащен автомобиль, правила ссылаются на руководства по эксплуатации автомобиля, а также стандарты, ключевым из которых на территории России является Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. Давайте разберемся, что можно, а что нельзя, опираясь на ПДД и Техрегламент.
Установка нештатного ксенона, не входящего в список заводского оборудования автомобиля, формально делится на два варианта: установка ксеноновых ламп в штатные фары и замена фар целиком. Рассмотрим их по отдельности.
Для начала разберемся с нештатными газоразрядными лампами. Приложение № 8 Технического регламента Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств содержит требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации. При этом прямой запрет на использование ксеноновых ламп в обычных фарах содержится в пункте 3.8.2 Приложения №8: он гласит, что в фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному изготовителем в эксплуатационной документации на транспортное средство. Тот же пункт уточняет, что не допускается использование в фарах транспортных средств сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с не соответствующими установленному изготовителем в эксплуатационной документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников с цоколя источника света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль. А пункт 3.8.3 добавляет, что в соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 48 фары ближнего света с ксеноновыми лампами должны оснащаться устройствами фароочистки, а отсутствие или неработоспособность устройств фароочистки не допускается.
А вот установка ксеноновых фар, штатно предусмотренных производителем для конкретного автомобиля, но не установленных с завода, возможна. Правда, для этого нужно будет узаконить внесение изменений в конструкцию транспортного средства, предварительно получив одобрение в ГИБДД и заключение испытательной лаборатории после установки новых фар. После этого в ПТС будет внесена пометка о том, что на автомобиль установлена газоразрядная оптика.
А вот установка ксеноновых ламп в противотуманные фары и тем более в фонари заднего хода, не предназначенные для установки таких ламп, запрещена в любом случае.
Для ответа на этот вопрос можно даже не заглядывать в Техрегламент: требования довольно исчерпывающе перечислены в ПДД, а именно в Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Как мы помним, эксплуатация запрещена, если спереди установлены световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого, а сзади – фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Для полноты картины давайте заглянем в Техрегламент, чтобы уточнить, что именно запрещает он. Здесь требования к оптике для автомобилей, находящихся в эксплуатации, аналогичны тем, что применяются для единичных транспортных средств, выпускаемых в обращение, и полный список требований содержится в разделе 1.3 приложения №4. В нем четко указано число фар ближнего и дальнего света, противотуманок, поворотников, габаритных огней, стоп-сигналов и прочего, а также обозначен разрешенный цвет излучения для каждого из источников света. Нас здесь интересует прежде всего цвет фар: для ближнего и дальнего света разрешен исключительно белый свет.
При этом противотуманные фары могут иметь белый или желтый свет. Это единственное «исключение» в головной оптике: дневные ходовые огни, ближний и дальний свет могут быть только белыми.
Габаритные огни имеют тот же разрешенный цвет, что и оптика в зависимости от стороны установки: впереди это только белый цвет, сзади – красный, а по бокам – автожелтый (то есть оранжевый). Таким образом, установка впереди цветных габаритных ламп не допускается.
Указатели поворота и аварийная сигнализация могут быть только автожелтого цвета – то есть, популярная окраска указателей поворота в красный цвет запрещена.
Дополнительное уточнение вносит пункт 3.4: согласно ему, никакой свет красного цвета не должен излучаться в направлении вперед, и никакой свет белого цвета, за исключением света от фонаря заднего хода, не должен излучаться в направлении назад.
Редко встречающийся вариант самостоятельных доработок – окраска фар в желтый цвет, а указателей поворота в задних фонарях – в красный при помощи цветных пленок или лаков. Как несложно догадаться, такие изменения тоже запрещены теми же пунктами ПДД и Техрегламента, что упомянуты в предыдущем пункте.
Дополнительно нанесение пленок и лаков, в том числе бесцветных, запрещает пункт 3.6 приложения № 8 Техрегламента: согласно ему, отсутствие, разрушения и загрязнения рассеивателей внешних световых приборов и установка не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов (в том числе, бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.
Еще один популярный «тюнинг» – установка в электрическую цепь задних фонарей или стоп-сигналов реле, обеспечивающих их мигание при включении. Стробоскопический эффект привлекает внимание любителей выделиться своей схожестью со спецсигналами. Однако такие доработки тоже запрещены. Пункт 3.3 приложения №8 к Техрегламенту указывает, что «никакой огонь не должен быть мигающим, за исключением огней указателей поворота, огней аварийной сигнализации, огней аварийного сигнала торможения и боковых габаритных огней автожелтого цвета, применяемых совместно с указателями поворота».
Единственная серьезная поблажка в Техрегламенте касается машин, снятых с производства: в этом случае официально «допускается замена светотехнических устройств на используемые на транспортных средствах других типов», а проще говоря, установка оптики от других автомобилей. Это касается и фар, и фонарей, и поворотников, и прочей оптики. Однако при ее установке все равно нужно соблюдать требования Техрегламента, касающиеся расположения, регулировки угла наклона фар, применения ламп и так далее.
Список потенциальных наказаний за внесение изменений в световые приборы довольно широк: штрафы здесь варьируются в зависимости от типа внесенных изменений, а также факта эксплуатации автомобиля с «тюнингом».
Для тех, кто «выделяется из потока» за счет установки красных ламп в передние габариты, а также стробоскопов, тонированных фар и перекрашенных фонарей, существует часть 1 статьи 12.4. Согласно ей, установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 3000 рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Отдельно стоит упомянуть часть 2 той же статьи, которая предусматривает наказание за установку спецсигналов, которыми тоже грешат некоторые любители тюнинга. Речь идет прежде всего об установке скрытых огней синего и красного цветов на передней части автомобиля – например, под фальшрадиаторной решеткой. Такое развлечение трактуется уже по части 2 статьи 12.4 как установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Стоит учитывать, что статья 12.4, описанная выше, касается только установки световых приборов, нарушающих правила, а вот управление автомобилем с такими нарушениями наказывается куда более сурово, и уже по статье 12.5.
Так, часть 3 статьи 12.5 гласит, что управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
А езда на автомобиле со скрытыми спецсигналами, описанными выше, предусматривает наказание по части 4 статьи 12.5 4: управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет с конфискацией указанных устройств.
Когда нужно включать ближний свет фар и другие автомобильные лампы 16:16, 4 июня 2021 Версия для печати
Не только днем, но и ночью на дорогах можно встретить немало автомобилей с погашенными фарами. Водители либо не знают правил пользования световыми приборами, либо грубо их нарушают.
В ПДД четко и коротко разъяснено, когда и как включать фары. Ориентируясь на официальные документы, давайте разберемся в нюансах, а именно — в каких случаях нужно включать ближний свет, габаритные огни, потивотуманки и другие лампы.
Дневные ходовые огни
В 2010 году российское правительство приняло постановление, которое обязало водителей включать ближний свет или дневные ходовые огни (ДХО). После этого автопроизводители начали ставить на все машины, предназначенные для эксплуатации в России, дневные ходовые огни. Для удобства они часто автоматически включаются при запуске двигателя.
Если обратиться к ПДД, они уточняют: ДХО необходимо включать в дневное время. При этом вместо них можно пользоваться ближним светом фар. В свою очередь, в темное время суток включать дневные ходовые огни нельзя. Собственно, и толку от них ночью будет мало.
Ближний свет фар
Как уже отмечалось выше, лампы ближнего света можно использовать как альтернативу ДХО. Кроме того, ПДД говорят, что ближний свет необходимо включать при движении ночью, в условиях плохой видимости, а также в тоннелях.
Характерно, что запрета на использование ближнего света не существует – то есть ездить с ним можно всегда — хоть ночью, хоть при свете дня.
Можно задаться вопросом: зачем вообще водителей обязали использовать ДХО или ближний свет? Дело в том, что скорости движения машин стали существенно выше, чем раньше. Поток сейчас едет часто 100-120 км/ч. Соответственно, для безопасных маневров понадобится значительно большее расстояние. Если вам нужно идти на обгон, то «встречку» хорошо бы видеть минимум за полкилометра. А в этом случае габаритные огни встречного автомобиля не помогут – нужно что-то посерьезнее. Именно при включенном ближнем свете ламп или ДХО водители лучше видят другие транспортные средства на большом расстоянии.
Дальний свет
Когда нужно использовать дальний свет — обычно подсказывает логика. То есть если видимость низкая, самое время для этих световых приборов. С другой стороны, здесь есть много нюансов и ограничений, на которые следует обратить внимание.
Водители обычно знают, что дальний свет можно использовать в темное время суток и в качестве сигнала. Вместе с тем его разрешено включать и при плохой видимости. Например, в дождь или пургу.
Важно помнить, что правила дорожного движения обязывают выключать дальний свет в городах и в пределах других населенных пунктов. Также он неуместен при встречных разъездах и вообще при малейшей возможности ослепить других автолюбителей. Конечно, без «дальнего» нужно обходиться днем.
Мало кто в курсе или помнит интересную деталь: правила сообщают, что моргать фарами дальнего света можно исключительно в качестве предупреждения об обгоне. Использовать его иначе – чтобы такими сигналами кого-то поторопить или пропустить – запрещено.
Противотуманки
Многие водители, даже если их авто оснащены противотуманными фарами, используют их очень редко. Бытует мнение, что их нужно включать именно во время тумана, но это заблуждение.
Согласно ПДД, противотуманные фары можно включать: в случае плохой видимости с дальним или ближним светом; ночью при плохом освещении дорог с дальним или ближним светом фар; в качестве альтернативы ближнего света фар или ДХО.
Тут нужно отметить, что, помимо противотуманных фар, используются и противотуманные фонари. Эти приборы нельзя путать – они существуют для разных целей. Согласно ПДД, задние противотуманные фонари следует включать в условиях недостаточной видимости.
Габаритные огни
Что касается габаритных огней, то их нужно включать ночью во время остановок на темных дорогах. Также они будут к месту на стоянках в условиях плохой видимости – например, во время ливня. Помимо прочего, «габаритки» должны быть включены на буксируемых автомобилях при недостаточной видимости, а также в тоннелях.
Их функция – визуально обозначать габариты транспортных средств. Кстати, многие водители путают габаритные огни с ДХО. Однако «габаритки» альтернативой ДХО быть не могут. При дневном свете их банально плохо видно.
Специалисты о правильном использовании фар
Самое время дать слово экспертам, которые расскажут о некоторых деталях использования фар ночью и при свете дня.
«Дальний свет необходимо применять в темное время суток. Обратите особое внимание на леса. Как правило, именно там появляются дикие животные. Во время миграции они могут оказаться на дороге, — никто от такой ситуации не застрахован. А чтобы их вовремя увидеть, как раз следует пользоваться фарами дальнего света. При этом важно помнить, что при включенном дальнем свете можно помешать другим водителям. И не только встречного потока. Например, не следует слепить попутные машины, обгоняющие вас. Салонное зеркало сильно отражает лучи, поэтому, если ваше авто обгоняют, дальний свет лучше выключить», — отмечают инструкторы компании «Автонакат».
«К сожалению, на дорогах все чаще можно встретить автомобили без ближнего света. Нарушителей стало больше. А ведь если включены фары ближнего света, машина становится хорошо различима для водителей. И вероятность ДТП в этом случае меньше. В чем причина нарушений? Это связано с неразберихой в ПДД. Водители путают ДХО с фарами габаритов», — рассказали о проблеме авторы канала «Движение».
Штрафы
Насколько вас оштрафуют, если вы, к примеру, забудете включить в светлое время суток ДХО и ближний свет? Такое нарушение карается не строго. В худшем случае вам выпишут штраф в 500 рублей. Но можно отделаться и предупреждением.
Штраф грозит и в том случае, если лампы функционируют «частично». Проще говоря, за то, что вы двигаетесь с одной фарой, либо они в грязи или сильно разбиты.
Обычно сотрудники ДПС не обращают внимания на подобные нарушения. Инспекторы, если и появляются на дороге, интересуются более «хлебными» нарушениями типа пьянки за рулем или выезда на «встречку».
Вместе с тем нужно понимать, что правила пользования световым оборудованием авто придумали не просто так. От фар и их исправности зависит безопасность водителей и пассажиров.
Фара и фонарь разница
— на механическом транспортном средстве шириной более 1,6 м — световозвращатели первой категории по ГОСТ 20961;
у меня было 4, будет два — не запрещено
Противотуманная фара — фара, предназначенная для эффективного освещения дороги впереди транспортного средства во время тумана, дождя, снегопада или пылевой бури.
Фонарь заднего хода — световой прибор, предназначенный для освещения дороги сзади транспортного средства при его движении задним ходом и предупреждения других участников движения о намерении транспортного средства двигаться задним ходом.
не вижу противоречия, т.е впереди была противотуманая фара, а сзади она же будет фонарь заднего хода по яркости ограничения есть только на ближний и дальний свет
Световозвращатели — герметичные приборы с возвратно-отражающим оптическим элементом, служащие для обозначения габаритов транспортного средства в темное время суток путем отражения света, излучаемого источником, находящимся вне этого транспортного средства.
Фонарь — устройство, предназначенное для световой сигнализации или освещения дороги.
чем от фары отличается так и не понял
Зарегистрирован: 22.02.2006
Сообщения: 22770
Благодарности: 2701/2146
![]() ![]() | Список форумов Форум Минивэн-Клуба -> Курилочка | Часовой пояс: GMT + 3 скачать топик |
Страница 1 из 1 |
Похожие темы | |||||
Тема | Автор | Форум | Ответов | Последнее сообщение | |
---|---|---|---|---|---|
![]() | Продам фары, фонари, планку задней дв. | Сапр | Запчасти и разное | 11 | Пн Апр 01, 2013 3:50 pm Сапр |
![]() | LED фонари | Мхалыч | Запчасти и разное | 15 | Ср Май 29, 2013 9:51 am Мхалыч |
![]() | задние фонари | D13 | Запчасти и разное | 8 | Пт Фев 13, 2009 3:03 pm oleg777 |
![]() | Задние фонари на GC V | Unscarted | Оптика и свет | 10 | Сб Дек 17, 2011 12:35 am караванщик |
![]() | задние фонари | Max31 | Оптика и свет | 39 | Пн Июл 25, 2011 5:39 pm Колян |
![]() | фонари задние | LEON na DODGE | Запчасти и разное | 0 | Ср Май 27, 2009 1:06 am LEON na DODGE |
![]() | Красивые фонари | FenOnLine | Курилочка | 2 | Чт Ноя 30, 2006 8:39 pm Д_К |
![]() | ЗАДНИЕ ФОНАРИ | alex9757 | Тюнинг, Примочки (гаджеты) | 7 | Пн Апр 21, 2008 3:26 pm batvovan |
![]() | Задние фонари караван 01+ | Валерий СПб | Запчасти и разное | 2 | Сб Окт 16, 2010 8:45 pm Валерий СПб |
![]() | Ищу битые задние фонари | Покобатько | Спрос | 0 | Вс Ноя 07, 2010 9:12 pm Покобатько |
![]() | Европейские задние фонари 01-07 | Карлсон | Запчасти и разное | 38 | Вт Фев 21, 2017 8:42 pm Dbabay |
![]() | Фонари заднего хода | leofant | Электрика и электроника | 56 | Пт Июн 22, 2012 8:27 am dadyts |
![]() | [ Опрос ] Европейские задние фонари неоригинал | Карлсон | Курилочка | 172 | Пн Июл 04, 2011 9:12 pm Карлсон |
![]() | задние фонари караван. оригинал | adams | Запчасти и разное | 0 | Пт Сен 20, 2013 7:48 am adams |
![]() | Задние фонари от Тауна 2001 | Карлсон | Запчасти и разное | 3 | Пн Фев 04, 2013 12:47 pm Карлсон |
Powered by phpBB © phpBB Group