25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мотоцикл CZ (ЧиЗет) и двигатель Jawa (Ява)

Мотоцикл CZ (ЧиЗет) и двигатель Jawa (Ява)

К странице.

На самом деле чистые ЧеЗеты делались исключительно для мотокросса. Все дорожные мотоциклы этой марки так или иначе связаны с другим известным чешским мотоциклом – Ява. Дело в том, что совместное производство типа Ява – ЧеЗет началось довольно давно. Это имело свои преимущества. И главное из них – взаимозаменяемость деталей. Согласитесь, в те времена СССР, когда запчасти были в дефиците, это весьма и весьма существенное преимущество на рынке мотоциклов. Однако, не следует забывать и о минусах. Идентичность в конструкции мотоциклов, схожий дизайн. Все это наводило людей на мысли об индивидуализации своего железного коня.

Установка мотора от Явы в ходовую ЧеЗета:

Данная операция бывает весьма актуальна при неисправностях двигателя, которые просто невозможно устранить. Как отмечалось ранее, на дорожном ЧеЗете двигатель стоит от Явы 350, поэтому никаких доработок рамы проводить не стоит. Просто берете и ставите другой мотор.
Данная операция оправдана, если вы хотите получить более легкий и спортивный мотоцикл с надежным Явовским мотором, так как мощности двигателя вполне хватит, чтобы разогнать мотоцикл до скорости 120 – 130 километров в час. А при небольшой доводке, мотоцикл легко разгонится и до 140, и это не предел.

Однако, ходовая от мотоцикла ЧеЗет, как и сам мотоцикл – довольно редкое явление. Запчастей найти практически невозможно, особенно для кроссовых моделей мотоцикла. Именно поэтому спасает возможность взаимозаменять и комбинировать запчасти от Явы – их найти гораздо легче, так как завод выпускает запасные части к своим старым моделям до сих пор.

Уход за мотоциклом:

Как правило, любой владелец транспортного средства старается содержать его в хорошем состоянии. И речь идет не только о своевременном уходе, но и о доработках своего мотоцикла. В настоящее время по дорогам нашей страны ездит много Яв, и не очень много ЧеЗетов. Однако не перевелись еще люди, готовые вкладывать не только деньги, но и душу в Чешские мотоциклы.

Евгений22
Посмотреть профиль
Отправить личное сообщение для Евгений22
Найти все сообщения от Евгений22

а) Главный жиклер 6 — оказывает влияние на состав горючей смеси главным образом при большом открытии дроссельного золотника. Доступ к нему открывается после снятия карбюратора и отвертывания нижнего колпачка 7. Если главный жиклер забит грязью, то двигатель или не запускается или же заводится, но глохнет при попытке увеличить обороты.

6) Игла золотника карбюратора 2 — оказывает влияние на состав горючей смеси при среднем открытии дроссельного золотника. Игла зазакреплена в золотнике и своим конусным концом входит в распылитель карбюратора; при подъеме золотника игла постепенно открывает большее сечение для прохода топлива в диффузор. В золотнике иглу в вертикальном направлении можно перемещать, переставляя замок в соответствующую проточку. Когда игла закреплена замком в нижних проточках, то смесь богаче, когда в верхних — смесь беднее.

в) Жиклер холостого хода 3 и положение регулировочного винта холостого хода 4 оказывает влияние на состав смеси на холостом ходу двигателя и при малом открытии золотника. Регулировочный пинт холостого хода регулирует сечение воздушного канала, по которому подводится вспомогательный воздух на холостом ходу. При вворачивании винта смесь богаче, при вывинчивании — беднее.

г) Золотник. Для управления дроссельным золотником служит вращающаяся рукоятка на руле, которая с помощью троса регулирует подачу смеси в двигатель.

Холостой ход двигателя (работа на низком числе оборотов при полностью закрытом газе отрегулировать при помощи винта малого числа оборотов 5, который служит в качестве упора золотника. Перед регулировкой нужно ослабить трос в оболочке завертыванием регулировочного винта 1 на крышке корпуса смесительной камеры. Чрезмерный ход троса золотника выбрать регулиро-вочным винтом на крышке корпуса смесительной камеры (следует оставить свободный ход троса в 1,5-2 мм).

После регулировки затянуть контргайку. Для очистки карбюратора его лучше всего подвергнуть разборке на отдельные детали, которые промыть в чистом бензине. Все поврежденные и изношенные детали заменить новыми. Каналы холостого хода продуть сжатым воздухом с целью их тщательной очистки. Для очистки жиклера не следует пользоваться ни проволокой, ни иными твердыми предметами, так как это легко может привести к повреждению точного отверстия (изменить его сечение), а тем самым к изменению его рабочих параметров.

Муки выбора 1980-х: что лучше — «Ява» или «Чезет»

Известно, что автомобильных иномарок в нашем советском прошлом не было – покупателю приходилось выбирать из продукции отечественного автопрома. Но у мотоциклистов картина была совсем иной – и у них были свои муки выбора…

Автомобили-иномарки в нашей стране не продавались гражданам вплоть до начала 1990-х, а за многими отечественными приходилось годами стоять в очереди. А вот для мотоциклистов был определенный выбор импортной техники: немецкая марка MZ, венгерская Panonnia, чехословацкие Jawa, CZ, Velorex.

Чехословацкие Jawa и CZ класса 350 куб. см были самыми яркими представителями иностранных брендов на рынке мотоциклов советского периода.

У каждой мото-иномарки был свой сегмент покупателя. Но реальные пацаны в эпоху расцвета отечественного мотодвижения (а это 1970-1980-е годы) терзались в сомнениях: что лучше – “Ява” или “Чезет”? И первое, и второе можно было купить в магазине спорттоваров, покараулив недельку-другую (а то и месяц-другой).

Какие были мотоциклы в СССР

От прямых отечественных конкурентов – 350-кубовых “Иж Юпитер” с индексом -3, -4 или -5 чехословацкие машины отличались не так разительно, как японские и немецкие легковушки того времени от наших “Волг” и “Москвичей”. Нельзя сказать, чтобы мотоциклы из ЧССР были более современными (речь идет о поколениях Jawa 634 и CZ 472), но культура изготовления и концепция были несколько иными. Импортная техника была более комфортной – меньше шума и вибраций, мягче работа органов управления, наличие тахометра (Jawa) и мощной светотехники

Надежные, комфортабельные и динамичные мотоциклы из Чехословакии поглощались рынком СССР почти на 100 %. Лишь малая часть ежегодного выпуска уходила в другие страны, где их приходилось рекламировать.

УJawa и CZ получше обстояло дело с эксплуатационными характеристиками в реальных условиях: уверенный пуск, реже требовались регулировки зажигания и карбюратора. Силовой агрегат обеспечивал динамику более яркую, чем у отечественных машин, причем не по причине большей мощности (“Иж Юпитер” как раз таки были мощнее), а благодаря более гибким характеристикам двигателя.

Стильный и аккуратный щиток приборов “Явы” переворачивал сознание тех, кто раньше ездил на “Ижах”, “Ковровцах” и “Минсках”. На CZ тахометра не было.

Минусы “Яв” и “Чезетов” тоже были общими и весомыми, причем главное то, что они предназначалась в первую очередь для ровных асфальтовых дорог. И дело тут не только в меньшей прочности деталей подвески, а и в характеристиках силового агрегата. Рабочий диапазон оборотов двигателя и передаточные числа трансмиссии подобраны таким образом, что мотоцикл показывает себя наиболее динамичным при высоких оборотах двигателя и на высокой скорости.

А в отечественных условиях движения этого не всегда удавалось достичь. Кроме того, моторам мото-иномарок в 1970-е годы требовался уже высокооктановый бензин АИ-93, который продавался не везде, тем более в сельской местности, где проживала добрая половина «явистов». Не все хорошо было и с запчастями.

Cezet был менее практичным, но лучше держался на неровностях и в поворотах. Многие детали его ходовой были сделаны из алюминиеваого сплава.

Поэтому покупали “Явы” и “Чезеты” в абсолютном большинстве молодые люди, которые ради престижа готовы были мириться с проблемами динамики на малых оборотах. Еще владельцам чехословацких мотоциклов досаждали постоянные хлопоты с аккумулятором, который не заряжался при езде по плохим дорогам – из-за малых оборотов двигателя.

Что лучше?

Что касается темы, что лучше — “Ява” или “Чезет”, то этот вопрос сродни проблеме Pepsi-Cola или Coca-Cola? Отличия между Jawa и CZ поколений Jawa 634 и CZ 472 – в большей спортивности “Чезета”. Он легче “Явы”, немного динамичнее, у него лучше тормоза и другая посадка, а подвеска с реактивной тягой лучше держит машину на неровностях. Ну и конечно, свой дизайн, пусть особо не выдающийся, но отличный от массовых “Яв” и “Ижей”.

Jawa во многих случаях эксплуатировалась с боковым прицепом – коляской Velorex, чего не позволялось Cezet`у. Но молодежь этот вопрос волновал редко.

С другой стороны, меньшая масса “Чезета” объяснялась как применением алюминиевых сплавов, так и облегченной одинарной рамой (в отличие от дуплексной конструкции “Явы”), что снижало ее прочность. По этой же причине к “Чезету” нельзя цеплять боковой прицеп – коляску типа Velorex. Интересно, что при всей своей “спортивности” CZ 472.3 образца 1977 г. стоил на 100 руб. дешевле — 850 руб. против 950 руб., которые просили за Jawa 634.8.

Марка CZ (Чешская Зброевка – оружейный завод) была старейшим производителем мототехники в Чехословакии (1922 – 1998). Но она не пережила распад страны.

Впрочем, для большей части целевой аудитории – молодежи многие из недостатков не имели значения, поэтому у CZ всегда был свой покупатель – как правило, амбициозный, энергичный и независимый.

Чем отличается двигатель ява от чезет

В этом обзоре речь пойдет о мотоцикле, который был очень популярным во времена Советского союза, а также за его пределами. Мотоцикл CZ 350 (Чезет 350) является культовым байком, который характеризуется как надежный транспорт. Мир признал чехословацкого производителя как надежного поставщика мотоциклов, после известных побед в таких дисциплинах как «Эндуро» и «Мотокросс». Но, Чезет 350 по праву считался туристическим мотоциклом. Именно этот агрегат давал возможность туристам того времени открывать новые горизонты.

Выпуск CZ 350 типа 472.5 был начат в 1981 году. Модель сразу же стала актуальной среди советской молодежи и не только. Данная модель имела заметные отличия от своих предшественников, о которых будет сказано далее в статье. Отличительными достоинствами мотоцикла является динамичный производительный элемент, чувствительная система управления. Чтобы оценить дизайн байка, необходимо просмотреть фото мотоцикла Чезет. Рассмотрим основные технические аспекты мотоцикла.

История предприятия [ править | править код ]

Предприятие по производству стрелкового оружия в городе Страконице было построено в 1919 году и первоначально называлось Jihočeská zbrojovka

(Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 году путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество
Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích
(Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице). Торговой маркой компании стала аббревиатура
CZ
(ЧеЗет).

В середине 1920-х годов компания начала осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды. В 1929 году был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объёмом 76 см³, за характерную форму цилиндра прозванный Kaktus [3] .

Хороший спрос на мотовелосипеды побудил руководство компании к дальнейшему развитию этого непрофильного направления. В 1934 году предприятием в г. Страконице на рынок был выпущен первый мотоцикл CZ с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 172 см³. В 1936 году было освоено производство более мощных мотоциклов объёмом двигателя 250 см³, а в 1938 году объёмом двигателя 350 см³ [3] .

В 1946 году завод был национализирован. Производство оружия на нём было прекращено.

После Второй мировой войны завод освоил производство новых моделей мотоциклов с трубчатой рамой и телескопической вилкой. Однако, головным предприятием по производству мотоциклов в ЧССР стала Ява. В связи с этим, мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой Jawa-ČZ. В 1960 году марка CZ была восстановлена.

Помимо мотоциклов Чешска зброёвка Страконице

с 1957 по 1964 годы выпускала мотороллеры Čezeta [en] (Чезета) с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 175 см³. Мотороллеры оказались настолько удачными, что их производство по лицензии было организовано в других странах мира, в том числе в Новой Зеландии под маркой
N-Zeta
.

Мотоцикл CZ (ЧиЗет) и двигатель Jawa (Ява)

На самом деле чистые ЧеЗеты делались исключительно для мотокросса. Все дорожные мотоциклы этой марки так или иначе связаны с другим известным чешским мотоциклом – Ява. Дело в том, что совместное производство типа Ява – ЧеЗет началось довольно давно. Это имело свои преимущества. И главное из них – взаимозаменяемость деталей. Согласитесь, в те времена СССР, когда запчасти были в дефиците, это весьма и весьма существенное преимущество на рынке мотоциклов. Однако, не следует забывать и о минусах. Идентичность в конструкции мотоциклов, схожий дизайн. Все это наводило людей на мысли об индивидуализации своего железного коня.

Установка мотора от Явы в ходовую ЧеЗета:

Данная операция бывает весьма актуальна при неисправностях двигателя, которые просто невозможно устранить. Как отмечалось ранее, на дорожном ЧеЗете двигатель стоит от Явы 350, поэтому никаких доработок рамы проводить не стоит. Просто берете и ставите другой мотор. Данная операция оправдана, если вы хотите получить более легкий и спортивный мотоцикл с надежным Явовским мотором, так как мощности двигателя вполне хватит, чтобы разогнать мотоцикл до скорости 120 – 130 километров в час. А при небольшой доводке, мотоцикл легко разгонится и до 140, и это не предел.

Однако, ходовая от мотоцикла ЧеЗет, как и сам мотоцикл – довольно редкое явление. Запчастей найти практически невозможно, особенно для кроссовых моделей мотоцикла. Именно поэтому спасает возможность взаимозаменять и комбинировать запчасти от Явы – их найти гораздо легче, так как завод выпускает запасные части к своим старым моделям до сих пор.

Уход за мотоциклом:

Как правило, любой владелец транспортного средства старается содержать его в хорошем состоянии. И речь идет не только о своевременном уходе, но и о доработках своего мотоцикла. В настоящее время по дорогам нашей страны ездит много Яв, и не очень много ЧеЗетов. Однако не перевелись еще люди, готовые вкладывать не только деньги, но и душу в Чешские мотоциклы.

а) Главный жиклер 6 — оказывает влияние на состав горючей смеси главным образом при большом открытии дроссельного золотника. Доступ к нему открывается после снятия карбюратора и отвертывания нижнего колпачка 7. Если главный жиклер забит грязью, то двигатель или не запускается или же заводится, но глохнет при попытке увеличить обороты.

6) Игла золотника карбюратора 2 — оказывает влияние на состав горючей смеси при среднем открытии дроссельного золотника. Игла зазакреплена в золотнике и своим конусным концом входит в распылитель карбюратора; при подъеме золотника игла постепенно открывает большее сечение для прохода топлива в диффузор. В золотнике иглу в вертикальном направлении можно перемещать, переставляя замок в соответствующую проточку. Когда игла закреплена замком в нижних проточках, то смесь богаче, когда в верхних — смесь беднее.

Чезет 350: технические характеристики

Основной силовой установкой является двухтактный двигатель с 2-мя цилиндрами. Расположение цилиндров – рядное. Рабочий объем составляет 343 куб.см. При этом, мотор способный вырабатывать 22 л.с. В качестве системы распределения было применено функцию Port control. Двигатель получает необходимое охлаждение за счет встречного потока воздуха.

Трансмиссия состоит из 4-х передач. Главной передачей является металлическая цепь. Спереди и сзади мотоцикла установлены барабанные тормоза. Размер переднего и заднего колеса соответственно: 3.25-18 и 3.50-18. Топливный бак рассчитан на 18 литров горючего. Мотоцикл способный достичь максимальной скорости в 125км/час.

Резюме

При идентичных двигателях, основное различие мотоциклов Jawa и Čezet сводится к ходовой части. У Jawa — дуплексная рама, предназначенная для использования с коляской, у Čezet — более легкая и низкая, одинарная рама — коляску на него устанавливать нельзя. Интересно, что в ходе испытаний «За Рулём», были отмечены прекрасные ходовые качества Čezet для езды по сельским дорогам и бездорожью, при этом, не последнюю роль играла сниженная (по сравнению с дуплексной явовской) жёсткость рамы этого мотоцикла. Остальные различия исходят из разных рам и способов крепления узлов.

Тем не менее, Čezet 472 — это не клон Явы, у него свой характер, дизайн и управляемость. Отличия мотоциклов оправданны, оба имеют право на уважение и собственную, независимую жизнь.

Основные отличия от предыдущих моделей

  • Вместительный топливный бак.
  • Модернизированная телескопическая вилка спереди (с черными чехлами).
  • Установленные защитные дуги.
  • Усовершенствованное сиденье.
  • Большого размера передняя фара.

Модели типа 472.3 и 472.4 были укомплектованы малообъемными бензобаками, что вызвало массу возмущений у покупателей. Эти баки были пригодными для спортивных мотоциклов, но никак для туристических. С точки зрения эргономики, форма бака также была неподходящей. Задняя часть бака была широкой и доставляла владельцем техники неудобства в эксплуатации. Модернизированный бензобак рассчитан на 18 литров бензина. Его форма изменена, таким образом поездки стали более комфортными. В независимости от комплектации водителя, посадка на мотоцикле не вызывает дискомфорта.

Не стоит забывать про телескопическую вилку спереди, в которой не обошлось без изменений. Нижние трубы выполнены из легкого сплава, что в свою очередь только положительно сказалось на рабате вилки. В независимости от условий эксплуатации мотоцикла, вилка отлично отрабатывает как на небольших неровностях, так и глубоких ямах, буграх и ухабах. Кроме этого, поездки стали более безопасными. Дело в том, что довести вилку до нижнего, тупикового положения очень трудно. Ну и напомним про новые резиновые чехлы на вилке, позволяющие не боятся попадания пыли в середину вилки. За счет чего вилка будет служить долгие годы.

Стоимость

На сегодняшний момент вполне реально приобрести этот мотоцикл в хорошем состоянии. Средняя цена на CZ 350 типа 472.5 равна 35 000 рублей. Купив мотоцикл Чезет 350, водитель обеспечивает себя положительными ощущениями и эмоциями на долгое время.

Што быстрее CEZET 350 или ЯВА 350?

117 коммент. к “Что быстрее CEZET 350 или ЯВА 350?”

Двигатели на ЧЗ и ЯВЕ 634 идентичны, отличаются тока креплением.

cz легче кг на 10 и короче , хз, как настроены, в принципе ваще одинаковые

Ява быстрее. Чиза на тягу у Чизы просто котлы чугунные(почти идентичны)

На Яве 634, тоже чугунные…

грю вам движки абсолютно одинаковые по параметрам, копия

вопрос был о 350! так что она Чизу накажет полюбому! мы тягались, так что я знаю точно

Тягались это понятие относительное. Я 638-ой беру 638-ую своего друга. А одинаковые то. Зависит от состояния движка.А чеза должна быть быстрее по идее, она ведь легче. А вес имеет значение, хоть и не большой. Правда не знаю что с ней будет на скорости, она легкая. Роман ТитовА то что ты вщял чезу это лишь означает что у тебя мотор хороший, а чеза в хорошем состоянии едет чуть лучьше явы 350 простой.

тогда уж нада уточнить число зубьев на звёздочке, взять нульцевые мотоцыклы, залить с одной заправки, уточнито расстояние, а потом, после гонки, наверняка можно сказать, что и по чём)

прально , жвижки то оба хоть и 350, а вот состояние уебанности и настройки у все разные

кто там говорит что тягались? ты ещё подумай смотря в каком состоянии они и год выпуска. у меня чезет 350 когда новенький был летал ток в путь 140 мог и это не предел был, а ща так 120 не более, он 84 года выпуска

ну вот я свою старушку тоже сильно не насилую, отбегала она своё, 110 бегает и ладно , больше и не надо, не безопасно с большей скоростью ездить, да и кому это надо, ни какого кайфа, не безопасно это, покупайте че посолиднее и проверяйте максималки, и на этих мотоциклах нужно прото ездить и получать удовольствие

#7У моего знакомого Чеза 350 летает так что местные 638 догнать не могут. Движок там точно от Явы 634, Чезет легче. В теории Чезет должен быть чуть расторопнее, на практике же надо искать 2 относительно свежих аппарата и их сравнивать

У чизы рама предназначалась для 125,175,250 кубовых,прикиньте на восход или макаку двигло от явы оно пол чизы весит,чиза лучше чем 634 едет на порядок и крутиться лучше, вес. А вот чиза с 638 движкой это весч можно трюки делать.

ПАЦАНЫ НЕ ГОНИТЕ, ДВИЖКИ ЧЗ И ЯВЫ 634 ИДЕНТИЧНЫ, ВЕС ЧЗ ЛЕГЧЕ, НО ВЕС ВОДИЛИ ТО РАЗНЫЙ, ТАК ЧТО ЧЗ И ЯВА ПОЧТИ ОДИНАКОВЫ. ТОКА ЧТО ЧЗ УЕБИЩНО ВЫГЛЯДИТ, А ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ СОСТОЯНИЯ МОЦА И ВОЖДЕНИЯ. и ВСЕ ЗАМЯЛИ ТЕМУ.

Соглсаен, все зависит от мотора. Если взять новую чезу и новую яву, и идеальные одинаковвые условия (водитель, смесь, карбиратор,свечи, вес водителей, количество бенза в баку и т.д.) Чеза возьмет яву, так как легче явы. А в наши времена, когда нашим мотоцыклам по 20 лет, все зависит от состояния мотора.

ЗАЕБАЛИ ПИЗДЕТЬ, ТЕМА ВАЩЕ УХЛАЯ И АТК ВСЕ ЯСНО , КА НАСТРОИЛ ТАК И ПОЕХЕЛ, ТИШИНА В ЭФИРЕ Я СКАЗАЛ.

)))))))А о чем тогда говорить? Давайте какую-нибудь интересную тему. Будем обсуждать.

ясен хуй ява 350!!chezet сделан на тягу.

на какую тягу? Ему что прицепы таскать? Или что? Это один и тот же мотор.Этот вопрос равен тому что: Кто кого сделает jawa 350 или jawa 350?И все ровно одна выигрывает какая то. Так как моторы разные по износу. А у чезы есть маленькое приимущество вес. Вот и все. И никакой разницы в моторе.

НЕ ПОЙМУ О ЧЁМ РАЗГОВОР, это тоже самое что спросить: что быстрее ява или ява. у чезета на двигателе вообщето написанно jawa, он абсолютно аналогичен 634 6v, тока у него стоит 12v абарудование. абсолютно одно и то же

какое на хуй 12V, родное все 6v, не надо тут загонятьс по поводу 12ти Вольт ваще тема тухлай, все что могли все уже всё давно сказали, .всем все понятно, че воздух колычать лишний раз то

Чезы были и 12-ти вольтовые.

именно про то что трем они на 6 вольт и не спорьте, сам ездил на таком,

А ты мне объясни какая на хуй разница между 6 и 12V, движок то один и тот же.

Сравнивая несравниваемых — поехали ч.3 (или ЧЗ)!

Ну вот, «родной» двигатель с ЧЕЗЕТ-а снова на нём, откапиталенный, доведённый по совпадению окон и каналов ЦПГ (дополнительно к тому что сделал прежний владелец), с укороченным впуском, поджатыми на 1,9 мм головками (на «запасном» головки поджаты на 1,5 мм, но тут выпуск поднят примерно на 1 мм прежним владельцем), сбалансированными по массе поршнями. До кучи покрасил цилиндры термостойкой «серебрянкой» BODY. Установлены новые втулки пром. вала КПП, новая кулиса (теперь скорости переключаются в привычном порядке), новые подшипники, сальники, кольца.

Пока предстоит обкатка всего и вся, но что можно сказать в — общем об этом мотоцикле, исходя из пятнадцати лет езды на нём. Конечно, по современным модным веяниям некоторые мне говорят «ну это же не байк», но таких очень мало, большинство же «сворачивает головы» на него — узнают характерный рокот двух цилиндров 2Т на переходных режимах, и просто ностальгируют по ТЕМ ГОДАМ, годам их молодости… Что же до меня — это реально сбывшаяся мечта моего детства, и тут умолкают все доводы «против».
Теперь собственно ощущения от езды. После заводки (а заводка тут только с рычага, являющегося и рычагом переключения передач) необходимо поначалу поддерживать несколько повышенные обороты, немного подгазовывая. Первая передача включается почти неощутимо, никакого щелчка, рывка, просто рычаг ушел вниз до упора и — можно трогаться. Тронуться можно по разному, можно почти с холостых оборотов плавно отпустить сцепление и немного прибавив «газ», перейти на 2-ю при скорости около 30 кмч (при этом происходит «кошмаривание дедов» в округе). Можно со средних оборотов «на резонансе» плавно отпустив сцепление, оставить всех позади и перейти на 2-ю при 45 — 50 кмч (почти как «спорт»), правда это сопровождается мощным шлейфом дыма из глушителей. А можно… ну я так не езжу, а вот рокерам 80-х такой способ трогания известен — используется полуавтомат выжима сцепления для старта «с козла». Так что после доводок и небольшой форсировки получился вполне таки бодрый аппарат даже по современным меркам (постановка ведущей звезды на 17 зубов ещё больше прибавляет резвости). По сравнению с «китайцами» у него длинные передачи, поэтому крутить его можно «до самых окраин» (в пределах разумного конечно). В городе на нём нечего делать — настроенный выпуск существенно «режет» низы, и всё езда сводится к «1-я — 2-я -торможение», зато за городом по вечеру -самое оно!

Можно неспешно ехать на 3-й в районе 75-80 кмч, а можно перейти на 4-ю на 90 кмч и просто наслаждаться ездой при немного открытом «газе» в районе «сотенки». Можно и «хорошо больше», но малая (140 кг) масса (хотя после тех же моих «китайцев» появляется явное ощущение солидности) и узкие покрышки Shinko Golden Boy 90X90 — 18 (кстати, существенно прибавляющие к управляемости) заставляют «ловить» ЧЕЗЕТ по дороге (при хороших участках дорог ловить не приходится и можно «открутить»). А потом — остановиться далеко за городом и, глядя на «поздний закат летнего дня», думать о бренности бытия, вдыхая запах полей и близлежащей деревни… банный дым, сенокос, навоз… это в машине не ощутить!

После этого всё равно приходится возвращаться… а так неохота в эту «суету городов и потоки машин», где снова «1-я, 2-я, торможение». Не для этого этот ЧЕЗЕТ.

Почти ночь, луна, мотоцикл у гаража… до новых встреч, ЧЕЗЕТ!

Будет снова вечер, тёплые пригорки, обдающие ледяным холодом ложбины и непередаваемое ощущение слияния со всем окружающим миром!

Муки выбора 1980-х: что лучше — «Ява» или «Чезет»

Известно, что автомобильных иномарок в нашем советском прошлом не было – покупателю приходилось выбирать из продукции отечественного автопрома. Но у мотоциклистов картина была совсем иной – и у них были свои муки выбора…
Автомобили-иномарки .

Известно, что автомобильных иномарок в нашем советском прошлом не было – покупателю приходилось выбирать из продукции отечественного автопрома. Но у мотоциклистов картина была совсем иной – и у них были свои муки выбора…

Автомобили-иномарки в нашей стране не продавались гражданам вплоть до начала 1990-х, а за многими отечественными приходилось годами стоять в очереди. А вот для мотоциклистов был определенный выбор импортной техники: немецкая марка MZ, венгерская Panonnia, чехословацкие Jawa, CZ, Velorex.

Чехословацкие Jawa и CZ класса 350 куб. см были самыми яркими представителями иностранных брендов на рынке мотоциклов советского периода.

У каждой мото-иномарки был свой сегмент покупателя. Но реальные пацаны в эпоху расцвета отечественного мотодвижения (а это 1970-1980-е годы) терзались в сомнениях: что лучше – “Ява” или “Чезет”? И первое, и второе можно было купить в магазине спорттоваров, покараулив недельку-другую (а то и месяц-другой).

Какие были мотоциклы в СССР

От прямых отечественных конкурентов – 350-кубовых “Иж Юпитер” с индексом -3, -4 или -5 чехословацкие машины отличались не так разительно, как японские и немецкие легковушки того времени от наших “Волг” и “Москвичей”. Нельзя сказать, чтобы мотоциклы из ЧССР были более современными (речь идет о поколениях Jawa 634 и CZ 472), но культура изготовления и концепция были несколько иными. Импортная техника была более комфортной – меньше шума и вибраций, мягче работа органов управления, наличие тахометра (Jawa) и мощной светотехники




Надежные, комфортабельные и динамичные мотоциклы из Чехословакии поглощались рынком СССР почти на 100 %. Лишь малая часть ежегодного выпуска уходила в другие страны, где их приходилось рекламировать.

УJawa и CZ получше обстояло дело с эксплуатационными характеристиками в реальных условиях: уверенный пуск, реже требовались регулировки зажигания и карбюратора. Силовой агрегат обеспечивал динамику более яркую, чем у отечественных машин, причем не по причине большей мощности (“Иж Юпитер” как раз таки были мощнее), а благодаря более гибким характеристикам двигателя.

Стильный и аккуратный щиток приборов “Явы” переворачивал сознание тех, кто раньше ездил на “Ижах”, “Ковровцах” и “Минсках”. На CZ тахометра не было.

Минусы “Яв” и “Чезетов” тоже были общими и весомыми, причем главное то, что они предназначалась в первую очередь для ровных асфальтовых дорог. И дело тут не только в меньшей прочности деталей подвески, а и в характеристиках силового агрегата. Рабочий диапазон оборотов двигателя и передаточные числа трансмиссии подобраны таким образом, что мотоцикл показывает себя наиболее динамичным при высоких оборотах двигателя и на высокой скорости.

А в отечественных условиях движения этого не всегда удавалось достичь. Кроме того, моторам мото-иномарок в 1970-е годы требовался уже высокооктановый бензин АИ-93, который продавался не везде, тем более в сельской местности, где проживала добрая половина «явистов». Не все хорошо было и с запчастями.

Cezet был менее практичным, но лучше держался на неровностях и в поворотах. Многие детали его ходовой были сделаны из алюминиеваого сплава.

Поэтому покупали “Явы” и “Чезеты” в абсолютном большинстве молодые люди, которые ради престижа готовы были мириться с проблемами динамики на малых оборотах. Еще владельцам чехословацких мотоциклов досаждали постоянные хлопоты с аккумулятором, который не заряжался при езде по плохим дорогам – из-за малых оборотов двигателя.

Что лучше?

Что касается темы, что лучше — “Ява” или “Чезет”, то этот вопрос сродни проблеме Pepsi-Cola или Coca-Cola? Отличия между Jawa и CZ поколений Jawa 634 и CZ 472 – в большей спортивности “Чезета”. Он легче “Явы”, немного динамичнее, у него лучше тормоза и другая посадка, а подвеска с реактивной тягой лучше держит машину на неровностях. Ну и конечно, свой дизайн, пусть особо не выдающийся, но отличный от массовых “Яв” и “Ижей”.

Jawa во многих случаях эксплуатировалась с боковым прицепом – коляской Velorex, чего не позволялось Cezet`у. Но молодежь этот вопрос волновал редко.

С другой стороны, меньшая масса “Чезета” объяснялась как применением алюминиевых сплавов, так и облегченной одинарной рамой (в отличие от дуплексной конструкции “Явы”), что снижало ее прочность. По этой же причине к “Чезету” нельзя цеплять боковой прицеп – коляску типа Velorex. Интересно, что при всей своей “спортивности” CZ 472.3 образца 1977 г. стоил на 100 руб. дешевле — 850 руб. против 950 руб., которые просили за Jawa 634.8.

Марка CZ (Чешская Зброевка – оружейный завод) была старейшим производителем мототехники в Чехословакии (1922 – 1998). Но она не пережила распад страны.

Впрочем, для большей части целевой аудитории – молодежи многие из недостатков не имели значения, поэтому у CZ всегда был свой покупатель – как правило, амбициозный, энергичный и независимый.

Чем отличается чезет от явы

Всем доброго времени суток! Вот задумался о покупке явы. Скажите, чем отличается ява от чезета?

  1. К записи оставлено 19 коммент.
  2. История предприятия [ править | править код ]
  3. ИЖ, Ява или Чезет — какой мотоцикл советской эпохи лучше в настоящее время?
  4. Чезет 350: технические характеристики
  5. Основные отличия от предыдущих моделей
  6. Стоимость
  7. 117 коммент. к «Что быстрее CEZET 350 или ЯВА 350?»

К записи оставлено 19 коммент.

практически ничем.чиза легче на пару кило.у неё маятник дюралевый он легче.вот впринцепе и всё

а по скорости, приемистости одинаковы?

ява 634 и чезет имеют один и тот же двигатель. достаточно тяговитый. не особо оборотистый

СZ не все имеют дюралевый маятник, у многих стоят железные подобные тем что стоят на мотоцикле JAWA

Не мало важная разница в рамах мотоцикла, у CZ спереди одна труба а в JAWA их уже две что увиличивает её устойчивость.

Явы 634 были только 6 вольт, а вот ЧЗ с таким же двиглом поже уже были с электрооборудиванием 12 вольт которое потом использовали в 638 двигателе Явы.

А 6 вольт на Яве 634 и ЧЗ 472 полная ху*ня

Внешний дизайн как по мне у Явы красивее чем у ЧЗ, хотя я не говорю что ЧЗ не красивый мот!

На фото ЧЗ уже с 12 вольтовой электрикой а на Яве 634 двигатель так и остался 6 вольтовым

Чезет от Явы отличается картером, и креплением, и ребрами, ведущей звездой, у чезы на зуб меньше

Максим, 6 вольт это не приговор! ток свет похуже чем у 12в, а так ничему не уступает!Кстати у Чз 23лс а у 634 20-22( в зависимости от модели) и не знаю на сколько он легче от Явы, 156кг он!Чз маневрированее Явы, и никак не менее устойчив,как ты говоришь! Кострукция рамы сделана так, что даже на оборот, его менее подрывает как Яву!Говорю не просто так, были и 360, 634, 638 и ща два Чезета!да на фото 12вольт(472.6) но 472.5 (6 воль)абсолютно одинаков, только приборка с оним спидометром и левая кришка без привода на тах! Чз хорошая техника!

Сань, ты забыл помоему, у чз 472.5 еще маятник другой по сравнению с 472.6))

Санёчек, читая твое сообщение очень приятно понимать что человек знает что пишет! Но вот про 6 вольт я все же с тобой буду спорить, 6 вольтовый генератор начинает работать тойсть давать зарядку только при оборотах коленвала не меньше 1800 тойсть что это значит что все лектропитание осуществляется только от акб до 1800 оборотов в результате чего акб очень быстро разряжается хорошо что при разряженом акб 634 двигатель можно зависти с толхача чего не зделаешь на 638 двигле так как для возбуждения 638 генератора нужен хоть какойто ток.

История предприятия [ править | править код ]

Предприятие по производству стрелкового оружия в городе Страконице было построено в 1919 году и первоначально называлось Jihočeská zbrojovka

(Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 году путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество

Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích

(Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице). Торговой маркой компании стала аббревиатура

В середине 1920-х годов компания начала осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды. В 1929 году был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объёмом 76 см³, за характерную форму цилиндра прозванный Kaktus [3] .

Хороший спрос на мотовелосипеды побудил руководство компании к дальнейшему развитию этого непрофильного направления. В 1934 году предприятием в г. Страконице на рынок был выпущен первый мотоцикл CZ с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 172 см³. В 1936 году было освоено производство более мощных мотоциклов объёмом двигателя 250 см³, а в 1938 году объёмом двигателя 350 см³ [3] .

В 1946 году завод был национализирован. Производство оружия на нём было прекращено.

После Второй мировой войны завод освоил производство новых моделей мотоциклов с трубчатой рамой и телескопической вилкой. Однако, головным предприятием по производству мотоциклов в ЧССР стала Ява. В связи с этим, мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой Jawa-ČZ. В 1960 году марка CZ была восстановлена.

Помимо мотоциклов Чешска зброёвка Страконице

с 1957 по 1964 годы выпускала мотороллеры Čezeta [en] (Чезета) с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 175 см³. Мотороллеры оказались настолько удачными, что их производство по лицензии было организовано в других странах мира, в том числе в Новой Зеландии под маркой

ИЖ, Ява или Чезет — какой мотоцикл советской эпохи лучше в настоящее время?

Советские мотоциклы далеко не все были исключительно советскими, хотя все эти Явы и Чезеты можно по праву называть советскими, ведь более 90 процентов этих чешских мотоциклов поставлялись в СССР.

Давайте сравним сегодня мотоциклы Иж Юпитер-5, Чезет-350 и Яву-638 между собой. Какой из этих мотоциклов изначально лучше, и какой из этих мотоциклов лучше в настоящее время.

Начнём с мотоцикла Иж Юпитер-5. Эта модель выпускалась до 2008 года, так что запчастей на Иж явно будет больше, чем на Яву и на Чезет. Внешне Иж Юпитер-5 выглядит достаточно классически, впрочем, как и остальные мотоциклы, с которыми мы будет этот мотоцикл сравнивать.

А вот качество сборки мотоцикла Иж Юпитер-5 откровенно хромает, если сравнивать его с Явой и Чезетом. Да и надёжность Иж Юпитер-5 куда ниже, чем у чешских мотоциклов.

Максимальная скорость Иж Юпитер-5 составляет 125 км/ч, но ездить на такой скорости на мотоцикле практически невозможно — приходилось буквально ложиться на бак, да и вообще, поршневая система Иж Юпитер-5 езду на максимальной скорости не переносила — быстро выходила из строя.

Заводится Иж Юпитер-5 не в пример лучше своего ближайшего сородича — Иж Планета-5. Если у Планеты кикстартер пинался очень ощутимо, отбиваю ступню и лодыжку, если вовремя не убрать ногу, то Иж Юпитер-5 можно заводить, не слезая с мотоцикла.

Вообще, если смотреть конкретные плюсы Иж Юпитер-5, то мотоцикл более крепкий и живучий, чем Ява и Чезет, он больше подходит для эксплуатации в сельской местности. Но по технической части Иж более капризен, его владелец должен очень дружить с железом.

Вообще, если уж говорить по существу, то для сельской местности лучше подойдёт не Юпитер, а Планета-5. Но так как сравнивать одноцилиндровую Планету с Явой-638 и Чезет-350, где, как известно, два цилиндра, было бы не слишком уместным, то мы сравниваем именно двухцилиндровый Юпитер-5.

Теперь переходим к мотоциклу Чезет-350. Этот мотоцикл ценился в СССР гораздо больше, чем Иж Юпитер-5. Если Иж в продаже был всегда, то Чезет нужно было ещё поискать, хотя найти Чезет всё же было достаточно просто — не в одном, так в другом магазине такой мотоцикл в продаже имелся.

Хотя двигатель Чезет всего на одну лошадиную силу мощнее, чем двигатель Иж Юпитер-5, разница у этих двух мотоциклов в динамике чувствуется. Чезет по сравнению с Юпитером реально рвёт с места, Юпитер-5 на фоне Чезета более флегматичный. Да, кстати, звук двигателя мотоцикла Чезет на холостом ходу куда более тихий, чем звук двигателя Иж Юпитер-5.

По хорошим дорогам перемещаться на Чезет-350 комфортнее, чем на Иж Юпитер-5, коробка передач у чешского мотоцикла работает куда чётче, передачи переключаются без всяких усилий.

Ну и Ява-638. Это мотоцикл-легенда советского времени. Первое отличие Явы-638 от Чезет 350 — это двигатель. Многие уверяют, что на Чезете стоит явовский двигатель, и это так, вот только на Яве-638 стоит новый двигатель, он более мощный, 26 л.с. против 23 л.с. у Чезета. Такой двигатель стоял на Яве-634.

Как не странно, но более старый конструктивно двигатель Чезета более надёжный, чем двигатель Явы-638. У Чезет цилиндры чугунные полностью, у Явы 638 чугунные только гильзы, а сами рёбра цилиндров алюминиевые.

При этом Ява-638 при старте с места отстаёт немного от Чезета, хотя потом догоняет его, и максимальная скорость у Явы-638 по факту выше. Связано это с тем, что Чезет легче, чем Ява. У Явы-638 толще рама, а обода колёс стальные, тогда как у Чезет-350 обода колёс из алюминия.

Именно по этой причине в СССР Чезет считался более спортивным мотоциклом, ведь гонять на максимальной скорости на советских мотоциклах обычно не гоняли, а вот с места стартовать, кто быстрее — такое происходило сплошь и рядом!

Ну а что же купить сейчас лучше? Купите японский мотоцикл, я серьёзно, особенно если планируете ездить на мотоцикле часто. Советская и чешская техника времён СССР очень старая и проблемная.

Если уж вам так хочется приобрести именно старый Иж, Чезет или Яву, я бы порекомендовал Иж или Яву, для Чезета оригинальных запчастей сейчас днём с огнём не сыщешь. А колхозить там всё от Явы — так это уже и не Чезет будет!

Лично мне больше Иж Юпитер-5 нравится, чем Ява-638, видимо потому, что я имел в 2000 году добитую Яву-638, и сильно с ней намучился!

Чезет 350: технические характеристики

Основной силовой установкой является двухтактный двигатель с 2-мя цилиндрами. Расположение цилиндров — рядное. Рабочий объем составляет 343 куб.см. При этом, мотор способный вырабатывать 22 л.с. В качестве системы распределения было применено функцию Port control. Двигатель получает необходимое охлаждение за счет встречного потока воздуха.

Трансмиссия состоит из 4-х передач. Главной передачей является металлическая цепь. Спереди и сзади мотоцикла установлены барабанные тормоза. Размер переднего и заднего колеса соответственно: 3.25-18 и 3.50-18. Топливный бак рассчитан на 18 литров горючего. Мотоцикл способный достичь максимальной скорости в 125км/час.

Основные отличия от предыдущих моделей

  • Вместительный топливный бак.
  • Модернизированная телескопическая вилка спереди (с черными чехлами).
  • Установленные защитные дуги.
  • Усовершенствованное сиденье.
  • Большого размера передняя фара.

Модели типа 472.3 и 472.4 были укомплектованы малообъемными бензобаками, что вызвало массу возмущений у покупателей. Эти баки были пригодными для спортивных мотоциклов, но никак для туристических. С точки зрения эргономики, форма бака также была неподходящей. Задняя часть бака была широкой и доставляла владельцем техники неудобства в эксплуатации. Модернизированный бензобак рассчитан на 18 литров бензина. Его форма изменена, таким образом поездки стали более комфортными. В независимости от комплектации водителя, посадка на мотоцикле не вызывает дискомфорта.

Не стоит забывать про телескопическую вилку спереди, в которой не обошлось без изменений. Нижние трубы выполнены из легкого сплава, что в свою очередь только положительно сказалось на рабате вилки. В независимости от условий эксплуатации мотоцикла, вилка отлично отрабатывает как на небольших неровностях, так и глубоких ямах, буграх и ухабах. Кроме этого, поездки стали более безопасными. Дело в том, что довести вилку до нижнего, тупикового положения очень трудно. Ну и напомним про новые резиновые чехлы на вилке, позволяющие не боятся попадания пыли в середину вилки. За счет чего вилка будет служить долгие годы.

Стоимость

На сегодняшний момент вполне реально приобрести этот мотоцикл в хорошем состоянии. Средняя цена на CZ 350 типа 472.5 равна 35 000 рублей. Купив мотоцикл Чезет 350, водитель обеспечивает себя положительными ощущениями и эмоциями на долгое время.

Што быстрее CEZET 350 или ЯВА 350?

117 коммент. к «Что быстрее CEZET 350 или ЯВА 350?»

Двигатели на ЧЗ и ЯВЕ 634 идентичны, отличаются тока креплением.

cz легче кг на 10 и короче , хз, как настроены, в принципе ваще одинаковые

Ява быстрее. Чиза на тягу у Чизы просто котлы чугунные(почти идентичны)

На Яве 634, тоже чугунные…

грю вам движки абсолютно одинаковые по параметрам, копия

вопрос был о 350! так что она Чизу накажет полюбому! мы тягались, так что я знаю точно

Тягались это понятие относительное. Я 638-ой беру 638-ую своего друга. А одинаковые то. Зависит от состояния движка.А чеза должна быть быстрее по идее, она ведь легче. А вес имеет значение, хоть и не большой. Правда не знаю что с ней будет на скорости, она легкая. Роман ТитовА то что ты вщял чезу это лишь означает что у тебя мотор хороший, а чеза в хорошем состоянии едет чуть лучьше явы 350 простой.

тогда уж нада уточнить число зубьев на звёздочке, взять нульцевые мотоцыклы, залить с одной заправки, уточнито расстояние, а потом, после гонки, наверняка можно сказать, что и по чём)

прально , жвижки то оба хоть и 350, а вот состояние уебанности и настройки у все разные

кто там говорит что тягались? ты ещё подумай смотря в каком состоянии они и год выпуска. у меня чезет 350 когда новенький был летал ток в путь 140 мог и это не предел был, а ща так 120 не более, он 84 года выпуска

ну вот я свою старушку тоже сильно не насилую, отбегала она своё, 110 бегает и ладно , больше и не надо, не безопасно с большей скоростью ездить, да и кому это надо, ни какого кайфа, не безопасно это, покупайте че посолиднее и проверяйте максималки, и на этих мотоциклах нужно прото ездить и получать удовольствие

#7У моего знакомого Чеза 350 летает так что местные 638 догнать не могут. Движок там точно от Явы 634, Чезет легче. В теории Чезет должен быть чуть расторопнее, на практике же надо искать 2 относительно свежих аппарата и их сравнивать

У чизы рама предназначалась для 125,175,250 кубовых,прикиньте на восход или макаку двигло от явы оно пол чизы весит,чиза лучше чем 634 едет на порядок и крутиться лучше, вес. А вот чиза с 638 движкой это весч можно трюки делать.

ПАЦАНЫ НЕ ГОНИТЕ, ДВИЖКИ ЧЗ И ЯВЫ 634 ИДЕНТИЧНЫ, ВЕС ЧЗ ЛЕГЧЕ, НО ВЕС ВОДИЛИ ТО РАЗНЫЙ, ТАК ЧТО ЧЗ И ЯВА ПОЧТИ ОДИНАКОВЫ. ТОКА ЧТО ЧЗ УЕБИЩНО ВЫГЛЯДИТ, А ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ СОСТОЯНИЯ МОЦА И ВОЖДЕНИЯ. и ВСЕ ЗАМЯЛИ ТЕМУ.

Соглсаен, все зависит от мотора. Если взять новую чезу и новую яву, и идеальные одинаковвые условия (водитель, смесь, карбиратор,свечи, вес водителей, количество бенза в баку и т.д.) Чеза возьмет яву, так как легче явы. А в наши времена, когда нашим мотоцыклам по 20 лет, все зависит от состояния мотора.

ЗАЕБАЛИ ПИЗДЕТЬ, ТЕМА ВАЩЕ УХЛАЯ И АТК ВСЕ ЯСНО , КА НАСТРОИЛ ТАК И ПОЕХЕЛ, ТИШИНА В ЭФИРЕ Я СКАЗАЛ.

)))))))А о чем тогда говорить? Давайте какую-нибудь интересную тему. Будем обсуждать.

ясен хуй ява 350!!chezet сделан на тягу.

на какую тягу? Ему что прицепы таскать? Или что? Это один и тот же мотор.Этот вопрос равен тому что: Кто кого сделает jawa 350 или jawa 350?И все ровно одна выигрывает какая то. Так как моторы разные по износу. А у чезы есть маленькое приимущество вес. Вот и все. И никакой разницы в моторе.

НЕ ПОЙМУ О ЧЁМ РАЗГОВОР, это тоже самое что спросить: что быстрее ява или ява. у чезета на двигателе вообщето написанно jawa, он абсолютно аналогичен 634 6v, тока у него стоит 12v абарудование. абсолютно одно и то же

какое на хуй 12V, родное все 6v, не надо тут загонятьс по поводу 12ти Вольт ваще тема тухлай, все что могли все уже всё давно сказали, .всем все понятно, че воздух колычать лишний раз то

Чезы были и 12-ти вольтовые.

именно про то что трем они на 6 вольт и не спорьте, сам ездил на таком,

А ты мне объясни какая на хуй разница между 6 и 12V, движок то один и тот же.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «Политика, экономика, общество (без банов)»

Надежные тылы социализма: мотоциклы «Ява» и «Чезет», фотоаппарат «Практика»,

Мотоциклы «Ява» и «Чезет», фотоаппарат «Практика», кроссовки «Ботас»… Еще несколько десятилетий назад товары из стран соцлагеря были вожделенной мечтой миллионов наших соотечественников. Чтобы заполучить заветную вещь, мы готовы были стоять в диких очередях, записываться в списки, ходить на ночные переклички в соответствии с номером, который писали на руке химическим карандашом, и заводить знакомства с «нужными» людьми. Сегодня названия большинства «братских» торговых марок практически забыты. Хотя некоторые культовые бренды социалистической заграницы живы и поныне

Новая жизнь

Страны социалистического содружества экспортировали нам не только товары ширпотреба, но и вполне серьезную технику. Например, ГДР поставляла электронные печатные машинки, компьютеры марки «Роботрон» и фототовары: фотоаппараты «Практика» и фотопленку «Орво». «Практика» была единственным доступным профессиональным фотоаппаратом в нашей стране и продавалась по весьма серьезной цене (до 400 рублей), но даже за такие деньги достать ее было очень непросто. В 1990 году завод в Дрездене, который выпускал фотоаппараты, закрылся, но уже через год возобновил свою работу. Что же касается самой марки «Практика», то она существует и поныне. Купить ее в нашей стране можно, но в условиях нынешнего разнообразия у нее осталось мало поклонников.

Похожая судьба постигла и «Орво». Еще в начале 90-х эта марка занимала второе место на мировом рынке. Но с распадом СССР производство фотопленки сошло практически на нет. В 1995 году фабрика «Орво» стала банкротом, в том же году на ее месте возникла компания «Organica». Сегодня она выпускает под маркой «Орво» цифровые носители и химические препараты.

«Рила» и «Авис»

Нынешняя молодежь вряд ли что-то слышала о джинсах «Рила», но их родители этот болгарский бренд наверняка помнят. «Крутым» он не считался (даже индийские «Авис» были «статуснее»). Однако для многих советских людей именно «Рила» стали единственной возможностью почувствовать на себе «тлетворное влияние Запада».

Сегодня эта марка – достояние истории. Эти джинсы не производятся даже в Болгарии. Так что если откопаете в своих шкафах старые штаны, то считайте их винтажными.

А вот предшественников разных там «адидасов» – чехословацкие «Ботас» – достать было куда сложнее. Но не было счастливее подростка, чем тот, у которого появлялись эти кроссовки. Многие из нас до сих пор помнят, насколько удобной была эта обувь по сравнению с нашими кедами. Она даже пахла как-то по-особенному – заграницей. Кстати, этот чешский бренд жив и поныне. Хотя сейчас кроссовок «Ботас» не найдешь. Фирма решила позиционировать себя как производителя коньков для хоккея и фигурного катания.

«Вражеская» «Ява»

В СССР из стран соцлагеря поставлялись практически все виды транспорта. Особенно много было мотоциклетных марок. Самая известная из них – чешская «Ява». Она появилась в нашей стране сразу же после войны. Тогда «Ява» была «вражеской» – в довоенные годы ее выпускали для нужд германской армии. Но это не помешало чешскому мотоциклу завоевать народную любовь россиян. Уже в 60-х годах на «Яве» ездил каждый третий советский мотоциклист.

Российских конкурентов у «Явы» не было, но и цена кусалась. Так, в конце 70-х «Ява» стоила 650 рублей. Заметим, что цена на нашу технику была в два, а то и в три раза ниже. Сегодня «Ява» по-прежнему на ходу. Но былой популярности у этого бренда уже нет. В России его место заняли дешевые китайские скутеры.

Кроме «Явы» в СССР экспортировался еще один чешский мотоцикл – «Чезет». Он появился у нас несколько позже своего собрата, в 70-е годы, и поставлялся вплоть до конца 90-х. В отличие от «Явы» марка «Чезет» канула в историю вместе с развалом ЧССР.

Легендарный «членовоз»

Автомобильные бренды ЧССР заслуживают отдельного разговора. Легендарной чешской маркой является «Татра». В начале 50-х на улицах наших городов появились трамваи этой марки, а в конце 60-х – грузовики. Что же касается легковых автомобилей, то они были представлены у нас в основном «членовозами». Сегодня «Татра» по-прежнему присутствует на нашем рынке, но ее рыночная доля ничтожно мала.

Нельзя не упомянуть и венгерский бренд «Икарус». Автобусы этой марки ездят в нашей стране с середины прошлого столетия. За скорость и форму-коробочку пассажиры называли их «ракетами». В начале 90-х закупки «Икарусов» были резко сокращены, а их производство перенесено на российские заводы.

Консервированный «Глобус»

Многие продовольственные марки из стран соцлагеря дожили до нашего времени, хотя и утратили былую популярность. Например, чешское пиво «Пльзеньский праздрой». Сегодня эта марка практически затерялась среди других импортных сортов. Но в 80-х годах прошлого века этот пенистый напиток был одним из немногих доступных сортов иностранного пива.

Однако самым известным заграничным алкоголем, пожалуй, был болгарский бренди «Слинчев Бряг». Сейчас найти его у нас в стране практически невозможно. В 90-х «Слинчев Бряг» начали в промышленных масштабах подделывать, после чего он окончательно испортился.

Еще один продуктовый бренд социализма – венгерский «Глобус». Под этой маркой по сей день выпускаются овощные и фруктовые консервы. «Глобус» – один из немногих «бывших» брендов, сумевших закрепиться на родине после того, как все льготы товарам из «братских» стран в нашей стране были ликвидированы.

Сейчас на наших прилавках присутствие «Глобуса» невелико. Если постараться, то можно найти ностальгический горошек, который когда-то был неизменным ингредиентом новогоднего салата оливье.

Легендарная «Шипка»

В прошлом веке большинство людей курило отечественные сигареты. Но если хотелось окунуться в заграничный дым, то покупали болгарские «БТ» (производитель «Булгартабак»). Хотя тогда и ходила поговорка, что курица не птица, Болгария – не заграница. Впрочем, болгары поставляли нам и более дешевую продукцию: сигареты «Шипка», «Родопи», «Опал», «Ту-134». Сейчас некоторые из этих марок тоже можно купить в наших магазинах.

Были в СССР и другие табачные марки из дружественных стран. Например, югославские «Самуил» и «Европа», венгерские «Кошут» и индийские «Мадрас» (курильщики называли их «Матрас»). Но по сравнению с болгарскими брендами их популярность была не слишком велика.

Ява и чезет отличия

Всем доброго времени суток!
Вот задумался о покупке явы. Скажите, чем отличается ява от чезета?

К записи оставлено 19 коммент.

практически ничем.чиза легче на пару кило.у неё маятник дюралевый он легче.вот впринцепе и всё

а по скорости, приемистости одинаковы?

ява 634 и чезет имеют один и тот же двигатель. достаточно тяговитый. не особо оборотистый

СZ не все имеют дюралевый маятник, у многих стоят железные подобные тем что стоят на мотоцикле JAWA

Не мало важная разница в рамах мотоцикла, у CZ спереди одна труба а в JAWA их уже две что увиличивает её устойчивость.

Явы 634 были только 6 вольт, а вот ЧЗ с таким же двиглом поже уже были с электрооборудиванием 12 вольт которое потом использовали в 638 двигателе Явы.

А 6 вольт на Яве 634 и ЧЗ 472 полная ху*ня

Внешний дизайн как по мне у Явы красивее чем у ЧЗ, хотя я не говорю что ЧЗ не красивый мот!

На фото ЧЗ уже с 12 вольтовой электрикой а на Яве 634 двигатель так и остался 6 вольтовым

Чезет от Явы отличается картером, и креплением, и ребрами, ведущей звездой, у чезы на зуб меньше

Максим, 6 вольт это не приговор! ток свет похуже чем у 12в, а так ничему не уступает!Кстати у Чз 23лс а у 634 20-22( в зависимости от модели) и не знаю на сколько он легче от Явы, 156кг он!Чз маневрированее Явы, и никак не менее устойчив,как ты говоришь! Кострукция рамы сделана так, что даже на оборот, его менее подрывает как Яву!Говорю не просто так, были и 360, 634, 638 и ща два Чезета!да на фото 12вольт(472.6) но 472.5 (6 воль)абсолютно одинаков, только приборка с оним спидометром и левая кришка без привода на тах! Чз хорошая техника!

Сань, ты забыл помоему, у чз 472.5 еще маятник другой по сравнению с 472.6))

Санёчек, читая твое сообщение очень приятно понимать что человек знает что пишет!
Но вот про 6 вольт я все же с тобой буду спорить, 6 вольтовый генератор начинает работать тойсть давать зарядку только при оборотах коленвала не меньше 1800 тойсть что это значит что все лектропитание осуществляется только от акб до 1800 оборотов в результате чего акб очень быстро разряжается хорошо что при разряженом акб 634 двигатель можно зависти с толхача чего не зделаешь на 638 двигле так как для возбуждения 638 генератора нужен хоть какойто ток.

Санёчек Натяжко
У меня две Явы 634 и 638 и еще хочу ЧЗ но там где я жыву их трудно найти.

Чешский оружейный завод в Страконице (чеш. Česká zbrojovka Strakonice ) — завод по производству мотоциклов в городе Страконице (Чехия). С основания в 1922 году по 1946 год выпускало стрелковое оружие, но затем оружейный филиал отделился в компанию Česká zbrojovka Uherský Brod.

Содержание

История предприятия [ править | править код ]

Предприятие по производству стрелкового оружия в городе Страконице было построено в 1919 году и первоначально называлось Jihočeská zbrojovka (Южно-Чешский оружейный завод). В 1922 году путём слияния с другими аналогичными предприятиями возникло акционерное общество Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích (Чешский оружейный завод в Праге предприятия в Страконице). Торговой маркой компании стала аббревиатура CZ (ЧеЗет).

В середине 1920-х годов компания начала осваивать и гражданскую продукцию, в частности велосипеды. В 1929 году был выпущен первый мотовелосипед с двигателем объёмом 76 см³, за характерную форму цилиндра прозванный Kaktus [3] .

Хороший спрос на мотовелосипеды побудил руководство компании к дальнейшему развитию этого непрофильного направления. В 1934 году предприятием в г. Страконице на рынок был выпущен первый мотоцикл CZ с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 172 см³. В 1936 году было освоено производство более мощных мотоциклов объёмом двигателя 250 см³, а в 1938 году объёмом двигателя 350 см³ [3] .

В 1946 году завод был национализирован. Производство оружия на нём было прекращено.

После Второй мировой войны завод освоил производство новых моделей мотоциклов с трубчатой рамой и телескопической вилкой. Однако, головным предприятием по производству мотоциклов в ЧССР стала Ява. В связи с этим, мотоциклы CZ были унифицированы с моделями Явы и с 1954 по 1959 годы выпускались под маркой Jawa-ČZ. В 1960 году марка CZ была восстановлена.

Помимо мотоциклов Чешска зброёвка Страконице с 1957 по 1964 годы выпускала мотороллеры Čezeta [en] (Чезета) с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 175 см³. Мотороллеры оказались настолько удачными, что их производство по лицензии было организовано в других странах мира, в том числе в Новой Зеландии под маркой N-Zeta.

Мотоциклы CZ и мотороллеры Čezeta экспортировались в СССР, где пользовались достаточно высоким спросом [3] .

Мировую известность мотоциклам CZ принесли успехи в спорте, в особенности в мотокроссе. В 1962 году предприятие выпустило кроссовый мотоцикл с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 250 см³. На этом мотоцикле бельгийский гонщик Жоэль Робер [en] завоевывал титулы чемпиона мира в 1964, 1968 и 1969 годах. В 1964 году на нём же завоевал третье место в чемпионате мира Виктор Арбеков. А в 1965 году он первым из советских гонщиков завоевал титул чемпиона мира по мотокроссу [4] . В классе 500 см³ на мотоцикле CZ чемпионом мира по мотокроссу в 1967 и 1968 годах становился гонщик из ГДР Пауль Фридрихс [en] . С 1947 по 1982 год команда Чехословакии на мотоциклах CZ неоднократно побеждала и в шестидневных соревнованиях Эндуро.

В 1992 году предприятие было преобразовано в акционерное общество. Распад СЭВ и Чехословакии вызвал серьезные трудности со сбытом мотоциклов CZ. В начале 1990-х предприятие выкупила итальянская компания Cagiva. Она наладила на предприятии производство собственных моделей мотоциклов Roadster 125 и W8. Однако, в 1998 году Каджива оказалась в финансовом кризисе и была вынуждена прекратить производство мотоциклов в Чехии [3] .

В этом обзоре речь пойдет о мотоцикле, который был очень популярным во времена Советского союза, а также за его пределами. Мотоцикл CZ 350 (Чезет 350) является культовым байком, который характеризуется как надежный транспорт. Мир признал чехословацкого производителя как надежного поставщика мотоциклов, после известных побед в таких дисциплинах как «Эндуро» и «Мотокросс». Но, Чезет 350 по праву считался туристическим мотоциклом. Именно этот агрегат давал возможность туристам того времени открывать новые горизонты.

Выпуск CZ 350 типа 472.5 был начат в 1981 году. Модель сразу же стала актуальной среди советской молодежи и не только. Данная модель имела заметные отличия от своих предшественников, о которых будет сказано далее в статье. Отличительными достоинствами мотоцикла является динамичный производительный элемент, чувствительная система управления. Чтобы оценить дизайн байка, необходимо просмотреть фото мотоцикла Чезет. Рассмотрим основные технические аспекты мотоцикла.

Чезет 350: технические характеристики

Основной силовой установкой является двухтактный двигатель с 2-мя цилиндрами. Расположение цилиндров – рядное. Рабочий объем составляет 343 куб.см. При этом, мотор способный вырабатывать 22 л.с. В качестве системы распределения было применено функцию Port control. Двигатель получает необходимое охлаждение за счет встречного потока воздуха.

Трансмиссия состоит из 4-х передач. Главной передачей является металлическая цепь. Спереди и сзади мотоцикла установлены барабанные тормоза. Размер переднего и заднего колеса соответственно: 3.25-18 и 3.50-18. Топливный бак рассчитан на 18 литров горючего. Мотоцикл способный достичь максимальной скорости в 125км/час.

Основные отличия от предыдущих моделей

  • Вместительный топливный бак.
  • Модернизированная телескопическая вилка спереди (с черными чехлами).
  • Установленные защитные дуги.
  • Усовершенствованное сиденье.
  • Большого размера передняя фара.

Модели типа 472.3 и 472.4 были укомплектованы малообъемными бензобаками, что вызвало массу возмущений у покупателей. Эти баки были пригодными для спортивных мотоциклов, но никак для туристических. С точки зрения эргономики, форма бака также была неподходящей. Задняя часть бака была широкой и доставляла владельцем техники неудобства в эксплуатации. Модернизированный бензобак рассчитан на 18 литров бензина. Его форма изменена, таким образом поездки стали более комфортными. В независимости от комплектации водителя, посадка на мотоцикле не вызывает дискомфорта.

Не стоит забывать про телескопическую вилку спереди, в которой не обошлось без изменений. Нижние трубы выполнены из легкого сплава, что в свою очередь только положительно сказалось на рабате вилки. В независимости от условий эксплуатации мотоцикла, вилка отлично отрабатывает как на небольших неровностях, так и глубоких ямах, буграх и ухабах. Кроме этого, поездки стали более безопасными. Дело в том, что довести вилку до нижнего, тупикового положения очень трудно. Ну и напомним про новые резиновые чехлы на вилке, позволяющие не боятся попадания пыли в середину вилки. За счет чего вилка будет служить долгие годы.

Управление мотоциклом

Управлять байком очень легко. Низкий центр тяжести позволяет постоянно контролировать байк без особого напряжения. Работа руля плавная, во время движения на небольшой скорости, мотоцикл продолжает уверенно себя вести. Несмотря на вес мотоцикла, техника достаточно маневренная. «Входить» повороты не затруднительно.

О Комфорте

Усовершенствованное сиденье очень удобное и мягкое. Благодаря толстому слою наполнителя на мотоцикле можно путешествовать без частых остановок. Вместительность сиденья позволяет с легкостью располагаться двоим людям, водителю и пассажиру.

Производительный элемент

По мнению экспертов, работа двигателя в целом приемлемая. Какими не были бы обороты, мотор отлично тянет. Но, замечания все-таки существуют. Двигатель выдает незначительные вибрации при передвижении на скорости в 70-80 км/час. Как было выяснено, это вызвано недостаточной жесткостью рамы. Хотя, они практически не ощущаются на скорости в 100 и более км/час.

Стоимость

На сегодняшний момент вполне реально приобрести этот мотоцикл в хорошем состоянии. Средняя цена на CZ 350 типа 472.5 равна 60 000 рублей. Купив мотоцикл Чезет 350, водитель обеспечивает себя положительными ощущениями и эмоциями на долгое время.

Самый желанный мотоцикл в Советском Союзе – Чезет-350

Мотоциклетная техника была довольно популярна в Советском Союзе — мотовелосипеды, мопеды и, конечно же, мотоциклы. Большинство молодых людей выбирало именно мотоциклы, они и выглядят более сильно, чем мопеды и мотовелосипеды, да и работают мощнее.

В СССР марок мотоциклов было не так много, они все без исключения ценились и были любимы гражданами страны. Особенной популярностью и любовью пользовалась зарубежная техника.

Если говорить о мотоциклах, то заветной мечтой молодежи был мотоцикл производства Чехословакии — CZ 350.

  1. Общие сведения
  2. История появления CZ
  3. Мотоцикл в СССР
  4. Внешний вид и технические характеристики
  5. Внешне мотоциклы CZ напоминают Jawa-350
  6. Особенности конструкции

Общие сведения

Кроме СССР мотоциклы CZ нашли свою аудиторию в других странах мира, прежде всего за счет технических характеристик и успехов в мотокроссе и эндуро.

Именно на Чезете стал чемпионом мира гонщик из Бельгии Жоэль Роббер, причем три раза – 1964, 1968 и 1969 годах. Так же марка и модель мотоцикла принесла третье место в мировом чемпионате 1964 года советскому гонщику Виктору Арбекову. Он же в 1695 году стал первым советским чемпионом мира по мотокроссу.

История появления CZ

Выпуск этого мотоцикла начался с 1930 года на заводе Česká zbrojovka, что в чешском городе Страконице. Ранее на этом заводе выпускалось оружие, которое имело мировую популярность, прежде всего за счет качества работы и срока службы.

Первый мотоцикл на заводе был создан по прототипу немецкой модели DKW NZ 350. Первый мотоцикл CZ 350 появился в 1930 году, его основным назначением была езда по сложнопроходимой местности и камням. CZ 350 стал основой для создания более совершенных моделей мотоциклов. Во время Великой Отечественной Войны производство мотоциклов на заводе было приостановлено, завод вернулся вновь к производству оружия.

Зато выпущенные в довоенное время мотоциклы стали активно использоваться в боевых действиях – они доставляли на поле боя оружие, медикаменты, еду. По данным статистики из 500 000 единиц мотоциклов, задействованных в военных действиях, полностью вышли из строя только порядка 200 штук. Даже сегодня выпущенные в советское время автомобили продолжают выполнять свои функциональные обязанности. После завершения военных действий производство мототранспорта в стенах завода возобновилось.

Мотоцикл в СССР

Стоит отметить, что CZ 350 в СССР поставлялся далеко не в массовом порядке, как, например, родственная марка Jawa. Наверное, поэтому CZ 350 отличались особым «заграничным шармом» и высоко ценились среди отечественных любителей мототехники. В СССР наиболее популярными стали 350-кубовые модели семейства 472, которые выпускались в различных модификациях с 1976 года по 1989 год.

В отличие от мотоциклов марки «Ява» CZ-350 продавались исключительно, как «одиночные» мотоциклы, что еще больше способствовало их популярности среди молодежи. Во второй половине 80х годов новый Чезет в деревянной коробке стоит 1050 советских рублей.

Спрост на Чезеты был настолько высокий, что в поисках нового мотоцикла мотолюбители могли объехать полстраны, чтобы в каком-то мото или спорт магазине найти свой Чезет. Сегодня такие раритеты можно продать за 1500 евро, прежде всего за счет того, что в советские годы им практически не пользовались, больше брали для того, чтобы покрасоваться, редко когда пробег превышал 2000 километров.

Внешний вид и технические характеристики

Внешне мотоциклы CZ напоминают Jawa-350

…тем не менее, имеют и ряд существенных отличий. Прежде всего, CZ имеет более легкую трубчатую раму, алюминиевый маятник, алюминиевые пульты на руле и алюминиевый корпус фары. Колесные обода выполнены из легких сплавов, задние амортизаторы имеют более удачную конфигурацию.

Весит мотоцикл порядка 156 килограммов, топливный бак рассчитан на 13 литров. Производителем заявлен расход топлива в 4,6 литров на 100 километров, при скорости в 80 км/час. Максимальная заявленная скорость – 120 км/час. Мотоцикл рассчитан на водителя и одного пассажира, вмещает груз до 160 килограммов. В длину мотоцикл – 201 сантиметр, в ширину – 70 сантиметров, в высоту – 101 сантиметр.

Особенности конструкции

Одной из основных отличительных характеристик CZ 350 является прочность, которая достигается, прежде всего, за счет использования для изготовления деталей высококачественных материалов.

Отличительные характеристики:

  • Мотор двухцилиндровый с объемом порядка 350 кубических литров, мощность в 22 лошадиные силы,
  • Трехступенчатая КПП,
  • Передняя вилка телескопического вида,
  • Коленчатый вал сборный, выполненный по принципу прессованного типа,
  • Впереди установлена кривошипная камера,
  • Руль поворачивается в обе стороны на 45 градусов, при использовании специального клапана руль можно закрепить в разных положениях,
  • Коробка передач в нижней части телескопической вилки,
  • Управление скоростями в ручном или автоматическом режиме,
  • Двигатель, тормоз и грязевой щиток присоединяются к подвижной части телескопической вилки.

Мотоцикл CZ 350 по сегодняшний день является эталоном прочности и удобства для создания новых марок и моделей мотоциклов.

Выпуск этой марки был остановлен в 1960 году, но большая часть 1,5 миллионов выпущенных мотоциклов и по сегодняшний день находятся в рабочем состоянии.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector